Лунин Владимир Андреевич
Художник-Любитель, Капитан Дальнего Плавания
[править]

Владимир 1904 года рождения. Коренной бакинец.

В своей автобиографии Владимир Андреевич Лунин написал:
"Большую долю своей любви к морю я отношу за счет своего воспитания в Бакинском техникуме водных путей сообщения и его педагогов, сумевших закрепить мои юношеские стремления в цельное желание". [1]

В 1924 году зачислен в списки обучающихся БТВПС.
Окончил Бакинский техникум водных путей сообщения в 1927 году.

Свою деятельность художника начал в техникуме с 1924 года - разрисовывал стенгазеты и яркие афиши для комедийной пьесы "Моя должность храпеть", которую студенты показывали в каждом порту, находясь в учебном плавании на судне "Яков Зевин".

Будущий штурман и капитан дальнего плавания Владимир Лунин все больше обнаруживал у себя талант живописца.
Большое влияние на формирование Владимира как художника-мариниста оказал его старший брат, военный моряк Василий Андреевич, который тоже увлекался живописью.
Куда бы его ни забрасывала судьба, он делал наброски и писал с натуры. Кисти Василия Андреевича принадлежат картины: "Горное озеро", "Фрегат XIX века", "Лоцман", "Резиденция", карандашные наброски эсминцев: "Расторопный", "Пылкий", картины бытовых сцен: "В походе", "Норвежский берег", "На большой воде".
Некоторые из этих картин можно и сегодня увидеть в стенах Бакинской морской академии.
В этих набросках и картинах Василий Андреевич показал величие труда моряка в борьбе с морем, нежелание человека покорно смириться с яростью стихии.

Первую монументальную картину "Гибель Алькантары", выполненную в стиле своего кумира Айвазовского, Владимир Лунин написал в 1928 году по событию того времени, которому был живым свидетелем. Это был эпизод столкновения парусного судна "Товарищ", на котором плавал бакинец Лунин, с итальянским судном "Алькантара".

Большую часть своей жизни, Лунин провел на мостике разных судов и наблюдения над морской стихией обогатили его знания моряка и мариниста.
Он увлекся парусным флотом. Это помогло ему в дальнейшем написать чудесные фрегаты, барки, их красочное снаряжение на фоне лазурного неба и необычайной красоты морской глади сначала седого Каспия, затем и других морей и океанов.

За период 1955-1958 годов Владимир Лунин создает 22 полотна, написанных красками светлых тонов.
Это монументальные: "Тихий океан", "Фрегат", "В дальний путь", "Пасхальная ночь", "Перед штормом". Все картины наполнены дуновением морского ветра, игривостью волн, пафосом океанского величия.

Увлекаясь живописью, Владимир Лунин находил время и для умелого изготовления из металла предметов морского обихода. В его коллекции – макеты кораблей, пушки, "вечный календарь" с действием до 2016 года, в виде изящного никелированного штурвала, светящийся бронзовый маяк с пультом управления и оригинальным внутренним освещением.
В газете "Водный транспорт" от 27 февраля 1958 года появилась статья об удивительном бакинце – капитане дальнего плавания, квартира которого представляет своеобразную выставку изобразительного и прикладного искусства на морскую тему.

За период 1958-1960 годов Луниным было написано еще 17 замечательных картин.
На свою первую выставку, устроенную в ленинградском Доме культуры водников (позже - Дворец культуры моряков) зимой 1960 года, Владимир Андреевич представил 48 полотен, написанных маслом, а также рисунки, этюды, наброски, всего 155 работ.
Не каждому профессионалу удавалось выставлять столько работ.
Успех выставки превзошел все ожидания.
Посетители писали восторженные отзывы о картинах, а в особенности, группы моряков – опытные ценители искусства мариниста.

В газете "Советская Балтика" за 1960 год появилась статья "Кисть художника в руках моряка".
Журналисты С. Байбаков и А. Дик отметили, "...что среди семи чудес света не значилось море, а художник Лунин сумел это доказать". Ошибку древних авторов исправил советский моряк В. Лунин. Любопытна его картина "Море зовет", где автор попробовал передать восторг мальчугана, увидевшего парусник. Он приветствует его как мечту, увиденную наяву. Картина во многом биографическая. Море позвало к себе Лунина, подарило ему знание жизни, силу и глубину чувств, показало гамму цветов, неизвестных ни живописцам, ни морякам."

Бакинский Дом культуры моряков тоже пригласил Лунина экспонировать его работы у себя.
Выставка понравилась бакинцам настолько, что вместо запланированных трех месяцев она по просьбе посетителей демонстрировалась шесть месяцев.
Пока экспонировалась выставка, Лунин неоднократно приезжал в родной город.
В Баку прошли его встречи с одноклассниками и единственным из педагогов Бакинского техникума водных путей сообщения, оставшимся в 1960 году в живых, – учителем английского языка Теодором Антоновичем Каньковским.
Володя был его любимчиком, много лет с ним переписывался.
О "романтике" моря при отсталой в то время технике Владимир Лунин писал не в минорных тонах, а объективно, как о тяжелой и опасной работе.
Море не прощает просчетов и ошибок. Владимир Андреевич это понимал и благодаря своему опыту избежал немало аварий. Недаром он числился в числе известных капитанов Балтики, и его фамилия была указана в 1963 году в очерке М. Сонкина "Двадцать мирных навигаций", опубликованного в книге "Это было на Балтике".
Недаром командование во время ВОВ доверило ему судно для перевозки военных грузов из США во Владивосток.

В 1961 году Владимир Андреевич написал большую картину: "Мирный атом", которую он предназначил в дар правительству СССР.
А после исторического полета в космос Ю. Гагарина, окрыленный радостью освоения невиданного пространства человеком, написал картину "Юрий Гагарин".

О художнике Лунине В.А. в журнале «Судостроение» за 1969 год — незадолго до его смерти...


Информация - материалы из открытых источников в Internet'е.


Пользуетесь сведениями данной публикации ? Не забудьте дать ссылку на сайт "Наш Баку" ! Обязательно !!!




--Sibor 17:38, 26 сентября 2015 (CEST)

comments powered by Disqus