Строка 143: Строка 143:
 
<br>
 
<br>
 
<br>
 
<br>
 +
====1905====
 +
 +
'''''Граверы и резчики'''''<br>
 +
<br>
 +
Мадера. Горчаковская ул.<br>
 +
Елин. Михайловская ул.<br>
 +
Пипус. Лалаев проезд<br>
 +
Реймеров. Ольгинская ул.
 +
 
====1912<ref>"Баку и его район. 1913г." Изд. Шапсович</ref>====
 
====1912<ref>"Баку и его район. 1913г." Изд. Шапсович</ref>====
  

Версия 20:25, 14 февраля 2014

Бакинские ювелиры[править]


В РАБОТЕ!



Предисловие[править]

Создавая эту статью о бакинских ювелирах, я ни в коем случае не претендовала на всеобъемных охват этой интересной и большой темы, которая еще ждет своих серьезных исследователей. Задача, которую я поставила перед собой, была значительно скромнее: обнаружив в самых разных статьях в интернете, в заметках дореволюционной газеты «Каспий» некоторые сведения о бакинских золотых и серебряных дел мастеров, мне показалось, что для наших читателей будет небезынтересно узнать об этой стороне жизни нашего Города также.

О золотых и серебряных дел мастерах Баку[править]

Ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделии самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа.
В Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани веками складывалась своеобразная манера исполнения, характер и традиционная форма украшений.

Золотые и серебряные украшения издавна составляли часть национального одеяния женщин Востока, а по обладанию искусно отделанным серебром и золотом оружием можно было определить степень благосостояния у мужчин.
Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. женские украшения – налобные, височные, нагрудные, пуговицы и привески, пояса, кольца, серьги – бытовали в разных слоях населения: золотые и серебренные – в среде богатой верхушки, из меди и латуни – у бедняков. Пояса с массивными серебряными украшениями носили мужчины из богатого сословия.

Азербайджанским мастерам-зергерам была знакома техника филиграни, штампа, чеканки, росписи по эмали, гравировки по черни. Предпочтение отдавалось филиграни и штампу. Искусством росписи по эмали славились ювелиры Баку.
Вручную, при помощи небольшого набора инструментов они выполняли разнообразные изделия, пользовавшиеся спросом у местного населения.

Зергеры создавали ювелирные украшения, соответствующие нормам традиций азербайджанской народной одежды и являющиеся непременным дополнением азербайджанской национальной одежды.
Уже в раннем детстве девочкам прокалывали уши, продевали в них тонкую нить, на которую нанизывались бусинки («гез мынчыгы»), которые должны были отводить «дурной глаз», пришивали их также к одежде, вешали на ручку младенца.
Существовали украшения для невесты, в комплект которых непременно входили кольца, серьги, нагрудные и головные украшения, браслеты и т.д.
«Ювелирные украшения имели непосредственную и органичную связь с комплектом женского костюма, они дополняли его и составляли единый ансамбль, придавали ему национальный колорит и художественную завершенность и эстетичность. Изменение одного из элементов костюма или его отсутствие неизменно вызывало изменения в отдельных видах (элементах) комплекса украшений. К богатому наряду подбирали и более дорогой набор украшений. Следует отметить, что эти два комплекта (одежда и украшения) до второй половины XIX в. были сравнительно устойчивыми и мало подвергались изменениям.»[1]

При изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами в 19 в. использовалась эмаль. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зеленой эмалью от светлых до самых темных тонов. Фоном служила обычно белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения покрывались либо позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.

Во второй половине резко меняется бакинская жизнь – нефтяной бум приносит новое не только в развитие самого города, но и в частную жизнь его жителей. Благодаря развитию нефтяной промышленности, в город приезжает множество народа из самых разных концов России и из других стран. Баку превращается в многонациональный крупный промышленный центр.
В связи с этим происходят изменения и в спросе на изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Сюда стали ввозиться и продаваться европейские украшения.
Хотя традиционные, или как тогда также говорили «туземные» украшения по-прежнему покупались и заказывались у местных мастеров. А большой приток населения из других местностей Закавказья привел к тому, что местных мастеров стало не хватать, и тогда в городе появились мастера из других районов Кавказа.

В 1898г., по сведениям Бакинской пробирной палаты, в Баку числилось 1036 ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел.
Среди них были не только жители Баку, но и приезжие мастера. Например, около 130 мастеров являлись выходцами из Дагестана, «которые почти исключительно занимаются производством разного рода туземного оружия и оправ из драгоценных металлов для шашек, кинжалов, пистолетов, ружей, а также выделкой разных фасонов туземных поясов из высокопробного золота и серебра... Изделия лезгинов отличаются своей неподражаемой чернью и чистотой резьбы». (из отчета бакинского пробирера В.К. Згленицкого).



ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА – учреждение для определения качества и количества благородных металлов (золота, серебра, платины) в рудах, слитках и изделиях и наложения клейм (проб) на изделия с указанием, сколько в них заключается частей чистого золота и серебра. Первая пробирная палата на территории современного Азербайджана была создана в 1863 году в городе Баку.

Juvelier - gorod-kleimo.JPG
Бакинские городские ювелирные клейма ХIХ - начала ХХ в.в.

ПРОБИРЕР - лицо, определяющее пробу благородных металлов и накладывающий на золотые и серебряные вещи соответственную метку с цифрой (клеймо). Каждый пробирер имел свое личное клеймо с обозначением его инициалов.

1897 – 1904 – Бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий (В.З.)

Пробирное клеймо - 1896.JPG
Клеймо бакинского губернского пробирера В.К. Згленицкого

На базарах или в одном из городских кварталов размещались маленькие мастерские ювелиров – зергеров.
В Баку мастера золотых и серебряных дел работали на определенных улицах. Например, улица Спасская так и называлась в народе – «Ювелирной» (в советское время это ул. Касума Измайлова , а сейчас она получила свое название по историческому бытовому наименованию - Заргярпалан) . А дагестанцы, судя по журналам Казенной палаты, селились на Цициановской ул. и в Банковском переулке.

О школе и курсах золотых и серебряных дел мастерства[править]

В 1897г. бакинский пробирер В.К. Згленицкий внес предложение об открытии при техническом училище школы и курсов золотых и серебряных дел мастерства. Были выработаны их программа и организация этой школы и курсов, а также составлена смета на их содержание. Более того, было решено возбудить ходатайство об открытии школы с сентября 1898г., а курсов с 1 января 1898г.

Продолжение следует

Бакинские ювелиры и Всемирная выставка в Париже. 1900г.[править]

Читайте ЗДЕСЬ

Бакинские золотых и серебряных дел мастера и ювелирные магазины Баку[править]

1896г.[2][править]

Ювелирные мастерские

Алекперов Али-Абас. Крепостной пер. № 11, дом Ашумова
Ахмед-заде Мирдадаш. Крепостной пер. № 11, дом Ашумова
Мандельбаум Л.А. Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Рзабеков. Ашумовский проезд №11, д. Ашумова
Рубинштейн Ю. Крепостной пер. № 11, дом Ашумова
Салимбеков. Ашумовский проезд №11, д. Ашумова
Тарджиманов А. Крепостной пер. № 11, дом Ашумова

Золотые и бриллиантовые вещи (магазины)

Вартанов Н. Михайловская, дом Мирза-Авакова
Усейнов. Михайловская, дом Мирза-Авакова
Бохчаянц Г.А. Колюбакинская, дом Пышненко
Тараздаров С.М. (бывший). Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Гребинский Д. Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Сергеев Х. Парапет, дом Лалаева
Мангасаров А.П. Парапет, дом Лалаева
Алиев А.Б. Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Чанчарадзе М.И. (бывший Болдарева). Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Аванесов. Воронцовская, дом №47-30
Мартынов. Воронцовская, дом Лалаева
Антонов. Воронцовская дом №47-30
Гинзбург. Воронцовская дом №47-30
Усейнов. Воронцовская дом №47-30
Арутюнов. Воронцовская дом №47-30
Мадер (гравер). Михайловская, дом Мирзы-Авакова


1901г.[3][править]

Магазины золотых и серебряных изделий

Алиев Али-бала. Великокняжеский проспект, дом Лалаева
Багиров Артем Исаевич. Врангельская, дом Лалаевой
Бозиянц Александр Мкртич. Ольгинская, пассаж Лалаева
Вартапетов Николай Буниатович. Ольгинская, пассаж Шагиданова
Геодаков Аршак Петровичю Воронцовская, дом Лалаева
Гребинский Дан. Фил. Великоконяжеский проспект, дом Лалаева
Григорьев Хачатур Аракелович. Николаевская, дом Лалаева
Мадер Илья Абрамович. Михайловская, дом Карабекова
Мангасаров Акоп Петрович. Ольгинская ул.
Мартынов Николай Алексеевич. Великоконяжеский проспект, дом Лалаева
Аванесов Александр Артемович. Великоконяжеский проспект, дом Лалаева
Сальман Соломон Абрамович. Ольгинская, дом Мирза-Авакова
Тарджаманов Артем Апресович. Против Крепости, дом Ашумова
Чинчарадзе Александр Иванович. Великоконяжеский проспект, дом Лалаева
«Швейцарский магазин», владел. – Каплан Ирма Гершх. Михайловская, дом Мирза-Авакова

Серебряные изделия (азиатские)

Бабаев Артем. Темный ряд
Кагерманянц Мирса Григорьевич. Темный ряд, дом Ашумова
Кочаров Баграт Велиханович. Темные ряды
Петросов Хачатур. Темный ряд, дом Абдул Багия
Тевосянц Хосров. Темный ряд, дом Селимханова


Ювелирный магазин

Певзнер Абрам Борухович (драгоценные камни). Гимназическая, дом Тагиева


Часы

Быков лазарь Яковлевич. Михайловская, дом Ашумова
Гольденберг Мордка Шмулевич. Колюбякинская, дом Соколовского
Кохман Лейб Лазаревич. Николаевская, дом Лалаева
Кохман Эстра-Фейга. Губернская, дом Дадашева
Фалькед Абрам Леонтьевич. Михайловская, дом Мирза-Авакова


1905[править]

Граверы и резчики

Мадера. Горчаковская ул.
Елин. Михайловская ул.
Пипус. Лалаев проезд
Реймеров. Ольгинская ул.

1912[4][править]

Ювелиры.
Драгоценные вещи и часы.

Агаруновы Бр. Великокняжеский проспект
Алиевы Али Бала и Мешади Кафар. Михайловская 11
Беренблюм К.М. Телефонная 11
Брафман Б.Г. и Гинсбург Е.М. Воронцовская, под гостиницей «Метрополь»
Быков Л. и К̊ Т-во («Шведский»). Михайловская 11
Быков Наум Маркович. Великокняжеский пр.
Джавахов И.О. и Джашиашвили. Великокняжеский пр.
Мадера Арон Абрамович. Николаевская 51
Мадера Соломон Абрамович. Михайловская 8
Муталибов Мамед-Рза. Великокняжеский пр.
Таржиманянц П.А. Михайловская 8
Чинчарадзе А.Г. и К̊. Великокняжеский пр.


Примечание:

  1. Ювелирное искусство Азербайджана
  2. "Бакинский справочный календарь на 1897г.". Баку, 1896
  3. "Вся Россия на 1902г." Изд. Суворина, 1902
  4. "Баку и его район. 1913г." Изд. Шапсович


Источники:
сайт "Азербайджан - страна огней"
журнал "Советская этнография"
сайт antiqinfo
Календари и Справочники по Баку за различные годы

--Jonka 21:21, 14 февраля 2014 (CET)

comments powered by Disqus