Виноградова Лариса Афанасьевна - Певица
[править]

Оп) 12.jpg


1947 - 2009

Часть 1. «Она была на сцене королевой...»
[править]

Лариса родилась 5 декабря 1947 года.

Училась в Бакинском музыкальном училище им. Асафа Зейналлы, где оперное искусство ей преподавала Заслуженная артистка АзССР Мария Сергеевна Титаренко.

Будущая звезда бакинской сцены пришла в Бакинский театр оперетты (Азербайджанский Театр музыкальной комедии) студенткой 2-го курса музучилища и начала свою карьеру сначала в хоре театра.
В театре рядом с ней были Татьяна Созыкина, Насиба Зейналова, Александр Аллегров, Серафима Сосновская, Лютфали Абдуллаев, Гаджибаба Багиров и др. талантливые артисты, режиссеры Шамси Бадалбейли, Клариссов, Джанет Салимова…так, что ей было у кого учиться мастерству сценического искусства.

Постепенно прекрасные вокальные данные и несомненный талант помогли юной хористке перейти в основной состав театра, а позже и занять ведущее место в труппе театра.

Репертуар театра в те годы был интересен своим разнообразием.
Здесь шли знаменитые «венские оперетты» — «Сильва», «Марица», «Веселая вдова» и азербайджанские музыкальные спектакли - «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Волны» Арифа Меликова и др.
Постепенно завоевывали свое место в репертуаре советские и европейские оперетты.

“ Я увидела Ларису Виноградову в популярном тогда мюзикле «Человек из Ламанчи».
Это был взлет ее карьеры, самый расцвет искрометного таланта.
Спектакль поставил тогда Юлий Гусман, талантливый режиссер и блистательный капитан бакинской команды КВН.
Публика валом валила на этот необычный спектакль, где в основном была занята молодежь театра и потрясала зрителей Лариса Виноградова в роли Альдонсы.
В ее исполнении был и драматизм, и гротеск, и органичное ощущение себя в образе, и великолепный вокал, который нечасто можно услышать в оперетте.
Плюс ко всему в спектакле было множество интересных режиссерских находок — от него веяло молодостью, свежестью и талантом.” (Светлана Курочкина, 06.11.2009)

В 1982 году Лариса Афанасьевна удостоилась звания «Заслуженная артистка АзССР».

28 октября 2000 г. ей присвоили высокое звание Народной артистки Азербайджанской Республики .

Газета “ ЭХО” № 115(607), Пт., 20 Июня 2003 г.

"Неистовый гасконец" Гара Гараева впервые в Баку.

“ В Азербайджанском государственном театре музыкальной комедии назревает премьера - ставится оперетта Гара Гараева "Неистовый гасконец" (на русском языке, по пьесе П.Градова, созданной по мотивам произведений Э.Ростана).
17 июня состоялся предварительный общественный просмотр, на котором в числе почетных гостей присутствовал министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюльоглу.
Премьера состоится во 2-й половине июня.
Великолепны заслуженный артист республики Эльхан Ахадзаде и народная артистка республики Лариса Виноградова в главных ролях - Сирано и Роксаны.” [1]

Музыкальным вариантом «Сирано де Бержерака» - «Неистовый гасконец» Кара Караева, где Лариса Виноградова великолепно исполнила роль Роксаны, бакинцы наслаждались многие годы...

“ Вообще огромное актерское и вокальное дарование Ларисы Виноградовой не укладывалось в какие-то определенные рамки.
Она была и драматическая актриса, способная играть роли совершенно разных людей, обладала прекрасным лирическим сопрано большого диапазона, позволяющего ей справляться с самыми сложными в вокальном отношении ариями.
Концертмейстер Ларисы Виноградовой вспоминает о ее огромной концертной деятельности, где были не только арии из популярных оперетт, но и вся мировая оперная классика, не считая романсов.

Зрители хорошо знали творчество любимой актрисы и внимательно следили за ее успехами.
Так произошло и с телефильмом по пьесе Вагифа Самедоглу «Человек в зеленых очках», в котором Лариса Виноградова сыграла комическую роль русской туристки, ищущей свой потерянный зонтик в полиции.
После этого к ней стали подходить на улице незнакомые люди с вопросом: «Ну что? Вы нашли свой зонтик?».
Кстати сказать, фильм этот очень любят бакинцы, и потому его часто демонстрируют. Последний показ состоялся в июне этого (2009) года , когда актриса была уже серьезно больна.


В конце девяностых Лариса Афанасьевна стала обладателем Президентской стипендии.
В последний раз я слышала Ларису Виноградову в Азгосфилармонии в 2007 году, на пасхальном концерте.
Она исполняла романс М. Блантера из фильма «Дни Турбиных» — «Белой акации гроздья душистые».” (Светлана Курочкина, 06.11.2009)

Ноябрь 2009 года...

“Моя самая близкая подруга, певица, с которой мы вместе выступали много лет, ныне, к моему огромному горю покойная (господи, пишу и сама не верю, сгореть от страшной болезни так быстро...) Народная артистка Азербайджана Лариса Виноградова (национальность здесь не важна, она певица из Азербайджана) обладала сильнейшим и очень красивым оперным голосом, но она так пела русские романсы, что зрители с восторгом слушали ее исполнение,
На одном мероприятии мы с Ларисой пели романс «Белой акации гроздья душистые» 18 раз подряд (я считала), во время которого многие плакали. [2]

“ Могла ли я знать в тот момент, что увидеть актрису и услышать ее голос больше не доведется?
5 декабря 2009 года ей должно было исполниться 62 года.
Недавно прошли сороковины со дня ее ухода из жизни.

О ней вспоминают ее сослуживцы, друзья, поклонники таланта.
Все сходятся во мнении, что на сцене она была королева и что с ее уходом театр понес невосполнимую потерю.
Актеры такого многопланового дарования — большая редкость в искусстве. (Светлана Курочкина, 06.11.2009)

Основной источник: [3]


Примечания:


© Copyright: Сибор Филс, 2012
Свидетельство о публикации № 21210151874

Часть 2. Нелли Атешгях. "СЕРДЦЕ РАЗДЕЛИВ НА МИЛЛИОН…"
[править]

Vinogradova.JPG

Начну с личного воспоминания.
1989 год, конец пресловутой перестройке! В уютном купе поезда Таллинн-Москва расположилась небольшая компания попутчиков. Отгороженные от мятежного мира стенами купе, они ведут неторопливую беседу о роли культуры в бушующем страстями огромном пространстве от Балтии до Тихого океана.
И вдруг один из пассажиров запел знаменитые на весь мир слова: «Я полсвета обошел, я любимую нашел, под собою ног не чую, я любимую нашел»! Песенка Аскера из прогремевшего на весь мир фильма «Аршин мал алан» в исполнении Рашида Бейбудова покорила сердца людей всех континентов земного шара.
У этой музыкальной комедии Узеира Гаджибекова, переведенной на более чем 70 языков, счастливая судьба. Незатейливые слова песни поют и в Прибалтике, и в Сибири, и в Индии, и в Америке.
Бессмертная оперетта великого классика азербайджанского музыкального искусства нашла отклик в сердцах далеких нам людей, потому что задела тонкие струны общечеловеческой культуры, культуры единящей людей в независимости от взглядов, вероисповеданий и культурных пристрастий.
Так, случилось и в купе поезда, мчащегося сквозь заснеженные поля в бушующий страстями Таллинн. Месяцы спустя, из отделившейся от СССР Эстонии, в Баку пришла бандероль с книгой о Георге Отсе и приглашением вновь посетить Таллинн. Эта книга до сих пор хранится на книжной полке, как знак одного из трогательных воспоминаний последних десятилетий.

Именно, с оперетт Узеира Гаджибекова и начинается азербайджанская оперетта.
Первая оперетта для мусульманской сцены «Эр-арвад» («Муж и жена») Узеира Гаджибекова была показана в честь автора на арене цирка братьев Никитиных в мае 1910 года. Родниковую чистоту звенящих струн национальной оперетты, самого демократического жанра музыкально-сценического искусства, настроили такие корифеи, как сам Узеир Гаджибеков, уникальный Гусейн Бала Араблинский и немеркнущий Гусейн Гули Сарабский. Музыкальные комедии «Эр-арвад», «О, олмасын, бу олсун», «Аршин мал алан» лежат в основе классического наследия этого жанра в Азербайджане.
Высокий профессионализм Узеира Гаджибекова предопределил эволюцию жанра оперетты на нашей сцене. Он стал ориентиром вдохновения, образности, лиричности и яркой национальной особенности для последующих поколений азербайджанской композиторской школы.

Кроме главной особенности, противопоставления двух сфер жизни лирики и комедии, драмы и сатиры, азербайджанской оперетте присуща особая праздничность, восходящая к народному театру. Из сатиры М.Ф.Ахундова и Дж. Мамедгулизаде вырос наш классический театр. Высмеивая глупость и деспотизм, жадность и лицемерие, невежество и косность, лживость и мещанство, наш театр взывал к очищению нравов. Эта традиция перешла и в оперетту. Зульфигар Гаджибеков, Сейид Рустамов, Сулейман Аскеров продолжили эволюционировать этот жанр.

После I-ой декады азербайджанского искусства в Москве сложился костяк единомышленников, стоящих у зарождения труппы Театра музыкальной комедии.

Music Theatre-020207-big.jpg

В апреле 1938 года открылись двери здания, где и теперь располагается театр. В репертуаре театра более 40 популярных оперетт национальных и зарубежных авторов. Оперетты и мюзиклы Кара Караева, Фикрета Амирова, Тофика Гулиева, Султана Гаджибекова, Исаака Дунаевского, Бориса Александрова, Георгия Милютина, Леона Бернстайна, Имре Кальмана, Ференца Легара и других композиторов в разные годы ставились на сцене театра.
Имена народных артистов Лютфали Абдуллаева, Насибы Зейналовой, Башира Сафароглы, Минаввар Калантарли, Камала Керимова, Алима Абалмасова, Александра Аллегрова, Ирины Подгорной, Серафимы Сосновской и других актеров крепко связаны со сценой театра, где они некогда блистали, собирая полные залы восхищенной публики.
Гастрольные поездки по многим городам и странам достойно несли триумфальную эстафету национальной оперетты, которую заложил более ста лет назад (113 сезон!) гений Узеира Гаджибекова.

В 2012 г. прошел юбилей и восхитительной Ларисы Виноградовой, чей яркий, очень незаурядный талант долгие годы покорял сердца восторженной публики.
Ее называли примадонной театра такие ценители и исполнители высокого искусства, как Агабек Султанов, Бала Касимов и Лютфияр Иманов.
«Она могла бы стать гордостью любого театра оперетты», - признал на концерте, посвященному ее 30–летней работе на сцене в Театре музкомедии, тогдашний посол России в Азербайджане Александр Блохин.

«Звенящим праздником души» назвала пресса тот незабываемый концерт певицы в конце декабря 1997 года. Полный аншлаг и нескончаемые аплодисменты, царство цветов и торжество праздника – это лишь малая толика моих личных впечатлений от блеска искрометного таланта актрисы.
Поблагодарив пришедших на творческий вечер, Лариса Виноградова произнесла сакральные слова большого артиста:

«Сегодня я дарила вам свое сердце! Оно, разделенное на сотни хрустальных частиц, смею надеяться, согреет ваши души в тяжелые минуты жизни».

Прошло 15 лет, моя память хранит самое теплое воспоминание о том вечере, желая поделиться с другими, нахлынувшими чувствами восхищения певицей, которую тогдашний зритель называл «королевой сцены».

Сама «королева» родилась в Ашхабаде в 1947 году.
Страшное землетрясение 1948 года переселяет семью в Баку. Здесь она пошла в школу, позже поступила в музыкальное училище имени Асафа Зейналлы в класс не менее яркой певицы Марии Сергеевны Титаренко. Педагог по вокалу, заслуженная артистка Азербайджана М.С. Титаренко была замечена самим Узеиром Гаджибековым. Он пригласил студентку I курса в Театр оперы и балета, поручив ей разучить арию Нигяр из оперы «Кероглы» (1943).
Мария Титаренко озвучила и партию Гюльчохры в русском варианте фильма «Аршин мал алан» (1945). 25 лет Мария Сергеевна блистала на сцене Театра оперы и балета, выступая в операх азербайджанских композиторов. Именно она передала свой сценический и вокальный опыт Ларисе Виноградовой.

Как гласит древнегреческая мифология, весной на Геликоне, где журчат священные воды источника Гиппокрены, на высоком Парнасе, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Они - юные и прекрасные дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. А слово "муза" переводится с греческого как "мыслящие». Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, сопровождая их пение игрой на своей золотой кифаре. Тогда замолкает все, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Это небольшое отступление здесь необходимо, оно позволит отразить, что именно память родила прекрасных муз Феба, покровителя искусств. Благодарная память зрителей к ушедшим кумирам и есть та самая память, благодарная память, которая и отличает простых людей от культурных.
От Творца до культа идет многоступенчатая передача, если она не срабатывает, плохо всем, и обычным и культурным людям. Тогда огонь Творца работает вхолостую, его энергия не востребована. Жизнь медленно чахнет, обескровливается. Получается, что дары Творца не нужны, а это, может, значит, что и мы Ему не станем нужны. Взаимообмен небесного и земного с незапамятных времен двигал вперед человечество, развивал и преумножал его духовные богатства.
Пришло время собирать камни!

Наши национальная культура и искусство столь богаты именами, что, вспомнив хотя бы одну часть из них, например, кто создавал и преумножал жанр музыкальной комедии в Азербайджане, мы получаем шанс, выйти из лабиринта Минотавра, держась за нить Ариадны. Выше названы многие из имен, и есть прекрасный повод выразить восхищение одному из очень ярких имен национальной оперетты - Ларисе Виноградовой.

Эта богиня, королева, примадонна, артистка, блистательная певица более 35 лет выходила на подмостки одной единственной сцены, сцены нашего Театра музыкальной комедии.
Лариса пришла в театр будучи студенткой 2-го курса музучилища, начав свою блистательную карьеру с хора театра.
Постепенно талантливая певица вошла в основной состав театра, а позднее стала одной из ведущих его солисток.

Одной из самый удачных работ Ларисы Виноградовой, ставшей театральной легендой Баку стала роль Альдонсы в необычайно популярном тогда в нашем городе мюзикле «Человек из Ламанчи», поставленном Юлием Гусманом, которого до того город знал как легендарного капитана бакинской команды КВН, а теперь познакомился и с его режиссерским талантом.
Лариса Виноградова была восхитительна в роли Альдонсы. В ее Альдонсе был и драматизм, и гротеск, и органичное ощущение себя в образе, и великолепный вокал, который нечасто можно услышать в оперетте.

В конце 70-х годов случилось чудо! Наш великий современник Кара Караев, по его собственному признанию, преодолев некоторое предубеждение, обратил свое внимание на «легкий жанр».
Проба музыкального пера оказалась успешной. «Озвученная» азербайджанским композитором пьеса «Неистовый гасконец» Петра Градова мгновенно завоевала сердца зрителей Московского театра оперетты.
В год 85-летия композитора бакинская публика увидела этот замечательный мюзикл.
Премьера состоялась в июне 2003 года. Режиссером была Джаннет Селимова.
Виноградовой легко и тонко удалось выстроить образную линию, передающую волнующее ощущение возрастающего душевного накала. Ведь ее героиня Роксана, по сути, проходила через испытание страстью, от иллюзорных попыток в отношениях с Кристианом (артист Фируз Мамедов) до томительного соприкосновения с истинным чувством.

F.Leqar-Vinogradova.JPG
Финальная сцена из оперетты Ференца Легара "Веселая вдова", 2008 год.
В главной роли - Лариса Виноградова(в центре)

Вообще огромное актерское и вокальное дарование Ларисы Виноградовой не укладывалось в какие-то определенные рамки. Она обладала прекрасным лирическим сопрано большого диапазона, позволяющего ей справляться с самыми сложными в вокальном отношении ариями.

Когда Театр музыкальной комедии был продолжительное время на капитальном ремонте, Лариса Виноградова совместно с доцентом Бакинского славянского университета Галиной Ивановной Шипулиной организовали творческую группу.
При поддержке российского посольства в те годы были проведены концерты, в программе которых была отражена буквально вся палитра классической русской поэзии. Романсы и песни звучали в исполнении Ларисы Виноградовой, собирая полные залы. Вечер русского романса, вечер цыганского романса, юбилейный вечер, посвященный Георгию Свиридову, вечер «100 лет Сергея Есенина», пушкинские вечера, Александр Блок… И всегда неизменный успех!
Партнер Ларисы Афанасьевны, солист Театра оперы и балета Фируз Мамедов, был тем исключительно верным стержнем большой двухчасовой программы этих вечеров.

Silva-Vinogradova 1995.JPG
Cцена из оперетты Имре Кальмана "Сильва".
В роли Сильвы - Лариса Виноградова, Эдмонд - Фируз Мамедов.

В 2006 году, в год России в Азербайджане, в БМА прошел вечер, посвященный 150-летию мировой оперетты. Ее блистательные образцы прозвучали со сцены Музыкальной Академии в исполнении Ларисы Виноградовой и Фируза Мамедова.
С 1995 год по 2007 год они выступили более 150 раз. Только в год Сергея Есенина прошло 20 мероприятий на разных сценических площадках города. А на одном из концертов Лариса Виноградова спела романс «Белой акации гроздья душистые» 18 раз подряд.

Лариса Виноградова была удостоена звания «Заслуженная артистка АзССР» в 1982 году, а 28 октября 2000 года ей присвоили звание народной артистки Азербайджана. Ее творчество очень ценил наш общенациональный лидер Гейдар Алиев. В конце 90-х годов ушедшего века Лариса Афанасьевна стала обладателем и Президентской стипендии.

Но, как сказала сама Лариса Виноградова мне в личной беседе:

«Искусство оперетты, требуя полной отдачи, слишком скоротечно для жизни актера, подарившего зрителю в полноте большого сердца «милые радости средь горестных дней».


В 2009 году Лариса Афанасьевна Виноградова ушла из жизни, сгорев от неизлечимой болезни за очень короткий срок. Возможно, сказалась трагедия детства, возможно, просто пришел момент ухода из жизни, ответ знает лишь Всевидящий.

А что есть у нас? Разве есть записи Ларисы Виноградовой, разве о ней говорят по телевидению, пишут в газетах, не забыл ли зритель ее незаурядный голос, так восторгавшийся им при жизни актрисы?
Это вопрос, на который нужно найти ответ, чтобы культура нашей нации не скудела, а обогащалась все новыми и новыми именами, вписанными в ее историю.

Последняя новость, которая пришла при жизни актрисы, была о том, что творческий коллектив Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии приступил к репетициям бессмертного произведения Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан». Спектакль ставится на двух языках – азербайджанском и русском. Лариса Виноградова утверждена на главную роль в спектакле.


Мы очень благодарны Нелли Атешкях за ее решение опубликовать эту статью и на страницах нашего сайта.

СПАСИБО, Нелли!



Пользуетесь сведениями данной публикации ? Дайте обязательно ссылку на сайт "Наш Баку" !


--Sibor 00:11, 24 апреля 2012 (CEST) --Jonka 18:05, 7 января 2013 (CET)

comments powered by Disqus