Строка 7: Строка 7:
 
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.  
 
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.  
  
[[Файл:Kempfer baku graphura 1683.jpg|thumb|400px|center]]
+
[[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|thumb|center|400px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]]  
 
 
  
 +
<br>
  
 
А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.  
 
А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.  
  
[[Файл:Gmelin Baku-1772.jpg|thumb|500px|center]]
+
[[Image:Gmelin Baku-1772.jpg|thumb|center|500px|Gmelin Baku-1772.jpg]]  
  
 
+
<br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
 
  
 
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - [[Гримм]] (1851 г.), [[Верещагин]] (1872 г.), [[Боголюбов]] (1861 г.), [[Гагарин]] (1853 г.), [[Гиппус]].  
 
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - [[Гримм]] (1851 г.), [[Верещагин]] (1872 г.), [[Боголюбов]] (1861 г.), [[Гагарин]] (1853 г.), [[Гиппус]].  
  
[[Файл:Hippius 1865.jpg|center|thumb|400px|Акварель Карла Густава Гиппиуса "Баку"(до 1867 года) ]]
+
[[Image:Hippius 1865.jpg|thumb|center|400px]]  
  
 +
<br>
  
 
+
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения [[А.П.Богомолова]] "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения [[А.П.Богомолова]] "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни.  
 
Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
 
  
 
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
 
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
  
 +
<br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|thumb|center|400px]]
  
[[Файл:Vereshagin baku 1872.jpg|thumb|400px|center|П.Верещагин "Вид гор Баку с моря".1872]]
+
<br>
 
 
  
 +
<br>
  
 
+
<br> Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.  
 
 
 
 
Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.  
 
  
 
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.  
 
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.  
Строка 43: Строка 39:
 
Мастера тематической картины [[С.В.Герасимов,]] [[Б.Н.Яковлев]], [[Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада  
 
Мастера тематической картины [[С.В.Герасимов,]] [[Б.Н.Яковлев]], [[Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада  
  
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе".
+
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе".  
  
 
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.  
 
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.  
Строка 49: Строка 45:
 
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.  
 
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.  
  
<br>
+
<br>  
 +
 
 +
=== Фотоальбом ===
  
===Фотоальбом===
 
 
<gallery perrow="5">
 
<gallery perrow="5">
 
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796)
 
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796)
Строка 67: Строка 64:
 
Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б.Телингатeр " Крепость" Баку.(1958)
 
Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б.Телингатeр " Крепость" Баку.(1958)
 
Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б.Телингатeр." Старое и Новое"Баку.(1958)
 
Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б.Телингатeр." Старое и Новое"Баку.(1958)
</gallery>
+
</gallery> <br>  
<br>
+
 
 +
=== Фотоальбом.Художник Гагарин ===
  
===Фотоальбом.Художник Гагарин===
 
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник-герб.Баку. 1840-47  
 
Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник-герб.Баку. 1840-47  
 
Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку. 1843
 
Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку. 1843
</gallery>
+
</gallery> <br>
 +
 
 
<br>  
 
<br>  
  
 +
=== Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов ===
  
 
===Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов===
 
 
<gallery perrow="5">
 
<gallery perrow="5">
 
Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку.1861
 
Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку.1861
Строка 86: Строка 83:
 
Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку.1861
 
Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку.1861
 
Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку.1861
 
Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку.1861
</gallery>
+
</gallery> <br>  
<br>
 
  
 +
<br>
  
 +
=== Фотоальбом. [[Модоров Федор Александрович - художник|Художник Ф.А.Модоров]] ===
  
===Фотоальбом. [[Модоров Федор Александрович - художник|Художник Ф.А.Модоров]]===
+
(1890, Мстеры - 1967, Москва)  
(1890, Мстеры - 1967, Москва)
 
  
 
::<gallery>
 
::<gallery>
Строка 100: Строка 97:
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева===
+
=== Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева ===
  
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку.1916
 
Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку.1916
 
Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Биби Эйбат.Баку. 1916
 
Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Биби Эйбат.Баку. 1916
</gallery>
+
</gallery>  
 +
 
 +
=== Фотоальбом. [[Куприн Александр Васильевич - художник|Художник А.Куприн]] ===
  
===Фотоальбом. [[Куприн Александр Васильевич - художник|Художник А.Куприн]]===
 
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе.Баку. 1931г
 
Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе.Баку. 1931г
Строка 117: Строка 115:
 
Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы.Биби Эйбат.Баку. 1931  
 
Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы.Биби Эйбат.Баку. 1931  
 
Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы.Вид с моря.Баку. 1931  
 
Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы.Вид с моря.Баку. 1931  
</gallery>
+
</gallery> <br>
 +
 
 
<br>  
 
<br>  
  
 +
=== Фотоальбом. [[Богаевский Константин Фёдорович - художник|Художник В.К.Богаевский]] ===
  
 
===Фотоальбом. [[Богаевский Константин Фёдорович - художник|Художник В.К.Богаевский]]===
 
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки. 1931
 
Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки. 1931
 
Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы. 1930  
 
Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы. 1930  
 
Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат. 1932
 
Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат. 1932
</gallery>
+
</gallery>  
 +
 
 +
=== Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941) ===
  
===Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941)===
 
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" 1931г. Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
 
Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" 1931г. Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
 
Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" 1934г.Офорт
 
Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" 1934г.Офорт
</gallery>
+
</gallery>
 +
 
 +
<br>  
  
 +
=== Альбом [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|Ивана Павловича Щеблыкина]] (1884- ) ===
  
===Альбом  [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|Ивана Павловича Щеблыкина]] (1884- )===
 
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов. Рис. И.П.Щеблыкина  
 
Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов. Рис. И.П.Щеблыкина  
Строка 142: Строка 143:
 
Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. Рис. И.П.Щеблыкина (1932)
 
Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. Рис. И.П.Щеблыкина (1932)
 
Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. Рис. И.П.Щеблыкина (1937)
 
Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. Рис. И.П.Щеблыкина (1937)
</gallery>
+
</gallery>  
  
 +
<br>
  
===Альбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]]===
+
=== Альбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]] ===
  
 
<gallery>
 
<gallery>
Строка 152: Строка 154:
 
Файл:Храпак 4.JPG
 
Файл:Храпак 4.JPG
 
Файл:Храпак 5.JPG
 
Файл:Храпак 5.JPG
</gallery>
+
</gallery>  
 
 
  
[[Category:Живопись]][[Category:Баку_в_картинах_и_рисунках]][[Category:В_работе_(5)]]
+
[[Category:Живопись]] [[Category:Фотоальбомы "Баку_в_картинах_и_рисунках"]]

Версия 21:31, 10 января 2012

Баку в изображении художников[править]

Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.

Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа

Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.

Kempfer baku graphura 1683.jpg


А представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.

Файл:Gmelin Baku-1772.jpg
Gmelin Baku-1772.jpg


Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.

После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппус.


Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Богомолова "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".

Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.


Vereshagin baku 1872.jpg




Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.

Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.

Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада

Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".

Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.

В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.


Фотоальбом[править]


Фотоальбом.Художник Гагарин[править]



Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов[править]



Фотоальбом. Художник Ф.А.Модоров[править]

(1890, Мстеры - 1967, Москва)

  • Ф.А.Модоров.Белый город.Керосиновый завод.Баку

  • Ф.А.Модоров.Нефтяные промыслы.Баку.(1930)

  • Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). Центральный музей Вооруженных сил, Москва

  • Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева[править]

    Фотоальбом. Художник А.Куприн[править]



    Фотоальбом. Художник В.К.Богаевский[править]

    Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941)[править]


    Альбом Ивана Павловича Щеблыкина (1884- )[править]


    Альбом Георгия Васильевича Храпака[править]

    comments powered by Disqus