Барская (Чардынина) Маргарита Александровна
- актриса, режиссер, сценарист, певица
[править]

Барская.jpg

1903-1939

Маргарита Александровна Барская родилась 19 июня 1903 года в Баку.
Девочке было 6 лет, когда отец оставил семью, и воспитанием Мары и двух ее сестер занималась мама.
Поступок отца настолько возмутил Маргариту, что позже, при получении паспорта, она взяла себе другое отчество.

Свою мастерскую, расположенную в самом центре города около Парапета, мадам Барская скромно назвала «Лувр». Не имея художественного образования, однако обладая врожденным вкусом, хозяйка придумывала фасоны шляп сама. Работало на нее около 30 мастериц. Работы ее были весьма популярны у бакинских дам - двух одинаковых шляпок от мадам Барской в Баку не было. Но шляпного заработка на прокорм и образование троих детей не хватало, и подспорьем была сдача комнат артистам, приезжавшим в Баку на гастроли.

В "Бакинском настольном календаре на 1905г."[1]нам удалось найти адрес Барской (шляпы) - ул. Кривая.
Находясь часто в актерской среде, девочка с ранних лет ни о чем другом и не думала, как о работе в искусстве. Сцена притягивала ее.

Актерская карьера Барской складывалась блестяще: к выпускным экзаменам из "русского отделения" недавно открывшейся Государственной Азербайджанской драматической студии (начало 1922г.) было допущено 7 человек, среди которых Мара оказалась единственной, получившей приглашение сразу в три театра.

Barsky Fidler.jpg

Маре Барской - Юрий Фидлер

Вы - последняя страница
улетающего детства,
Размечтавшийся подросток
из романа Маргерит.
В ваших взглядах и улыбках
есть наивное кокетство
И поющие аккорды
из серебряных сюит.
Вы мне кажетесь мечтою
восхищенного поэта
Вас соткал из нежных звуков
увлекающийся Григ,
Вы - застенчивая поза
голубого менуэта
Вы - смеющегося солнца
золотой весенний блик.
В вас блестящая небрежность
стиля маленькой инфанты,
Пылкость юной гимназистки,
побледневшей от весны.
К вашим взорам подошли бы
кольца локонов и банты,
и коротенькое платье,
и ребяческие сны...
Вы - хорошенький подросток
из французского рассказа,
Ваша сфера - пляж, улыбки,
увлеченья и крокет,
Шаловливые поэмы,
поэтичные проказы.
Вас придумал в летний полдень
очарованный поэт

Баку. май 1922



В передвижном театре "Красный факел" под руководством Татищева Барская быстро заняла ведущее положение. Большинство ролей, которые она тогда играла, были детские. Это неудивительно. И в 30 лет актриса выглядела юной 20-летней девочкой с невысокой тонкой фигурой, короткой стрижкой рыжевато-каштановых волос, с большими выразительными карими глазами на румяном овальном лице. И при этом была по-женски эффектна.

Барская-Чардынин.jpg

На гастролях в Одессе кинофабрика предложила Барской договор, а крупнейший актер и режиссер русского кино того времени Петр Чардынин - руку и сердце.

"Чудесный человек, - писала о Чардынине Маргарита Александровна. - Как хорошо, что я прожила с ним шесть лет, несмотря на все горе, которое было. Я все ж ему обязана многим, в том числе терпимостью к людям.
Это один из лучших представителей русской интеллигентной богемы. Старый могикан, больше таких не будет.

На шестом десятке покорить такую колючую девчонку, какой была я, жениться на ней (замучить до того, что она сбежала), взять другую жену, еще моложе, работать всю жизнь, острить, пить, раздавать деньги до копейки, сохранять постоянное доброжелательство к людям, гнуть руками подковы, создать русскую кинематографию и перед смертью вздохнуть, что... сколько еще хороших девушек осталось".


Барская сбежала не столько от Чардынина, сколько к своей мечте - снимать детское кино.

На 11 картинах Чардынина Маргарита Александровна была так называемым "черновым" режиссером. По ее предложению, когда в 1925г. снимались 2 серии "Тараса Шевченко", был снят специальный вариант для детей.

О детском кино в те времена на Украине нечего было и думать, но оказалось, что в Москве положение не лучше.
В 1930 г. Барская по своему школьному сценарию на сельскохозяйственную тему поставила в "Востоккино" фильм "Кто важнее - что нужнее", признанный прессой и педагогической общественностью как первое настоящее пособие комплексного преподавания.
Руководство ухватилось за способного режиссера и предложило ей поставить "взрослый", настоящий, фильм. Барская отказалась, мотивируя принципиальным желанием работать в области детского кино, и была уволена "за невозможностью использования".

Свернув с "проторенного" актерского пути, Маргарита Александровна упорно преодолевала все возникающие препятствия.

В 1931 г. она написала сценарий фильма "Рваные башмаки", съемки которого ей удалось закончить только к концу 1933 г.
Действие фильма происходит в некой западной капиталистической стране, хотя изначально под этой страной подразумевалась Германия, тогда еще не гитлеровская, и даже был приглашен "консультант по Германии" известный политический деятель Карл Радек. Именно это обстоятельство сыграло в судьбе Маргариты Александровны роковую роль.

В 1935 г. на даче Максима Горького устроили Ромену Роллану встречу с лучшими кинематографистами страны. Встреча превратилась в своего рода "бенефис" Маргариты Барской.
Отвечая на любой вопрос, Ромен Роллан неизменно "сворачивал" к "Рваным башмакам". Вот, мол, какие фильмы нужно снимать, какие сценарии должны быть, какие фильмы следует показывать за границей, это новое слово в кинематографе и прочее.
Горький сказал проще:

"Если бы я раздавал ордена, то я бы за эту картину орден дал. Я бы ей (раздвинул руки на полметра) такой орден дал, я бы (сделал рукой движение, как бы поднимая тяжесть) фунтов в пять ордена не пожалел...
А как это вы сделали, что у вас маленький мальчик перед витриной дает такую гамму эмоций, которые доступны только большому актеру?"

Триумфально прошедший по всем странам фильм Чаплина "Малыш" вызвал много подражаний. Полемизируя с Чаплиным, делавшим ставку на "гениальность" сверходаренного ребенка, М. Барская принципиально снимала "обычных детей.
Она считала, что всякий ребенок талантлив, нужно только уметь показать это на экране. Для детей вся их жизнь - это игра. Можно поиграть в "казаки-разбойники", в "дочки-матери"... А можно - в "магазин".

Игры пятилетних детей отражают жизнь, как в зеркале. А школьники в эту жизнь уже вступили. Улюлюканьем и свистом они дразнят штрейкбрехеров, с удовольствием бегают, прыгают, дерутся, лазают по заборам, забывая, что перед ними камера.

А малыши ("В фильме участвуют дети от 2 до 13 лет" - таков вступительный титр картины) даже и не подозревают, что их снимают. В результате - каждый кадр дышит простотой и естественностью.
Режиссер настаивала, чтобы дети снимались не более 4 часов. Позже эта норма официально была утверждена трудовым законодательством. Да и сами принципы работы с детьми на долгие годы стали основополагающими.

"Давно уже не было на нашем экране фильма, вызвавшего столько похвал. Уже одно это говорит о "Рваных башмаках" как о ярком и значительном явлении советской кинематографии", - отметил Лев Кассиль и... принес на "Межрабпом" повесть "Черемыш - брат героя".

Так с легкой руки Маргариты Барской детские писатели "повернулись" к кинематографу.

В 1936 г. "закрыли" почти законченную картину "Отец и сын" (сохранился смонтированный позитив и отдельно - черновая фонограмма).
Причин для закрытия обнаружилось более чем достаточно.
Впервые в отечественном кино этот фильм в острой форме затрагивал проблему воспитания детей в советской семье и школе. Тема была актуальна, и именно актуальность "смутила" руководство.

Действие "Отца и сына" разворачивалось в московских закоулках и трущобах, что шло вразрез с негласной установкой показывать только парадную и радостную столицу.

Режиссера переполняют творческие планы, однако реализовать их ей упорно не дают: уже подходит 1937 год.
Наконец, ей удается отснять по своему сценарию фильм «Отец и сын», посвященный морально-воспитательной теме.
Фабула: отец[2] – директор большого завода, полностью поглощенный своей работой, и ему некогда заниматься сыном (мать рано умерла), который отбивается от рук и попадает в дурную кампанию, познакомившись с прелестями московского дна, показанного весьма реалистично.

На общем собрании коллектива студии «Союздетфильм», где требовалось принять очередную резолюцию «смерть врагам народа», Маргарита поднимает руку против, прекрасно сознавая, что подписывает приговор себе.
Конечно, сразу последовал вызов на Лубянку, где женщина ведет себя исключительно достойно, категорически отказавшись кого-либо оговорить или что-либо подписать.
Происходит «чудо» - Барской подписали пропуск на выход, но её творческая жизнь подошла к концу.

Увольнение с работы, исключение из Союза писателей и отовсюду, откуда можно, постоянная угроза ареста, жизнь случайными заработками, «вакуум» вокруг.
Её припоминают знакомство с Радеком. Карл Радек был арестован как "враг народа".
Барская не была членом семьи Радека и потому не подверглась репрессиям. Однако завистники не преминули воспользоваться этим обстоятельством и устроили Барской самое настоящее судилище. Но Маргарита Александровна оказалась, на удивление, стойкой и принципиальной:

"Он не враг! Если бы я знала, что он враг, то сама застрелила бы его!"


Интересно, что одно из предъявленных Маргарите обвинений (сохранившееся в стенограмме общего собрания) звучало, как «клевета на советский преступный мир». (Как же! Советский паралич – самый прогрессивный в мире.)

Становится не на что жить. Свои чувства Барская отразила в дневниковой записи:

«В нормальное время я чаще стремилась изолироваться от людей, а теперь я чувствую себя, как в стеклянной банке. Кругом всё видно, совсем рядом со мной, но это – прозрачная стенка».

В этот момент поддержку Маргарите оказал друживший с ней Антон Семенович Макаренко, пригласивший её совместно писать сценарий «Флаги на башнях». Но в апреле 1939 года Макаренко не стало.

Кинофильм «Отец и сын» объявляется «антисоветским», «вредительским» и отправляется в спецхран, где сохранились только отдельные его фрагменты. Когда в конце 60-х годов фильм попытались восстановить, ничего не получилось.
Бывшие друзья в целях безопасности предпочли прервать знакомство. Кино для Маргариты Александровны с тех пор было закрыто.

В сентябре 1939 года Маргарита Александровна Барская, измученная долгой «пыткой ожиданием» и лишенная средств к существованию, покончила с собой, бросившись в окно своей квартиры на пятом этаже в кооперативном доме кинематографистов (Большая Никитская. 47-а).

Барская-могила.jpg

Похоронена она в колумбарии Донского кладбища. Захоронение в секции 1 колумбария 9, непосредственно у входа в некрополь.






Некоторые литератороведы считают, что Маргарита Барская – прототип героини романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргартита» Милицы Андреевны Покобатько – актрисы передвижного театра, жившей вблизи Елоховского собора, в Гавриковом переулке. Маргарита Александровна Барская тоже работала в передвижном театре, приехала с Украины и одно время жила вблизи Елоховского собора, в Гавриковом переулке.


Роли в кино

  • 1922 - Исповедник | Modzghvari (мать Маквала)
  • 1922 - Изгнанник (короткометражный)
  • 1924 - Простые сердца
  • 1925 - Соль (карикатурно толстая баба-мешочница времен гражданской войны)
  • 1925 - Генерал с того света (короткометражный) (веселый, озорной мальчишка-чистильщик)
  • 1925 - Бабий Лог (крестьянка Дарья)
  • 1926 - Ягодка любви (девушка Лиза)
  • 1926 - Тарас Трясило (Ягелла, коварная и жестокая)

Режиссер

  • 1930 - Кто важнее - что нужнее
  • 1933 - Рваные башмаки
  • 1936 - Отец и сын (документальный)

Сценарист

  • 1930 - Кто важнее - что нужнее
  • 1933 - Рваные башмаки
  • 1936 - Отец и сын (документальный)


Фотоальбом[править]


Примечание:

  1. "Бакинский настольный календарь на 1905г.". Справочная книга со всеми планами и описанием г. Баку. Второй год издания. Землемера К.Г.Качана. Баку. Типография Я.Г.Гюльбасарова
  2. В роли отца снялся Лев Свердлин.


Источники:
сайт "кино-театр"
сайт "Негаснущие звезды"
В статье использованы материалы, предоставленные племянником М.Барской, Д.А.Барским, для сайта Новое Донское кладбище




--Jonka 21:46, 17 апреля 2011 (CEST)

comments powered by Disqus