Азербайджанская карикатура[править]

Вклад художников различных национальностей в историю азербайджанской карикатуры

В Азербайджане всегда был большой интерес к сатирическому слову и сатирическому рисунку. Это нашло отражение в различных областях народного творчества – видах устного фольклора (ашугских мотивах, баяты), народных празднествах, в произведениях поэтов, писателей и художников.

Зачатки сатиры можно встретить в миниатюрных произведениях художников Азербайджана XVI-XVII веков, в которых явно проступают элементы карикатуры. Формирование карикатуры как жанра и его дальнейшее развитие относится к концу XIX – началу XX века, что связано с созданием сатирической прессы. Именно с зарождением сатирической прессы этот жанр вступил в период своего развития и дал возможность широким читательским массам поближе познакомиться с карикатурой.

Одобрительное принятие, признание сатирической прессы и сатирического рисунка, а также стремительное развитие этого жанра в Азербайджане связано с изданием журнала «Молла Насреддин». Начав издаваться с 7 апреля 1906-го года на азербайджанском языке, журнал «Молла Насреддин» стал единственным профилирующим сатирическим журналом во всем мусульманском мире и на Ближнем Востоке. Издание «Молла Насреддин»а пробудило различные стороны жизни народа и привело к большому оживлению национальной прессы. Благодаря влиянию и авторитету журнала, в Азербайджане и других соседних странах стали издаваться многочисленные сатирические журналы, что послужило толчком к развитию сатирического рисунка и карикатуры. Насколько велико было значение сатирического журнала «Карикатура», издаваемого в 1830-м году во Франции, для европейской культуры, столь важным было значение журнала «Молла Насреддин» для развития сатирической прессы и сатирической графики восточного мира. Журнал «Молла Насреддин» оказал влияние на формирование и дальнейшее развитие сатирической прессы и сатирической графики народов Кавказа, Средней Азии, Татарстана, Крыма, Поволжья и Ирана, чему свидетельствуют достаточно существенные и значительные мнения, научные произведения европейских ученых и специалистов. Говоря о карикатурном жанре, имеющем более чем 100-летнюю историю развития и ставшим неотъемлемой частью азербайджанской культуры и изобразительного искусства, в первую очередь следует вспомнить художников, карикатуристов, внесших своей деятельностью достойный вклад в развитие этого жанра.

Параллельно с многочисленными сатирическими журналами, издаваемыми на азербайджанском языке, в Азербайджане с начала XX столетия стали выходить сатирические журналы на русском языке для русскоязычного населения. В этих сатирических журналах наравне с азербайджанскими карикатуристами трудились представители разных национальностей, в том числе немцы, русские, евреи, украинцы, поляки, грузины, аварцы, каждый из которых, выступая с единой позиции борьбы против бесправия в обществе, создавал многочисленные произведения, посвященные различным актуальным проблемам времени. Эти произведения, выполненные с профессиональной точки зрения на достаточно высоком уровне, даже ныне не потеряли своей актуальности. В этих работах подвергались критике религиозный фанатизм, суеверие, безграмотность, самоуправство чиновников, разоблачались не справлявшиеся со своими обязанностями безответственные государственные служащие, фигляры-политиканы, прячущиеся под личиной религии и пользующиеся наивностью и безграмотностью народа религиозные лидеры, лживые интеллигенты, дельцы и аферисты. Будучи представителями разных национальностей и вероисповедания, эти художники проявляли одинаковую реакцию на различные проблемы, негативные явления, происходящие в азербайджанском обществе, что само по себе является достойным внимания фактом.

И сегодня, в нашем современном мире, как и 100 лет назад, карикатуристы разных стран, невзирая на различие языка и вероисповедания, создают произведения, освещающие происходящие вокруг политические, экономические и социальные события, проблемы, беспокоящие каждого человека. Это характеризует карикатуру как жанр, прошедший испытание временем, как фактор, приравнивающий его к особому виду искусства, с легкостью воспринимаемому всеми, невзирая на географию, национальную и религиозную принадлежность.

Произведения представляющих различные национальности художников, которые трудились в сатирических журналах, издаваемых в 1906-1920-м годах в признанном веками как интернациональный городе Баку, в итоге служили делу обогащения азербайджанской культуры, азербайджанского изобразительного искусства.

Творчество О.Шмерлинга и И.Роттера – ведущих художников альманаха «Молла Насреддин», внесшего незаменимый вклад в дело развития искусства азербайджанской карикатуры, расценивается как создание школы, школы «Молла Насреддин»а. В те годы прослеживаются попытки подражания стилю и технике исполнения, даже подписям этих художников. Подобные обстоятельства являются факторами, свидетельствующими о значении и широте силы влияния школы «Молла Насреддин».

Неоспорим вклад Р.Гирса, Е.Хамберга, работавших в сатирическом журнале «Бахлул», начавшему издаваться вслед за журналом «Молла Насреддин», Э.Карганова, В.Вепньявы, Р.Шикарева, П.Сфинеса из журнала «Бич», Беха Сеида, работавшего в журнале «Мират», М.Герасимова, П.Гриеча из «Джигит»а, И.Сантуранов, Аббас из журнала «Бакинское горе» и др. в дело развития искусства карикатуры в Азербайджане. Плодотворная деятельность профессионального художника Б.Р.Телингатора (Бено) пришлась на годы становления азербайджанской сатирической прессы, когда он был ведущим художником журналов «Зембур» и «Джигит», сотрудничал с журналами «Кельнийят», «Мират», «Женщина Востока» и др. и создал сотни произведений на различные темы, отличающиеся высоким художественными качествами. Конечно, говоря об этих художниках, следует отметить А.Гриньевского, Х.Мусаева, В.Гиладзе, К.Дорша, которые трудились в «Молла Насреддин»е вместе с ведущими художниками журнала О.Шмерлингом и И.Роттером, и чье творчество должно быть высоко оценено.

Велика заслуга выпускников Мюнхенской и Петербургской Академий Художеств О.Шмерлинга и И.Роттера, ставших одними из первых азербайджанских карикатуристов, принявших участие в формировании и развитии искусства азербайджанской карикатуры. Несмотря на то, что в национальном отношении их с нами ничего не связывает, творчество этих художников можно с уверенностью принять за национальное, ибо в их произведениях отражена наша история, дух народа, его жизнь и быт. Идейным вдохновителем всех произведений художников был редактор журнала Джалил Мамедкулизаде, который направлял их творчество, предоставляя им первые эскизы, нарисованные в карманном блокноте. Несмотря на то, что идеи сатирических рисунков и карикатур принадлежали Дж. Мамедкулизаде, О.Шмерлинг и И.Роттер сумели вдохнуть в них вторую жизнь. Каждая тема, каждый эскиз, предложенный редактором, возвышались до уровня графического произведения. Профессионализм художников дал возможность этим произведениям, выделяющимся совершенством рисунка, пройти испытание временем. Именно высокий уровень профессионализма позволяет этим произведениям и ныне оставаться актуальными и современными, несмотря на их преклонный столетний возраст.

Еще в 1906-м году представители видной азербайджанской интеллигенции, в числе которых были Юсиф Везир Чеменземинли, Алибек Гусейнзаде и другие признанные личности, предоставляли в редакции свои карикатурные произведения. Однако эти карикатуры, отличающиеся актуальностью и оригинальностью, темы не были опубликованы в прессе того времени из-за невысокого художественного уровня и слабой техники рисунка. Именно по этой причине первые карикатуры самого Азима Азимзаде, созданные им в юношеские годы, не были приняты редакцией журнала. К сожалению, и в наши дни, в современный период ответа на вопрос: «Что главное в карикатуре: тема или работа художника?» не найдено.

Тем не менее, О.Шмерлинг, И.Роттер, Б.Телингатор и, конечно же, А.Азимзаде подходили к каждой карикатуре в первую очередь как к произведению искусства, и повышая его художественный уровень, смогли добиться всенародной любви к этому жанру. Доступный представителю любой общественной прослойки, понятный даже безграмотному человеку самый небольшой сатирический рисунок обладал большой силой воздействия. Вне зависимости от мировоззрения, уровня художественного исполнения того или иного автора, во все времена карикатура могла не только рассмешить каждого, а вместе с тем заставить задуматься.

Карикатуры, опубликованные в периодической печати, особенно в сатирических журналах и газетах первых лет советского периода, служили делу воспитания нового человека, борьбе с религиозным фанатизмом, суеверием, ликвидацией массовой безграмотности и другим актуальным и важным проблемам времени. В изданных в 20-30-х годах сатирических журналах «Скорпион», «Зеркало нашего учреждения», «Безбожник», «Колючка», «Клеймо», «Зеркало Сабира», «Балагур» и, конечно же, «Молла Насреддин» работала многочисленная армия карикатуристов. В этот период в сатирической прессе, являющейся частью советской агитационной машины и служащей советской идеологии, художники выступали в основном с плакатами, сатирическими рисунками, шаржами и карикатурами на политическую тему. В этих сатирических рисунках и карикатурах мировой империализм, капиталистический строй подвергались резкой критике, а социалистический строй, советский человек, советский образ жизни напротив, пропагандировался. В этой сложной политической обстановке наравне с азербайджанскими карикатуристами трудились представители других национальностей, которые создавали многочисленные произведения в соответствии с требованиями времени. Вне зависимости от избранной темы, эти произведения привлекали внимание высоким уровнем профессионального исполнения, мастерством художника.

Новый этап развития искусства карикатуры в Азербайджане характеризуется началом публикации сатирического журнала «Кирпи» («Еж») в Баку в 1952 году. В журнале «Кирпи» наравне с признанными карикатуристами И.Ахундовым, Г.Халыковым, Г.Алиевым, А.Гаджиевым, периодически выступающими со своими работами в журнале «Молла Насреддин» еще в 20-30-е годы, сталкиваемся с именами И.Наджафкули, З.Керимбейли, С.Шарифзаде, Г.Ахвердиева, А.Кулиева, Р.Кулиева и др.

В эти годы вместе с азербайджанскими карикатуристами в редакции журнала «Кирпи» трудилась большая команда, состоящая из русских, евреев, украинцев, грузин, лезгин и других национальностей. Продуктивная деятельность В.Тернавского, П.Шандина, В.Татаринцева, А.Анисимова, В.Даниленко, А.Алешечева, Р.Хасьянова и др. художников, трудившихся в журнале «Кирпи» с первого номера журнала, до последних дней, нашла отражение в мастерски выполненных и неповторимых с профессиональной точки зрения произведениях, каждое из которых можно причислить к национальному наследию. Журнал «Кирпи», управляемый с центра, так же, как и сатирическая пресса других союзных республик, в том числе «Крокодил» (Россия), «Перец» (Украина), «Токмак» «Туркмения), «Вожик» (Беларусь), «Нианди» (Грузия), «Шмель» (Казахстан), «Шлвота» (Литва), «Киперуш» (Молдова), «Хорнуштак» (Таджикистан), «Пиккер» (Эстония), «Чалкан» (Киргизия) и др., конечно же, служил советской идеологии. Выступающие с позиции советской идеологии художники-карикатуристы, основное предпочтение традиционно отдавали темам, критикующим западные страны, во главе с Америкой, и проводимую ими политику разжигания войн и межнациональной розни. Темы вооружения, насилия и эксплуатации мирного населения, политики, вводимой силой капитала, большими форматами печатались на последних страницах журнала «Кирпи» в виде иллюстраций. В этот период в сатирической графике ведущее положение занимала тенденция решительной и острой борьбы с лицами, мешающими развитию промышленного и народного хозяйства, производящими бракованную продукцию, расхитителями государственного имущества и др., которая составляла основную часть творчества художников. Мы не ошибемся, если скажем, что стоящие перед художниками задачи воспитания человека в социалистическом духе, социалистический вид сожительства и формирование строителя будущего, составляющие основу социалистической идеологии, ограничивали возможности художников. Несмотря не все эти препоны, журнал «Кирпи» доказал свою верность традициям «Молла Насреддин»а, обогащая искусство национальной карикатуры все новыми произведениями. Произведения одного из ведущих художников «Кирпи» П.Шандина, являющегося самым продуктивным карикатуристом 60-70-х годов, а также, обращающегося в основном к политической тематике В.Тернавского, отличались совершенством мастерского исполнения и обладали огромной силой воздействия, и сегодня продолжают сохранять свой высокий уровень.

Наблюдаемый в советской сатирической прессе с начала 60-х годов новый стиль, названный «новая карикатура» (карикатура безслов) в азербайджанской карикатуре был прослежен в творчестве И.Наджафкули В.Татаринцева и Б.Даниленко, К.Идрисов и составил основную часть творчества этих художников. Именно посредством произведений этих художников азербайджанский читатель приобрел возможность познакомиться с интересными сторонами, оригинальностью и современностью этого нового стиля.

В результате несправедливых территориальных притязаний со стороны Армении в первые годы независимости, приобретенной Азербайджаном в 1991 году, 20% азербайджанских территорий были оккупированы. Тяжелое положение более 1 млн. азербайджанских беженцев с оккупированного со стороны Армении Карабаха и других районов Азербайджана, проблемы, возникшие в переходный после приобретения независимости период, экономический упадок, нестабильная обстановка и подобные события заняли основное место в творчестве художников карикатуристов. Основную часть творчества всех художников составила критика армянской агрессии, оккупации территорий, отсутствия должного внимания международного сообщества на эти события. Наряду с азербайджанскими коллегами А.Кулиевым, Р.Кулиевым, Х.Насироглы, Б.Яхяевым, С.Джафарлы, Б.Гаджизаде а также В.Тернавский, В.Татаринцев, Р.Хасьянов и др. художники, сказавшие свое слово в этой области, обратив перо в штыки, до последних дней выражали свое отношение к этой несправедливости, стараясь привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме.

К сожалению, и сегодня в нашем современном мире все еще много проблем, ждущих своего решения. Оккупация, агрессия, террор, сепаратизм и подобные проблемы во все периоды объединяли людей доброй воли, особенно карикатуристов, призывая единым фронтом бороться с общим врагом. Таких фактов в истории множество. Начиная с захватнической политики Наполеона до I и II мировых войн, да и в наши дни карикатуристы занимают непримиримую позицию на происходящие в современном мире события. В годы II Мировой войны, как и все советские карикатуристы, мастера азербайджанской карикатуры объединились против врага-оккупанта и создали тысячи произведений, бичуя в своих сатирических рисунках, карикатурах и плакатах оккупационную политику. Произведения А.Азимзаде, Г.Халыкова, И.Ахундова, М.Власова, С.Саламзаде, Г.Алиева и др. художников на эту тему и сегодня обладают достаточной силой критики стран, которые до сих пор проводят захватническую политику, и стран, поддерживающих эту политику. Их произведения по сей день не потеряли своей актуальности.

Из сказанного можно заключить, что во все времена политические, социальные, моральные проблемы нашего мира воздействовали на тематику и формообразование искусства карикатуры, определяя общее направление развития и формы художественного проявления сатирической графики. Являясь частью мировой карикатуры, азербайджанская карикатура, так же как это было в советский, да и в предыдущие времена, и в современный период интенсивно развивается. Подтвердив свою приверженность глубоким художественным традициям, она внесла свой достойный вклад в дело развития мировой карикатуры.

Значительны заслуги художников различных национальностей, нариду трудящихся с азербайджанскими карикатуристами на этом важном поприще. В результате плодотворной деятельности этих художников развилось искусство азербайджанской карикатуры, став неразрывной составной частью мировой карикатуры, которая в течение тысячелетия приобретала интернациональные качества.

В нынешнем современном, и вместе с тем сложном мире карикатура развивается как вид искусства. Наблюдаются новые стили, новые подходы, новые взгляды. Несмотря на все трудности, азербайджанская карикатура, являясь частью этого общего процесса, также подвергается влияниям, изменяется, развивается и совершенствуется. Одним из факторов, влияющих на стремительное развитие жанра в Европе, соседней России и Турции, является деятельность организаций, общественных объединений, влияющих на развитие жанра, карикатурных клубов действующих в этих странах еще с 60-х годов. Например, в Союзе Художников Болгарии еще с 1964 года функционирует секция карикатуры, в других европейских странах уже с 60-х годов организовываются конкурсы карикатуры, в 80-х годах образовалась Европейская Федерация Карикатуристов. Эти и подобные им события способствуют стремительному развитию карикатуры в этих странах, в результате чего расширяются творческие возможности художников, создается общение, сотрудничество между народами и культурами, налаживаются мосты дружбы.

К сожалению, Азербайджан вступил в этот процесс с некоторым опозданием. Наши художники в международные мероприятия подобного рода начали вовлекаться только в 2000-е годы, чему свидетельством объективные и субъективные причины. Художественное Объединение Карикатуристов Азербайджана было учреждено лишь в 2006-м году. В том же году начала свою деятельность Секция карикатуры при Союзе Художников Азербайджана. Эта инертность создала определенные помехи для пропаганды и признания в современном мире азербайджанской карикатуры, обладающей большими традициями.

Вместе с тем, мы – азербайджанские карикатуристы и сегодня неустанно трудимся, расширяя свою деятельность, налаживаем сотрудничество и дружеские отношения с зарубежными странами. Основываясь на фундаментальные принципы искусства мировой карикатуры, не различая религий, языков, рас и наций и используя передовые и миролюбивые традиции мировой карикатуры, проводим важную и значительную работу в направлении признания искусства азербайджанской карикатуры.

БАЙРАМ ГАДЖИЗАДЕ кандидат искусствоведения, доцент


Источник:
сайт www.cartoonia.net

comments powered by Disqus