Строка 179: Строка 179:
  
  
===Я долго не могла подступиться к этому материалу,===
+
===''Я долго не могла подступиться к этому материалу'',===
 
'''''найти нужную тональность. Имя это, как и многие другие, появилось на свет из памяти, столько еще хранящей.'''''
 
'''''найти нужную тональность. Имя это, как и многие другие, появилось на свет из памяти, столько еще хранящей.'''''
  

Версия 19:38, 29 ноября 2012

Азрикан Арнольд Григорьевич – оперный певец (драматический тенор), педагог, режиссер-постановщик

[править]

«Спасибо вам за ваш интерес. Мы надеемся, что старые бакинцы еще помнят это имя...» - написала мне Дина Азрикан после нашего необыкновенного знакомства.

Помнят, Дина, я ведь помню с самого детства. А недавно разговаривала с Ниной Яровой, спросила ее, и она воскликнула: «Конечно! Он ведь пел с Ниной Ринальдовной Валацци».

И наконец, Дина решилась написать книгу об отце, словно все, что таилось долгие годы - память и любовь - уже не могло принадлежать только ей.


1906 - 1976

Azrikan Profil Othello.jpg

Арнольд родился 23 февраля 1906 года в Одессе, и что знаменательно, в Театральном переулке, куда выходила задняя часть оперного театра.
Двенадцатилетним в 1918 году стал петь в церковном хоре, зарабатывая хлеб для большой семьи, жившей в нужде. И однажды, когда выступление хора закончилось, к мальчику подошел высокий величественный человек, протянул ему яблоко, спросил как его зовут и сказал: «Так вот запомни, маленький Арнольд. Ты станешь певцом. У тебя есть голос.» Это был Александр Вертинский.
Когда вернувшийся из эмиграции Вертинский приехал на гастроли в Свердловск, он пришел в Оперный театр на спектакль «Отелло», в котором пел Арнольд Азрикан. В день отъезда он подарил ему свою фотографию с надписью «Выдающемуся Отелло, замечательному тенору и актеру...»

C 19 лет Арнольд пел в хоре Одесского театра оперы и балета и был замечен профессором консерватории Меннер-Каневской, [1]обладавшей прекрасным сопрано. Она предложила брать у нее уроки вокала, от которых Арнольд был вынужден отказаться. У него просто не было денег для оплаты уроков.

Но профессор тут же нашла выход из положения, предложив ему приходить к ней каждый день перед семейным обедом убирать сад, а оплатой за работу будет урок вокала после обеда. Договор был заключен. Когда семья садилась за стол, горничная наполняла самыми вкусными явствами большую тарелку, и голодный юноша садился на широкий подоконник и торопливо ел. А после обеда начинался урок.

И на всю жизнь осталась привычка из голодной юности - есть, стоя у окна, особенно вкусную еду.

"Тарелка с профессорского стола не исчезла из его жизни, как и те бесценные уроки вокала Меннер-Каневской.”[2]

Затем в Одесской консерватории Арнольд Григорьевич учился у Юлии Рейдер, позже занимался также у работавшего в Одессе и Харькове итальянского тенора Карло Баррера.

В 20-е годы он уехал в Москву и поступил на учебу в Гнесинский институт, но вскоре из-за болезни матери вынужден был вернуться в Одессу, так как материально только он мог поддержать семью.

В 1928 году дебютировал в Одесской опере как солист в партии Натанаэля («Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха), за которой последовала партия Калафа в опере Джакомо Пуччини «Турандот» и другие ведущие партии тенорового репертуара.

В Одесском театре оперы и балета Арнольд познакомился со своей будущей женой - балериной Розалией Самойловной (в девичестве и балете - Роза Копп. 4 мая 1908 - 13 августа 1988)

После рождения сына Розочка, как ласково звали ее в семье и друзья, оставила сцену и балет. Всю свою жизнь она посвятила мужу и всегда высоко держала марку жены премьера. Все, что ей было нужно - быть рядом с ним. Она всегда была на всех его спектаклях и сидела на постоянном месте №22 в первом ряду.

В 1930—1934 годах Азрикан числится солистом Харьковской оперы, но при этом заключает договор с Хабаровским музыкальным театром, что сыграло в его жизни злую роль. Никаких условия для работы, несмотря на радужные обещания, создано не было.

Певцы, приглашенные Азриканом по просьбе администрации театра, оказались в ужасных условиях. И самое главное: неотапливаемый театр и холодная сцена. Под угрозой оказалось главное для них всех - голос. И однажды Арнольд Григорьевич отказался выйти на сцену, а спектакль был политический - “Разгром”, что усугубило выдуманную вину.

В своих поисках имен пострадавших в период Большого террора я натолкнулась на странную информацию:

Азрикан Арнольд Григорьевич Родился в 1906 году., г. Одессы; украинец; Артист театра. Проживал: г.Хабаровск. СПО ПП ОГПУ 6 февраля 1933 г. Приговорен: ПП ОГПУ 9 февраля 1933г., обв.:по ст.58-1- УК РСФСР. Приговор уголовное дело прекращено, их под стражи освобожден. “Книга памяти Хабаровского края”[3]


Прежде всего, обратила на себя внимание национальность - украинец, но второго Арнольда Григорьевича Азрикана 1906 года рождения из Одессы быть не могло.

Дина с Димой, натолкнувшись на эту же инфoрмацию, начали поиск. В семье никогда не упоминали об этом факте, да и в биографии этот период жизни ведь был перекрыт Харьковским оперным театром.

И только через год, в 2008 году, после получения на руки копии всех документов: протоколы допросов, обысков, письменные показания обвиняемого, постановление о прекращении дела и передаче его в архив, получило объяснение многое из последующей жизни.

Стало понятно, почему часто Арнольд Григорьевич закрывал глаза и издавал тихий, болезненный стон. Почему после ареста в 1941 году любимого партнера по сцене Михаила Донца Арнольд Григорьевич вскакивал ночью от малейшего шума. Почему главные сцены страны были закрыты для него. И почему в конце 50-х он был отправлен в "творческую" командировку в Измаил - поднимать искусство народных масс - после кофликта с парткомитетом: просто из секретного отдела достали пожелтевшую папку с "Делом" артиста Азрикана.

После освобождения из-под ареста Арнольд Григорьевич оставался в Сибири еще несколько месяцев, а затем возобновил контракт с оперным театром Харькова, а следующей весной начал работу в новой столице - Киеве.

В 1937 году записал на пластинку два украинских романса "Ой, у поли нивка" и "Ой, за гаем"[4]

С началом Великой Отечественной войны эвакуируется в Сибирь вместе с Киевской оперой. В годы войны участвует во фронтовых бригадах: принял участие более чем в двухстах концертах в госпиталях перед ранеными воинами.

В 1943 году Арнольда Григорьевича пригласили озвучить вокальную партию Анания Павловича Светловидова в исполнении Григория Шпигеля в фильме «Воздушный извозчик»,[1] что сделало Григория Ойзеровича преданным поклонником его таланта.
По воспоминаниям Дины Азрикан, когда Шпигелю сообщили о смерти Арнольда Григорьевича, он, с трудом сдерживая слезы, тихо произнес: «Ах, какой это был певец...»

В 1943 году Азрикан приступил к работе в Свердловском оперном театре, на сцене которого пел восемь лет. Именно здесь за роль Отелло в оперы Джузеппе Верди он был удостоен Сталинской премии.[5]

Как режиссёр-постановщик, начиная с 1951 года, поставил спектакли "Отелло" Верди (Куйбышев, Саратов, Баку, Кишинев), "Иоланта" Чайковского (Баку), "Манон Леско" Пуччини (Баку).

Последним театром в его жизни стал кишиневский. В 1964г. он поставил здесь спектакль «Отелло», посвященный 400-летию Шекспира. И, как всегда, он сам должен был петь премьеру своего спектакля. Генеральная репетиция прошла на редкость удачно. Но в день премьеры Азрикан узнал, что отстранен от исполнения заглавной партии, и администрация театра отдала первый спектакль второму исполнителю - стажеру театра... Арнольд Григорьевич ушел с премьеры своего спектакля после первого акта, завершив этим свою постоянную работу в труппе этого театра.

Последующие годы он преподавал в Кишиневском институте искусств, ставил со студентами оперные спектакли, в которых сам пел с неизменным успехом.

В 1968 году Арнольд Григорьевич последний раз вышел на сцену оперного театра, это был его любимый Отелло. Закончился спектакль, он вышел на поклоны и вдруг - опустился на колени, припал губами к полу, потом погрузил лицо в занавес и ушел со сцены навсегда.

Умер Арнольд Григорьевич 19 июля 1976 года в Москве.

За всю свою жизнь Арнольд Григорьевич работал во многих театрах оперы и балета страны: Одесса (1926-1929, 1956-1959), Харьков (1929-1933), Киев (1933-1943), Свердловск (1943-1951), Баку (1951-1956 и 1962-1963,1965) Кишинев (1963-1964).

Но два города навсегда вошли в его жизнь по-особому: Свердловск - город его главного триумфа, и Баку, принявший его не только своим природным теплом, но и необыкновенным теплом бакинцев.

В Бакинском театре оперы и балета[править]

В Баку Арнольд Григорьевич работал с 1951 по 1956 годы, в 1962-1963 и 1965 годах.
Приехав сюда на гастроли в 1951 году, он произвел необыкновенное впечатление на директора театра народного артиста Магеррама Ашумова, который предложил Арнольду Григорьевичу контракт на длительный период с постановкой его любимого спектакля «Отелло». Дездемону пела С.В.Абишева.


Hotel Intourist 1930.jpg

Семья поселилась в номере-люкс знаменитого «старого «Интуриста», который стал для них настоящим домом.

Здесь собирался цвет бакинской и отечественной музыкальной интеллигенции: Фатьма Мухтарова, Рауф Атакишиев, Ниязи, Белла Давидович, Лейла Векилова, Гамар Алмас-заде,Константин Баташов, Вера Давыдова, Мария Максакова, Вахтанг Чабукиани, Александр Вертинский.

«Кто-то из этого божественного круга держал меня на руках совсем маленькой, кто-то дал мне первые уроки музыки, кто-то учил меня в балетной школе, а некоторые из них лишь коснулись своим присутствием моей детской жизни.
В памяти навсегда остались звуки случайно взятых на рояле аккордов,гортанный смех меццо-сопрано, изящные повороты головок балерин, приветственные громогласные объятья и слезы расставания.
Все эти замечательные артисты и музыканты несли в себе, помимо талантов, добро и милосердие, творческое братство и самоотречение во славу самого дорогого, что было в их жизни – искусства.
Я благодарна судьбе, которая позволила мне хоть немного побыть в этом священном храме» - пишет Дина Азрикан.


Azrikan Arnold+Luisia.jpg

Особый след оставила в бакинской жизни Азрикана концертмейстер Люся Исааковна Ратнер – мать великой пианистки Беллы Давидович и жена знаменитого военного хирурга Михаила Наумовича Давидовича. Она была концертмейстером высочайшего профессионализма. Их связывала не только совместная работа, но духовная общность.




Azrikan S Pechkiovskim.jpg

Здесь, в Баку встретился Арнольд Григорьевич со свои другом тенором Николаем Печковским, который именно сюда приехал через два года после освобождения из сибирской ссылки, когда ему наконец разрешили гастроли по стране.



В 1956 году Азрикан приступил к постановке оперы Пуччини "Манон Леско". Это была его давнишняя мечта и он был очень увлечен своей режиссерской работой.

К сожалению, именно постановка оперы Пуччини "Манон Леско" (дирижер Абдуллаев, реж. Азрикан, худ. Гусак; Манон - Василевская, де Грие - Азрикан, Здмунд - Мамедов) послужила причиной разрыва Арнольда Григорьевича с бакинским оперным театром, хотя это была первая постановка на оперной сцене Советского Союза.

Несмотря на то, что премьера прошла с большим успехом, рецензия, появившаяся в «Бакинском рабочем», видимо, по заданию «сверху», уничтожила всякую надежду на продолжение работы. И Арнольд Григорьевич уехал в Одессу.

Через несколько лет, в 1962-1963 годах, когда в Бакинском Оперном театре работал Ниязи, Арнольд Григорьевич снова был приглашен в Баку.

Оперные партии, которые исполнял Арнольда Григорьевич:


Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина)
Владимир («Дубровский» Направника)
Собинин («Жизнь за царя» Глинки)
Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского)
Андрей («Мазепа» Чайковского)
Вакула («Черевички» Чайковского)
Садко («Садко» Римского-Корсакова)
Герман («Пиковая дама» Чайковского)
Ленька («В бурю» Хренникова)
Годун («Разлом» Фемелиди)
Давыдов («Поднятая целина» Дзержинского)
Григорий Мелехов («Тихий Дон» Дзержинского) Хлопуша («Орлиный бунт» Пащенко)
Андрей («Тарас Бульба» Лысенко)
Петро («Наталка-Полтавка» Гулака-Артемовского)
Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского)
Йонтек («Галька» Монюшко)
Натанаил («Сказки Гофмана» Оффенбаха)
Рауль («Гугеноты» Мейербера)
Фауст («Фауст» Гуно)
Калаф («Турандот» Пуччини)
Радамес («Аида» Верди)
Манрико («Трубадур» Верди)
Канио («Паяцы» Леонковалло)
Арриго («Сицилийская вечерня» Верди)
Каварадосси («Тоска» Пуччини)
Хозе («Кармен» Бизе)
Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини)
Туридду («Сельская честь» Масканьи)
Де Грие («Манон Леско» Пуччини)
Отелло («Отелло» Верди);

Постановки Арнольда Григорьевича в оперных театрах:

«Отелло» Верди
Куйбышевский театр оперы и балета (1950)Саратовский театр оперы и балета (1951)
Бакинский театр оперы и балета (1952)
Кишиневский театр оперы и балета (1964)

«Иоланта» Чайковского
Бакинский театр оперы и балета (1953)

«Манон Леско» Пуччини
Бакинский театр оперы и балета (1956)(впервые поставлена на советской оперной сцене)

Звания и награды:
Заслуженный артист Украинской ССР (1940). Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1945)

  1. Каневская-Дудина Е. И. — арт. оперы (сопрано) и педагог. Пела в Казани (сезон 1890/91, антр. В. Б. Серебрякова), Иркутске (зимний сезон 1909/10, антреприза М. М. Бородая). Партнёры: А. Городцов, Ю. Закржевский, А. Круглов, Я. Любин, И. Супруненко, О. Р. Фюрер. Пела п/у С. П. Барбини, В. А. Зеленого, Б. Плотникова. В конце 20-х начале 30-х годов преподавала пение в Одесском музыкальном техникуме .
  2. Из книги “Арнольд Азрикан. Романс для драматического тенора"
  3. 21 ноября 1932 года в хабаровском театре разразился скандал. Для начсостава Красной Армии шел спектакль «Разлом». Отыграв первый акт, артист Арнольд Азрикан отказался продолжать спектакль по причине низкой температуры в зале. Мол, горло — это его единственный способ заработка. К тому же в театре шли ремонтные работы, и повсюду была пыль. Администрация театра организовала товарищеский суд над Азриканом. Вскоре последовал и арест, пресловутая статья 58.10 Уголовного кодекса. Артиста, правда, освободили из-под стражи через три дня. Но из театра Арнольд Григорьевич был уволен. Реабилитирован только 21 июня 2001 года. Спасибо тем, кто помнит!
  4. Детективной истории поисков этой пластинки и получению ее с помощью друзей Дина посвятила несколько страниц во второй части книги
  5. Маргулян, Арнольд Эвадьевич, Преображенский, Александр Васильевич, дирижёры; Брилль, Ефим Александрович, постановщик, Азрикан, Арнольд Григорьевич, исполнитель заглавной партии, Киселевская, Наталья Ивановна, исполнительница партии Дездемоны, — за оперный спектакль «Отелло» Дж. Верди, поставленный на сцене Свердловского АТОБ имени А. В. Луначарского


Вы всколыхнули море воспоминаний о моем бакинском детстве, городе, в котором была такая необыкновенная теплая публика, заполнявшая по вечерам зал оперного театра. Оперных и балетных артистов знал весь город, их обожали и ими гордились.

Прошло столько лет, после Баку было много городов, театров, утрата самых любимых в жизни людей, десятки лет жизни в Москве, эмиграция - все это постепенно отдаляло и растворяло воспоминания детства. Но вот когда я познакомилась с вашим уникальным сайтом о Баку и стала читать - память вновь ожила и восстановила утерянное ощущение далекого бакинского счастья, которое, казалось, никогда не кончится. Спасибо вам от глубины моего сердца и за великолепную статью о нашем отце, и за светлый дар воспоминаний о городе, который остался сказочным теплым сном.

С глубоким уважением к вам,
Дина Азрикан


Из статьи Валентина МАКСИМЕНКО[править]

"Арнольд Азрикан и его семья. К столетию со дня рождения выдающегося певца"

Голос этого тенора знаком очень многим, хотя далеко не все знают, кому он принадлежит: в до сих пор популярном кинофильме "Воздушный извозчик", снятом в далеком 1943-м году, Арнольд Григорьевич озвучил вокальную партию героя, в роли которого снялся артист Григорий Шпигель. Это ариозо Канио, фрагмент арии Вакулы и романс "Ноченька".

Правда в 1937 году А.Г. Азрикан записал на пластинку два украинских романса "Ой, у полi нивка" и "Ой, за гаєм" (ее № 5230). Хранившийся в семье певца диск, к сожалению, был похищен; преданная памяти отца дочь Дина десятилетиями упорно ищет запись, ставшую раритетной. (Может быть, кто-то из наших читателей случайно сумеет помочь ей...)[1]

Мы познакомились с Диной по переписке. После выхода моей книги о двухвековой истории Одесского театра оперы и балета я неожиданно получил письмо из Чикаго с очень теплым отзывом об этой работе и благодарностью за память об ее отце, представленном в книге. Завязалась переписка. Дина напомнила о приближающемся юбилее отца, чье искусство мне как театралу и меломану было хорошо знакомо. Рассказывала о семье, о судьбах родных, о том, что они с братом работают над книгой об отце и надеются издать ее в юбилейном году.

Она предложила написать воспоминания об Арнольде Григорьевиче. Я это сделал. Дина трогательно поблагодарила и включила их в готовящуюся к публикации работу.

...Трудно не согласиться с дочерью, преданной памяти отца. И хочется от души пожелать ей и ее брату успеха в их благородном деле. [2]


Я долго не могла подступиться к этому материалу,[править]

найти нужную тональность. Имя это, как и многие другие, появилось на свет из памяти, столько еще хранящей.

Азрикан, певец, Отелло – и все. И ни слова нигде.
«Ты помнишь?» - спросила я старшую сестру – «Конечно!» - и все.

Вдруг, как по волшебству, мы получили на сайт письмо от Димы Азрикана с просьбой исправить подпись под фото, принадлежащем не ему. И я, естественно, сразу адресовала ему вопрос, на который получила короткий ответ: «Этим занимается моя сестра Дина» - и адрес Дины. И вот тогда началось чудо.
Я получила от Дины книгу, которую они с Димой написали в память о папе, издали и разослали в крупные библиотеки, в театры, коллегам отца, помнящим его. И в Интернете сразу поток откликов, воспоминаний, восторгов.

Я получила книгу и много чудесных писем Дины, в которых мы вспоминали наш любимый город и находили общих знакомых.
И вот передо мной лежит эта необыкновенная книга, которую могли создать только очень любящие люди: сын и дочь – Дима и Дина.

Список библиотек, куда разослана книга"[править]

"Арнольд Азрикан. Романс для драматического тенора"
"Арнольд Азрикан. часть II. Возвращение на авансцену"


1.Российская Государственная биб-ка в Москве (бывшая Ленинка)
2.Московская государственная консерватория
3.Театральный музей им. Бахрушина
4.Музей музыкальной культуры им.Глинки
5. Московская государственная библиотека искусств
6.Национальная библиотека им. Вернадского (Киев)
7.Парламентская библиотека (Киев)
8.Библиотека общества Мемориал в Москве [3]
9.Городская библиотека Одессы
10.Молдавская академия музыки
11.Красноярская областная библиотека
12.Биб-ка им.Белинского в Екатеринбурге
13.Биб-ка Дома актера в Екатеринбурге
14.US, IL Northwestern University Library (INU)
15.US, IL Northern Illinois University Library (JN)
16.US, CA Stanford University Library (STF)
17.US, CA University of California, Berkeley (CUY)
18.US, DC Hillwood Estate Music&Gardens (HMD)
19.US, MI University of Michigan Library (EYM)
20.US, NC Duke University Library (NDD)
21.US, NC University of North Carolina Library, Chapel Hill (NOC)
22.US, OH Oberlin College Library (OBE)
23.CA, ON University of Toronto Music Library (CNMUL)
24.United Kingdom Cambridge University Library
25.US, IL University of Chicago Library (CGU)
26.US, DC Library of Congress (DLC)
27.US, MN University of Minnesota Library, Minneapolis
28.National Library of Israel, Jerusalem

Чтобы узнать в какой библиотеке имеется любая книга, можно воспользоваться специальным сайтом

В основу статьи легли материалы и тексты из книг Дины и Димы Азрикан "Арнольд Азрикан. Романс для драматического тенора" - Хайленд Парк, 2006, и Дины Азрикан "Арнольд Азрикан. часть II. Возвращение на авансцену" - Хайленд Парк, 2012.

Примечание:

  1. Дина нашла эту пластинку, благодаря помощи многочисленных друзей


Все материалы сайта "НАШ БАКУ" охраняются авторским правом. При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна. Фотографии являются собственностью семьи Азрикан © Дина и Димитрий Азрикан, и для их перепубликации требуется разрешение владельцев

comments powered by Disqus