The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Аким Тамиров - Звезда мирового экрана[править]

Обсуждение ЗДЕСЬ

Аким Тамиров (1).jpg

1899 - 1972

140 фильмов за 40 лет успешной актерской карьеры в кино... Бакинца Акима Тамирова можно смело занести в книгу рекордов Гиннеса по разнообразию национальностей героев, сыгранных им в Голливуде и Западной Европе.

Кем только не являлся он кинозрителям: индусом («Жизни Бенгальского Улана», 1935), мексиканцем («Плоская черепаха», 1942, «Прикосновение чудовища», 1958), венгром («Дорога всей плоти», 1940), испанцем («По ком звонит колокол», 1943, «Мост Сант Луис Рей», 1944, «Королева Кристина», 1933), китайцем («Смерть генерала на рассвете», 1936), греком («11 друзей Оушена», 1960, «Высокий, широкоплечий и красивый», 1937), итальянцем («Отель Парадисо», 1966), балийцем («Свадебное путешествие в Бали», 1939), французом («За лисицей», 1966), поляком («Я и полковник», 1958, «Город Нью-Йорк», 1941, «Мистер Аркадин», 1955), и, конечно же, русским («Анастасия», 1956, «Романов и Джульета», 1961, «Екатерина Великая», 1968).

При этом в большинстве фильмов роли у А.Тамирова либо главные, либо весьма заметные. Увы, российские зрители были практически лишены возможности познакомиться с творчеством Тамирова. За редким исключением, вроде мюзикла «Сестра его дворецкого» (His Butler’s Sister, 1943) и приключенческого «Черного тюльпана» (La Tulipe noire, 1964), они не попадали в наш прокат…


Аким Тамиров родился 20.10.1899 года в Баку [1].


Аким Тамиров в юности.jpg



Когда ему было 19 лет, Баку в поисках молодых талантов посетил директор МХАТа Ричард Болеславский. На просмотре он сказал Тамирову: «У тебя интересные глаза. Такое впечатление, что ты страдаешь... Прочитай мне, пожалуйста, вот эти строчки...»
Тамиров прочитал и вскоре оказался в Московском Художественном Академическом Театре. Пять лет под руководством Станиславского не прошли даром - именно благодаря его урокам профессиональное отношение Акима Тамирова к каждой, даже самой маленькой роли стало легендарным в Голливуде.
«Тамиров обладает телепатическим шестым чувством в понимании того, что хочет режиссер,» - как-то сказал про него Сесил Де Милл.



В 10-х годах прошлого века он стал одним из ведущих актеров МХАТа. Столичные критики прочили ему блестящую карьеру. Но грянула революция, потом – гражданская война…

В 1923 году несколько актеров МХАТа приняли решение не возвращаться с гастролей по США на Родину. Среди них оказался и Аким Тамиров. Черноглазый юноша несколько лет играл в труппе М.Балиева «Летучая Мышь» (Le Chauve-Souris), а затем открыл Академию Сценического Грима, которая не выдержала Великой Депрессии и обанкротилась в 1929 году.

Тамиров пытался зарабатывать на хлеб сев за баранку такси, но его жена актриса Тамара Шайн устроилась официанткой в ресторан и настояла на том, чтобы Аким учил английский язык и ходил в кинотеатры, не теряя связь с любимой профессией.

«Я стал большим специалистом по окончаниям фильмов, – как-то со смехом вспоминал Тамиров. – Мне приходилось выжидать, пока контролеры отлучатся на минутку, чтобы прошмыгнуть в зал без билета. Обычно они уходили под самый конец.»

Вскоре Тамиров и Шайн переехали в Голливуд, и следущие несколько лет стали для Тамирова «самым тяжелым периодом в жизни», пока после нескольких маленьких ролей он не снялся в картине «Окей, Америка» (1932). А успех «Королевы Кристины» (1933) сделал Тамирова популярным: в 1934 году его фамилия появлялась в титрах тринадцати фильмов, а в 1935 – пятнадцати. Еще через год Аким Тамиров был первый раз выдвинут на Оскар и заключил семилетний контракт со студией Парамаунт.

Наиболее запомнившиеся персонажи в исполнении Тамирова говорят на чудовищном языке, как, например, вечно пьяный повар из картины «Топкапи» (1964) – ювелирный вор, преследующий выдворенного с Родины англичанина (см. ролик ниже), который смешивает немецкие, греческие, русские, английские и турецкие слова.

Смотрите - Аким Тамиров в картине "Топкапи"

Во многом благодаря своему жуткому акценту дважды номинировавшийся на Оскар Тамиров и стал популярен:

«Все в Голливуде говорят, что мой акцент стоит миллион долларов. Конечно, я должен быть благодарен этому смешному произношению, но если бы вы только знали, сколько я потратил сил и средств, чтобы избавиться от него,»

– рассказывал актер журналисту «Лос Анджелес Экзаменер».

Но после того, как в 1933 году он подписал контракт со студией Парамаунт, менеджеры запретили Тамирову хоть как-то менять речь – им нужен был «универсальный» иностранец.

Аким Тамиров (2).jpg

Несмотря на создаваемые образы зачастую пьяных и разболтанных людей, в жизни Тамиров отличался фанатичной подготовкой к каждой, даже самой незначительной роли. Супруга Акима вспоминала, как он провел несколько сот часов тренируясь выбивать кнутом сигарету изо рта партнера в фильме «Юнион Пасифик» (1939), что не удивительно для актера МХАТа, проработавшего 9 лет под руководством великого Станиславского…

Яркий талант «самого знаменитого русского в Голливуде» пришелся по душе легендарному Орсону Уэллсу. Тамиров снялся у него в мрачных криминальных драмах «Мистер Аркадин» (Mr.Arkadin, 1955) и «Печать зла» (Touch of Evil, 1958), в экранизации экзистенциальной философской притчи Ф.Кафки «Процесс» (Le Proces, 1962). Жаль, что тамировское исполнение роли Санчо Пансы в «Дон Кихоте» (Don Quixote, 1955) в свое время не увидели зрители – съемки этого шедевра О.Уэллса были остановлены по финансовым причинам…

Тамиров одинаково уверенно чувствовал себя в фильмах разных жанров – психологических драмах, комедиях, детективах, вестернах, триллерах, притчах, мюзиклах, фильмах ужасов и гангстерских сагах.

В 60-е он все чаще снимался в Европе – в Британии, во Франции и Италии. Наиболее заметная работа этого периода – роль в фантастической притче-антиутопии Жана-Люка Годара «Альфавиль» (Alphaville, 1965). На закате карьеры Тамирова все чаще приглашали на американское телевидение в качестве специального гостя различных шоу и сериалов…

Имя Тамирова упоминается в классических произведениях американской художественной литературы благодаря его впечатляющей игре в гангстерских картинах. Так, в новелле Селлинджера «Дядя Виггли в Коннектикуте» несчастная Элоиз порядочно выпив мечтает именно о Тамирове: «Аким Тамиров. Он в кино. Он всегда говорит: Ты делаешь бааальшую ошибку, ха? Я от него без ума…» Герой еще одного писателя Уолкера Перси в новелле «Любитель кино» вспоминает: «На последнем году школы я заметил, как непроизвольно копирую манеры Акима Тамирова. Лучшие из них…»

Талант Тамирова оказался по достоинству отмечен Американской Академией Киноискусств: на первый Оскар бакинец был номинирован за роль второго плана в картине «Смерть генерала на рассвете» (1936), снятой режиссером Луисом Майлстоуном. Через 8 лет Тамиров еще раз оказался выдвинутым на Оскар. На этот раз за роль в фильме Сэма Вуда «По ком звонит колокол», где его партнером, как и в «Смерти генерала на рассвете» был Гарри Купер.

Обладатель Золотого Глобуса, замечательный советский и американский актер Аким Тамиров ушел из жизни 17 сентября 1972 года в городе Палм Спрингс (Калифорния).


Аким Тамиров (3).jpg


Роли в кино

  • 1993 Американское путешествие (La Classe américaine) (Франция)
  • 1992 Дон Кихот Орсона Уэллса (Don Quijote de Orson Welles) (Испания, Италия, США)
  • 1969 Сто винтовок (100 Rifles) (США)
  • 1969 Как он это делает (Tenderly | Suo modo di fare, Il) (Италия)
  • 1969 Жюстина маркиза Де Сада (Marquis de Sade: Justine) (Италия)
  • 1969 Большое ограбление банка (The Great Bank Robbery) (США)
  • 1968 Екатерина Великая (Great Catherine) (Великобритания)
  • 1966 Охота на лисицу (Caccia alla volpe) (Италия)
  • 1966 Отель Парадизо (Hotel Paradiso) (Великобритания)
  • 1965 Сказочное приключение Марко Поло (Fabuleuse aventure de Marco Polo, La) (Франция, Югославия, Италия, Афганистан)
  • 1965 Мари-Шанталь против доктора Ха (Marie-Chantal contre le docteur Kha) (Франция)
  • 1965 Лорд Джим (Lord Jim) (США, Великобритания)
  • 1965 Ликвидатор (The Liquidator) (Великобритания)
  • 1965 Куколки (Four Kinds of Love | Le Bambole) (Италия, Франция)
  • 1965 Альфавиль (Alphaville | Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution) (Франция, Италия):: Генри Диксон
  • 1964 Черный тюльпан (La Tulipe noire) (Франция, Италия, Испания)
  • 1964 Тревожная кнопка (Panic Button) (США)
  • 1964 Топкапи (Topkapi) (США)
  • 1964 Прекрасным летним утром (Par un beau matin d'été) (Франция, Испания)
  • 1962 Урсус и татарская девушка (Ursus e la ragazza tartara) (Франция)
  • 1962 Процесс (Trial, The |Le Proces)(Франция, Италия, ФРГ, Югославия)
  • 1961-1963 Шоу Дика Пауэлла (The Dick Powell Show)(США)
  • 1961 Страшный суд (The Last Judgement | Il Giudizio universale)(Италия)
  • 1961 Романов и Джульетта (Romanoff and Juliet) (США)
  • 1961 Защитники (The Defenders)(США)
  • 1960 Одиннадцать друзей Оушена (Ocean's Eleven) (США):: Спайрос
  • 1958 Печать зла (Touch of Evil) (США)
  • 1956 Черное бездействие (The Black Sleep) (США)
  • 1956 Театр-90 (Playhouse-90) (США)
  • 1956 Анастасия (Anastasia) (США)
  • 1955 Мистер Аркадин (Mr. Arkadin) (Испания, Франция, Швейцария)
  • 1954 Кульминация (Climax!) (США)
  • 1949 Черная магия (Black Magic) (США, Италия)
  • 1949 Outpost in Morocco:: лейтенант Глушко
  • 1947 Фиеста (Fiesta) (США)
  • 1947 Гангстер (The Gangster) (США)
  • 1946 Скандал в Париже (A Scandal in Paris) (США)
  • 1944 Чудо в Морганс-Крик (The Miracle of Morgan's Creek) (США)
  • 1944 Семя дракона (Dragon Seed) (США)
  • 1944 Не могу не петь (Can't Help Singing) (США)
  • 1944 Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey) (США)
  • 1943 Сестра его дворецкого (His Butler's Sister) (США)
  • 1943 Пять гробниц по пути в Каир (Five Graves to Cairo) (США)
  • 1943 По ком звонит колокол (For Whom the Bell Tolls) (США):: Пабло
  • 1942 Равнина Тортилья (Tortilla Flat) (США)
  • 1941 Корсиканские братья (The Corsican Brothers) (США)
  • 1940 Техасские рейнджеры снова в седле (The Texas Rangers Ride Again)(США)
  • 1940 Северо-западная конная полиция (North West Mounted Police |Les Tuniques écarlates)(США)
  • 1940 Великий МакГинти (The Great McGinty) (США)
  • 1939 Юнион Пасифик (Union Pacific) (США):: Фиеста
  • 1939 Страна свободы (Land of Liberty) (США):: хроника
  • 1939 Король китайского квартала (King of Chinatown) (США)
  • 1938 Флибустьер (The Buccaneer)(США)
  • 1938 Порождение Севера (Spawn of the North)(США)
  • 1938 Знать - опасно (Dangerous to Know) (США)
  • 1937 Высокий, широкоплечий и красивый (High, Wide, and Handsome) (США)
  • 1936 Я любила солдата (I Loved a Soldier) (США)
  • 1936 Энтони Эдверс (Anthony Adverse) (США)
  • 1936 Смерть генерала на рассвете (The General Died at Dawn) (США)
  • 1936 Повесть о Луи Пастере (The Story of Louis Pasteur) (США)
  • 1936 Желание (Desire) (США)
  • 1935 Черная ярость (Black Fury) (США)
  • 1935 Пускайся в пляс (Go Into Your Dance) (США)
  • 1935 Последняя застава (The Last Outpost) (США) (нет в титрах)
  • 1935 Моря Китая (China Seas) (США)
  • 1935 Капризная Мариетта (Naughty Marietta) (США)
  • 1935 Жизнь Бенгальского улана (The Lives of a Bengal Lancer) (США)
  • 1935 Веселый обман (The Gay Deception) (США)
  • 1935 В оковах (Chained) (США)
  • 1934 Отныне и на век (Now and Forever)(США) (нет в титрах)
  • 1934 Кровавая императрица (The Scarlet Empress) (США) (нет в титрах)
  • 1934 Веселая вдова (The Merry Widow) (США) (нет в титрах)
  • 1933 Королева Христина (Queen Christina (США)):: эпизод (нет в титрах)
  • 1933 Влюбленный дьявол (The Devil's in Love) (США) (нет в титрах)

Oзвучивание

  • 1942 Пожнешь бурю (Reap the Wild Wind) (США)


Примечание:

  1. по другим данным – в Тифлисе


Источник: Здесь, Здесь и Здесь

Baku USA.jpg
А. Тамирову в Moscow Art Theatre в Чикаго (USA) из Баку от брата. Кладбищенская, 100 кв.М.Д. Джафарова /П.М. Кара-Мурза для Л.М. Тамирова/. Отправлено 5 июня 1923 г.



Jonka 14:07, 3 декабря 2009 (UTC)

comments powered by Disqus