(не показано 16 промежуточных версий 2 участников)
Строка 5: Строка 5:
 
'''1939 – 1992'''
 
'''1939 – 1992'''
  
Али Ахвердиев родился 27 июля 1939г. в семье известных художников.<br>
+
Али Ахвердиев родился 29 июля 1939г. в семье известных художников.<br>
 
<br>
 
<br>
 
'''''Семья''''':<br>   
 
'''''Семья''''':<br>   
Строка 11: Строка 11:
 
''Мать'' – народная художница Гюлли Мустафаева - автор художественного образа бунтарской поэтессы Мехсети Гянджеви.<br>   
 
''Мать'' – народная художница Гюлли Мустафаева - автор художественного образа бунтарской поэтессы Мехсети Гянджеви.<br>   
 
''Сестры'':<br>   
 
''Сестры'':<br>   
заслуженный деятель искусств Азербайджана музыковед Земфира Кафарова – исследователь оперной концепции "Кероглу",<br>  
+
заслуженный деятель искусств Азербайджана музыковед '''Земфира Кафарова''' – исследователь оперной концепции "Кероглу",<br>  
заслуженная артистка, органистка Рена Исмайлова – первая исполнительница органной композиции "Баяты Шираз" Назима Аливердибекова. <br>
+
заслуженная артистка, органистка '''Рена Исмайлова''' – первая исполнительница органной композиции "Баяты Шираз" Назима Аливердибекова. <br>
 
''Братья'':<br>
 
''Братья'':<br>
 
скульптор Гусейн Ахвердиев, который изваял в новобакинской католической церкви скульптурный образец "Азербайджанской Матери Марии";<br>  
 
скульптор Гусейн Ахвердиев, который изваял в новобакинской католической церкви скульптурный образец "Азербайджанской Матери Марии";<br>  
художник Уджал Ахвердиев, украсивший фресками с ликами святых Михайло-Архангельскую (Флотскую) церковь.<br>
+
художник Уджал Ахвердиев, украсивший фресками с ликами святых Михайло-Архангельскую (Флотскую) церковь.<br>Выпускник школы №6.<br>Али Ахвердиев закончил художественное училище им. А. Азимзаде. Однако будучи обладателем великолепного баса, решил посвятить себя музыке и поступил в Аз. Гос. консерваторию им. У. Гаджибекова.<br>В 1968г. окончил консерваторию и стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета.<br>Он перевел на азербайджанский язык классические русские и итальянские романсы, которые исполнял в концертных программах.<br>Он не оставлял занятия живописью, являлся членом Союза Художников Азербайджана.<br>Заслуженный артист Азербайджана (1991).<br><br>Али Ахвердиев был приглашен преподавать в консерваторию в Турцию, но трагическая случайность оборвала его жизнь. <br>Али Гасан-оглы  умер 14 сентября 1992г.
<br>
 
Выпускник школы №6.<br>
 
Али Ахвердиев закончил художественное училище им. А. Азимзаде. Однако будучи обладателем великолепного баса, решил посвятить себя музыке и поступил в Аз. Гос. консерваторию им. У. Гаджибекова.<br>  
 
В 1968г. окончил консерваторию и стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета.<br>
 
<br>
 
Он перевел на азербайджанский язык классические русские и итальянские романсы, которые исполнял в концертных программах.<br>
 
Он не оставлял занятия живописью, являлся членом Союза Художников Азербайджана.<br>
 
<br>
 
Заслуженный артист Азербайджана (1991).<br>
 
<br>
 
Али Ахвердиев был приглашен преподавать в консерваторию в Турцию, но трагическая случайность оборвала его жизнь. <br>
 
Али Гасан-оглы  умер 14 сентября 1992г.
 
  
 
Источник:
 
Источник:
 
[http://clubs.ya.ru/4611686018427429344/replies.xml?item_no=178173 ст. из сайта-газеты zerkalo.az]
 
[http://clubs.ya.ru/4611686018427429344/replies.xml?item_no=178173 ст. из сайта-газеты zerkalo.az]
  
 +
 +
===Фотоальбом===
 +
<gallery>
 +
Файл:Ali Haqverdiev father Gasan mam Gulli Mustafaeva.jpg|Гасан Ахвердиев и Гюля Мустафаева - родители Али
 +
Файл:Ali Haqverdy army.jpg|Али Ахвердиев на срочной службе в армии
 +
Файл:Ali Haqverdi ve Nikolay Mitin 1976.jpg|Али Ахвердиев и Николай Митин (1976)
 +
Файл:Ali Haqverdiev 1.jpg|
 +
Файл:Ali Haqverdiev 2.jpg|Афиша концерта Али и выставки его графических работ в Киеве 3 октября 1988г.
 +
Файл:Ali Haqverdiev 3.jpg|
 +
Файл:Ali Haqverdiev Elena Mustafaeva.jpg|Поет Али Ахвердиев, аккомпанирует Елена Мустафаева
 +
Файл:Ali Haqverdiev Otello his work.jpg|Отелло - художественная работа Али Ахвердиева)
 +
Файл:Ali Haqverdiev naturmort.jpg|Натюрморт - работа Али Ахвердиева
 +
Файл:Ali Haqverdiev otchim Nadjafkuli.jpg|Группа работников культуры. Третий справа отчим Али Ахвердиева - художник Наджафкули
 +
Файл:Ali Haqverdiev Rigoletto.jpg|Али в роли Риголетто
 +
Файл:Ali Haqverdiev rol Nofelya.jpg|Али в роли Нофеля ("Сказание о любви")
 +
Файл:Ali Haqverdiev son Farxad.jpg|Али с сыном Фархадом
 +
Файл:Ali Haqverdiev starik Xotabich kompozitor Zakir Bagirov.jpg|Прослушивание оперы "Старик Хоттабыч" с композитором Закиром Багировым
 +
Файл:Ali Haqverdy 1981 Baky.jpg|Али Ахвердиев (1981)
 +
Файл:Ali Haqverdy 1981.jpg|Али Ахвердиев (1981)
 +
Файл:Ali Haqverdy Ramiz Mustafaev uncl mami.jpg|Али с дядей, композитором Рамизом Мустафаевым
 +
Файл:Ali Haqveri Firudin Mextiyev Shax Ismail.jpg|Али и Фиридун Мехтиев в опере "Шах Исмаил"
 +
</gallery>
 +
 +
===Мастер звука и красок===
 +
Доцент кафедры истории музыки Бакинской Музыкальной Академии им.У.Гаджибейли, доктор философии по искусствоведению Кенуль Насирова.
 +
 +
В истории азербайджанской вокальной школы, представленной славными именами многих  музыкантов могучего дарования, подобающее место занимает один из видных  ее представителей  Али Ахвердиев.
 +
   
 +
Есть такое удивительное качество – узнаваемость певца по его вокальной манере. И дело не только в качестве звука, тембре голоса, а в несхожести творческого почерка, уникальности личностного начала. Али Ахвердиев был именно таким - неповторимым человеком, певцом, художником, артистом, педагогом. 
 +
 +
Перешагнувший рубеж 50–летия, он находился в прекрасной поре расцвета своего замечательного дарования, был полон новых творческих планов, когда неумолимый рок оборвал его жизнь.
 +
 
 +
Али Ахвердиев родился в «Ичери Шехер» Баку, в сложный для азербайджанской интеллигенции период – в 1939 году. Его родители - художники Гасан Ахвердиев и Гюлли Мустафаева,  представители творческой элиты Азербайджана, сполна ощутили на себе репрессивный молох тоталитарного режима.
 +
 +
Необычайно рано, благодаря бабушке, которая всячески поощряла тягу маленького Али к творчеству, обнаружилась способность к рисованию. Судьба послала ему хороших педагогов, первой среди которых была его мать Гюлли ханум, умело направляющая развитие сына. Любовь к живописи и ярко выраженный талант не оставили сомнений в выборе профессии и привели его в художественное училище им.А.Азим–заде.
 +
 +
В этот же период волей случая голос Али Ахвердиева услышал директор музыкального училища им. А.Зейналлы и в 1958 году он стал студентом этого учебного заведения. Таким образом, Али Ахвердиев одновременно осваивал две профессии и всю последующую жизнь делил любовь к музыке с рисованием. «Я не вижу разницы между деятельностью певца – вокалиста и художника. Перед тем, как готовиться к той или иной роли, я вначале рисую эскизы своих ролей, это помогает мне в создании музыкальных образов,» - скажет он впоследствии.
 +
 +
В 1961 году Али Ахвердиев поступает в Консерваторию им.У.Гаджибейли. Принимающий вступительный экзамен Бюль-Бюль сразу же отметил наличие «мощного оперного голоса» у молодого человека. В консерваторские годы, был заложен прочный фундамент его исполнительского мастерства, создана надежная основа виртуозной вокальной техники.
 +
 +
Будучи опытными педагогами, Ш.Мамедова и  Г.Тартаков сумели сохранить интерес одаренного молодого человека к будущей профессии, на всю жизнь заразить любовью к систематическому и упорному труду. Спустя всего год, выдающийся азербайджанский дирижер Ниязи, услышавший голос Али Ахвердиева, приглашает его работать в Оперный театр.
 +
 +
Дебют начинающего вокалиста на этой сцене состоялся в роли Солтан-бека в  легендарной оперетте «Аршин мал алан» У.Гаджибейли. После окончания консерватории он проходит стажировку в Малом оперном театре Санкт–Петербурга, где с успехом исполняет различные партии в операх П.Чайковского и Р.Вагнера.
 +
 +
Одновременно сдержанный и щедрый в передаче эмоций, Али Ахвердиев к  своему безоговорочному успеху относился спокойно, считая, что главная трудность заключается в преодолении более высокого последующего барьера. Пройдя через множество испытаний, он приобрел не только великолепную артистическую закалку, но и свободу, столь необходимую для успешного завершения формирования своей индивидуальности.
 +
 
 +
Строгая требовательность к себе, особое внимание к художественно–образному содержанию изучаемого произведения и одновременно нетерпимость к малейшим признакам дилетантизма и стихийности постепенно утвердили за ним репутацию одного из наиболее авторитетных певцов. Пытливый и трудолюбивый человек, он исполнял партии в различных операх - Мефистофеля в  «Фауст» Гуно, Яго в  «Риголетто» Верди, Скарпиа в «Тоске» Пуччини, Гасан хана в «Кероглу» Гаджибейли, Аслан шаха в «Шах Исмаиле» Магомаева.
 +
 +
Это лишь немногие из сыгранных им тридцати ролей в течение нескольких десятилетий на сцене азербайджанского оперного театра. Али Ахвердиев остро ощущал особую природу оперного театра, где основой создания образа служит определенная эмоция, обращенная к конкретному персонажу или возникающая в определенной ситуации.
 +
 +
Опираясь на традиции, он создал своего Яго, своего Риголетто, который отличался от среднего эталона, выработанного на сцене. Талантливый исполнитель и артист, Али Ахвердиев умел преломить традиции сквозь призму собственной индивидуальности и эти образы стали примерами развития традиционных образов, воплощения принципиально новой художественной целостности. Он точно выражал внутреннюю сущность персонажа, но при этом любая партия, романс в его исполнении несли на себе отпечаток своего, личностного отношения. Природа щедро наделила его также артистическим  талантом - движения его были точны, пластичны и уверенны. Его игра была исключительно достоверна, тождественна художественному замыслу композитора.
 +
   
 +
Наряду с активной исполнительской деятельностью он вел большую педагогическую работу. В педагогику он пришел, когда испытал потребность делиться с другими знаниями и умениями. Долгие годы работы, опыт общения с артистической молодежью дал ему возможность наметить собственный подход к проблемам формирования вокального мастерства. Он искренне  радовался удачам студентов, постепенно приобретавших исполнительскую свободу и уверенность.
 +
   
 +
Благородство, мужественная энергия и простота, присущие артисту, были замечены режиссерами и он неоднократно приглашался для съемок в различные фильмы, в частности в «Деде Коркуд» и «Аккорды долгой жизни». Али Ахвердиев родился артистом, в его исполнении не было ничего лишнего, он ярко и пластично воспроизводил своих героев. Когда вспоминаешь его оперных и кинематографических персонажей, понимаешь - он видел своих героев со стороны, смотрел на них глазами художника.     
 +
 
 +
Талантливый во всем, Али Ахвердиев сумел сказать свое слово и в изобразительном искусстве Азербайджана. Ему принадлежат сотни чудесных картин, графических работ, шаржей, которые неоднократно демонстрировались широкой публике. Он обладал огромной силой воображения и это наглядно просматривается с его удивительных картин.
 +
 +
Али Ахвердиев дарил людям радость общения с подлинно прекрасным. Во всех видах его многогранной деятельности чувствовалось дыхание горячего сердца неутомимого художника, потому его творчество стало важной страницей в истории азербайджанского искусства.
  
 
===Георгий Коновалов "Ко дню рождения товарища моего"===
 
===Георгий Коновалов "Ко дню рождения товарища моего"===
  
Вот ведь как…<br>
+
Вот ведь как…<br>Я дружил с Валерой, ну с Валериком, он дружил с Аликом, а я с Аликом был всего-навсего в хороших товарищеских отношениях, не более.<br>Мало понятная конфигурация.<br>Раза два Алик был у меня дома, столько же я был у него.<br>Алик прекрасно рисовал. Ещё бы отец, заслуженный художник.<br>У нас с Аликом была устойчивая бартерная связь. Он мне отдавал свои картинки, а ему какие-то свои поделки.<br>Одним словом все были довольны.<br>Я подписывал картинки Аликины и дарил своим родным. Способности плагиатора уже тогда у меня были заложены.<br>Отец был в восторге. Он носил в свою контору «мои работы» и показывал своим сослуживцам. Все были в диком восторге и все как один ожидали от меня большого творческого будущего.<br>
Я дружил с Валерой, ну с Валериком, он дружил с Аликом, а я с Аликом был всего-навсего в хороших товарищеских отношениях, не более.<br>
+
Как здорово, что их предсказания не сбылись.<br>Потом наши пути-дороги разошлись. Самое обычное дело. Валера убыл так далеко, что даже страшно делается.<br>А с Аликом никогда, кроме чисто приятельских отношений, ничего не было.<br>В то время я работал в подвале, что на Дмитрова был. Недалеко от АЗИИ. Тогда там располагался РККЛ, это одним словом, а попросту будет Республиканский Клуб Кино Любителей.<br>Эта работа, испортила меня в конец. Ещё бы - сама работа начиналась в четыре, а до того не так много времени, и успеть можно было, разве что поспать вдоволь.<br>И собрались у нас в «конторе» люди разные, в основном люди необязательные. Слово «работа» так это не про них.<br>Некоторые  работали по совместительству.<br>Вот таким совместителем и был один из методистов. Фамилия его была…, а какая разница какая фамилия у него была. Основная работа у него в театре. Заведовал он литературной частью.<br>Мы с ним не то чтоб дружили, но отношения были нормальные. Парень он был «без закидонов».<br>- Слушай, завтра у нас выходной  – говорит как-то он - я хочу познакомить тебя с одним интересным человеком. У него завтра тоже выходной».<br>
Мало понятная конфигурация.<br>
 
  
Раза два Алик был у меня дома, столько же я был у него.<br>
+
Договорились встретиться около метро «Бакы совети». Встретились, в автобус сели – поехали. А он мне всё Алик, да Алик.<br>
<br>
 
Алик прекрасно рисовал. Ещё бы отец, заслуженный художник.<br>
 
<br>
 
У нас с Аликом была устойчивая бартерная связь. Он мне отдавал свои картинки, а ему какие-то свои поделки.<br>
 
Одним словом все были довольны.<br>
 
<br>
 
Я подписывал картинки Аликины и дарил своим родным. Способности плагиатора уже тогда у меня были заложены.<br>
 
Отец был в восторге. Он носил в свою контору «мои работы» и показывал своим сослуживцам. Все были в диком восторге и все как один ожидали от меня большого творческого будущего.<br>
 
Как здорово, что их предсказания не сбылись.<br>
 
<br>
 
Потом наши пути-дороги разошлись. Самое обычное дело. Валера убыл так далеко, что даже страшно делается.<br>
 
А с Аликом никогда, кроме чисто приятельских отношений, ничего не было.<br>
 
<br>
 
В то время я работал в подвале, что на Дмитрова был. Недалеко от АЗИИ. Тогда там располагался РККЛ, это одним словом, а попросту будет Республиканский Клуб Кино Любителей.<br>
 
Эта работа, испортила меня в конец. Ещё бы - сама работа начиналась в четыре, а до того не так много времени, и успеть можно было, разве что поспать вдоволь.<br>
 
И собрались у нас в «конторе» люди разные, в основном люди необязательные. Слово «работа» так это не про них.<br>
 
Некоторые  работали по совместительству.<br>
 
<br>
 
Вот таким совместителем и был один из методистов. Фамилия его была…, а какая разница какая фамилия у него была. Основная работа у него в театре. Заведовал он литературной частью.<br>
 
Мы с ним не то чтоб дружили, но отношения были нормальные. Парень он был «без закидонов».<br>
 
<br>
 
- Слушай, завтра у нас выходной  – говорит как-то он - я хочу познакомить тебя с одним интересным человеком. У него завтра тоже выходной».<br>
 
<br>
 
Договорились встретиться около метро «Бакы совети».<br>
 
Встретились, в автобус сели – поехали.<br>
 
А он мне всё Алик, да Алик.<br>
 
 
<br>
 
<br>
 
Приехали в район двадцатой школы, во дворы вошли, на второй этаж поднялись, а мне вдруг что-то вдруг вступило.<br>
 
Приехали в район двадцатой школы, во дворы вошли, на второй этаж поднялись, а мне вдруг что-то вдруг вступило.<br>
Строка 78: Строка 98:
 
<br>
 
<br>
 
- Привет!<br>
 
- Привет!<br>
Несколько растерянно.  
+
Несколько растерянно.<br>
- Ты как здесь? <br>
+
- Ты как здесь?  
 +
 
 
А голос у него ого-го. Даже как-то не по себе делается.<br>
 
А голос у него ого-го. Даже как-то не по себе делается.<br>
 
Выныривает из-под руки моей коллега:<br>  
 
Выныривает из-под руки моей коллега:<br>  
Строка 124: Строка 145:
 
<br>
 
<br>
 
Он человек с театрами знаком, сразу мимо билетёров (которые почему-то и слова не сказали), вовнутрь. Только там, у входа в зал нас попросили не шуметь и подняться наверх, в амфитеатр.<br>
 
Он человек с театрами знаком, сразу мимо билетёров (которые почему-то и слова не сказали), вовнутрь. Только там, у входа в зал нас попросили не шуметь и подняться наверх, в амфитеатр.<br>
<br>
+
<br>Мильён лет не был в опере.<br>А ведь когда-то билет в оперу, как подарок на день рождения, на Новый год.<br>На сцене действо. Ходят, поют и Алик в таком красивом красном трико, укрытый чёрным плащом, поёт своё - «Люди гибнут…».<br>Потом, в перерыв, опять же с подачи моего коллеги, пробрались за кулисы. В гримёрку Алика.<br>Сидит Фауст, отдыхает, только вот трико оказывается штопаное – перештопанное.<br>Да уж… лучше из зала смотреть.<br>Поздравили Алика со спектаклем.<br>И пошли назад на галёрку, на места свои.<br>Дослушали «Фауста». В клуб возвращаться смысла не было, вот и разбежались по домам.<br>И повисла пауза наших встреч. Долго не виделись мы с Аликом.<br>В один из вечеров возвращаюсь домой (уже работал в институте с нормальным режимом дня), а мне:<br>- А у нас гость. Тебя ждёт.<br>Оказывается Алик. И с приглашением прийти на его концерт.<br>Это как в том самом анекдоте: «Маэстро приходите к нам в гости и скрипку свою с собой прихватите».<br>Персональный вечер профессора Ахвердиева Али состоялся в «Союзе композиторов Азербайджана». Союз тогда размещался в здании, до боли знакомом, бывшего Дома Пионеров.<br>
Мильён лет не был в опере.<br>
+
<br>Знакомые лестницы, знакомые помещения. Знакомый зал на третьем этаже.<br>Там-то и пел мой товарищ. Здорово пел…. Классику и народное.<br>Аж два отделения получилось.<br>Одним словом – «Вы хочите песен - их есть у меня».<br>А я снимал и снимал. Но это была моя самая неудачная съёмка.<br>Мало получилось кадров, которые можно было бы смело показывать.<br>А у меня осталось всего два или три кадра, которые чудом спаслись от моих чисток.
А ведь когда-то билет в оперу, как подарок на день рождения, на Новый год.<br>
 
<br>
 
На сцене действо. Ходят, поют и Алик в таком красивом красном трико, укрытый чёрным плащом, поёт своё - «Люди гибнут…».<br>
 
<br>
 
Потом, в перерыв, опять же с подачи моего коллеги, пробрались за кулисы. В гримёрку Алика.<br>
 
Сидит Фауст, отдыхает, только вот трико оказывается штопаное – перештопанное.<br>
 
Да уж… лучше из зала смотреть.<br>
 
Поздравили Алика со спектаклем.<br>
 
<br>
 
И пошли назад на галёрку, на места свои.<br>
 
Дослушали «Фауста». В клуб возвращаться смысла не было, вот и разбежались по домам.<br>
 
<br>
 
И повисла пауза наших встреч. Долго не виделись мы с Аликом.<br>  
 
В один из вечеров возвращаюсь домой (уже работал в институте с нормальным режимом дня), а мне:
 
- А у нас гость. Тебя ждёт.<br>
 
<br>
 
Оказывается Алик. И с приглашением прийти на его концерт.<br>
 
Это как в том самом анекдоте: «Маэстро приходите к нам в гости и скрипку свою с собой прихватите».<br>
 
<br>
 
Персональный вечер профессора Ахвердиева Али состоялся в «Союзе композиторов Азербайджана». Союз тогда размещался в здании, до боли знакомом, бывшего Дома Пионеров.<br>
 
<br>
 
Знакомые лестницы, знакомые помещения. Знакомый зал на третьем этаже.<br>
 
<br>
 
Там-то и пел мой товарищ. Здорово пел…. Классику и народное.<br>
 
Аж два отделения получилось.<br>
 
Одним словом – «Вы хочите песен - их есть у меня».<br>
 
<br>
 
А я снимал и снимал. Но это была моя самая неудачная съёмка.<br>  
 
Мало получилось кадров, которые можно было бы смело показывать.<br>
 
<br>
 
А у меня осталось всего два или три кадра, которые чудом спаслись от моих чисток.
 
  
 
<gallery widths="300" heights="350">
 
<gallery widths="300" heights="350">
Строка 163: Строка 153:
 
</gallery>  
 
</gallery>  
  
Вставал я в то время очень рано, занимал очередь за хлебом в магазине на Зорге. А потом оставалось время и погулять.<br>
+
Вставал я в то время очень рано, занимал очередь за хлебом в магазине на Зорге. А потом оставалось время и погулять.<br>Вот и шёл на бульвар.<br>Прогулка утром по бульвару - это здорово.<br>Кто-то бегает, кто сидит и воздухом дышит, а кто-то своих друзей-собачек выгуливает.<br>У нас в доме тогда появилось чудо – добермашка маленькая и имя у неё стало Карра.<br> всё мне тогда интересно было. Вот и приставал ко всем собачатникам – как да что.<br>
Вот и шёл на бульвар.<br>
+
Интересно было, чем кормят, как воспитывают. Одним словом, учился.<br>На бульваре собиралась большая группа молодых со своими собачками. Располагались они около парома -гостиницы, а чуть в сторонке прогуливался мужчина уже в летах. И гулял он с буль-терьером.<br>С большим уважением отношусь к этим собачкам.<br>Уважением и почтением.<br>
<br>
 
Прогулка утром по бульвару - это здорово.<br>
 
Кто-то бегает, кто сидит и воздухом дышит, а кто-то своих друзей-собачек выгуливает.<br>
 
<br>
 
У нас в доме тогда появилось чудо – добермашка маленькая и имя у неё стало Карра.<br>
 
И всё мне тогда интересно было. Вот и приставал ко всем собачатникам – как да что.<br>
 
Интересно было, чем кормят, как воспитывают. Одним словом, учился.<br>
 
<br>
 
На бульваре собиралась большая группа молодых со своими собачками. Располагались они около парома -гостиницы, а чуть в сторонке прогуливался мужчина уже в летах. И гулял он с буль-терьером.<br>
 
<br>
 
С большим уважением отношусь к этим собачкам.<br>
 
Уважением и почтением.<br>
 
<br>
 
Пристроился я к этой паре. И бультерьерша  совсем не страшная оказалась, как описывают, и даже погладить позволяла.<br>
 
<br>
 
Один день, второй…<br>
 
Ну, а на третий делиться начали. То да сё, кто и где работает, кто и где живёт. <br>
 
Тогда-то и выяснилось, что он в консерватории и, что ещё интереснее, он - преподаватель.<br>
 
<br>
 
Ну и как не сказать о том, что в консерватории мой товарищ преподаёт.<br>
 
И зовут моего товарища - Алик, Али Ахвердиев.<br>
 
<br>
 
Странно посмотрел на меня мой попутчик – «Так на днях сорок дней было. Умер наш Али».<br>
 
Это для меня было как обухом по башке.<br>
 
 
<br>
 
<br>
Алик умер!!!<br>
+
Пристроился я к этой паре. И бультерьерша  совсем не страшная оказалась, как описывают, и даже погладить позволяла.<br>Один день, второй…<br>Ну, а на третий делиться начали. То да сё, кто и где работает, кто и где живёт. <br>Тогда-то и выяснилось, что он в консерватории и, что ещё интереснее, он - преподаватель.<br>Ну и как не сказать о том, что в консерватории мой товарищ преподаёт.<br>И зовут моего товарища - Алик, Али Ахвердиев.<br>Странно посмотрел на меня мой попутчик – «Так на днях сорок дней было. Умер наш Али».<br>Это для меня было как обухом по башке.<br><br>Алик умер!!!<br>Нелепая смерть. Полез что-то в проводах электрических поправлять. Вот и шандарахнуло.<br>Так и остался Али у меня в памяти Аликом.<br>Друзьями  мы с ним не были, но хорошими товарищами наверняка.<br>А у меня осталось всего пять или шесть фотографий, да голос его у меня в памяти звучит. Хороший голос.<br>Вот и всё.<br>
<br>
 
Нелепая смерть. Полез что-то в проводах электрических поправлять. Вот и шандарахнуло.<br>
 
<br>
 
Так и остался Али у меня в памяти Аликом.<br>
 
<br>
 
Друзьями  мы с ним не были, но хорошими товарищами наверняка.<br>
 
<br>
 
А у меня осталось всего пять или шесть фотографий, да голос его у меня в памяти звучит. Хороший голос.<br>
 
<br>
 
Вот и всё.<br>
 
 
<br><br>
 
<br><br>
 
''2013г.''
 
''2013г.''
Строка 242: Строка 198:
  
 
===Поет Али Ахвердиев===
 
===Поет Али Ахвердиев===
 +
  
 
* Каватина Алеко (1970г.)
 
* Каватина Алеко (1970г.)
Строка 255: Строка 212:
 
{{#Widget:YouTube|id=pjTdaQOIGUk}}
 
{{#Widget:YouTube|id=pjTdaQOIGUk}}
  
 +
* Массне "Элегия" 
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=KGAaurExIeQ}}
 +
 +
* Тухманов "День Победы"
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=1Xj7KqzrJQg}}
 +
 +
* Песня Кулиева "Pəncərəmə qondu çiçək"
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=mf0kLlUISk4}}
 +
 +
 +
 +
====Видеоклип о творчестве А.Г. Ахвердиева====
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=xzuvgTpm7aI}}
 +
 +
 +
====29 Июля 2014 года исполнилось 75 лет со дня рождения Али Ахвердиева.====
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=HqgMogZY6bI}}
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=rPghNuvc5K4}}
 +
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=W-T7EoD1DqM}}
 +
 +
 +
{{#Widget:YouTube|id=ndCLYmx71ro}}
 +
 +
 +
'''''Благодарим за помощь и предоставление материала Сейрана Гафарзаде - племянника Али Ахвердиев, сына его сестры Земфиры Ахвердиевой-Кафаровой.
 +
'''''
  
 
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 19:45, 27 июля 2013 (CEST)
 
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 19:45, 27 июля 2013 (CEST)
  
  
[[Category:Все бакинцы]]
+
[[Category:Все бакинцы]][[Category:Певцы]]

Текущая версия на 22:05, 21 августа 2014

Ахвердиев Али Гасан оглы - Солист Азербайджанского Государственного оперного театра[править]

Ahverdiev Ali.jpg

1939 – 1992

Али Ахвердиев родился 29 июля 1939г. в семье известных художников.

Семья:
Его отец - Гасан Ахвердиев – портретист, ученик Азима Азимзаде.
Мать – народная художница Гюлли Мустафаева - автор художественного образа бунтарской поэтессы Мехсети Гянджеви.
Сестры:
заслуженный деятель искусств Азербайджана музыковед Земфира Кафарова – исследователь оперной концепции "Кероглу",
заслуженная артистка, органистка Рена Исмайлова – первая исполнительница органной композиции "Баяты Шираз" Назима Аливердибекова.
Братья:
скульптор Гусейн Ахвердиев, который изваял в новобакинской католической церкви скульптурный образец "Азербайджанской Матери Марии";
художник Уджал Ахвердиев, украсивший фресками с ликами святых Михайло-Архангельскую (Флотскую) церковь.
Выпускник школы №6.
Али Ахвердиев закончил художественное училище им. А. Азимзаде. Однако будучи обладателем великолепного баса, решил посвятить себя музыке и поступил в Аз. Гос. консерваторию им. У. Гаджибекова.
В 1968г. окончил консерваторию и стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета.
Он перевел на азербайджанский язык классические русские и итальянские романсы, которые исполнял в концертных программах.
Он не оставлял занятия живописью, являлся членом Союза Художников Азербайджана.
Заслуженный артист Азербайджана (1991).

Али Ахвердиев был приглашен преподавать в консерваторию в Турцию, но трагическая случайность оборвала его жизнь.
Али Гасан-оглы умер 14 сентября 1992г.

Источник: ст. из сайта-газеты zerkalo.az


Фотоальбом[править]

Мастер звука и красок[править]

Доцент кафедры истории музыки Бакинской Музыкальной Академии им.У.Гаджибейли, доктор философии по искусствоведению Кенуль Насирова.

В истории азербайджанской вокальной школы, представленной славными именами многих музыкантов могучего дарования, подобающее место занимает один из видных ее представителей Али Ахвердиев.

Есть такое удивительное качество – узнаваемость певца по его вокальной манере. И дело не только в качестве звука, тембре голоса, а в несхожести творческого почерка, уникальности личностного начала. Али Ахвердиев был именно таким - неповторимым человеком, певцом, художником, артистом, педагогом.

Перешагнувший рубеж 50–летия, он находился в прекрасной поре расцвета своего замечательного дарования, был полон новых творческих планов, когда неумолимый рок оборвал его жизнь.

Али Ахвердиев родился в «Ичери Шехер» Баку, в сложный для азербайджанской интеллигенции период – в 1939 году. Его родители - художники Гасан Ахвердиев и Гюлли Мустафаева, представители творческой элиты Азербайджана, сполна ощутили на себе репрессивный молох тоталитарного режима.

Необычайно рано, благодаря бабушке, которая всячески поощряла тягу маленького Али к творчеству, обнаружилась способность к рисованию. Судьба послала ему хороших педагогов, первой среди которых была его мать Гюлли ханум, умело направляющая развитие сына. Любовь к живописи и ярко выраженный талант не оставили сомнений в выборе профессии и привели его в художественное училище им.А.Азим–заде.

В этот же период волей случая голос Али Ахвердиева услышал директор музыкального училища им. А.Зейналлы и в 1958 году он стал студентом этого учебного заведения. Таким образом, Али Ахвердиев одновременно осваивал две профессии и всю последующую жизнь делил любовь к музыке с рисованием. «Я не вижу разницы между деятельностью певца – вокалиста и художника. Перед тем, как готовиться к той или иной роли, я вначале рисую эскизы своих ролей, это помогает мне в создании музыкальных образов,» - скажет он впоследствии.

В 1961 году Али Ахвердиев поступает в Консерваторию им.У.Гаджибейли. Принимающий вступительный экзамен Бюль-Бюль сразу же отметил наличие «мощного оперного голоса» у молодого человека. В консерваторские годы, был заложен прочный фундамент его исполнительского мастерства, создана надежная основа виртуозной вокальной техники.

Будучи опытными педагогами, Ш.Мамедова и Г.Тартаков сумели сохранить интерес одаренного молодого человека к будущей профессии, на всю жизнь заразить любовью к систематическому и упорному труду. Спустя всего год, выдающийся азербайджанский дирижер Ниязи, услышавший голос Али Ахвердиева, приглашает его работать в Оперный театр.

Дебют начинающего вокалиста на этой сцене состоялся в роли Солтан-бека в легендарной оперетте «Аршин мал алан» У.Гаджибейли. После окончания консерватории он проходит стажировку в Малом оперном театре Санкт–Петербурга, где с успехом исполняет различные партии в операх П.Чайковского и Р.Вагнера.

Одновременно сдержанный и щедрый в передаче эмоций, Али Ахвердиев к своему безоговорочному успеху относился спокойно, считая, что главная трудность заключается в преодолении более высокого последующего барьера. Пройдя через множество испытаний, он приобрел не только великолепную артистическую закалку, но и свободу, столь необходимую для успешного завершения формирования своей индивидуальности.

Строгая требовательность к себе, особое внимание к художественно–образному содержанию изучаемого произведения и одновременно нетерпимость к малейшим признакам дилетантизма и стихийности постепенно утвердили за ним репутацию одного из наиболее авторитетных певцов. Пытливый и трудолюбивый человек, он исполнял партии в различных операх - Мефистофеля в «Фауст» Гуно, Яго в «Риголетто» Верди, Скарпиа в «Тоске» Пуччини, Гасан хана в «Кероглу» Гаджибейли, Аслан шаха в «Шах Исмаиле» Магомаева.

Это лишь немногие из сыгранных им тридцати ролей в течение нескольких десятилетий на сцене азербайджанского оперного театра. Али Ахвердиев остро ощущал особую природу оперного театра, где основой создания образа служит определенная эмоция, обращенная к конкретному персонажу или возникающая в определенной ситуации.

Опираясь на традиции, он создал своего Яго, своего Риголетто, который отличался от среднего эталона, выработанного на сцене. Талантливый исполнитель и артист, Али Ахвердиев умел преломить традиции сквозь призму собственной индивидуальности и эти образы стали примерами развития традиционных образов, воплощения принципиально новой художественной целостности. Он точно выражал внутреннюю сущность персонажа, но при этом любая партия, романс в его исполнении несли на себе отпечаток своего, личностного отношения. Природа щедро наделила его также артистическим талантом - движения его были точны, пластичны и уверенны. Его игра была исключительно достоверна, тождественна художественному замыслу композитора.

Наряду с активной исполнительской деятельностью он вел большую педагогическую работу. В педагогику он пришел, когда испытал потребность делиться с другими знаниями и умениями. Долгие годы работы, опыт общения с артистической молодежью дал ему возможность наметить собственный подход к проблемам формирования вокального мастерства. Он искренне радовался удачам студентов, постепенно приобретавших исполнительскую свободу и уверенность.

Благородство, мужественная энергия и простота, присущие артисту, были замечены режиссерами и он неоднократно приглашался для съемок в различные фильмы, в частности в «Деде Коркуд» и «Аккорды долгой жизни». Али Ахвердиев родился артистом, в его исполнении не было ничего лишнего, он ярко и пластично воспроизводил своих героев. Когда вспоминаешь его оперных и кинематографических персонажей, понимаешь - он видел своих героев со стороны, смотрел на них глазами художника.

Талантливый во всем, Али Ахвердиев сумел сказать свое слово и в изобразительном искусстве Азербайджана. Ему принадлежат сотни чудесных картин, графических работ, шаржей, которые неоднократно демонстрировались широкой публике. Он обладал огромной силой воображения и это наглядно просматривается с его удивительных картин.

Али Ахвердиев дарил людям радость общения с подлинно прекрасным. Во всех видах его многогранной деятельности чувствовалось дыхание горячего сердца неутомимого художника, потому его творчество стало важной страницей в истории азербайджанского искусства.

Георгий Коновалов "Ко дню рождения товарища моего"[править]

Вот ведь как…
Я дружил с Валерой, ну с Валериком, он дружил с Аликом, а я с Аликом был всего-навсего в хороших товарищеских отношениях, не более.
Мало понятная конфигурация.
Раза два Алик был у меня дома, столько же я был у него.
Алик прекрасно рисовал. Ещё бы отец, заслуженный художник.
У нас с Аликом была устойчивая бартерная связь. Он мне отдавал свои картинки, а ему какие-то свои поделки.
Одним словом все были довольны.
Я подписывал картинки Аликины и дарил своим родным. Способности плагиатора уже тогда у меня были заложены.
Отец был в восторге. Он носил в свою контору «мои работы» и показывал своим сослуживцам. Все были в диком восторге и все как один ожидали от меня большого творческого будущего.
Как здорово, что их предсказания не сбылись.
Потом наши пути-дороги разошлись. Самое обычное дело. Валера убыл так далеко, что даже страшно делается.
А с Аликом никогда, кроме чисто приятельских отношений, ничего не было.
В то время я работал в подвале, что на Дмитрова был. Недалеко от АЗИИ. Тогда там располагался РККЛ, это одним словом, а попросту будет Республиканский Клуб Кино Любителей.
Эта работа, испортила меня в конец. Ещё бы - сама работа начиналась в четыре, а до того не так много времени, и успеть можно было, разве что поспать вдоволь.
И собрались у нас в «конторе» люди разные, в основном люди необязательные. Слово «работа» так это не про них.
Некоторые работали по совместительству.
Вот таким совместителем и был один из методистов. Фамилия его была…, а какая разница какая фамилия у него была. Основная работа у него в театре. Заведовал он литературной частью.
Мы с ним не то чтоб дружили, но отношения были нормальные. Парень он был «без закидонов».
- Слушай, завтра у нас выходной – говорит как-то он - я хочу познакомить тебя с одним интересным человеком. У него завтра тоже выходной».

Договорились встретиться около метро «Бакы совети». Встретились, в автобус сели – поехали. А он мне всё Алик, да Алик.

Приехали в район двадцатой школы, во дворы вошли, на второй этаж поднялись, а мне вдруг что-то вдруг вступило.

Вот я ему и говорю: «Подожди, давай я позвоню. Я знаю, кто сейчас выйдет».
Отодвинул коллегу в сторонку и звоню.
Дверь открывает он.

Он - Алик.

Но до чего же импозантно выглядит – в халате и при прочих «причиндалах».

- Привет!
Несколько растерянно.
- Ты как здесь?

А голос у него ого-го. Даже как-то не по себе делается.
Выныривает из-под руки моей коллега:
– А вы, что знакомы, что ли?

Дальше всё как обычно – чай да расспросы про житьё-бытьё.
Долго мы тогда проговорили.

Но честно скажу, школу почти не вспоминали.

Рассказал Алик и о том, как певцом стал.

Пересеклись колонны демонстрантов училища, где учился Алик, и консерваторская. Услышали консерваторцы, как поёт мой товарищ, и предложили учиться у них, в консерватории. А дальше всё как по накатанной.

Голос Алика как будто всю однокомнатную квартиру заполнял.
Даже как-то непривычно слышать его голос, откуда-то из его нутра идущий.

Узнал я тогда, что Алик (простите, АЛИ) поёт в Оперном, что преподает он в Консерватории, что он оказывается профессор той самой консерватории.

А на следующий день он появился у нас в подвале:
- Слушай, сфотографируй меня!
Пообещал, что завтра я прихвачу фото-сумку свою, и мы устроим (как сейчас принято говорить) фото-сессию.

На следующий день мы начали съёмку.
Приятно фотографировать человека, который знает, что он хочет и умеет позировать. Мне только и оставалось чуть-чуть поправлять его.

Отснял я тогда две плёнки.
Дома, после работы проявил, а на следующий день уже и отпечатал фотографии.

Отпечатал не всё, но тут последовало: - А ты вот там снимал, почему не отпечатал? А ещё было на сцене, помнишь?

У меня осталось только то, что я тогда Алику не отдал.
Немного с брачком, но за неимением лучшего…

В один из рабочих вечеров, мой коллега говорит:
- Сегодня Алик Фауста поёт. Пойдём? У директора я отпрошу тебя, не боись.
Пошли.

Он человек с театрами знаком, сразу мимо билетёров (которые почему-то и слова не сказали), вовнутрь. Только там, у входа в зал нас попросили не шуметь и подняться наверх, в амфитеатр.

Мильён лет не был в опере.
А ведь когда-то билет в оперу, как подарок на день рождения, на Новый год.
На сцене действо. Ходят, поют и Алик в таком красивом красном трико, укрытый чёрным плащом, поёт своё - «Люди гибнут…».
Потом, в перерыв, опять же с подачи моего коллеги, пробрались за кулисы. В гримёрку Алика.
Сидит Фауст, отдыхает, только вот трико оказывается штопаное – перештопанное.
Да уж… лучше из зала смотреть.
Поздравили Алика со спектаклем.
И пошли назад на галёрку, на места свои.
Дослушали «Фауста». В клуб возвращаться смысла не было, вот и разбежались по домам.
И повисла пауза наших встреч. Долго не виделись мы с Аликом.
В один из вечеров возвращаюсь домой (уже работал в институте с нормальным режимом дня), а мне:
- А у нас гость. Тебя ждёт.
Оказывается Алик. И с приглашением прийти на его концерт.
Это как в том самом анекдоте: «Маэстро приходите к нам в гости и скрипку свою с собой прихватите».
Персональный вечер профессора Ахвердиева Али состоялся в «Союзе композиторов Азербайджана». Союз тогда размещался в здании, до боли знакомом, бывшего Дома Пионеров.

Знакомые лестницы, знакомые помещения. Знакомый зал на третьем этаже.
Там-то и пел мой товарищ. Здорово пел…. Классику и народное.
Аж два отделения получилось.
Одним словом – «Вы хочите песен - их есть у меня».
А я снимал и снимал. Но это была моя самая неудачная съёмка.
Мало получилось кадров, которые можно было бы смело показывать.
А у меня осталось всего два или три кадра, которые чудом спаслись от моих чисток.

Вставал я в то время очень рано, занимал очередь за хлебом в магазине на Зорге. А потом оставалось время и погулять.
Вот и шёл на бульвар.
Прогулка утром по бульвару - это здорово.
Кто-то бегает, кто сидит и воздухом дышит, а кто-то своих друзей-собачек выгуливает.
У нас в доме тогда появилось чудо – добермашка маленькая и имя у неё стало Карра.
всё мне тогда интересно было. Вот и приставал ко всем собачатникам – как да что.
Интересно было, чем кормят, как воспитывают. Одним словом, учился.
На бульваре собиралась большая группа молодых со своими собачками. Располагались они около парома -гостиницы, а чуть в сторонке прогуливался мужчина уже в летах. И гулял он с буль-терьером.
С большим уважением отношусь к этим собачкам.
Уважением и почтением.

Пристроился я к этой паре. И бультерьерша совсем не страшная оказалась, как описывают, и даже погладить позволяла.
Один день, второй…
Ну, а на третий делиться начали. То да сё, кто и где работает, кто и где живёт.
Тогда-то и выяснилось, что он в консерватории и, что ещё интереснее, он - преподаватель.
Ну и как не сказать о том, что в консерватории мой товарищ преподаёт.
И зовут моего товарища - Алик, Али Ахвердиев.
Странно посмотрел на меня мой попутчик – «Так на днях сорок дней было. Умер наш Али».
Это для меня было как обухом по башке.

Алик умер!!!
Нелепая смерть. Полез что-то в проводах электрических поправлять. Вот и шандарахнуло.
Так и остался Али у меня в памяти Аликом.
Друзьями мы с ним не были, но хорошими товарищами наверняка.
А у меня осталось всего пять или шесть фотографий, да голос его у меня в памяти звучит. Хороший голос.
Вот и всё.


2013г.

Фотографии сделаны автором воспоминаний Георгием Коноваловым (Баку).


Белодубровский Д.Р. Из поэтического сборника "Мгновения" (Ивано-Франковск, 2000г.)[править]

Под впечатлением концерта в Азгосфилармонии 30 марта 1989 года

Тебя я знаю с юношеских лет,
Когда с Муслимом вместе мы дружили,
В поношеных туфлях ходили,
Увы! Тех светлых лет уж нет.
Ты пел. Муслим играл тебе.
Когда он пел, ты всё молчал,
И грустно в мир на нас взирал,
Предвидя тяжкий путь себе.
В глазах подчёркивалась грусть,
Сейчас, когда открыл концерт,
Судьбой своею нежный перст
Раскрыл своей ты жизни суть.
Поверь, с тобою не одним
Судьба сыграла в жизни роль,
У нас с тобою та же боль -
Неблагодарностью гоним.
В словах и в голосе романса
Услышал то, что ты сказал:
"От жизни я уже устал, -
Не для меня уж ритмы вальса."
В глазах соседа и моих
Слеза текла, с твоею вторя, -
Как много у артистов горя, -
Твой голос медленно затих.


апрель 1989 г., Баку



Поет Али Ахвердиев[править]

  • Каватина Алеко (1970г.)

  • Романс "Ямщик, не гони лошадей" (1970г.)

  • Романс "Гори, гори, моя звезда..." (1972г.)

  • Массне "Элегия"

  • Тухманов "День Победы"

  • Песня Кулиева "Pəncərəmə qondu çiçək"


Видеоклип о творчестве А.Г. Ахвердиева[править]


29 Июля 2014 года исполнилось 75 лет со дня рождения Али Ахвердиева.[править]




Благодарим за помощь и предоставление материала Сейрана Гафарзаде - племянника Али Ахвердиев, сына его сестры Земфиры Ахвердиевой-Кафаровой.


--Jonka 19:45, 27 июля 2013 (CEST)

comments powered by Disqus