Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск

Шенгелая Николай Михайлович - кинорежиссёр, сценарист

1903 — 1943


С 1919 г. учился на физико-математическом факультете Тбилисского университета. С 1922 г. занимался литературной деятельностью, примыкал к ЛЕФ.

Ю.Б.Юшкин в своей книге «Вспоминая… небылое» пишет:

28 августа 1924 года в Тбилиси прибыл Маяковский и пробыл там 10 дней. Владимир Владимирович познакомился с грузинскими поэтами Николаем Шенгелая и Жанго Гогоберидзе, а на другой день он пришел с Кириллом Зданевичем в редакцию журнала «Мнатоби», где с ним и познакомился Симон Чиковани, работавший в этой редакции.
Встречался Маяковский в Тбилиси с художником Ираклием Гамрекели, сделавшим эскизы оформления спектакля «Мистерия – Буфф». Эту постановку готовил Котэ Марджанишвили, с которым Маяковский тоже встречался, разговаривал о «Мистерии…» и был доволен планами постановки.
А в день своего отъезда, уже по дороге на вокзал, московский гость встретился с Андреем Соболем. Уезжал же поэт 6 сентября. С. Чиковани в своих воспоминаниях свидетельствует: «6 сентября в десять часов вечера Владимир Маяковский выехал из Тбилиси в Москву. Примерно к семи часам собрались провожать его Жанго Гогоберидзе, Николай Шенгелая, Ираклий Гамрекели, Николай Чачава, Шалва Алхазишвили, Павел Нозадзе, я и другие... Когда мы прибыли на вокзал, до отхода поезда оставалось пять минут. Расцеловав всех нас, Маяковский вошел в вагон. Затем снова появился в дверях вагона, чтобы помахать нам рукой на прощанье.

В 1923-1924 гг. работал в советском торговом флоте. Короткое время занимался театральной работой.

С 1924 в кино работал ассистентом режиссера, затем режиссером киностудии "Межрабпомфильм", "Грузия-фильм". Первая режиссёрская работа‒«Гюлли» (1927, совместно с Л. Ф. Пушем). В 20-е гг. прослушал курс лекций Л. В. Кулешова. Созданный Ш. в 1928 фильм «Элисо» (по повести А. Казбеги)‒ крупнейшее произведение советского немого кино.
Ставил фильмы на «Мосфильме», «Грузия-фильме», Бакинской киностудии.

В 1923 году было организовано Азербайджанское фотокиноуправление (АФКУ, "Азербайджанфильм"), и была начата кинофикация городов и сёл республики. В 1925-ом году по инициативе Ш.Махмудбекова при АФКУ была организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских кадров. Для оказания помощи по повышению художественного качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку среди известных кинорежиссеров был приглашен и Николай Михайлович Шенгелая.

Был автором и соавтором ряда сценариев поставленных им картин.

Его жена Ната Вачнадзе (1904-1954) – известная грузинская актриса. У них родились три сына, двое из которых, начав карьеру актёрами, в дальнейшем стали известными кинорежиссерами. Это Эльдар и Георгий Шенгелая. Нато Вачнадзе предстояло сыграть еще немало ролей. Но ее жизнь оборвалась жестоко, нелепо. 14 июня 1954 года она погибла на пути из Москвы в Тбилиси в самолете, вспыхнувшем от удара молнии.

Shengelaya family.jpg

Николай Михайлович погиб в Тбилиси 4 января 1943г.

Режиссер: 1927 - "Гюлли" совм. с Л. Пушем
1928 - "Элисо"
1932 - "Двадцать шесть комиссаров"
1937 - "Золотистая долина" при участии Д. Антадзе
1939 - "Родина" при участии Д. Антадзе
1941 - "В черных горах"
1943 - "Он еще вернется"

Сценарист: 1927 - "В трясине" автор сценария
1927 - "Гюлли" - молодые режиссеры Л.Пуш и Н. Шенгелая пригласили Вачнадзе на главную роль в фильме - автор сценария совм. с Л.Пушем, М. Калатозовым
1927 - "Мачеха Саманишвили" автор сценария совм. с П. Морским
1928 - "Элисо" автор сценария совм. с С.Третьяковым
1932 - "Двадцать шесть комиссаров" автор сценария совм. с А.Ржешевским, А. Амираговым
1937 - "Золотистая долина" - первый фильм на современную тему, в котором Вачнадзе снялась в главной роли. автор сценария совм. с Л. Киачели
1939 - "Родина" автор сценария совм. с Г.Мдивани

Актер: 1931 - "Златые горы"

Призы и награды:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1941 - Сталинская премия II степени (1928. Элисо)
1941 - Сталинская премия II степени (1937. Золотистая долина)

Двадцать шесть комиссаров (Другое название: 26 Бакинских комиссаров)

Режиссеры: Николай Шенгелая, Степан Кеворков. Сценаристы: Александр Ржешевский, Николай Шенгелая Оператор: Евгений Шнейдер Художник: Виктор Аден
Страна: СССР Производство: Азеркино Год: 1933 Премьера: 19 февраля 1933 (Москва)
Актеры: К. Гасанов, Баба-заде, Хайри Эмир-заде, Алисаттар Меликов, Иван Клюквин, Василий Ковригин, Н. Куликов, Верико Анджапаридзе, Петр Морской, Михаил Жаров, Владимир Гардин, Коте Андроникашвили, Игорь Савченко, Михаил Абесадзе, Ала-Верды Меликов, Х. Венариков, Мустафа Марданов, П. Рязанов

О фильме : Более полувека назад, в начале 1933 года, состоялась премьера художественного фильма «Двадцать шесть комиссаров», снятого грузинским режиссером Н.Шенгелая на киностудии в Баку. Пресса того времени назвала замысел постановщика грандиозным, а его самого — "Бальзаком кинематографии". Воскрешая на зкране одну из славных страниц истории революционной борьбы бакинского пролетариата, лента эта стала ярким событием в культурной жизни страны тех лет. [1]

Из статьи "Фильмы и творчество Георгия Данелия" Славным и трагическим дням Бакинской коммуны посвящен фильм «Двадцать шесть комиссаров» (1933) ‒ новаторское произведение советского кино.

- Когда Шенгелая, - рассказывала Верико Анджапаридзе, - снимал в Баку "Двадцать шесть комиссаров", на нефтепромыслах вспыхнул пожар. Шенгелая немедленно бросился в огонь... Он боролся со стихией с яростным самозабвением. В эти минуты он был счастлив.
Так понимали люди этого поколения счастье. В каждом фильме Шенгелая пылает огонь патетики. Пишу об этом вовсе не для того, чтобы упрекнуть режиссера другого поколения в холодности. Никакой холодности нет - но теперь, в другой социальной ситуации, и любовь и ненависть художник выражает иначе.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Интересные материалы о фильме Александр Ржешевский - жизнь, кино, театр —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Об архиве Н. Шенгелая и Н. Вачнадзе
В государственном Музее театра, музыки, кино и хореографии сегодня состоялась презентация уникального архива звезды грузинского кино начала 20 века и ее мужа - выдающегося кинорежиссера Николая Шенгелая.

С разрешения их сына - кинорежиссера Георгия Шенгелая из кабинета редких изданий Национальной библиотеки были музею были переданы шесть запечатанных коробок с материалами, над которыми сотрудники библиотеки работали 15 лет и которые пока не известны широкой общественности.

Архив содержит рукописи и фотоматериалы мирового и национального значения. В частности, письмо Бориса Пастернака Нато Вачнадзе, письмо Нато Вачнадзе Лаврентию Берия и воспоминания актрисы о встрече со Сталиным.

В здании архива МВД прошла церемония передачи режиссеру Эльдару Шенгелая копий писем его матери, народной актрисы Нато Вачнадзе. В церемонии приняли участие директор архива Омар Тушурашвили и проректор полицейской академии Придон Диасамидзе.

Грузия online

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница