Иванов-Клышников Василий Васильевич - пресвитер Бакинской евангельской церкви[править]

13.8.1846 - 19.2.1919

Среди видных работников евангельско-баптистского движения особое место занимает поборник единства Церкви Христовой, пресвитер Бакинской церкви, редактор журнала "Баптист" Василий Васильевич Иванов. В. В. Иванов родился 13 августа 1846 года в благочестивой молоканской семье в Закавказье. Его дед и отец пользовались большим уважением среди молокан Закавказья за свою благодетельную жизнь и знание Священного Писания.

Василий Васильевич Иванов был сыном Ефима Трефиловича Клышникова, выдающегося молоканского деятеля Закавказья. Ефим Трефилович Клышников, преследуемый правительством, бежал из Тамбовской губернии в Закавказье, где жил и работал до самой смерти под чужим именем Василия Семеновича Иванова. Василий Васильевич очень дорожил своей родовой фамилией и потому пожелал остаться под именем В. В. Иванова-Клышникова.

Детство и большую часть своей жизни В. В. Иванов провел в селении Новоивановка Елисаветпольской губернии. Когда юноше было семнадцать лет, семья осталась без отца, и он как старший среди своих братьев и сестер вместе с матерью разделил все заботы и попечение о семье. От своего деда и отца Василий Иванов унаследовал нравственную чистоту, глубокое религиозное чувство, кротость и миролюбие, отзывчивость и откровенность. Эти прекрасные качества позволили ему, несмотря на его молодость, после смерти своего отца занять видное положение в Новоивановской молоканской общине.

Однажды, при посещении своих родных в Бакинской губернии, он познакомился с необыкновенным молоканином, утверждавшим, что во исполнение воли Господней всем Его последователям необходимо принять водное крещение, ибо Сам Иисус Христос принял водное крещение от Иоанна Крестителя. Эти слова о крещении коснулись сердца богобоязненного юноши, и он с присущими ему пылкостью и рвением стал настойчиво искать ответ на этот важный вопрос. Он еще глубже и усерднее начал изучать Священное Писание, а также переписываться с теми, кто хотя бы немного мог пролить свет на разрешение волнующей его проблемы. Так возникла связь с проживающим в Таврии А. Стояловым, в Тульче (Румыния) с неким Никитиным и через него с зарубежными методистами. Но особенно он был тронут, когда узнал, что в Тифлисе проживает первый крещенный по вере из молокан Никита Исаевич Воронин. Не раздумывая, Василий Иванов написал и ему.

Вскоре он получил письмо от Воронина, в котором тот убедительно, на основании Священного Писания, доказывал необходимость исполнения заповеди крещения. Его ответ вполне удовлетворил Иванова, у него уже не было никаких сомнений в том, что совершение акта крещения следует понимать не "духовно", как учили молокане, а практически, как и написано: "И сошли оба в воду, Филипп и евнух, и (Филипп) крестил его". Горя желанием исполнить правду Божию, В. В. Иванов направился в 1870 году в Тифлис. Но там его постигает неудача. Тифлисская церковь не допустила его до святого водного крещения, признав, что ему недостает еще личного общения с Богом посредством живой веры и молитвы.

Покорно приняв наставления от братьев, он возвратился в Новоивановку и с еще большей ревностью стал вникать в себя и в учение Господне. Изучая Слово Божие, он постоянно спрашивал себя: "Что ожидает Христос от каждого грешника в отдельности и, в частности, от меня?" И, познавая, "что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная", В. В. Иванов все больше и больше убеждался в своей греховности и несовершенстве. Он почувствовал, что "нищ и наг" перед святым и праведным Богом, что вся его человеческая праведность, поистине, "как запачканная одежда". Он понял, что Господь не ждет от него ни добрых дел, ибо ими невозможно заслужить спасения, ни праведности "потому что все согрешили и лишены славы Божией". Христос есть единственный Спаситель! Он давно уже заплатил Своей Кровью за каждого грешника в отдельности. Любя все человечество, Господь дает оправдание даром, по благодати через веру. Вера! Вот что необходимо для прощения каждого блудного сына, приходящего к милосердному Отцу.

"Вера в деле нашего спасения, - позднее писал В. В. Иванов, - всегда стоит на первом плане... Вера есть личная потребность всякой человеческой души. Она может быть только моей и твоей. Моя вера спасает меня, твоя вера может спасти тебя., Получив же спасение даром, через веру в искупительную жертву сознает полную свою зависимость от Господа Иисуса Христа и чувствует беспредельную любовь к Нему. Он отдается всецело в Его святую волю, слушается Его как своего божественного Учителя, беспрекословно повинуясь Ему, исполняет все то, что Он "повелел нам".

Во время его второго приезда в Тифлис поместная церковь после надлежащего испытания с радостью приняла его в свою среду, преподав ему святое водное крещение в реке Куре. Это произошло 31 октября 1871 года. В ту пору В. В. Иванову было 25 лет. И с того незабвенного момента брат ревностно, не щадя своих сил и времени, начал дерзновенно проповедовать Евангелие благодати, привлекая грешников ко Христу как к единому Спасителю от греха и смерти. На славном поприще служения Христу и Его делу В. В. Иванов особенно близко сошелся с братом Василием Гурьевичем Павловым, известным неутомимым деятелем евангельско-баптистского движения, Беззаветная дружба этих тружеников на ниве Христовой не прерывалась, несмотря ни на какие обстоятельства, в течение их дальнейшей полувековой деятельности.

Первые шаги братьев в благовестническом труде начались в местах, где они выросли и жили, - на их родном Кавказе. Кавказ был в то время местом ссылки. Поэтому часть населения Кавказа составляли молокане и духоборы. Среди них и были посеяны первые семена евангельской истины. Результат этого благословенного труда не заставил себя долго ждать. За короткое время здесь возникло несколько общин. Испытав радость во Христе, братья делились этой радостью с другими людьми, особенно со своими родными, близкими и односельчанами. Интересное воспоминание о начале благовестнической деятельности мы находим в дневнике В. Г. Павлова:

"В 1872 году брат Иванов просил меня посетить селение Новоивановку Казахского уезда. Это было моё первое посещение или, другими словами, первый опыт благовестнического путешествия. С извозчиком приехал я в село Михайловка, а оттуда... поехал верхом на лошади через горы по незнакомой мне дороге и попал на хутор. Утром на святое воскресенье я достиг цели. Встретившие меня братья были очень рады моему приезду, и я пробыл у них более недели. В 1873 году мы снова посетили село Новоивановку".

В 1873 году В. В. Иванов побывал в Чухур-Юрте, Джебанах Шема-хинского уезда, Андреевке, Пришибе и Ленкорани. Во всех этих местах, населенных молоканами, стали появляться верующие, которые в свою очередь начали наставлять и других молокан в необходимости возрождения "от воды и Духа", принятия водного крещения и преломления хлеба.

Следует отметить, что среди молокан истинное евангельское учение прививалось нелегко. Они видели в нем оставление якобы учения Христа и возвращение к внешнему, обрядовому христианству. Против В. В. Иванова с сердечным жаром выступили ярые ревнители молоканства И. А. Голяев и С. П. Степанов. Они упорно не соглашались с новым для них учением. Однако все кончилось тем, что эти искренние искатели Христовой правды были побеждены ясными евангельскими доводами. Вскоре И. А. Голяев и С. П. Степанов стали ревностными проповедниками евангельской истины (М. И. Голяев. "Как вел меня Господь". "Братский вестник", 1946 г., № 3).

В 1879 году был издан закон о признании баптистов в России. Братья благовестники могли свободно ездить по России и проповедовать Слово Божие. Известно, что в это время В. В. Иванов посетил Приволжский край и Могилевскую губернию, где также возникли новые евангельские церкви. Однако через год, в 1880 году, когда к власти пришел обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, многое изменилось.

Уже в первый период победоносцевского времени многие братья подверглись тяжелым гонениям. Так, В. Г. Павлов и Н. И. Воронин в 1887 году были сосланы под надзор полиции в Оренбургские степи. В. В. Иванов, хотя и оставался на свободе, однако терпел различного рода испытания и лишения. Он и в это тяжелое время трудился в церквах Божиих, укреплял и ободрял верующих, а также привлекал новые души ко Христу. Он продолжал трудиться на Кавказе, путешествовал по Поволжью, Украине и другим местам Российской империи.

1894 - 1895 годы были особенно тяжелыми для верующих евангельского направления. В это время по решению правительства был закрыт склад Британского Библейского общества, и Священное Писание практически не распространялось. Правительством было запрещено принимать "штундистов" на службу, а за распространение своего учения им грозила ссылка в Сибирь, Закавказье и в другие отдаленные места.

Если В. В. Иванову до этого времени как-то и удавалось избежать ареста, то в 1895 году это стало невозможным. Он оказался в заключении. Большим утешением для него была Книга книг - Библия. Он жил этой святой книгой, любил ее и никогда не расставался с ней. "Святая Библия, - писал он, - как солнце в небе, и под её живительными лучами всё согревается, освещается и оживляется; всё растет и цветет, принося плоды праведности и святости".

Из тюрьмы в кандалах он был направлен в ссылку в Польшу, относящуюся в то время к России. С ним последовала и его семья.

В тяжелое время ссылки ему и его семье большую поддержку оказывал известный труженик на ниве Божией доктор Бедекер. "Он был для нас рукою Господа", - вспоминал о нем Иванов.

По окончании пятилетнего изгнания В.В.Иванов приехал в Баку. Бакинская церковь с радостью приняла его в свои ряды и избрала пресвитером. Это служение он нес в течение семнадцати лет, с 1900 по 1917 год. За время его служения церковь достигла высокого духовного уровня, число её членов постоянно росло. "Собрания наши, - писал брат Иванов, - всегда сверх ожидания переполнялись народом. Братья проповедовали Слово Божие в силе Духа Святого, а слушатели с затаенным дыханием слушали и не пропускали ни одного слова... Слушатели были очень довольны, братья радовались, и были обращения к Господу! Сердце моё переполнено благодарностью Господу. Слава Ему!" (Журнал "Баптист", 1909 г., № 1).

Но духовная деятельность его не ограничивалась служением словом и руководством церковью. Обладая литературным даром, В. В. Иванов много трудился в тайно издаваемом с 1889 года гектографическом журнале "Беседа", а с 1907 года в официально разрешенном органе русских баптистов, журнале "Баптист".

Как пресвитер церкви, умудренный житейским и духовным опытом, он написал книгу "Бакинская община русских баптистов", в которой осветил многие важные вопросы церковного устройства.

В.В.Иванов понимал, что дело Божие будет идти благословеннее, если между братьями будет взаимная любовь и единство, "Теперь для всех почти стало ясно видно, - писал он, - что между баптистами и евангельскими христианами существует разница только в названии и в некотором различии внешнего устройства общины, но по духу и учению во Христе все мы едино. Всякое же название или различие во внешнем устройстве церкви не может помешать нам в любви друг ко другу рука об руку работать на ниве Божией".

И брат Иванов много потрудился в этом направлении. Он часто поднимал вопросы, касающиеся единства всех детей Божиих евангельского направления, вел обширную переписку по вопросу единения христианских рядов, слияния евангельских христиан и баптистов в один братский союз. Такая переписка велась им и с братом И.С.Прохановым.

В. В. Иванов считал, что через издаваемый Союзом баптистов журнал "Баптист" можно многое сделать в деле объединения народа Божия в одно "единое стадо" для прославления имени Господа. Много сил и времени брат посвятил труду в этом печатном органе. В 1913 году правление Союза возложило на В. В. Иванова тяжелое бремя редактора журнала "Баптист". Брату в эту пору уже шел 68 год.

Чувствуя всю ответственность за порученное ему Господом и братьями дело, он обратился к читателям журнала со следующими словами: "Если мои любезные братья и друзья не будут поддерживать руки мои, как Аарон и Ор поддерживали руки Моисея, - Исх. 17, 12, то я скоро могу ослабеть и упасть под этой ношей. Я убедительно прошу всех моих друзей во Христе прийти мне на помощь во имя Господне". И мы знаем, что брат с помощью Божией по молитвам братьев и сестер справился с возложенной на него задачей.

Авторитет В. В. Иванова в братстве был общепризнан. Он являлся участником первой братской конференции в 1879 году, проходившей в тороде Тифлисе, и был делегатом большинства последующих съездов. На конференции "Верующих, крещенных христиан, или так называемых баптистов Южной России и Кавказа", состоявшейся в селе Нововасильевке 30 апреля - 1 мая 1884 года он был назначен благовестником по Кавказу.

В 1905 году он вместе с Д. И. Мазаевым и В. Г. Павловым был. делегирован на первый Всемирный конгресс баптистов в Лондоне.

В августе 1908 года он являлся делегатом Европейского конгресса баптистов в Берлине. В 1911 году брат Иванов принимал участие во втором Всемирном конгрессе баптистов в Филадельфии, США.

Этот служитель Божий пользовался уважением не только верующих евангельского направления, но и других христианских течений. Православные богословы с почтением относились к нему за его глубокие и назидательные духовные статьи.

В 1916 году брату исполнилось 70 лет. Его деятельность на литературном поприще, работа в Союзе баптистов, труд благовестника и обязанности пресвитера требовали от него много сил, но здоровье его начало резко ухудшаться.

По состоянию здоровья В. В. Иванов вынужден был переехать в Евпаторию к своему меньшему сыну Павлу Васильевичу Иванову-Клышникову. В августе 1918 года вместе с сыном и его семьей он переселился в село Нововасильевку Таврической губернии, где в предвидении близкого отхода к Небесному Отцу он с особым усердием предался завершению своего труда на ниве Божией.

26 декабря 1918 года на объединенном собрании нескольких евангельских общин Нововасильевки Василий Васильевич произнес свою последнюю проповедь. Он и в последний раз свидетельствовал о великой и дивной тайне искупления падшего человечества драгоценной Кровью Христа и победе воскресшего Спасителя над грехом и смертью. Болезнь быстро уносила и без того слабые силы брата. В воскресенье 9 февраля 1919 года он в полном сознании простился с братьями и сестрами, пришедшими навестить его. И когда все ушли, он тихо сказал: "Иду домой!"

На следующий день 10 февраля он ушел к своему Отцу, Который дал ему жизнь, наделил его многими дарованиями, и эти дарования брат как верный раб употребил для славы своего Господа. "Хорошо, добрый и верный раб!" - Мф. 25, 21.

12 февраля 1919 года его тело было предано земле на кладбище села Нововасильевка.

"Он был и остается, - писал о нем брат Н. В. Одинцов, - "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте", в кротости и терпении; противник не имел ничего сказать о нем худого - 1 Тим. 4, 12; Тит. 2, 7 - 8.

В журнале "Утренняя звезда" за 1919 год, № 7 брат И.С.Проханов писал: "В лице почившего брата В. В. Иванова дело Божие утратило одного из самых искренних работников. На основании Слова Божия мы верим, что семена, посеянные братом, не пропадут, а дадут свой плод для Царствия Божия". Следует сказать, что эти плоды были видны как при жизни брата, так и после его смерти.


Е. Соколов

Использовались материалы сайта Всеукраинской Ассоциации ЕХБ

comments powered by Disqus