Абдуллаева Аида Гамидуллаевна - арфистка, профессор Бакинской консерватории, репрессирована[править]

1922 - 2009

Аида Абдуллаева
Аида Абдуллаева. Баку.1939




" В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы..."[править]

Ощущение предсердечной тоски знакомо мне с раннего детства. Оно приходило во время болезни с температурой. Помогал человеческий голос: чтение вслух стихов и сказок, а еще лучше -- истории детства моей мамы, рассказы о школе, в которой я еще не училась, а только пыталась представить себе,что это такое.
Среди историй была любимая. Про то , как к маме в ее четвертый класс пришла новая девочка. На ней была "прекрасная широкополая соломенная шляпа, а на шляпе была широкая алая лента , тогда такие шляпы девочки носили..."

("Алая лента" завораживала меня и предсердечная тоска отступала...)

Новенькую девочку посадили за одну парту с мамой, и они подружились. Звали ее Аида Абдуллаева.
Так повелось, что любое упоминание об Аиде Абдуллаевой, и любое ее появление немедленно вносило в мою жизнь "чувство прекрасного" и "радость узнавания"...
Вот я впервые узнаю, что арфа - самый древний музыкальный инструмент. А у нас в альбомах есть фотографии юной Аиды Абдуллаевой - "первой девушки-арфистки в Азербайджане", которую направил учиться в Москву сам Узеир Гаджибеков, именем которого названа улица, где стоит наш дом...
Вот мы с дедушкой слушаем пластинку - марш из оперы "Аида". И в моем детском воображении два явления "опера" и "Аида" сливаются воедино и имеют прямое отношение к Аиде Абдуллаевой, имя которой часто слышу и которую знаю пока по фотографиям.
Вот мы с мамой гуляем по берегу моря в Дубултах на Рижском взморье, - и вдруг неожиданно сталкиваемся лицом к лицу с Аидой и ее мужем Токаем! Радостные возгласы, объятья, поцелуи! Мне шесть лет, я впервые вижу Аиду не на фотографии, а в жизни, и влюбляюсь в нее и в ее голос, созвучный "самому древнему музыкальному инструменту", на котором она играет.

Учась в музыкальной школе, не пропускаю концертов в филармонии. Счастлива, когда в них принимает участие Аида Абдуллаева... С волнением жду ее выхода на сцену, к арфе, которая уже стоит там. С удивлением слышу, что Аида - "молодой профессор... "

Повзрослев, узнаю историю ее драматичной судьбы... Меня поражает, что в ее внешнем облике и в достойной манере держаться как будто нет отголосков тех жизненных невзгод. Аида всегда улыбчива, дружелюбна и интеллигентна. Главное в ее обаянии - изящество, красота Востока и Запада одновременно...
Кажется, это именно о ней писал Вагиф:
Женщина, что сердцем хороша, -
Век пройдет, - она бледней не станет.
Если, словно лал, светла душа,
От невзгод она темней не станет.
Благородной красота верна,
Стройная - не сгорбится она,
Если добротой одарена,
Не изменит, холодней не станет...

Кажется, это именно ей посвятил свои стихи Окуджава:

В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы.
Ее глаза в иные дни обращены.
Там хорошо, и лишних нет, и страх не властен над годами,
И все давно уже друг другом прощены.
Еще покуда в честь нее высокий хор поет хвалебно,
И музыканты все в парадных пиджаках.
Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка целебна...
И дирижер ломает палочку в руках.
Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной и напрасной,
Но вот о чем я сокрушаюсь иногда:
ведь что мы сами, господа, в сравненье с дамой той прекрасной,
и наша жизнь, и наши дамы, господа?
Она и нынче, может быть, ко мне, как прежде, благосклонна,
и к ней за это благосклонны небеса.
Она, конечно, пишет мне, но...постарели почтальоны
и все давно переменились адреса.
Наталия Портнова


© Наталия Портнова
comments powered by Disqus