Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск
ЗДЕСЬ ОБСУЖДАЕТСЯ СТАТЬЯ

Фидлер Юрий Владимирович – поэт, сатирик, фельетонист, переводчик

1898-1981


Юрий Фидлер


Юрий Фидлер родился 29(16) июня 1898 года в Саратове в семье юриста. Его детские годы прошли в Пятигорске, где он жил с родителями. Рано начал писать стихи.
Сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Фидлер переехала в Баку, не сохранилось.
Известно, что Юрий Владимирович учился в бакинской гимназии, которую закончил в 1917году.
Она находилась на Гимназической улице в центре Баку.


Нина Алексеева. (Баку.1917)


В гимназические годы Юрий Владимирович знакомится с Ниной Николаевной Алексеевой (1899-1954) - своей музой, любовью и будущей женой и посвящает ей лирические стихи - "Нине".

Автограф стихотворения Фидлера "Нине" (Баку.1917)

Трудовая деятельность Юрия Владимировича началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х годов. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: учавствует в стихотворных конкурсах "Буриме" и выходит победителем: 1 премия и денежное вознаграждение.

Женится на Нине Николаевне и в январе 1923 года, а затем в декабре 1924 года становится отцом двоих девочек, Киры и Ники.

Нина Фидлер с дочками Кирой и Никой (Баку.1925)


До 1926 года Юрий Владимирович проживал на Коммунистической улице в доме №5, а в 1926 году молодая семья Фидлер въезжает в новый, построенный для работников Промбанка, дом по улице Свободы, 26 рядом с площадью Свободы, в дальнейшем переименованной в площадь 26 бакинских комиссаров.
В этом доме Юрий Владимирович с семьей прожил с 1926 по 1981 год.

Дом работников Промбанка на ул. Свободы (Баку.1972)


Конец 20-х - середина 30-х – время первого большого успеха и популярности: Егор Ехидный и Артем Проныра… Под этими псевдонимами Ю.Ф.выступает на страницах бакинских газет и центральных сатирических журналов со стихотворными фельетонами на бытовые и производственные темы, обличая лодырей, прогульщиков, бюрократов и головотяпов, высмеивая пошлость и самомнение, эгоизм и стяжательство.

В гостях у Юрия Фидлера


Юрий Владимирович известен и как автор стихотворных реприз,написанных для бакинского молодежного "Театра Агитбригады", с которым он тесно сотрудничает в эти годы.


В декабре 1934 года Ю.Ф.был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и провел в подвале ГПУ более полугода. Одновременно с ним была арестована большая группа бакинской интеллигенции по подозрению в причастности к убийству С.М.Кирова.


Впоследствии известный бакинский ученый - геолог М. Мовсум-заде, сидевший с Юрием Владимировичем, вспоминал, каким оптимизмом и выдержкой тот обладал, как поддерживал товарищей, читал стихи…

Через полгода обвинение с Юрия Фидлера было снято и его выпустили.

С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей ,,Буйная ватага", которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма.

В съемках "Буйной ватаги", которые проводились в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята, бакинские школьники.

Кадры из фильма по сценарию Ю.Фидлера "Буйная ватага"


Если у старшего поколения бакинцев был кумир - "Егор Ехидный", и люди открывали газеты, чтобы прочесть его новый фельетон, то бакинские дети знали и любили "дядю Юру"…

В военные годы Юрий Владимирович работает в жанре политического фельетона.

"Бакинский рабочий", 1 января 1942г.

«Его короткие,как автоматная очередь, политические фельетоны били по врагу и всегда попадали в цель",- писал о творчестве Юрия Владимировича поэт А.Плавник.

Объединенные в цикл "Берлин- Москва и обратно", они всегда были любимы читателями и сегодня не устарели.

В 50-е -70-е годы Юрий Владимирович издает стихотворные сборники:

  • "Пещерные люди"(1952)
  • "Школьные знаменитости"(1954)
  • "Между нами говоря" (1958)
  • "Четверка за поведение"(1960)
  • "Накипь"(1962)
  • "Избранное"(1970)

оставаясь верным сатирической музе и теме "отцов и детей", школе и школьным будням.


Его полувековую творческую деятельность невозможно представить без переводов с азербайджанского. Юрий Владимирович переводил стихи и сказки Абдуллы Шаига, басни, сатирические стихи и прозу современных писателей: Хикмета Зия, Рефика Зека, Тофика Муталлибова, Шамседдина Аббасова и других.
Книга переводов "Братья–сатирики"(1966) – итог творческого сотрудничества с различными писателями.

Большая дружба связывала Юрия Владимировича с Азгосцирком. Более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений.


Помимо литературной деятельности он занимался и увлекался конным спортом: в течение 25 лет был главным судьей на скачках бакинского ипподрома.


Последняя книга стихов и переводов Юрия Владимировича "За полвека" вышла в свет за год до его кончины, в 1980году.

"…Один из счастливых творческих итогов литературной деятельности Юрия Фидлера состоит в том, что он не только прояснял и защищал лучшие приметы своего времени, осуждая искажающие его черты, но и сумел выразить в сатирических стихах черты своего личного характера, что всегда является признаком неподдельности дарования… Даже в политических его фельетонах больше насмешки, чем злости, больше иронии, чем сарказма. Таков уж характер Юрия Фидлера". (А.Плавник.Предисловие к книге).

Ю.Фидлера не стало 14 мая 1981года.



Еще одна грань личности Юрия Фидлера - его безграничная любовь к домочадцам, без рассказа о которой трудно считать его биографию завершенной…

Кира и Ника Фидлер с подружкой

Писатель, сатирик, публичный человек, - в семье Юрий Владимирович был "влюбленный Пьеро...."
Сама любовь, сама забота, само беспокойство – таковым было его отношение к внучкам: Ирине и Наташе Портновым и Лене Фидлер.

Юрий Фидлер с внучками Аришей, Наташей и Леной (Дубулты.1963)

Когда родилась Ирина или Ариша, как называл ее сам дедушка, ему не было и пятидесяти…
Первую и нежно любимую внучку он фотографировал с пеленок, завел тетрадь под названием "Ариша", куда записывал все этапы ее роста и развития, ее первые слова и занятные выражения.

Он провожал и встречал ее из школы, помогал собирать с вечера портфель, гладил пионерский галстук и школьный передник. В детстве Ариша часто болела и привычка прикладывать руку к ее лбу или нащупывать пульс осталась у дедушки надолго. Выражение лица его при этом бывало страдальческим…
Он восхищался и восторгался повзрослевшей Аришей, ее красотой и обаянием.
Носил при себе ее фотографии, но показывал их только тем, к кому имел особое отношение уважения и доверия: Корнею Чуковскому, Илье Сельвинскому, семье Утесовых, Леониду Зорину… С ними он встречался летом в Домах творчества писателей в Переделкино или в Дубултах, в Юрмале, где работал, спасаясь от бакинской жары.

Юрий Фидлер с группой писателей в Дубултах


Когда Ариша готовилась к выпускному вечеру в школе, дедушка прислал ей в подарок из Москвы фантастической красоты белые туфельки на шпильках, в поисках которых принимал участие весь Переделкинский дом во главе с Э.Л. Утесовой.
В день рождения Ариши, 8 мая, он исчезал из дому очень рано, а потом возвращался с цветами: чаще всего это были букеты сирени…


Нашу младшую сестренку Лену дедушка ежедневно встречал из школы и приводил к нам. Путь от школы до дома был "общеобразовательный" - чтение только что придуманных шуточных стихов, исправление ударений в речи Ленчика-Бубенчика, как он ее называл, а также борьба за "правильный" внешний вид,- тут Лена подыгрывала деду, выбегая со школьного двора в пальто нараспашку и без беретки, спрятанной глубоко в портфеле.
Не желая "мириться с подобным безобразием," дедушка картинно вздрагивал и останавливался как вкопанный, ожидая, когда Бубенчик согласится застегнуться на все пуговицы и надеть берет.

Пока наступал "момент истины", прохожие обращали на них внимание и "спектакль" набирал силу.

Юрий Фидлер с внучкой Леной (Дубулты.1963)


Несомненно Лене передался артистизм Юрия Фидлера. Не случайно, что сразу после окончания школы, без всякого специального образования, она вышла на сцену бакинского ТЮЗа и стала артисткой.

О своем отношении ко мне, Натке или Натику, как он ласково меня называл, дедушка рассказал в стихах "Чудеснице Наташе", подаренных мне после окончания университета и работы по распределению в 1979 году.


Я мелькаю и в его стихотворениях "Для приманки" и "Замкнутый круг" из сборника «Избранное" (1970).

Вообще "стихи и рифмы" очень связывали нас. Дедушка приобщил меня к поэзии рано: лет с восьми он разрешал мне брать свою заветную "Книгу шедевров", которая всегда лежала на его рабочем столе.

Книга эта представляла собой переплетенные тетради, куда дедушка с ранней юности выписывал полюбившиеся ему стихи.
"Сусальный ангел" А.Блока, "Сероглазый король" А.Ахматовой, "Концерт Сарасатэ" А.Вертинского, - до сих пор для меня неотделимы от прекрасного почерка деда.
Ему нравились моя самостоятельность, серьезность, "вдумчивость",- как он это называл. Возможно поэтому он поручал мне принимать телефонные звонки, пока отдыхал или уходил по делам.

Чаще других ему звонил З.Я.Стельник, музыкант широкого профиля, музыковед, педагог. С дедушкой их связывала дружба, сотрудничество. Они вместе работали над текстами музыкальных комедий, опер и зачастую это был перевод с азербайджанского.
Захар Яковлевич был непревзойденным автором музыкальных "болванок", которые были необходимы поэту для нахождения правильного стихотворного размера. Смысл слов болванки мог быть абсурдным…
Никогда не забуду, как позвонил Стельник и коротко, без особых приветствий попросил передать Юрию Владимировичу, что ария Зульфии идет под размером "Разбился горшок о кувшин", а приветственная песня хора -- "Настали дни тревоги на горе Нептун".

Через полчаса появился дедушка и принял мою "телефонограмму", а через час он уже диктовал Стельнику готовый текст арии Зульфии и приветственную песню хора, а "разбитый горшок" и "дни тревоги" превратились, благодаря творческому союзу музыканта и поэта, - "в простые слова объяснений, любви и невзгод"…


С той поры все экстремальные обстоятельства нашей жизни обозначаются не иначе, как "Настали дни тревоги на горе Нептун", а менее экстремальные как - "Разбился горшок о кувшин"…

Предложение внес дедушка, видя, какое впечатление произвел на меня творческий процесс.

В нашей жизни было счастливое время, когда мы втроем, Ариша, Лена и я отдыхали вместе с дедушкой в Дубултах, в Юрмале. Он брал на себя и повседневные и дорожные хлопоты, когда мы отправлялись в большое путешествие из Баку в Ригу через Харьков или через Москву и ехали в поезде.


Никогда нам не было так хорошо и весело, как тогда вместе с ним.
Сегодня мы, его внучки, живем в разных городах и даже странах… Но светлый образ нашего любимого деда по-прежнему нас объединяет, переплетаясь в воспоминаниях с нашим Баку.



Библиографический перечень произведений Ю.В.Фидлера:


Сатирические стихи

  • "Пещерные люди". - Азернешер.Баку. 1952
  • "Школьные,, знаменитости". - Детюниздат.1954
  • "Сатирические стихи". - Азернешер.Баку.1956
  • "Между нами говоря". - Азернешер.Баку. 1958
  • "Четверка за поведение".  - Детюниздат.Баку.1960
  • "Накипь". - Азернешер.Баку.1962
  • "Избранное". - Азернешер.Баку.1970
  • "За полвека". -  Язычы.Баку.1980


Переводы с азербайджанского

  • Абдулла Шаиг.Стихи и сказки. - Детюниздат.Баку.1950
  • А.Сейфеддин.Сатирические рассказы. - Азернешер.1959
  • Мехти Сеид-заде. Рыбаки. - Детгиз.М., 1960
  • "Братья-сатирики". - Азернешер.Баку.1966



В библиографический перечень не вошли книги, изданные до 1945 года, и публикации из газет и журналов.


Yampolsky Dubulti Fidler.jpg



© Наталия Портнова



--I am 04:14, 13 ноября 2009 (UTC)

comments powered by Disqus
Рекомендация close


Главная страница