Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск

Чакбасов Наум (Нахум) Степанович - живописец, график, поэт

1899 - 1984

(Tschakbassoff (Tschaсbasov), Nahum)

Chakbasov.jpg

Наум Степанович родился в Баку 31 августа 1899 года.

Второй из девяти детей в еврейской семье. В 1905 году его отец эмигрировал и поселился в Чикаго, где начал полиграфическое дело, а в 1907 к нему присоединилась вся семья. Однако бизнес отца не состоялся, и детство Наума прошло в бедном чикагском квартале. В 13 лет он вынужден был оставить школу и пойти работать. В 1918 году записался в военно-морской флот США и участвовал в боях в Скапа-Флоу (Scapa Flow) близ берегов Шотландии. После демобилизации три года изучал экономику в вечерней школе, работал бухгалтером и в конечном итоге начал собственный бухгалтерский бизнес.

В конце 1920-х серьезно увлекся рисованием и живописью. В 1929 году после первого неудачного брака женился на Эстер Сорокиной. Его любимой моделью стала дочь Александра (Сондра; род. в 1931), в будущем – жена писателя Сола Беллоу, нобелевского лауреата.

В 1932 переехал в Нью-Йорк, чтобы быть в центре художественной жизни, и оттуда в Париж, где провел последующие два года. В Париже учился у Леопольда Готтлиба, Марселя Громера и коротко у Фернана Леже. Совершил путешествие по Испании и Северной Африке, побывал на Балеарских островах. Показал пейзажи на персональной выставке в парижской галерее Zak и в салоне Тюильри (1934).

В 1934 вернулся в Нью-Йорк, в его отсутствие открытый им бизнес не выжил. В 1935 принял участие в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ (Works Progress Administration), где познакомился со многими нью-йоркскими художниками модернистского толка.

Летом 1935 провел персональную выставку в галерее Secession и в декабре того же года участвовал в выставке группы «Десятка» («The Ten»; Илья Болотовский, Адольф Готлиб, Марк Ротко, Джозеф Солман и др.) в галерее Montross, ставшей этапной в формировании движения американского абстрактного экспрессионизма. Через год, он уже вышел из состава группы, не разделяя движения ее членов к радикальной абстракции. В конце 1930-х сблизился с кругом художников более социальной ориентации, в который входили братья Соейры, Давид Бурлюк, Милтон Авери, Уильям Гроппер, Макс Вебер. В 1936–1943 провел 5 персональных выставок в гал. А.С.А.

В 1936 вошел в Национальный исполнительный комитет Конгресса американских художников – организацию, призванную добиваться правительственных субсидий для художников. В 1936–1937 был управляющим делами журнала этой организации «Art Front Magazine». В 1940 занялся фотографией, снимая на цветную пленку работы своих друзей-художников. Созданная им коллекция слайдов до сих пор сохраняет ценность для истории искусств (200 слайдов хранятся в Смитсониевском Архиве американского искусства).

В начале 1940-х увлечение психоанализом привело его к сюрреалистической манере, и он прервал контракт с галерей А.С.А. В дальнейшем разрабатывал живописную манеру, основанную на соединении сюрреализма, кубизма и метафорического мышления.

В 1943 снял студию в знаменитом артистическом отеле Челси (Chelsea Hotel), которую сохранял до конца жизни. В 1944 работал в «Ателье 17» Уильяма Стэнли Хейтера, которое было центром сюрреалистических идей.

Последующие персональные выставки прошли в нью-йоркских галереях Perls (1945, 1946, 1947, 1948) и J. Heller (1950, 1951, 1953), а также в Новом Орлеане (1944), Лос-Анджелесе (1946) и Сан-Франциско (1946). Участвовал во многих групповых и региональных выставках в США. В декабре 1944 музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел его картину «Депортация», в 1949 Музей американского искусства Уитни купил картины «Клоун» и «Матриарх». В 1955 персональная выставка состоялась в Еврейском музее в Нью-Йорке, в 1965 – в La Jolla Museum в Калифорнии, в 1974 – в Pace University в Нью-Йорке.

Nahum Tschacbasov.jpg

В 1945–1951 преподавал в Студенческой художественной лиге, в 1948–1956 – в собственной школе в Вудстоке, шт. Нью-Йорк.

К концу 1940-х достиг в США пика известности, однако более позднее творчество не имело прежнего успеха.

В 1961 овдовел. В 1966 женился на художнице Ирине Зевон (Irene Zevon). В 1970 приобрел дом на берегу океана на Лонг-Айленде и второй дом в Ист-Хэмтоне.

Умер Наум Чакбасов 18 февраля 1984 в Нью-Йорке.

С конца 1930-х обращался к литературному творчеству; написал сюрреалистическую автобиографию «Луна – мой дядя» («The Moon is My Uncle»), а также ряд эссе о художественном творчестве, писал стихи. Значительная часть литературного наследия не опубликована.

Представлен в крупнейших художественных собраниях США, а также в Музее Тель-Авива. В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи».


Другие картины Н.С. Чахбасова можно увидеть, в частности, в этой галерее


Источник:
Искусство и архитектура русского зарубежья




comments powered by Disqus
Рекомендация close


Главная страница