Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей - основоположник российского тюркизма, просветитель, педагог, журналист[править]

1851 – 1914

Gasprinsky.jpg

Исмаил-бей родился 8 марта 1851 г. в деревне Гаспра в Крыму в семье обедневшего помещика-дворянина Мустафы Гаспралы. Первоначальное образование Исмаил получил в медресе родной деревни, затем в медресе Зинджирли в Бахчисарае, а с десяти лет учился в русской школе в Симферополе. Довелось ему учиться и в Воронежском кадетском корпусе, и в Московском военном училище. Короткое время после возвращения из Москвы Гаспринский преподавал в медресе Зинджирли, а затем для совершенствования своего образования отправился в Турцию и Европу.

В 1872 г. он прибыл в Париж, где посещал лекции в университете, занимался в библиотеке, общался со многими деятелями науки и культуры, в том числе и с известным русским публицистом М.Н.Катковым и великим писателем И.С.Тургеневым, секретарем и помощником которого он вскоре стал.

В 1874 г. Гаспринский возвращается на родину, в Крым. Здесь он преподает русский язык в татарской начальной школы Ялты, а в 1876 г. его вновь приглашают для преподавания в Бахчисарай. Авторитет его в городе был настолько высок, что в марте 1878 г. его избирают в городскую Думу, а в феврале 1879 года он становится городским головой.

Огромное внимание молодой голова уделял улучшению благосостояния города, подъему его культуры и социального статуса. В 1883 г. он добился создания в Бахчисарайской городской Думе Малого совета национальностей, в который входили 34 татарина, 3 армянина, 2 караима и 2 русских.

Особое внимание Гаспринский уделял библиотекам и пополнению их фондов. В 1881 г. увидела свет его первая работа «Русское мусульманство», в которой он рассуждал о взаимоотношениях русских и мусульман, о роли просвещения в жизни мусульманских народов.

В январе 1884 г. И.Гаспринский открыл первую опытную школу в Бахчисарае, в которой и начал преподавать по новому методу (усул-и джадид). Старый метод (усул-и кадим) состоял в том, чтобы заучивать Коран и другие религиозные тексты на арабском языке, религиозными наставниками этого считалось достаточно для достижения знания. Заучивание наизусть, таким образом, подменяло понимание приобретенных новых знаний.

«Новый метод»[править]

основывался на фонетическом принципе чтения и обучения, а также на введении светских предметов, исключенных из программ мусульманских школ. Новометодные школы с того времени начали открываться во многих районах России, а сторонники старых методов - кадимисты - фактически объявили войну реформатору.

Гаспринский создал и первый учебник с новым методом обучения. В новометодных медресе вводились общеобразовательные дисциплины (география, история, педагогика, русский язык, естественные науки), появилось распределение учащихся по классам, расписание уроков, классные доски и журналы, географические карты и т.п.

Новшества пробивали себе дорогу, несмотря не ожесточенное сопротивление кадимистов. Джадиды фактически стали первыми выразителями национального самосознания тюрко-мусульманских народов Российской империи.

Студенты, получавшие образования по новому методу Гаспринского, разъезжались по всей России и открывали новометодные школы. В 1916 г. в Российской империи существовало уже более 5000 джадидских школ, основанных на «новом методе».

В 1884 г. И.Гаспринский был вынужден сложить с себя полномочия городского головы Бахчисарая. После этого он посвятил себя популяризации своего нового метода и дальнейшему просвещению тюркских народов. Он очень много ездил по России, в 1893 и 1908 гг. побывал в Туркестане, посетив Самарканд, Бухару, Ташкент. В Бухаре он принимал участие в открытии новометодного медресе «Музаффария».

В 1908 г. он стал одним из инициаторов созыва в Каире мусульманского конгресса, на котором шла речь об усилении роли ислама в моральном воспитании. В 1911 г. Гаспринский посетил Индию, где издал учебное пособие и также открыл новометодное медресе в Бомбее.

В годы первой русской революции Гапринский активно участвовал в политическом движении мусульман Российской империи. Он являлся делегатом трех мусульманских съездов в 1905-1906 гг., одним из основателей общемусульманской политической партии «Иттифак ал-муслимин» («Мусульманский союз»), выражавшей надежды либерально настроенных мусульман, вдохновленных революционными идеями. Надеждам этим, увы, не суждено было сбыться.

«Терджиман»- «Переводчик».[править]

Одна из самых замечательных страниц деятельности просветителя связана с открытием первой в России общетюркской газеты «Терджиман»- «Переводчик».

Первый номер газеты увидел свет в апреле 1883 г. Гаспринский видел роль газеты как посредника между различными слоями российского общества, между мусульманами и православными, поэтому дал своей газете столь многозначительное название.

В первом номере газеты была провозглашена ее цель – ознакомить тюрков-мусульман с их культурным наследием, а также с техническими достижениями современной западной цивилизации. Второй же целью было знакомство русских читателей с жизнью и культурой мусульманских народов. Газета выходила поначалу три раза в неделю, а с 1912 г. стала ежедневной. До 1905 г. это была единственная газета тюркских народов России, пользовавшаяся широкой популярностью и доходившая до самых отдаленных районов расселения мусульман.

Для издания газеты Гаспринский фактически разработал свой, упрощенный вариант тюркского языка. Идея общего тюркского языка, понятного на огромных территориях миллионам людей, в сконцентрированном виде была выражена именно Гаспринским, и именно он сделал решительные практические шаги в этом направлении. Этот язык основывался, главным образом, на упрощенном турецком языке и был освобожден, насколько это возможно, от арабских и персидских заимствований и был, по словам самого Гаспринского, понятен всем тюркским народам «от босфорских лодочников до верблюжьих погонщиков Кашгара».

Материалы, помещенные в газете, отличаются огромным разнообразием: здесь и новости, и исторические очерки, и географические описания, и этнографические зарисовки, и письма читателей, и статьи на религиозные темы. Здесь отдельно помещались справочники по науке, технике, медицине, культуре, литературе и даже кулинарии, а также словари.

Сам Гаспринский много путешествовал по местам проживания мусульманского населения, изучал жизнь народов, степень их образованности и культуры. Многие из видных представителей мусульман считали честью для себя называться корреспондентом газеты «Терджиман».

Популярность газеты была удивительной – в 1912 г. число ее подписчиков составляло, например, 5000 человек, причем, не только в России, но и в Турции, Египте, Иране, Индии, Магрибе. До самого конца своего издания, до 1918 г., газета сохранила высокий художественный и научный уровень.

Престиж «Терджимана», его влияние на современников были огромными. По словам Джамаледдина Валидова, «влияние этой небольшой газеты было в тысячу раз значительней, чем то, что было у «Нового времени» или даже у знаменитой британской «Таймс».

История любви[править]

Интересна история любви Гаспринского и Зухры Акчуриной — дочери известного симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. Зухра родилась в Симбирской губернии, жила и воспитывалась в дворянском имении, которое купил её отец вместе с суконной мануфактурой. После смерти матери 20-летняя девушка впала в меланхолию, жизнь перестала её радовать.

Отец посылает дочь в сопровождении дяди Ибрагима на курорт в Ялту подлечить нервы и развеяться. Обстоятельства складываются так, что в Крыму Зухра встречается с Гаспринским. Она заочно знает Исмаила бея по его публикациям. Мало того, выясняется, что Ибрагим и Исмаил знакомы: они учились в одном и том же военном училище. Гаспринскому сразу понравилась Зухра, поскольку она была не только хороша собой, но и прекрасно разбиралась во многих науках, была очень начитана и знала несколько языков. Как только между молодыми людьми загорается искра симпатии, депрессия Зухры исчезает бесследно. В этом же 1882 году Гаспринский, не откладывая дела в долгий ящик, отправляется на Макарьевскую ярмарку в Нижегородской губернии, чтобы познакомиться с отцом Зухры. Через посредничество Ибрагима он просит руки его дочери. Асфандияр в резкой форме отказывает Исмаилу. Не в его интересах отдавать дочь за человека хоть и из благородного, но обедневшего дворянского рода (к тому же есть сведения, что он был знаком с первым тестем Гаспринского Моллой Асаном и не захотел связываться с таким "разорительным" зятем).

Отказ не охладил Исмаила и он отправляется в симбирское село Коромысловка, где в то время находилась Зухра. При свидетелях с обеих сторон они заключают договор о браке — так называемый "алдым-бирдем" ("взял-отдал"). Новоиспечённый жених показывает эту бумагу Асфандияру, но тот приходит в бешенство и прогоняет Исмаила. В этот момент Зухра, выбежав на балкон, кричит: "Я твоя! Я навеки буду твоей!".

Гаспринский не отчаивается и едет в Уфу к муфтию Салимгараю Тефкилеву. Муфтий подтверждает законность документа. Не мытьём, так катанием Гаспринский заполучает Зухру. Правда, Асфандияр напоследок требует большой калым — 2 тысячи рублей. Исмаил уплачивает эту сумму векселем.

Вскоре после этого Гаспринский с молодой женой уехал на пароходе в Баку, где установил связи с азербайджанской буржуазной интеллигенцией. По возвращении в Бахчисарай Гаспринский сложил с себя полномочия главы города и все силы направил на создание первой тюрко-татарской газеты "Тарджеман", которая сыграла большую роль в становлении культуры и просвещения татарского народа.

Зухра загорается идеей мужа выпускать газету. Она продаёт все свои драгоценности и вкладывает выручку в дело. Молодые люди полны энергии и немедленно приступают к работе. Они вручную крутят маховик допотопного типографского станка, складывают и сортируют газеты, рассылают их по адресатам. Они всё делают сами, без посторонней помощи. При редактировании Зухра незаметно от мужа правит текст, стараясь сделать его более понятным своим соплеменникам — казанским татарам в Поволжье. Так начинался "Тарджеман".

Неоценима роль Зухры Акчуриной в издании этой газеты. Если бы в первые пять-шесть лет она не взяла нагрузку по изданию газеты на себя с мужем, то газета разорилась бы, так как тогда они не имели возможности нанимать помощников. Как пишет татарский учёный Риза Фахретдинов в книге "Машхур хатыннар" ("Видные женщины"), Зухра ханум поддерживала мужа в самые трудные минуты. Когда он отчаивался, она призывала его к терпению, приводила примеры из истории, успокаивала тем, что Аллах обязательно им поможет в таком богоугодном деле. При всём том она абсолютно не думала о себе, не любила тратить денег на украшения и дорогие платья, считая это излишеством.

В 1893 году в Бахчисарае с большим размахом проводился 10-летний юбилей газеты. Кроме гостей из разных регионов России там присутствовали официальные лица из Турции, Ирана. Специальные представители шахиншаха Ирана и Бухарского эмира торжественно вручили Гаспринскому ордена своих стран. Получает подарки и Зухра Акчурина. Крымчане дарят ей дорогую брошь, а гости из Казани награждают её неофициальным титулом "миллэт анасы" ("мать нации")…

Зухре Акчуриной не суждено было дожить до 20-летия газеты. Она скончалась 13 апреля 1903 года в возрасте 41 года от тифа. Гаспринский пережил свою жену на 11 лет и умер от туберкулёза 11 сентября 1914 года в возрасте 63 лет. В советский период его могила была снесена и лишь в марте 1999 года крымские татары восстановили надгробный камень над последним пристанищем великого просветителя.


ЗДЕСЬ ЗДЕСЬ ЗДЕСЬ

comments powered by Disqus