Строка 1: Строка 1:
 
==Бакинские ювелиры==
 
==Бакинские ювелиры==
  
---
+
----
 
'''''В РАБОТЕ!'''''
 
'''''В РАБОТЕ!'''''
 
----
 
----

Версия 17:38, 9 февраля 2014

Бакинские ювелиры[править]


В РАБОТЕ!



Предисловие[править]

Создавая эту статью о бакинских ювелирах, я ни в коем случае не претендовала на всеобъемных охват этой интересной и большой темы, которая еще ждет своих серьезных исследователей. Задача, которую я поставила перед собой, была значительно скромнее: обнаружив в самых разных статьях в интернете, в заметках дореволюционной газеты «Каспий» некоторые сведения о бакинских золотых и серебряных дел мастеров, мне показалось, что для наших читателей будет небезынтересно узнать об этой стороне жизни нашего Города также.

О золотых и серебряных дел мастерах Баку[править]

Ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделии самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа.
В Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани веками складывалась своеобразная манера исполнения, характер и традиционная форма украшений.

Золотые и серебряные украшения издавна составляли часть национального одеяния женщин Востока, а по обладанию искусно отделанным серебром и золотом оружием можно было определить степень благосостояния у мужчин.
Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. женские украшения – налобные, височные, нагрудные, пуговицы и привески, пояса, кольца, серьги – бытовали в разных слоях населения: золотые и серебренные – в среде богатой верхушки, из меди и латуни – у бедняков. Пояса с массивными серебряными украшениями носили мужчины из богатого сословия.

Азербайджанским мастерам-зергерам была знакома техника филиграни, штампа, чеканки, росписи по эмали, гравировки по черни. Предпочтение отдавалось филиграни и штампу. Искусством росписи по эмали славились ювелиры Баку.
Вручную, при помощи небольшого набора инструментов они выполняли разнообразные изделия, пользовавшиеся спросом у местного населения.

Зергеры создавали ювелирные украшения, соответствующие нормам традиций азербайджанской народной одежды и являющиеся непременным дополнением азербайджанской национальной одежды.
Уже в раннем детстве девочкам прокалывали уши, продевали в них тонкую нить, на которую нанизывались бусинки («гез мынчыгы»), которые должны были отводить «дурной глаз», пришивали их также к одежде, вешали на ручку младенца.
Существовали украшения для невесты, в комплект которых непременно входили кольца, серьги, нагрудные и головные украшения, браслеты и т.д.
«Ювелирные украшения имели непосредственную и органичную связь с комплектом женского костюма, они дополняли его и составляли единый ансамбль, придавали ему национальный колорит и художественную завершенность и эстетичность. Изменение одного из элементов костюма или его отсутствие неизменно вызывало изменения в отдельных видах (элементах) комплекса украшений. К богатому наряду подбирали и более дорогой набор украшений. Следует отметить, что эти два комплекта (одежда и украшения) до второй половины XIX в. были сравнительно устойчивыми и мало подвергались изменениям.»[1]

При изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами в 19 в. использовалась эмаль. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зеленой эмалью от светлых до самых темных тонов. Фоном служила обычно белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения покрывались либо позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.

Во второй половине резко меняется бакинская жизнь – нефтяной бум приносит новое не только в развитие самого города, но и в частную жизнь его жителей. Благодаря развитию нефтяной промышленности, в город приезжает множество народа из самых разных концов России и из других стран. Баку превращается в многонациональный крупный промышленный центр.
В связи с этим происходят изменения и в спросе на изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Сюда стали ввозиться и продаваться европейские украшения.
Хотя традиционные, или как тогда также говорили «туземные» украшения по-прежнему покупались и заказывались у местных мастеров. А большой приток населения из других местностей Закавказья привел к тому, что местных мастеров стало не хватать, и тогда в городе появились мастера из других районов Кавказа.

В 1898г., по сведениям Бакинской пробирной палаты, в Баку числилось 1036 ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел.
Среди них были не только жители Баку, но и приезжие мастера. Например, около 130 мастеров являлись выходцами из Дагестана, «которые почти исключительно занимаются производством разного рода туземного оружия и оправ из драгоценных металлов для шашек, кинжалов, пистолетов, ружей, а также выделкой разных фасонов туземных поясов из высокопробного золота и серебра... Изделия лезгинов отличаются своей неподражаемой чернью и чистотой резьбы». (из отчета бакинского пробирера В.К. Згленицкого).



ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА – учреждение для определения качества и количества благородных металлов (золота, серебра, платины) в рудах, слитках и изделиях и наложения клейм (проб) на изделия с указанием, сколько в них заключается частей чистого золота и серебра. Первая пробирная палата на территории современного Азербайджана была создана в 1863 году в городе Баку.

фото

ПРОБИРЕР - лицо, определяющее пробу благородных металлов и накладывающий на золотые и серебряные вещи соответственную метку с цифрой (клеймо). Каждый пробирер имел свое личное клеймо с обозначением его инициалов.

1897 – 1904 – Бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий (В.З.)

фото Клеймо пробирера В.К. Згленицкого


На базарах или в одном из городских кварталов размещались маленькие мастерские ювелиров – зергеров.
В Баку мастера золотых и серебряных дел работали на определенных улицах. Например, улица Спасская так и называлась в народе – «Ювелирной» (в советское время это ул. Касума Измайлова , а сейчас она получила свое название по историческому бытовому наименованию - Заргярпалан) . А дагестанцы, судя по журналам Казенной палаты, селились на Цициановской ул. и в Банковском переулке.

О школе и курсах золотых и серебряных дел мастерства[править]

В 1897г. бакинский пробирер В.К. Згленицкий внес предложение об открытии при техническом училище школы и курсов золотых и серебряных дел мастерства. Были выработаны их программа и организация этой школы и курсов, а также составлена смета на их содержание. Более того, было решено возбудить ходатайство об открытии школы с сентября 1898г., а курсов с 1 января 1898г.

Продолжение следует

Бакинские ювелиры и Всемирная выставка в Париже. 1900г.[править]

В середине 1899 года, следуя приглашению Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи «собрать коллекцию местных драгоценных изделий для предстоящей в 1900 году всемирной выставки в Париже», бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий предложил золотым и серебряным дел мастерам Бакинского пробирного района, желающим принять участие в выставке , подать ему заявления до 28 августа 1899г.

На выставку принимались изделия, отвечающие определенным требованиям: тщательно отделанные, преимущественно «туземные» изделия из золота, серебра, из так называемого польского или варшавского серебра, покрытые чернью, эмалью, гладкие или покрытые резьбою, ажурные (филигранные), чеканные, инкрустированные по стали, слоновой кости и пр. Они могли быть с подвешенными, по местной традиции, золотыми или серебряными монетами.
Так как необходимо было, чтобы представляемые на выставку изделия носили местный характер, то Згленицкий выразил желание представить на выставке, главным образом, кинжалы, шашки, газыри, пояса мужские и женские разных фасонов, нагрудники с амулетами, полумесацами, звездами, серьги, браслеты, головные уборы, четки, пуговицы, инкрустированные ружья, ножны, столовую посуду, умывальники, шкатулки и т.п.
Изделия же, носящие европейский характер, принимались только в виде исключения.

Выставляемые работы должны были быть представлены в Бакинскую пробирную палату до 10 января 1900г., а затем их должны были отослать в комитет русского кустарного отдела на Парижской выставке , состоявший под августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Пробирер, понимая, что очень дорогие изделия (от 1.500 руб.) изготавливались мастерами, в основном, по заказу, из золота и драгоценных камней заказчика, и они находились в частном владении, обратился к их хозяевам с просьбой одолжить эти работы для показа на всемирной выставке, с обещанием вернуть их после закрытия выставки в целости и сохранности.

Для того, чтобы сами бакинцы могли ознакомиться с отсылаемыми в Париж изделиями, в городе в помещении Бакинской пробирной палаты (Персидская ул., 5, дом Агамалова, около Собора Александра Невского) с 19 января на четыре дня была открыта выставка кавказских золотых и серебряных изделий.
Выставку устраивал В.К. Згленицкий. Вход был бесплатный, но принимались доброхотные пожертвования на приобретение золотых и серебряных «жетонов поощрения». Эти жетоны должны были вручаться мастерам, создавшим лучшие, по мнению бакинского жюри во главе с Бакинским губернатором Д.А. Одинцовым, экспонаты выставки.

Бакинская выставка пользовалась огромнейшим успехом. Да и кому могли не понравиться изумительнейшие выставленные работы бакинских мастеров?
Например, серебряное блюдо кубачинской работы весом в 8 фунтов с инкрустациями из золота на слоновой кости, стали и серебра, с разноцветной эмалью. Блюдо это вмещает в себевсе кавказские стили. Точно такое же блюдо было преподнесено изготовившим его мастером императору Николаю II. Для любителей старины огромный интерес представила шашка Шамиля из коллекции горного инженера Ф.Б. Везирова. Эту шашку Шамиль передал при сдаче кн. Барятинскому.
Золотые головные уборы с эмалью, сережки, колечки, «полные изящества восточного рисунка, соединенные с подбором красок и красотою фасона... Тут же на выставке многие в первый раз имеют случай увидеть ажурные драгоценные золотые деидемы и ожерелья восточных красавиц, усеянные изумрудами, рубинами и алмазами»[2].

Выставку посетила масса народа - бакинский губернатор, генерал-майор Д.А. Одинцов, управляющий Каазенной палатой д.с. А.В. Костенский, Г.З.А. Тагиев, сделавший крупное пожертвование, местная интеллигенция, интересующаяся этой отраслью кавказской промышленности.

В воскресенье, 23 января, последовало официальное закрытие бакинской выставки золотых и серебряных изделий, отправляемых на парижскую выставку.
В этот же день происходило заседание жюри под почетным председательством Г.З.А. Тагиева, на котором был составлен список мастеров наиболее выдающихся выставочных изделий, удостоившихся получения золотых и серебряных «жетонов поощрения».
В числе этих мастеров были представители Шемахи, Елизаветполя и Дагестана.
Чтобы сделать работы, отправляемые из бакинского пробирного района, более понятными для посетителей Парижской выставки, по приглашению Згленицкого был приглашен фотограф для фотографирования изделий. Эти снимки должны были составить особый альбом с пояснениями на русском и французском языках[3].

Большую роль в организации участия кавказских мастеров в этой выставке сыграл бакинский пробирер Витольд Константинович Згленицкий. Он добился выдачи пособий мастерам для приобретения серебра и других материалов.
На Парижскую выставку были отобраны работы 33 кавказских серебряников и оружейников.

Всемирная выставка 1900 года проводилась в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м².
Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера Павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей.
Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью.
Российский отдел начал свою работу на два дня позже открытия выставки, лишь 17 апреля.

Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в интересующую нас сейчас Группу XV входило 9 классов, из которых Класс 94 представлял «Золотых и серебряных дел мастерство», а Класс 95 – «Ювелирное дело».

Из двух Золотых медалей, выданных по Классу 94, одна принадлежала Коллективной выставке серебряных вещей Кавказского кустарного производства.
По Классу 95 – одна из бронзовых медалей также была вручена Кустарным производствам Кавказа.

Отчет по Всемирной выставке в Париже, 1900 года.
Класс 94


Золотые и серебряные изделия


Отчет международного жюри, составленный M. T.-J. Armand-Caillat, мастером золотых и серебряных дел,
дополненный и законченный президентом жюри в классе золотых и серебряных изделий M. Henri Bouilhet, мастером золотых и серебряных дел, вице-президентом центрального союза изобразительных искусств.



(…)
Народные промыслы Кавказа. Именно под этим именем мы нашли в избах — воссозданных домах крестьян этой части России, построенных в садах Трокадеро, изделия из прочеканенного, черненого или филигранного серебра, произведенные в кавказских деревнях скоплениями способных русских мастеров, сохраняя традиции предков.

'Из отчета межднародного Жюри о выставкке 1900 г.


Класс 95.


Предметы ювелирного искусства от М. Paul Soufflot — члена торговой палаты Парижа


РОССИЯ



Несколько сообществ, в частности относящиеся к Промыслам Кавказа, подвергли оценке Жюри особые местные (национальные) украшения: кресты, сакральные образы на меди и несколько других менее важных предметов украшения из золота и серебра.

В подробном разделе «Указателя Групп и Классов по участию России на Всемирной Выставке в Париже в 1900г. с обозначением экспонатов»[4] можно найти имена бакинских мастеров, принимавших участие в этой выставке с указанием их адресов и представленных работ, а также мастеров из Бакинского пробирного участка.

БАКУ

Аванесов Александр. Баку, Великокняжеский просп., дом Лалаева – Серебряная коронка и арба.
Антонов Леван. Баку, Темный ряд, № 974. – Серебряные кисти.
Ахундов Гусейн-Али. Баку, Темный ряд. – Умывальник, кальян, грудной убор и пр.
Бахтиев Мовлам. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества – Четки.
Давидов Нерсес. Баку, Темный ряд. – Головная цепочка, шашленка.
Джандаров Магомед-Расул Мама-оглы. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Зонтик.
Капрелов Карапет. Баку, Воронцовская ул., дом Лалаева. – Турьи рога, чашка, тарелка, ложка.
Каравали-Оглы Сейфулла. Баку, Пробирное управление. – Газыри.
Карапетянц Арутюн. . Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Ларчик.
Магомед-Оглы Муса. Баку, цициановская ул., №15 – Кавказское седло.
Мартынов Никита. Баку, Великокняжеский просп., собств. дом. – Часы.
Микадзе Каций. Баку, пробирное управление. – Турьи рога.
Мустафа Оглы Джебраил. Балаханы. – Сахарница кокосовая.
Петросов Кости. Баку, Темный ряд, лавка № 1048. – Башмаки, амулет.
Срмакашянц Арутюн. Баку, Ашумовский пер., д. Ашумова. – Серебряная ажурная кукла.
Таджи-Оглы Магомед. Баку, Цициановская ул., дом Тараздарова. – Графин для духов.
Таржиманов Николай. Баку, Темный ряд. – Альбом, письменный прибор, мечеть.
Таржиманянц Артем и Патвакан. Баку, Ашумовский пер., дом Ашумова. – Мужская кукла.





Источники: http://skurlov.blogspot.de/2014/01/1900.html Архив В. Скурлова http://skurlov.blogspot.de/2014/01/1900.html Архив В. Скурлова

  1. Ювелирное искусство Азербайджана
  2. »Каспий», 23.01.1900
  3. К сожалению, найти какие-либо фотографии этих изделий мне пока не удалось.
  4. из книги «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900г.»
comments powered by Disqus