Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск

Мачерет Александр Вениаминович - режиссер, сценарист, теоретик кино

Masheret.JPG

1896 - 1979


Родился 28 декабря 1896 г. в Баку.

В 1914-1915 гг. учился в Парижском университете.
В 1922 г. окончил факультет общественных наук МГУ.
В 1923-1928 гг. — юрисконсульт Московского исполкома.

В 1924-1928 гг. — режиссер и худ. рук. театра "Синяя блуза".
В 1928-1930 гг. — режиссер и член правления клуба "Красная Звезда" (Берлин).

В 1930-1948 гг. — режиссер различных к/с.


Режиссерский дебют Александра Вениаминовича Мачерета датируется 1932 годом, когда на экранах страны появился фильм "Дела и люди". Несколько раньше это имя можно было встретить во вступительных титрах картины Ю. Райзмана "Земля жаждет", где он принимал участие в качестве ассистента режиссера.

В 1942-1943 гг. — худ. рук. Ташкентской к/с,
в 1944 г. — Свердловской к/с.


После войны Александр Мачерет оставляет режиссуру. Кинодраматург и режиссер уходит в киноведение.

В 1949-1951 гг. — зав. лит. частью Театра-студии киноактера.
В 1951-1955 гг. — зам. директора по научной части Госфильмофонда СССР.
С 1956 г. — режиссер к/с "Мосфильм".

Автор книг:

  • "Актер и кинодраматург" (1955),
  • "Художественные течения в советском кино" (1963),
  • "Реальность мира на экране" (1968),
  • "Художественность фильма" (1975),
  • "О поэтике киноискусства" (1981).


Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Умер 12 сентября 1979 г. в Москве.


Режиссёр:

  • 1932 — «Дела и люди»

Замысел фильма "Дела и люди" у А. Мачерета рождался в полемике с особым "способом романтико-публицистической типизации". На Днепрострой Мачерет поехал уже после того, как сценарий был написан. В своей книге "Художественные течения в советском кино" он вспоминает о впечатлениях, оставленных этой поездкой. Парадокс состоял в том, что первые ощущения и наблюдения укладывались в схему, давно знакомую из газетных очерков и с которой он предполагал полемизировать. А потом пришло открытие (подобное тому, какое сделали тогда же В. Катаев в своей повести "Время вперед!" и В. Каверин в "Прологе"), что "за этим общеизвестным расстилался океан неизвестного — огромное многообразие человеческих индивидуальностей, судеб, характеров, повадок, неслыханных до того слов, невиданных до того лиц".
В конечном итоге фильм не вместил всего многообразия человеческих индивидуальностей, но он оказался одной из первых попыток измерения индивидуальности человека.
"Мы сошли с проверенных дорог и вступили на путь опасных, но волнующих поисков, игнорируя осторожность, подчас придавая воплощению заносчивую форму вызова", — так комментировал позже свою работу автор.[1]

  • 1934 — «Частная жизнь Петра Виноградова»

В своем фильме "Частная жизнь Петра Виноградова" авторы предложили новое измерение уже знакомого всем героя — меру его душевной широты и чуткости.
Авторы особо не унижают своего героя. Они просто замечают невоспитанность чувства. Они готовы признать этого парня как лицо общественное, но как лицо частное он им не по душе. Этот человек не нравится им просто по-человечески. Такой критерий был тогда внове. Художники стали все больше отличать личные интересы среди общественных доказывать, что человек — существо не только общественное, но и частное, замечательно индивидуальное.[2]

  • 1936 — «Родина зовет» — совместно с К. Круминым
  • 1938 — «Болотные солдаты»
  • 1939 — «Ошибка инженера Кочина»
  • 1941 — в экспериментальном цветном фильме «Цветные киноновеллы» - «Небо и ад» по П. Мериме, «Свинопас» по Х. К. Андерсену

Это была картина Александра Мачерета «Свинопас» (с молодым Юрием Любимовым в главной роли) — быть может, единственная безупречная экранизация Андерсена за всю историю советского кино[3].

  • 1942 — «Пауки» (в Боевом к/сб №11) (короткометражный) — режиссёрская разработка
  • 1944 — «Я — черноморец»
  • 1948 — «Страницы жизни» — совместно с Б. Барнетом

Сценарист:

  • 1932 — «Дела и люди» — автор сценария
  • 1935 — «Летчики» — автор сценария
  • 1936 — «Родина зовет» — автор сценария совместно с В. Катаевым
  • 1939 — «Ошибка инженера Кочина» — автор сценария совместно с Ю. Олешей
  • 1940 — «Кино за 20 лет» (монтажный) — автор сценария совместно с В. Пудовкиным, Э. Шуб, Ю. Олешей
  • 1948 — «Страницы жизни» — автор сценария совместно с В. Катаевым

Актёр:

  • 1958 — «Сампо» (СССР/Финляндия)

Примечание:

  1. Юрий БОГОМОЛОВ. Александр Мачерет. (20 режиссерских биографий. М., 1971)
  2. см. примечание 1
  3. БАГРОВ П. Свинарка и пастух. От Ганса Христиана к Христиану Гансу


Источник:
Энциклопедия отечественного кино. Россия/СССР/СНГ
Личности



--Jonka 11:39, 3 октября 2010 (UTC)

comments powered by Disqus
Рекомендация close


Главная страница