Сарабский Гусейн Кули Мелик оглы - артист, режиссер, драматург, педагог[править]

Huseyngulu Sarabski.jpg

1879 — 1945

Настоящая фамилия - Рзаев.
Артист оперы (тенор), драмы, режиссер, драматург, педагог, театральный деятель.
Народный артист АзССР (1933).

Родился 20 марта 1879 г. в Баку в семье рабочего-нефтяника.
С 11 лет работал на стройке чернорабочим, позднее каменотесом, матросом грузового судна, рабочим на строительстве электростанции и одновременно учился на общеобразовательных вечерних курсах для взрослых.

Сарабский - первый исполнитель роли Меджнуна.jpg

В 1902 — 1908 гг. выступал на драматической сцене (труппа Н. Нариманова, затем драматическая труппа общества "Ниджат"). Среди лучших драматических ролей: Гаджи Салах, Мастали-шах ("Везир Ленкоранского ханства", "Мосье Жордан…" Ахундова), Шпекин и Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор" Н. Гоголя), Яго ("Отелло" У. Шекспира).
В спектаклях исполнял также народные песни и мугамы.
С 1908 г. выступал на оперной сцене как солист первой национальной оперной труппы при обществе "Ниджат" (Баку).
В 1914 — 1916 совместно с М. Магомаевым возглавлял "Мусульманскую оперную труппу", где был солистом и режиссером.
В 1916 учредил "Мусульманское драматическое общество", с того же года до 1919 выступал в театральной антрепризе "Дирекция братьев З. и У. Гаджибековых".

В 1919 г. организовал самодеятельный театральный коллектив.
С 1920 г. артист Азербайджанского государственного театра (ныне Азербайджанский театр оперы и балета им. Ахундова).
В 1923—26 гг. руководил агитбригадами. Гастролировал по городам Закавказья, Средней Азии, Ирана, в Москве и Минске (1926).
На оперной сцене выступал до 1941. Обладал небольшим, но красивым голосом мягкого тембра и ярким актерским дарованием, владел народной манерой пения.

1-й исполнитель партий: Гейс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова), Шейх Сенана ("Шейх Сенан"), Марджан-бека ("Муж и жена"), Зохраба ("Рустам и Зохраб"), Шах Аббаса ("Шах Аббас и Хуршид Бану"), Керема ("Асли и Керем"). Аскера ("Аршин мал алан"), Ашуга Гариба ("Ашуг Гариб"), Шах Исмаила ("Шах Исмаил", 1-я и 2-я ред.), Мехру ("Мехру и Мах"), Тахира("Тахир и Зохра").
Одна из лучших партий — Гейс-Меджнун (подготовил под руководством У. Гаджибекова) - исполнял 360 раз. Партнеры: А. Агдамский, Г. Гаджибабабеков. М. Мамедов, А. Фараджев. Пел п/у А. Ахвердиева, У. Гаджибекова, М. М. Магомаева.

Сарабский — один из основоположников азербайджанского профессионального музыкального театра.

Вел также режиссерскую деятельность. Среди его постановок: "Рустам и Зохраб" (1-й постановщик, 1910), "Муж и жена" (1910), "Аршин мал алан" (1-й постановщик, 1913), "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова (1915).

С 1920 г. председатель профсоюза работников искусств Азербайджана.
В 1928 был одним из организаторов Первого съезда ашугов Азербайджана. Вслед за тем при его участии был создан Республиканский дом народного творчества (руководил в 1932—1945 гг.).

С конца 1930-х гг. до 1942 г. преподавал в Бакинской консерватории (класс народного пения) и одновременно в Музыкальном училище им. А. Зейналлы. Ученики: Ш. Алекперова, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, Т. Исмайлова, С. Кадымова, А. Рзаева, А. О. Садыхов.

Автор пьес "Ищущий найдет" (1906, Баку), "Невежество", "Что положишь в плошку, то и всплывет в ложке", лирических песен "Мугань", "Далгар" ("Наши горы") и детской песенки "Лай-Лай".

Награжден орденами Трудового Красного Знамени Азербайджана (1933) и Трудового Красного Знамени (1938).

Именем Сарабского названа улица в Баку и ряд поселков республики.

Умер Сарабский 16 февраля 1945 г. в Баку от рака горла.
Перед самой смертью, лежачим больным, он пожелал увидеться с оперной певицей Агигат Рзаевой (с которой выступал на сцене 15 лет), попросив её исполнить арию из «Лейли и Меджнуна». После исполнения он добавил в своё завещание, что желает быть погребённым под звучание этой арии, и чтобы исполняла её непременно Рзаева.
После создания в Баку Аллеи почётного захоронения могила Сарабского была перенесена сюда.

Sarab.jpg


Сочинения:
Воспоминания актера. — Баку. 1930 (на азерб. яз.)
сборник "Старый Баку"


Примечание:

comments powered by Disqus