The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Абдуллаева Аида Гамидуллаевна - арфистка, профессор Бакинской консерватории, репрессирована
[править]

1922 - 2009

Аида Абдуллаева
Аида Абдуллаева. Баку.1939




" В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы..."[править]

Ощущение предсердечной тоски знакомо мне с раннего детства. Оно приходило во время болезни с температурой. Помогал человеческий голос: чтение вслух стихов и сказок, а еще лучше -- истории детства моей мамы, рассказы о школе, в которой я еще не училась, а только пыталась представить себе,что это такое.
Среди историй была любимая. Про то , как к маме в ее четвертый класс пришла новая девочка. На ней была "прекрасная широкополая соломенная шляпа, а на шляпе была широкая алая лента , тогда такие шляпы девочки носили..."

("Алая лента" завораживала меня и предсердечная тоска отступала...)

Новенькую девочку посадили за одну парту с мамой, и они подружились. Звали ее Аида Абдуллаева.
Так повелось, что любое упоминание об Аиде Абдуллаевой, и любое ее появление немедленно вносило в мою жизнь "чувство прекрасного" и "радость узнавания"...
Вот я впервые узнаю, что арфа - самый древний музыкальный инструмент. А у нас в альбомах есть фотографии юной Аиды Абдуллаевой - "первой девушки-арфистки в Азербайджане", которую направил учиться в Москву сам Узеир Гаджибеков, именем которого названа улица, где стоит наш дом...
Вот мы с дедушкой слушаем пластинку - марш из оперы "Аида". И в моем детском воображении два явления "опера" и "Аида" сливаются воедино и имеют прямое отношение к Аиде Абдуллаевой, имя которой часто слышу и которую знаю пока по фотографиям.
Вот мы с мамой гуляем по берегу моря в Дубултах на Рижском взморье, - и вдруг неожиданно сталкиваемся лицом к лицу с Аидой и ее мужем Токаем! Радостные возгласы, объятья, поцелуи! Мне шесть лет, я впервые вижу Аиду не на фотографии, а в жизни, и влюбляюсь в нее и в ее голос, созвучный "самому древнему музыкальному инструменту", на котором она играет.

Учась в музыкальной школе, не пропускаю концертов в филармонии. Счастлива, когда в них принимает участие Аида Абдуллаева... С волнением жду ее выхода на сцену, к арфе, которая уже стоит там. С удивлением слышу, что Аида - "молодой профессор... "

Повзрослев, узнаю историю ее драматичной судьбы... Меня поражает, что в ее внешнем облике и в достойной манере держаться как будто нет отголосков тех жизненных невзгод. Аида всегда улыбчива, дружелюбна и интеллигентна. Главное в ее обаянии - изящество, красота Востока и Запада одновременно...
Кажется, это именно о ней писал Вагиф:
Женщина, что сердцем хороша, -
Век пройдет, - она бледней не станет.
Если, словно лал, светла душа,
От невзгод она темней не станет.
Благородной красота верна,
Стройная - не сгорбится она,
Если добротой одарена,
Не изменит, холодней не станет...

Кажется, это именно ей посвятил свои стихи Окуджава:

В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы.
Ее глаза в иные дни обращены.
Там хорошо, и лишних нет, и страх не властен над годами,
И все давно уже друг другом прощены.
Еще покуда в честь нее высокий хор поет хвалебно,
И музыканты все в парадных пиджаках.
Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка целебна...
И дирижер ломает палочку в руках.
Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной и напрасной,
Но вот о чем я сокрушаюсь иногда:
ведь что мы сами, господа, в сравненье с дамой той прекрасной,
и наша жизнь, и наши дамы, господа?
Она и нынче, может быть, ко мне, как прежде, благосклонна,
и к ней за это благосклонны небеса.
Она, конечно, пишет мне, но...постарели почтальоны
и все давно переменились адреса.
Наталия Портнова


© Наталия Портнова


Из официальных данных: Аида ханум в 1940 году, еще не окончив среднюю школу, одновременно занималась в классе арфы при консерватории. В том же году она была направлена на учебу в Московскую консерваторию им. П.Чайковского для получения высшего музыкального образования по классу арфы. Однако в 1941 году в связи с началом войны она вынуждена была вернуться в Баку и работала арфисткой в симфоническом оркестре и оперном театре.

После ареста отца - Гамидуллы Гаджи Фатулла оглу Абдуллаева - осенью 1942 года вся семья Абдуллаевых: мать, две сестры и брат - были репрессированы и высланы в Казахстан.Их поселили в селе Бескамышенка, где они работали в колхозе, собирали картофель, скирдовали сено. Прожив некоторое время в ссылке, Аида ханум написала письмо Узеиру Гаджибекову, в котором рассказала о своей жизни и попросила прислать ей вызов и помочь вернуться в Баку.

Получив вызов, Аида вместе с подругой Асей Сафаралиевой, тоже ссыльной, решили пробиваться в Баку.

Аида ханум начинает учиться в бакинской консерватории, а в 1944 году с помощью Уз.Гаджибекова возвращается на учебу в московскую консерваторию.

Аида ханум Абдуллаева,первая азербайджанская арфистка, заслуженная артистка Азербайджана, после окончания Московской консерватории много лет была солисткой государственного симфонического оркестра. В 1949 году Кара Караев, будучи уже ректором консерватории, предложил Аиде ханум возглавить класс арфы, которым она затем многие годы руководила.

В 1970-х годах Аида ханум организовала первый квартет арфисток из числа своих студенток. Более 60 лет проработала она в консерватории. За эти годы она подготовила свыше 25 специалистов этой редкой музыкальной профессии. Многие из них стали лауреатами различных престижных конкурсов. Она является первой солисткой при исполнении многих симфонических произведений азербайджанских композиторов, среди которых особое место занимают произведения, специально написанные для арфы. В 1985 году Аида Абдуллаева выпустила ценное учебное пособие "Программа для класса арф в музыкальных училищах".

Аида ханум была женой известного азербайджанского скульптора Токая Мамедова

До самой своей смерти в 2009 году она являлась профессором музыкальной академии.


По материалам Интернета ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Фотоальбом семьи Аиды Абдуллаевой[править]

Фото из книги Еганы Таптыговой "Аида Абдуллаева"[1]

  1. Баку, 2012 (Публикуется с разрешения автора

Благодарю Наташу Портнову за воспоминания об Аиде ханум, а С.Рагимову за помощь в оформлении фотоальбома


© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!

comments powered by Disqus