|
|
Строка 64: |
Строка 64: |
| ===Бакинские ювелиры и Всемирная выставка в Париже. 1900г.=== | | ===Бакинские ювелиры и Всемирная выставка в Париже. 1900г.=== |
| | | |
− | В середине 1899 года, следуя приглашению Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи «собрать коллекцию местных драгоценных изделий для предстоящей в 1900 году всемирной выставки в Париже», бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий предложил золотым и серебряным дел мастерам Бакинского пробирного района, желающим принять участие в выставке , подать ему заявления до 28 августа 1899г.<br>
| + | Читайте [http://ourbaku.com/index.php5/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8E%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B5_%D0%B2_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B5_%281900%D0%B3.%29 ЗДЕСЬ] |
− | <br>
| |
− | На выставку принимались изделия, отвечающие определенным требованиям: тщательно отделанные, преимущественно «туземные» изделия из золота, серебра, из так называемого польского или варшавского серебра, покрытые чернью, эмалью, гладкие или покрытые резьбою, ажурные (филигранные), чеканные, инкрустированные по стали, слоновой кости и пр. Они могли быть с подвешенными, по местной традиции, золотыми или серебряными монетами.<br>
| |
− | Так как необходимо было, чтобы представляемые на выставку изделия носили местный характер, то Згленицкий выразил желание представить на выставке, главным образом, кинжалы, шашки, газыри, пояса мужские и женские разных фасонов, нагрудники с амулетами, полумесацами, звездами, серьги, браслеты, головные уборы, четки, пуговицы, инкрустированные ружья, ножны, столовую посуду, умывальники, шкатулки и т.п.<br>
| |
− | Изделия же, носящие европейский характер, принимались только в виде исключения.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Выставляемые работы должны были быть представлены в Бакинскую пробирную палату до 10 января 1900г., а затем их должны были отослать в комитет русского кустарного отдела на Парижской выставке , состоявший под августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.<br>
| |
− | Пробирер, понимая, что очень дорогие изделия (от 1.500 руб.) изготавливались мастерами, в основном, по заказу, из золота и драгоценных камней заказчика, и они находились в частном владении, обратился к их хозяевам с просьбой одолжить эти работы для показа на всемирной выставке, с обещанием вернуть их после закрытия выставки в целости и сохранности.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Для того, чтобы сами бакинцы могли ознакомиться с отсылаемыми в Париж изделиями, в городе в помещении Бакинской пробирной палаты (Персидская ул., 5, дом Агамалова, около Собора Александра Невского) с 19 января на четыре дня была открыта выставка кавказских золотых и серебряных изделий.<br>
| |
− | Выставку устраивал В.К. Згленицкий. Вход был бесплатный, но принимались доброхотные пожертвования на приобретение золотых и серебряных «жетонов поощрения». Эти жетоны должны были вручаться мастерам, создавшим лучшие, по мнению бакинского жюри во главе с Бакинским губернатором Д.А. Одинцовым, экспонаты выставки.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Бакинская выставка пользовалась огромнейшим успехом. Да и кому могли не понравиться изумительнейшие выставленные работы бакинских мастеров?<br>
| |
− | Например, серебряное блюдо кубачинской работы весом в 8 фунтов с инкрустациями из золота на слоновой кости, стали и серебра, с разноцветной эмалью. Блюдо это вмещает в себевсе кавказские стили. Точно такое же блюдо было преподнесено изготовившим его мастером императору Николаю II.
| |
− | Для любителей старины огромный интерес представила шашка Шамиля из коллекции горного инженера Ф.Б. Везирова. Эту шашку Шамиль передал при сдаче кн. Барятинскому.<br>
| |
− | Золотые головные уборы с эмалью, сережки, колечки, «полные изящества восточного рисунка, соединенные с подбором красок и красотою фасона... Тут же на выставке многие в первый раз имеют случай увидеть ажурные драгоценные золотые деидемы и ожерелья восточных красавиц, усеянные изумрудами, рубинами и алмазами»<ref>»Каспий», 23.01.1900</ref>.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Выставку посетила масса народа - бакинский губернатор, генерал-майор Д.А. Одинцов, управляющий Каазенной палатой д.с. А.В. Костенский, Г.З.А. Тагиев, сделавший крупное пожертвование, местная интеллигенция, интересующаяся этой отраслью кавказской промышленности.<br>
| |
− | <br>
| |
− | В воскресенье, 23 января, последовало официальное закрытие бакинской выставки золотых и серебряных изделий, отправляемых на парижскую выставку.<br>
| |
− | В этот же день происходило заседание жюри под почетным председательством Г.З.А. Тагиева, на котором был составлен список мастеров наиболее выдающихся выставочных изделий, удостоившихся получения золотых и серебряных «жетонов поощрения».<br>
| |
− | В числе этих мастеров были представители Шемахи, Елизаветполя и Дагестана.<br>
| |
− | Чтобы сделать работы, отправляемые из бакинского пробирного района, более понятными для посетителей Парижской выставки, по приглашению Згленицкого был приглашен фотограф для фотографирования изделий. Эти снимки должны были составить особый альбом с пояснениями на русском и французском языках<ref>К сожалению, найти какие-либо фотографии этих изделий мне пока не удалось.</ref>.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Большую роль в организации участия кавказских мастеров в этой выставке сыграл бакинский пробирер Витольд Константинович Згленицкий. Он добился выдачи пособий мастерам для приобретения серебра и других материалов.<br>
| |
− | На Парижскую выставку были отобраны работы 33 кавказских серебряников и оружейников.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Всемирная выставка 1900 года проводилась в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года.
| |
− | Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м².<br>
| |
− | Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера Павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей.<br>
| |
− | Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью.<br>
| |
− | Российский отдел начал свою работу на два дня позже открытия выставки, лишь 17 апреля.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов.
| |
− | Например, в интересующую нас сейчас Группу XV входило 9 классов, из которых
| |
− | Класс 94 представлял «Золотых и серебряных дел мастерство», а Класс 95 – «Ювелирное дело».<br>
| |
− | <br>
| |
− | Из двух Золотых медалей, выданных по Классу 94, одна принадлежала Коллективной выставке серебряных вещей Кавказского кустарного производства.<br>
| |
− | По Классу 95 – одна из бронзовых медалей также была вручена Кустарным производствам Кавказа.<br>
| |
− | | |
− | <center>'''Отчет по Всемирной выставке в Париже, 1900 года.'''</center>
| |
− |
| |
− | <center>'''Класс 94'''</center><br>
| |
− | <center>Золотые и серебряные изделия</center><br>
| |
− | <center>Отчет международного жюри, составленный M. T.-J. Armand-Caillat, мастером золотых и серебряных дел,<br>
| |
− | дополненный и законченный президентом жюри в классе золотых и серебряных изделий M. Henri Bouilhet, мастером золотых и серебряных дел, вице-президентом центрального союза изобразительных искусств.</center><br>
| |
− | <br>
| |
− | (…)<br>
| |
− | Народные промыслы Кавказа. Именно под этим именем мы нашли в избах — воссозданных домах крестьян этой части России, построенных в садах Трокадеро, изделия из прочеканенного, черненого или филигранного серебра, произведенные в кавказских деревнях скоплениями способных русских мастеров, сохраняя традиции предков.<br>
| |
− | <br>
| |
− | <center>''''''Из отчета межднародного Жюри о выставкке 1900 г.'''</center><br>
| |
− | <center>'''Класс 95'''.</center><br><center>Предметы ювелирного искусства от М. Paul Soufflot — члена торговой палаты Парижа'''</center><br>
| |
− | <center>РОССИЯ</center><br>
| |
− | <br>
| |
− | Несколько сообществ, в частности относящиеся к Промыслам Кавказа, подвергли оценке Жюри особые местные (национальные) украшения: кресты, сакральные образы на меди и несколько других менее важных предметов украшения из золота и серебра.<br>
| |
− | <br>
| |
− | В подробном разделе «Указателя Групп и Классов по участию России на Всемирной Выставке в Париже в 1900г. с обозначением экспонатов»<ref>из книги «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900г.»</ref> можно найти имена бакинских мастеров, принимавших участие в этой выставке с указанием их адресов и представленных работ, а также мастеров из Бакинского пробирного участка.
| |
− | | |
− | '''БАКУ'''
| |
− | | |
− | Аванесов Александр. Баку, Великокняжеский просп., дом Лалаева – Серебряная коронка и арба.<br>
| |
− | Антонов Леван. Баку, Темный ряд, № 974. – Серебряные кисти.<br>
| |
− | Ахундов Гусейн-Али. Баку, Темный ряд. – Умывальник, кальян, грудной убор и пр.<br>
| |
− | Бахтиев Мовлам. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества – Четки.<br>
| |
− | Давидов Нерсес. Баку, Темный ряд. – Головная цепочка, шашленка.<br>
| |
− | Джандаров Магомед-Расул Мама-оглы. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Зонтик.<br>
| |
− | Капрелов Карапет. Баку, Воронцовская ул., дом Лалаева. – Турьи рога, чашка, тарелка, ложка.<br>
| |
− | Каравали-Оглы Сейфулла. Баку, Пробирное управление. – Газыри.<br>
| |
− | Карапетянц Арутюн. . Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Ларчик.<br>
| |
− | Магомед-Оглы Муса. Баку, цициановская ул., №15 – Кавказское седло.<br>
| |
− | Мартынов Никита. Баку, Великокняжеский просп., собств. дом. – Часы.<br>
| |
− | Микадзе Каций. Баку, пробирное управление. – Турьи рога.<br>
| |
− | Мустафа Оглы Джебраил. Балаханы. – Сахарница кокосовая.<br>
| |
− | Петросов Кости. Баку, Темный ряд, лавка № 1048. – Башмаки, амулет.<br>
| |
− | Срмакашянц Арутюн. Баку, Ашумовский пер., д. Ашумова. – Серебряная ажурная кукла.<br>
| |
− | Таджи-Оглы Магомед. Баку, Цициановская ул., дом Тараздарова. – Графин для духов.<br>
| |
− | Таржиманов Николай. Баку, Темный ряд. – Альбом, письменный прибор, мечеть.<br>
| |
− | Таржиманянц Артем и Патвакан. Баку, Ашумовский пер., дом Ашумова. – Мужская кукла.<br>
| |
− | | |
| | | |
| | | |
Бакинские ювелиры[править]
В РАБОТЕ!
Создавая эту статью о бакинских ювелирах, я ни в коем случае не претендовала на всеобъемных охват этой интересной и большой темы, которая еще ждет своих серьезных исследователей.
Задача, которую я поставила перед собой, была значительно скромнее: обнаружив в самых разных статьях в интернете, в заметках дореволюционной газеты «Каспий» некоторые сведения о бакинских золотых и серебряных дел мастеров, мне показалось, что для наших читателей будет небезынтересно узнать об этой стороне жизни нашего Города также.
О золотых и серебряных дел мастерах Баку[править]
Ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделии самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа.
В Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани веками складывалась своеобразная манера исполнения, характер и традиционная форма украшений.
Золотые и серебряные украшения издавна составляли часть национального одеяния женщин Востока, а по обладанию искусно отделанным серебром и золотом оружием можно было определить степень благосостояния у мужчин.
Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. женские украшения – налобные, височные, нагрудные, пуговицы и привески, пояса, кольца, серьги – бытовали в разных слоях населения: золотые и серебренные – в среде богатой верхушки, из меди и латуни – у бедняков. Пояса с массивными серебряными украшениями носили мужчины из богатого сословия.
Азербайджанским мастерам-зергерам была знакома техника филиграни, штампа, чеканки, росписи по эмали, гравировки по черни. Предпочтение отдавалось филиграни и штампу. Искусством росписи по эмали славились ювелиры Баку.
Вручную, при помощи небольшого набора инструментов они выполняли разнообразные изделия, пользовавшиеся спросом у местного населения.
Зергеры создавали ювелирные украшения, соответствующие нормам традиций азербайджанской народной одежды и являющиеся непременным дополнением азербайджанской национальной одежды.
Уже в раннем детстве девочкам прокалывали уши, продевали в них тонкую нить, на которую нанизывались бусинки («гез мынчыгы»), которые должны были отводить «дурной глаз», пришивали их также к одежде, вешали на ручку младенца.
Существовали украшения для невесты, в комплект которых непременно входили кольца, серьги, нагрудные и головные украшения, браслеты и т.д.
«Ювелирные украшения имели непосредственную и органичную связь с комплектом женского костюма, они дополняли его и составляли единый ансамбль, придавали ему национальный колорит и художественную завершенность и эстетичность. Изменение одного из элементов костюма или его отсутствие неизменно вызывало изменения в отдельных видах (элементах) комплекса украшений.
К богатому наряду подбирали и более дорогой набор украшений. Следует отметить, что эти два комплекта (одежда и украшения) до второй половины XIX в. были сравнительно устойчивыми и мало подвергались изменениям.»[1]
При изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами в 19 в. использовалась эмаль. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зеленой эмалью от светлых до самых темных тонов. Фоном служила обычно белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения покрывались либо позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.
Во второй половине резко меняется бакинская жизнь – нефтяной бум приносит новое не только в развитие самого города, но и в частную жизнь его жителей. Благодаря развитию нефтяной промышленности, в город приезжает множество народа из самых разных концов России и из других стран. Баку превращается в многонациональный крупный промышленный центр.
В связи с этим происходят изменения и в спросе на изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Сюда стали ввозиться и продаваться европейские украшения.
Хотя традиционные, или как тогда также говорили «туземные» украшения по-прежнему покупались и заказывались у местных мастеров. А большой приток населения из других местностей Закавказья привел к тому, что местных мастеров стало не хватать, и тогда в городе появились мастера из других районов Кавказа.
В 1898г., по сведениям Бакинской пробирной палаты, в Баку числилось 1036 ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел.
Среди них были не только жители Баку, но и приезжие мастера. Например, около 130 мастеров являлись выходцами из Дагестана, «которые почти исключительно занимаются производством разного рода туземного оружия и оправ из драгоценных металлов для шашек, кинжалов, пистолетов, ружей, а также выделкой разных фасонов туземных поясов из высокопробного золота и серебра... Изделия лезгинов отличаются своей неподражаемой чернью и чистотой резьбы». (из отчета бакинского пробирера В.К. Згленицкого).
ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА – учреждение для определения качества и количества благородных металлов (золота, серебра, платины) в рудах, слитках и изделиях и наложения клейм (проб) на изделия с указанием, сколько в них заключается частей чистого золота и серебра.
Первая пробирная палата на территории современного Азербайджана была создана в 1863 году в городе Баку.
фото
ПРОБИРЕР - лицо, определяющее пробу благородных металлов и накладывающий на золотые и серебряные вещи соответственную метку с цифрой (клеймо). Каждый пробирер имел свое личное клеймо с обозначением его инициалов.
1897 – 1904 – Бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий (В.З.)
фото
Клеймо пробирера В.К. Згленицкого
На базарах или в одном из городских кварталов размещались маленькие мастерские ювелиров – зергеров.
В Баку мастера золотых и серебряных дел работали на определенных улицах. Например, улица Спасская так и называлась в народе – «Ювелирной» (в советское время это ул. Касума Измайлова , а сейчас она получила свое название по историческому бытовому наименованию - Заргярпалан) . А дагестанцы, судя по журналам Казенной палаты, селились на Цициановской ул. и в Банковском переулке.
О школе и курсах золотых и серебряных дел мастерства[править]
В 1897г. бакинский пробирер В.К. Згленицкий внес предложение об открытии при техническом училище школы и курсов золотых и серебряных дел мастерства. Были выработаны их программа и организация этой школы и курсов, а также составлена смета на их содержание. Более того, было решено возбудить ходатайство об открытии школы с сентября 1898г., а курсов с 1 января 1898г.
Продолжение следует
Бакинские ювелиры и Всемирная выставка в Париже. 1900г.[править]
Читайте ЗДЕСЬ
Источники:
http://skurlov.blogspot.de/2014/01/1900.html Архив В. Скурлова
http://skurlov.blogspot.de/2014/01/1900.html Архив В. Скурлова