Sibor (обсуждение | вклад) |
Sibor (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
В 16 лет он поехал в Москву учиться снимать кино. | В 16 лет он поехал в Москву учиться снимать кино. | ||
− | Из Москвы Василий приезжает в Баку. | + | '''Из Москвы Василий приезжает в Баку.''' |
− | *В начале двадцатого столетия г. Баку по праву считали промышленным центром Южного Кавказа. В Баку был синематограф, где механиком с 1906 года стал работать, мало кому тогда известный, Василий Амашукели. В основном, он крутил заграничные фильмы. | + | *В начале двадцатого столетия г. Баку по праву считали промышленным центром Южного Кавказа. <br>В Баку был синематограф, где механиком с 1906 года стал работать, мало кому тогда известный, Василий Амашукели. В основном, он крутил заграничные фильмы. |
*Но, будучи оператором - любителем, иногда позволял себе запускать и коротенькие сюжеты, которые снимал сам вместе со своим товарищем Александром Дигмеловым. | *Но, будучи оператором - любителем, иногда позволял себе запускать и коротенькие сюжеты, которые снимал сам вместе со своим товарищем Александром Дигмеловым. | ||
*В 1907 году Василий Амашукели снял в Баку несколько фильмов о производстве бакинской нефти: «Работа на нефтекачках», «Транспортировка угля» и «Извлечение нефти». | *В 1907 году Василий Амашукели снял в Баку несколько фильмов о производстве бакинской нефти: «Работа на нефтекачках», «Транспортировка угля» и «Извлечение нефти». | ||
*В том же году он снял короткие документальные фильмы: «Перевоз угля на верблюдах», «Вход судна в порт», «Типы бакинских базаров » и «Гуляя по пляжу» (не сохранился). | *В том же году он снял короткие документальные фильмы: «Перевоз угля на верблюдах», «Вход судна в порт», «Типы бакинских базаров » и «Гуляя по пляжу» (не сохранился). | ||
− | *Синематограф работал довольно бойко. | + | *Синематограф работал довольно бойко. <br>В Бакинском архиве сохранилось письмо к Амашукели директора бакинской типографии, где печатались афиши с названиями фильмов, в котором содержится просьба разрешить рабочим типографии бесплатно посещать киносеансы. |
− | В Бакинском архиве сохранилось письмо к Амашукели директора бакинской типографии, где печатались афиши с названиями фильмов, в котором содержится просьба разрешить рабочим типографии бесплатно посещать киносеансы. | ||
*Письмо датировано 15 мая 1908 года. Спустя 90 с лишним лет, за неимением других документальных свидетельств, в Грузии договорились считать эту дату днем рождения национального кинематографа. | *Письмо датировано 15 мая 1908 года. Спустя 90 с лишним лет, за неимением других документальных свидетельств, в Грузии договорились считать эту дату днем рождения национального кинематографа. | ||
Между 1908 и 1914 годами Василий Амашукели снял еще несколько документальных фильмов: «Nakhet tqveni sakhe», «Пейзажи Кутаиси», «Панорама Кутаисского парка», «Гулянье в городском парке», «Экскурсия к развалинам храма Баграта», «Праздник ромашек», «Юбилей Владимира Алексии-Месхишвили» и др. | Между 1908 и 1914 годами Василий Амашукели снял еще несколько документальных фильмов: «Nakhet tqveni sakhe», «Пейзажи Кутаиси», «Панорама Кутаисского парка», «Гулянье в городском парке», «Экскурсия к развалинам храма Баграта», «Праздник ромашек», «Юбилей Владимира Алексии-Месхишвили» и др. | ||
− | Самым значительным из снятых фильмов является «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми» (1912 г).[http://shimerli.livejournal.com/167292.html] | + | Самым значительным из снятых фильмов является «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми» (1912 г).<ref>[http://shimerli.livejournal.com/167292.html]</ref> |
<br>Этот фильм был единственным полнометражным фильмом Амашукели и, возможно, является первым в мире полнометражным документальным фильмом. | <br>Этот фильм был единственным полнометражным фильмом Амашукели и, возможно, является первым в мире полнометражным документальным фильмом. | ||
<br>Утверждается, что сам Церетели принял деятельное участие в создании фильма и высоко о нём отзывался. Из 1500 метров плёнки фильма сохранилось лишь около 400 метров . | <br>Утверждается, что сам Церетели принял деятельное участие в создании фильма и высоко о нём отзывался. Из 1500 метров плёнки фильма сохранилось лишь около 400 метров . | ||
Строка 29: | Строка 28: | ||
<blockquote>« По словам очевидцев во время съемок фильма поэт часто помогал оператору найти наиболее интересные и верные детали. Человек, кредо которого было "жить для народа", нести в себе все боли народные, стремился помочь создать кинематографическое произведение, предназначенное для будущего поколения, документ, рассказывающий о бедах и радостях народных, об исторических памятниках, об эпохе» ( кинорежиссер Резо Чхеидзе ).</blockquote> | <blockquote>« По словам очевидцев во время съемок фильма поэт часто помогал оператору найти наиболее интересные и верные детали. Человек, кредо которого было "жить для народа", нести в себе все боли народные, стремился помочь создать кинематографическое произведение, предназначенное для будущего поколения, документ, рассказывающий о бедах и радостях народных, об исторических памятниках, об эпохе» ( кинорежиссер Резо Чхеидзе ).</blockquote> | ||
*«''Среди хроникальных лент того времени этот крупный по объему киноочерк выделялся продуманностью и стройностью сюжета. Амашукели, отказавшись от плоской иллюстративности, применял новые средства кинематографической выразительности, вводил в действие панорамные съемки; кадры отличались четкостью построения. Все это усиливало воздействие фильма на зрителей.''» (из статьи в газете «Вечерний Тбилиси») | *«''Среди хроникальных лент того времени этот крупный по объему киноочерк выделялся продуманностью и стройностью сюжета. Амашукели, отказавшись от плоской иллюстративности, применял новые средства кинематографической выразительности, вводил в действие панорамные съемки; кадры отличались четкостью построения. Все это усиливало воздействие фильма на зрителей.''» (из статьи в газете «Вечерний Тбилиси») | ||
− | [[Файл:Amashukely)History2.jpg| | + | [[Файл:Amashukely)History2.jpg|180px|left| ]] |
<blockquote>«С Василием Амашукели мне довелось встречаться не раз. Это был интереснейший человек, аристократ, отличный профессионал. Я читал у Жоржа Садуля, что документальных лент такого масштаба как «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми», в то время еще не существовало. Получается, что Василий Амашукели первым в истории кинематографа снял полнометражный документальный фильм, изложив на пленке это действительно грандиозное шествие ликующего народа, который встречал своего великого поэта. Причем, в фильме много крупного плана как в панорамном движении, так и в статике. И это сделал грузинский оператор начала 20-го века - раньше всех в мире.» (Резо Чхеидзе)</blockquote> | <blockquote>«С Василием Амашукели мне довелось встречаться не раз. Это был интереснейший человек, аристократ, отличный профессионал. Я читал у Жоржа Садуля, что документальных лент такого масштаба как «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми», в то время еще не существовало. Получается, что Василий Амашукели первым в истории кинематографа снял полнометражный документальный фильм, изложив на пленке это действительно грандиозное шествие ликующего народа, который встречал своего великого поэта. Причем, в фильме много крупного плана как в панорамном движении, так и в статике. И это сделал грузинский оператор начала 20-го века - раньше всех в мире.» (Резо Чхеидзе)</blockquote> | ||
Строка 43: | Строка 42: | ||
+ | '''''Примечания:''''' | ||
+ | |||
+ | <references/> | ||
--[[Участник:Sibor|Sibor]] 03:46, 4 июля 2010 (UTC) | --[[Участник:Sibor|Sibor]] 03:46, 4 июля 2010 (UTC) |
1886 - 1977
Василий Амашукели родился 14 марта 1886 года в г. Кутаиси.
В 16 лет он поехал в Москву учиться снимать кино.
Из Москвы Василий приезжает в Баку.
Между 1908 и 1914 годами Василий Амашукели снял еще несколько документальных фильмов: «Nakhet tqveni sakhe», «Пейзажи Кутаиси», «Панорама Кутаисского парка», «Гулянье в городском парке», «Экскурсия к развалинам храма Баграта», «Праздник ромашек», «Юбилей Владимира Алексии-Месхишвили» и др.
Самым значительным из снятых фильмов является «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми» (1912 г).[1]
Этот фильм был единственным полнометражным фильмом Амашукели и, возможно, является первым в мире полнометражным документальным фильмом.
Утверждается, что сам Церетели принял деятельное участие в создании фильма и высоко о нём отзывался. Из 1500 метров плёнки фильма сохранилось лишь около 400 метров .
Фильм был посвящен еще жившему тогда классику — великому поэту и крупному общественному деятелю Акакию Церетели (1840-1915) и запечатлел его поездку по горным районам Имеретии.
Одним из сопровождавших поэта был В.Я. Амашукели - автор фильма «Путешествие Акакия Церетели по Рача и Лечхуми».
« По словам очевидцев во время съемок фильма поэт часто помогал оператору найти наиболее интересные и верные детали. Человек, кредо которого было "жить для народа", нести в себе все боли народные, стремился помочь создать кинематографическое произведение, предназначенное для будущего поколения, документ, рассказывающий о бедах и радостях народных, об исторических памятниках, об эпохе» ( кинорежиссер Резо Чхеидзе ).
«С Василием Амашукели мне довелось встречаться не раз. Это был интереснейший человек, аристократ, отличный профессионал. Я читал у Жоржа Садуля, что документальных лент такого масштаба как «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми», в то время еще не существовало. Получается, что Василий Амашукели первым в истории кинематографа снял полнометражный документальный фильм, изложив на пленке это действительно грандиозное шествие ликующего народа, который встречал своего великого поэта. Причем, в фильме много крупного плана как в панорамном движении, так и в статике. И это сделал грузинский оператор начала 20-го века - раньше всех в мире.» (Резо Чхеидзе)
Сведений о работе Амашукели в кино после 1914 года нет.
В 1974 году Василию Яковлевичу Амашукели было присвоено звание Народного артиста Грузинской ССР.
1 декабря 1977 года один из первых деятелей современного кинематографа Амашукели Василий Яковлевич скончался и похоронен в г.Тбилиси.
Об Амашукели В.Я.
Примечания:
--Sibor 03:46, 4 июля 2010 (UTC)