ЗакГосТорг (Закавказская экспортно-импортная контора (Баку)[править]

ЗакГосТорг был образован в 1924 году. ???
Бакинское отделение Закгосторга (ул. Зевина, 4) было организовано 7 августа 1922 г.

Одновременно существовали УкрГосТорг и БелГосТорг. Однако Госторг РСФСР являлся одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли. Он осуществлял коммерческие операции на внешнем рынке: вывозил пушнину, меха, лен, пеньку, пшеницу, рыбу, а на вырученные средства закупал машины, станки, оборудование.

Вел Госторг и заготовительную работу – создавал предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, содействовал промышленному звероловству, во многих районах РСФСР имел свои отделения и заготовительные конторы.

Закгосторг.jpg


Интересная информация об УкрГосТорге в 11 номере журнала "Смена" за 1929 год. Интересно, что УкрГосТорг имел своё представительство в Баку. Главная причина, мне думается, в том, что вся обширная торговля Украины с Персией по линии УкрГосТорга проходила через Бакинскую таможню.


О роли ЗакГосТорга в области ковроткачества и экспорта ковров.[править]



Общество занималось не только торговлей, но и развитием необходимых для торговли отраслей.

"...Организованное в 1924 г. при Закавказском Наркомате внешней торговли[1] Акционерноe общество Закгосторга поставило целью усилить деятельность промыслов ковроделия и наладить экспорт ковров на мировые рынки. Особое значение приобрели его мероприятия для кустарей Азербайджана, огромная часть населения сельских местностей которого была занята ковроткачеством.

Ковровый отдел Закгосторга провел значительную работу по оказанию помощи ковроткацкому промыслу в закавказских республиках. Отдел начал коллекционировать образцы лучших старинных азербайджанских ковров. Композиции производящихся в Азербайджане ковров, орнаменты которых сохранили самобытность, зарисовывались акварельными красками целиком или наполовину.

Затем они переводились на миллиметровую бумагу для составления технического коврового рисунка для внедрения в производство. В 1928 г. все рисунки, выполненные в цвете, были изданы в Лейпциге большим тиражом — всего 50 видов ковров (отдельный альбом) и десятки технических рисунков ворсовых и безворсовых ковров. В литографиях Баку и Тбилиси был налажен выпуск технических рисунков различных ковров, не уступающих по качеству лейпцигским, для рассылки их кустарям ковродельческих районов республики.

Таким образом, Закгосторг стремился к повсеместному внедрению в производство технических рисунков и, тем самым, к улучшению художественного качества выпускаемых ковров..."

Зарисовки ковровых композиций производились в художественном отделе экспериментально-художественной мастерской, организованной при главном отделении Закгосторга в Тбилиси. В мастерской стационарно работали до десяти художников, в их числе Г. А. Милохов А. Н. Склифасовский, Д. Н. Цициашвили, Н. Васильева и др. Ткацкое отделение мастерской занималось разработкой вопросов применения различных волокон (шерстяное, хлопчатобумажное, шелковое) для основы и утка ковров. Там же разбирались вопросы целесообразности различных способов вязки, высоты ворса, производства безворсовых и ворсовых ковровых изделий.

Однако в работе художественной мастерской Закавказского Госторга были допущены ошибки, которые отразились на качестве ковров. В частности, при составлении технического рисунка графу, где указывались размер и плотность, оставляли незаполненной. Размер ковра уточнялся при контрактации заказчиком, а вопрос плотности разрешали сами мастерицы, исходя из имеющейся шерсти, которую раздавали при заключении договора. В связи с этим рисунок ковра зачастую искажался — делался крупнее обычного или неестественно измельчался.

С 1930 г. эти ошибки были исправлены. На четырех языках — азербайджанском, русском, армянском, грузинском — были даны инструкции о точных размерах ковров, плотности, числе узлов по ширине и длине. Это облегчило труд ковроткачих.

Были допущены искажения и в отношении цветового оформления ковров. Например, ковер с синим фоном среднего поля имел черный фон каемок («медахиль» и малая кайма). Обнаружив этот дефект на техническом рисунке, художники заменили черный цвет синим, тем самым, исправив положение.

Составители технических рисунков не учли также некоторых особенностей художественного своеобразия отдельных композиций. Так, в составленном в 1928 г. техническом рисунке № 19, изображающем ковер с рисунком «Ширван» (в действительности, это композиция «Мараза» Ширванский зоны), художники использовали наиболее упрощенный, бедный в художественном отношении вариант композиции. В лучших образцах этой композиции в основные мотивы среднего поля «бута» скомпонованы различной формы цветочные украшения, которые повторяются через каждые несколько фигур.

В каждый раппорт входили «бута» различного цвета, образуя диагональный цветовой раппорт. Этот принцип диагонального цветового построения характерен для всех азербайджанских ковров, украшенных мотивом «бута». Чем разнообразнее, богаче узор, заключенный внутри каждого «бута», тем выше ценилась работа мастера и сам ковер.

Подобных погрешностей было немало. Впоследствии одни из них были исправлены, другие же сохранились и по сей день. Например, в выпущенных Закавказским Госторгом в 1933 г. технических рисунках № 15 и 51 («Хила бута») правильно указаны плотность и размеры ковра, однако рисунки изображают лишь половину композиции, тогда как этот ковер асимметрического построения. В результате мастерицы ткут вторую часть ковра симметрично первой, и мотивы «бута» получают перевернутое изображение, что противоречит законам композиционного построения данного элемента. Тем самым искажалась классическая композиция.

В целом художественная мастерская провела значительную работу по восстановлению и организации производства ковров в Закавказье. В частности художники исправили рисунки углов бордюров, очень часто искажаемые мастерицами. Из огромного количества разнообразнейших вариантов, учитывая их характернейшие формы, они выбрали наилучшие образцы старинных композиций — «Чичи», «Пиребедиль», «Хила бута» и другие. Норма миллиметровки была установлена восьмиклеточной. Прибавим, что в 1920-1928 гг. при тканье мастерицы в качестве образцов пользовались старыми коврами.

В описываемый период В описываемый период в Азербайджане занимались выделкой ковров в следующих районах: Кубинском — самом обширном районе ковроткачества, Казахском — занимающем особое место по изобилию ковров, Гянджинском, Агдамском (Нагорный и Низменный Карабах), Ширванском, Бардинском. Нахичеванский и Ордубадский район ковроткачества вследствие отдаленности их от центра и отсутствия железной дороги (она была построена в Джульфу в 1926—1927 гг.) не были охвачены Закгосторгом, не снабжались сырьем и не могли сбывать готовую продукцию.

Стремясь выяснить возможности дальнейшего развития ковроткачества в Азербайджане, Закгосторг организовал ряд выставок в основных районах коврового производства. В январе 1926 г. в одном из крупнейших центров ковроделия Азербайджана — Казахе открылась выставка ковров, которая по существу была не только первой выставкой ковров в Азербайджане за советский период, но и первой выставкой на территории Азербайджана за все время существования здесь ковроткачества.

Выставка состоялась в клубе, который был украшен коврами, привезенными крестьянами из окрестных населенных пунктов. Ковры досоветской выработки на выставку не принимались, так как задачей ее было показать успехи и развитие коврового промысла за истекшие годы после установления Советской власти. В середине дня выставка была перенесена на площадь и ковры были разложены прямо на траве. Таким образом, ее могли рассмотреть большее число посетителей.

Было экспонировано 107 ковров, из которых некоторые были привезены из самых отдаленных сел. Встречались очень ценные в художественном отношении экземпляры, которые могли поспорить по своему качеству и красоте с лучшими образцами досоветского производства. Лучшие ковры представили села: Каймаллы, Шихлы, Пойлы, Ашага Салахлы, Гырах Кесемен, Даш Салахлы. Два ковра, в том числе ковер из селения Шихлы получили дипломы первой степени, три ковра — дипломы второй степени и пять ковров — были награждены дипломами третьей степени.

Выставка показала, что качество ковров кустарного производства в Казахском районе не ухудшилось. Премирование лучших образцов ковров ставило целью поощрить мастериц к созданию ковров, обладающих высоким качеством художественного и технического выполнения. Для успешного решения этой задачи Закгосторг повысил цены на покупаемые ковры. Безусловно, все эти мероприятия оказали значительную помощь дальнейшему развитию ткацкого промысла в Казахе.

В результате полученных сведений о состоянии ковроделия в этом районе Закгосторг наметил в дальнейшем организацию выставок в Гяндже, Нухе, Карабахе, Кубе. В задачи этих выставок должно было входить повышение общей культуры ковроткачества и организация коврового дела в местностях. «Если три года назад местная выделка ковров вызывала у знатоков тревогу своим убожеством и примитивностью, — отмечает Г. Шилин,—теперь встречаются ковры оригинальных цветов, рисунка, выделяющиеся аккуратностью и строгостью отделки. Выставка показала, что советский ковер растет».

Ковры представляли важную статью в бюджете Закавказской федеративной республики, так как имели твердый спрос на мировом рынке. Ввиду этого экономическое восстановление и дальнейшее развитие ковроткачества приобретало первостепенное значение для развития всего народного хозяйства республики.

Что же касается Азербайджана, который вырабатывал наибольшую часть ковровых изделий среди республик Закавказской федерации, то ковроделие здесь являлось четвертой по удельному весу отраслью промышленности. Учитывая это, Закгосторг выделил специальный фонд — 15% прибылей от доходов торговых операций за 1924—1925 гг. — для проведения мероприятий, направленных на улучшение ковроткацкого дела, в частности, на изготовление из лучшей местной пряжи шерсти и рассылку ее кустарям по себестоимости, на улучшение качества искусственных красок и т. д.

Следующую выставку ковров Закгосторг организовал в другом наиболее значительном районе коврового производства — Кубинском в 1926 г. Выставка в Кубе помогла выявить потенциальные возможности Кубинского ковроткаческого (района, где производились ковры высокой технической выделки, обладающие большими художветвенными достоинствами.

С 1929 г. ковровый отдел Закгосгорга урегулировал отношения с «Азсанатбирлиги» и заключил с ним договора на поставку новых ковров. В этом же году Закгосторг направил в Азербайджанский ковровый союз для оказания помощи технически подготовленные инструкторов по ковроткачеству, в том числе Зейнала Мирзоева братьев Шейх-Гасана и Гусейна и других.

Работа скупочно-раздаточных пунктов, организованных в районах коврового промысла Закгосторгом в Гяндже, Кубе и Казахе (1926), Кюрдамире, Шемахе и Сальянах (1928), также принесла свои положительные результаты. Ковры, выполненные по образцам и рисункам, отличались тщательностью художественно-технического исполнения. С другой стороны, работа пунктов с мастерицами оказала действенную помощь в одной из важных задач: внедрения технических рисунков в производство ковровых изделий.

Большое значение для восстановления художественного качества ковров имело также улучшение красильного дела в промысле. Закгосторг совместно с кустарно-промысловой кооперацией Закавказских республик организует сбор и выдачу ковроткачам корней марены и других красителей растительного происхождения.

Для организации централизованных красильных мастерских Закгосторг привлек к работе квалифицированных специалистов-химиков. Усовершенствование красильного дела было одним из важнейших моментов восстановления ковроткачества в целом. В 1931 г. в Баку была организована красильная лаборатория под руководством опытного инженера-химика Наджафкули Касимова.

Кустарные красильные мастерские в районах были национализированы и подчинялись новой лаборатории. В 1934 г. лаборатория была расширена и преобразована в центральную мастерскую при Азербайджанском промысловом объединении («Азсанатбирлиги») в Баку.

  1. данных о существовании такого Наркомата мы найти не смогли

По материалам Интернета:
Н. А. Абдуллаева "Ковровое искусство Азербайджана. - изд-во «ЭЛМ» - Баку.1971 Энциклопедия Ираника


Составитель Эльдар Гашимов

comments powered by Disqus