The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Бакинские ювелиры на Всемирной выставке в Париже (1900г.)[править]

ХХ-й век, год 1900-й, вступил в Европу под знаменем Всемирной выставки в Париже. Это была не самая первая, но самая крупная из всех имевщих к тому времени место выставок. Ее называли праздником труда, прогресса и цивилизации.
Впервые 35 государств, включая Российскую империю, намеревались создать на выставке свои национальные павильоны, в которых должны были быть представлены экспонаты, характеризующие развитие и жизнь их стран в области промышленности, сельского хозяйства, архитектуры, традиционных видов искусств, благотворительности, гигиены, воспитания и т.п.
Россия собиралась представить на выставку все самое новое, что было создано в стране прогрессом, и самое традиционное, развивающееся в самых разных районах страны уже многие столетия.

Собирать традиционные для центра и окраин Российской Империи изделия начали заблаговременно. Одним из таких видов искусств были ювелирные работы золотых и серебряных дел мастеров Кавказа.

В середине 1899 года, следуя приглашению Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи «собрать коллекцию местных драгоценных изделий для предстоящей в 1900 году всемирной выставки в Париже», бакинский губернский пробирер В.К. Згленицкий предложил золотым и серебряным дел мастерам Бакинского пробирного района, желающим принять участие в выставке , подать ему заявления до 28 августа 1899г.

На выставку принимались изделия, отвечающие определенным требованиям: тщательно отделанные, преимущественно «туземные» изделия из золота, серебра, из так называемого польского или варшавского серебра, покрытые чернью, эмалью, гладкие или покрытые резьбою, ажурные (филигранные), чеканные, инкрустированные по стали, слоновой кости и пр. Они могли быть с подвешенными, по местной традиции, золотыми или серебряными монетами.
Так как необходимо было, чтобы представляемые на выставку изделия носили местный характер, то Згленицкий выразил желание представить на выставке, главным образом, кинжалы, шашки, газыри, пояса мужские и женские разных фасонов, нагрудники с амулетами, полумесяцами, звездами, серьги, браслеты, головные уборы, четки, пуговицы, инкрустированные ружья, ножны, столовую посуду, умывальники, шкатулки и т.п.
Изделия же, носящие европейский характер, принимались только в виде исключения.

Выставляемые работы должны были быть представлены в Бакинскую пробирную палату до 10 января 1900г., а затем их должны были отослать в комитет русского кустарного отдела на Парижской выставке , состоявший под августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.
Пробирер, понимая, что очень дорогие изделия (от 1.500 руб.) изготавливались мастерами, в основном, по заказу, из золота и драгоценных камней заказчика, и они находились в частном владении, обратился к их хозяевам с просьбой одолжить эти работы для показа на всемирной выставке, с обещанием вернуть их после закрытия выставки в целости и сохранности.

Для того, чтобы сами бакинцы могли ознакомиться с отсылаемыми в Париж изделиями, в городе в помещении Бакинской пробирной палаты (Персидская ул. 5, дом Агамалова, около Собора Александра Невского) с 19 января на четыре дня была открыта выставка кавказских золотых и серебряных изделий.
Выставку устраивал В.К. Згленицкий. Вход был бесплатный, но принимались доброхотные пожертвования на приобретение золотых и серебряных «жетонов поощрения». Эти жетоны должны были вручаться мастерам, создавшим лучшие, по мнению бакинского жюри во главе с бакинским губернатором Д.А. Одинцовым, экспонаты выставки.

Бакинская выставка пользовалась огромнейшим успехом. Да и кому могли не понравиться изумительнейшие выставленные работы бакинских мастеров?
Например, серебряное блюдо кубачинской работы весом в 8 фунтов с инкрустациями из золота на слоновой кости, стали и серебра, с разноцветной эмалью. Блюдо это вмещает в себе все кавказские стили. Точно такое же блюдо было преподнесено изготовившим его мастером императору Николаю II. Для любителей старины огромный интерес представила шашка Шамиля из коллекции горного инженера Ф.Б. Везирова. Эту шашку Шамиль передал при сдаче кн. Барятинскому.
Золотые головные уборы с эмалью, сережки, колечки, «полные изящества восточного рисунка, соединенные с подбором красок и красотою фасона... Тут же на выставке многие в первый раз имеют случай увидеть ажурные драгоценные золотые диадемы и ожерелья восточных красавиц, усеянные изумрудами, рубинами и алмазами»[1].

Выставку посетила масса народа - бакинский губернатор генерал-майор Д.А. Одинцов, управляющий Казенной палатой д.с.с. А.В. Костенский, Г.З.А. Тагиев, сделавший крупное пожертвование, местная интеллигенция, интересующаяся этой отраслью кавказской промышленности.

В воскресенье, 23 января, последовало официальное закрытие бакинской выставки золотых и серебряных изделий, отправляемых на парижскую выставку.
В этот же день происходило заседание жюри под почетным председательством Г.З.А. Тагиева, на котором был составлен список мастеров наиболее выдающихся выставочных изделий, удостоившихся получения золотых и серебряных «жетонов поощрения».
В числе этих мастеров были представители Шемахи, Елизаветполя и Дагестана.
Чтобы сделать работы, отправляемые из бакинского пробирного района, более понятными для посетителей Парижской выставки, по приглашению Згленицкого был приглашен фотограф для фотографирования изделий. Эти снимки должны были составить особый альбом с пояснениями на русском и французском языках[2].

Большую роль в организации участия кавказских мастеров в этой выставке сыграл бакинский пробирер Витольд Константинович Згленицкий. Он добился выдачи пособий мастерам для приобретения серебра и других материалов.
На Парижскую выставку были отобраны работы 33 кавказских серебряников и оружейников.

Всемирная выставка 1900 года проводилась в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м².

Le pavillon de la Russie à l'exposition universelle de Paris en 1900.jpg
Всемирная выставка в Париже (1900г.). Павильон Русских Окраин

Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера Павильон Русских Окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Он имел вид русского городка, вдруг оказавшегося в Париже. На одной из его башен даже звенели колокола. В павильоне Русских Окраин, который воистину стал "гвоздем" русского отдела, можно было увидеть 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти К.А.Коровина [3].[4]

Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью.
Российский отдел начал свою работу на два дня позже открытия выставки, лишь 17 апреля.

Французская печать дружно отмечала "огромный рост русской промышленности" и "невероятный прогресс" России во всех отраслях искусства и промышленности.
Газета "Liberte" писала:

«Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений».


За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.

Многочисленные экспонаты представленные на выставке, делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в интересующую нас сейчас Группу XV входило 9 классов, из которых Класс 94 представлял «Золотых и серебряных дел мастерство», а Класс 95 – «Ювелирное дело».

Paris-1900-nagrady-juwel.jpg


Из двух Золотых медалей, выданных по Классу 94, одна принадлежала Коллективной выставке серебряных вещей Кавказского кустарного производства.
По Классу 95 – одна из бронзовых медалей также была вручена Кустарным производствам Кавказа.

Класс 94


Золотые и серебряные изделия


Из Отчета международного жюри, составленный M. T.-J. Armand-Caillat, мастером золотых и серебряных дел,
дополненный и законченный президентом жюри в классе золотых и серебряных изделий M. Henri Bouilhet, мастером золотых и серебряных дел, вице-президентом центрального союза изобразительных искусств.



(…)
Народные промыслы Кавказа. Именно под этим именем мы нашли в избах — воссозданных домах крестьян этой части России, построенных в садах Трокадеро, изделия из прочеканенного, черненого или филигранного серебра, произведенные в кавказских деревнях скоплениями способных русских мастеров, сохраняя традиции предков.

Из отчета международного Жюри о выставке 1900 г.


Класс 95.


Предметы ювелирного искусства от М. Paul Soufflot — члена торговой палаты Парижа


РОССИЯ


Несколько сообществ, в частности относящиеся к Промыслам Кавказа, подвергли оценке Жюри особые местные (национальные) украшения: кресты, сакральные образы на меди и несколько других менее важных предметов украшения из золота и серебра.

В подробном разделе «Указателя Групп и Классов по участию России на Всемирной Выставке в Париже в 1900г. с обозначением экспонатов»[5] можно найти имена бакинских мастеров, принимавших участие в этой выставке с указанием их адресов и представленных работ, а также мастеров из Бакинского пробирного участка.

БАКУ

Аванесов Александр. Баку, Великокняжеский просп., дом Лалаева – Серебряная коронка и арба.
Антонов Леван. Баку, Темный ряд, № 974. – Серебряные кисти.
Ахундов Гусейн-Али. Баку, Темный ряд. – Умывальник, кальян, грудной убор и пр.
Бахтиев Мовлам. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества – Четки.
Давидов Нерсес. Баку, Темный ряд. – Головная цепочка, шашленка.
Дадашев С.А. Баку. - Мелкие серебряные изделия
Джандаров Магомед-Расул Мама-оглы. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Зонтик.
Капрелов Карапет. Баку, Воронцовская ул., дом Лалаева. – Турьи рога, чашка, тарелка, ложка.
Каравали-Оглы Сейфулла. Баку, Пробирное управление. – Газыри.
Карапетянц Арутюн. Баку, Армянский пер., дом Армянского человеколюб. общества. – Ларчик.
Магомед-Оглы Муса. Баку, Цициановская ул., №15 – Кавказское седло.
Мартынов Никита. Баку, Великокняжеский просп., собств. дом. – Часы.
Микадзе Каций. Баку, пробирное управление. – Турьи рога.
Мустафа Оглы Джебраил. Балаханы. – Сахарница кокосовая.
Петросов Кости. Баку, Темный ряд, лавка № 1048. – Башмаки, амулет.
Срмакашянц Арутюн. Баку, Ашумовский пер., д. Ашумова. – Серебряная ажурная кукла.
Таджи-Оглы Магомед. Баку, Цициановская ул., дом Тараздарова. – Графин для духов.
Таржиманов Николай. Баку, Темный ряд. – Альбом, письменный прибор, мечеть.
Таржиманянц Артем и Патвакан. Баку, Ашумовский пер., дом Ашумова. – Мужская кукла.


Примечание:

  1. »Каспий», 23.01.1900
  2. К сожалению, найти какие-либо фотографии этих изделий мне пока не удалось.
  3. Огромные полотна в стиле модерн Коровин сделал для павильонов Окраин России и Сибири. За них жюри выставки удостоило его двух золотых и семи серебряных медалей, а правительство Франции представило к ордену Почетного легиона. Уже в 1901-м они стали экспонатами Русского музея, и 110 лет были недоступны для зрителей - хранились в запасниках на больших валах в скрученном состоянии.
  4. Подробнее о выстаке можно прочесть в статье арх. Н.П. Овчинниковой Россия на Всемирной выставке 1900года в Париже".
  5. из книги «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900г.»


Источники:
Архив В. Скурлова
"Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900г." C.-Петербург, 1902г.
Газета "Каспий" за 1899 - 1900г.г.


О золотых и серебряных дел мастерах читайте также в статье Бакинские ювелиры

--Jonka 12:31, 10 февраля 2014 (CET)

comments powered by Disqus