Лавинский Антон Михайлович - Скульптор, архитектор, график, дизайнер, сценограф[править]

1893 – 1968

Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.

В 1913[1]переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ.

В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В.Шервуда и А.Т.Матвеева. Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).

Принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды, по которому выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М.Е.Салтыкову-Щедрину. В 1919 создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с В.А.Синайским).

В 1919 направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных художественных мастерских. Член саратовского «Общества художников нового искусства» (Презентисты). В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (Инхук).

Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.

Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.

Лавинский активно работает в полиграфии, где блистают российские дизайнеры, получившие мировое признание, такие как А.Родченко, В.Степанова, С.Телингатер, А.Ган, Л.Лисицкий, Г.Клуцис, С. Сенькин и братья Стенберги.

Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой живописностью», а затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и осваивают универсальную проектную деятельность - дизайн. Яркий пример - дизайнерский подход к заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР - ГИЗа.

Получившие этот заказ конструктивисты-лефовцы не ограничились созданием рекламных плакатов, но разработали и формы демонстрации, продажи и хранения книг. По проекту А. Лавинского и А. Родченко оформление строилось на сочетании цветов - черного, красного и золота. Они же разработали типовую вывеску книжного магазина. Е.Семенова и Е.Лавинская спроектировали систему расстановки книг в витринах с использованием передвижных полок, А. Родченко и В. Степанова - головной убор для продавцов, А. Лавинский - книжные киоски с трансформирующейся конструкцией. Рекламные плакаты делали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие.

Из книги: Графический дизайн в России Год издания: 2008

Вот что пишет Вячеслав Полонский в книге "Моя борьба на литературном фронте". Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста и комментарии С. В. Шумихина.

Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна», он собрал небольшую компанию — он сам, Лиля Брик, Левин, Лавинский, Осип Брик, — и сообща «мазали» плакаты. Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал Маяковский. Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в ПУРе пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные аппетиты были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.

«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец Елизавета Лавинская. - По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом, а уж если рисовать, то рекламные плакаты <...>».

Антон Лавинский, ее муж, как раз и принадлежал к лефовским художникам. О его рекламных плакатах соратник по Лефу писал в 1925 году: «...все - четко и броско. Четко и броско только потому, что правильно понята функция плаката, и каждый плакат не рассредоточивает, а собирает внимание остроумной комбинацией прочно-вмонтируемых снимков рекламируемых вещей».

По мнению Е. В. Бархатовой в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х годов

Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты, которым теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат сознательно противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной принадлежностью свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся "зародыши обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от "культуры индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики 8. Один из них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную форму изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста вполне адекватна роли инженера-конструктора".
Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей.


1920-1926 годах Лавинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а затем деревообрабатывающем факультетах.

По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, стекло, асбест.

Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920). Один из первых мастеров фотомонтажного плаката, занимался киноплакатом, рекламой, оформлением книг. Автор афиши кинофильма «Броненосец «Потемкин»: 1905 год» (1926), плакатов «Открыта подписка на “Рабочий факультет на дому”», «Экспорт — импорт СССР» (оба — 1926), «Красная Армия — школа гражданина…» (1927) и других.

Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда (1921; в соавторстве с В. П. Киселёвым и В. Л. Храковским); декорация — конструктивная система лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью «Земля». Выступил режиссером и художником кинофильма «Радио» (1927). В 1923–1925 выполнял оформление киосков для Госиздата и Моссельпрома, в 1927 — проект «Радиотрибуны». Совместно с Эль Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона на Международной выставке печати в Кёльне (1928).

Им оформлялись обложки книг В.В.Маяковского и не только:

13 лет работы. Два тома. Том №1. МАФ., M., 1922; тир. 10000; 304 стр. ;19х11.5; Том №2. МАФ., M., 1922; тир. 10000; 464 стр. ;19х11.5; Обложка в две краски работы А.Лавинского.

Лирика. Круг., M.-Л., 1923; тир. 5000; 93 стр. ; Обложка в две краски работы А.Лавинского.

Брик О.М. Не попутчица. ГИЗ., M. – Петроград, 1923; тир. 3000; 36 стр. Цветная обложка работы А.Лавинского - удачное соединение конструктивизма с фотомонтажом.

Оформлял посмертную выставку произведений В. В. Маяковского в Москве (1931). В 1930-х занимался праздничным оформлением улиц и площадей Москвы.

С 1931 — член АХР. Участвовал в выставках:

  • IV выставка живописно-пластической культуры в Саратове (1920),
  • 1-я русская художественная выставка в Берлине (1922),
  • международная выставка художественно-декоративных искусств в Париже (1925),
  • 1-я (1925), 2-я (1926) выставки киноплаката,
  • выставки «Окна сатиры РОСТА» (1929),
  • «Художники РСФСР за XV лет» (1933) в Москве,
  • художников советского театра в Ленинграде и Москве (1935),
  • юбилейная республиканская выставка, посвященная 25-летию Октября в Ташкенте (1943).

Преподавал в Саратовских государственных художественных мастерских (1919–1920), Вхутемасе в Москве (1920–1926): до 1923 на скульптурном (совместно с Б. Д. Королевым) факультете, в 1923–1926 — на деревообделочном.

Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Российской национальной библиотеке.

Источники: Здесь и Здесь


Лавинский.jpg

Книга рассказывает о творчестве одного из деятелей русского архитектурного авангарда Антона Лавинского (1893-1968). Это первое издание, посвященное анализу работ данного художника, известного в первую очередь своим проектом «Город на рессорах». Автор подробно анализирует работы Лавинского во всех сферах искусства: от скульптуры до архитектуры и дизайна.


  1. По другим источниками: в 1914 году переехал в Петербург, учился в Академии художеств, или в 1912 г. переехал в Петербург и начал работать в частных художественных мастерских и в Школе поощрения художеств.


comments powered by Disqus