Строка 23: Строка 23:
 
Однако, подчеркивает он, интересы горожан брали верх над прагматичными расчетами, и возведение объектов инфраструктуры, а также забота об озеленении мало-помалу набирали темпы. <br>Если в начале 1870-х годов в Баку еще не было ни садов, ни скверов, отвечающих общественным интересам, а [[Губернаторский]] (или Михайловский), [[Молоканский]] и другие сады не могли удовлетворить запросы даже нарождавшейся буржуазии, то можно себе представить, каким значимым событием стало решение городских властей построить на набережной бульвар. <br>То есть зеленой зоны отдыха протяженностью несколько километров, которая к тому же по значению в общегородском масштабе станет активным элементом городского пейзажа.  
 
Однако, подчеркивает он, интересы горожан брали верх над прагматичными расчетами, и возведение объектов инфраструктуры, а также забота об озеленении мало-помалу набирали темпы. <br>Если в начале 1870-х годов в Баку еще не было ни садов, ни скверов, отвечающих общественным интересам, а [[Губернаторский]] (или Михайловский), [[Молоканский]] и другие сады не могли удовлетворить запросы даже нарождавшейся буржуазии, то можно себе представить, каким значимым событием стало решение городских властей построить на набережной бульвар. <br>То есть зеленой зоны отдыха протяженностью несколько километров, которая к тому же по значению в общегородском масштабе станет активным элементом городского пейзажа.  
  
Есть свидетельства того, как энергично взялся за благоустройство бульвара руководитель строительного отдела Городской управы инженер и талантливый организатор [[М.Г.Гаджинский]]. <br>Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 год, «На устройство бульвара на набережной дума ассигновала 60 тысяч рублей».  
+
Есть свидетельства того, как энергично взялся за благоустройство бульвара руководитель строительного отдела Городской управы инженер и талантливый организатор [[М.Г.Гаджинский]]. <br>Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 год, «На устройство бульвара на набережной дума ассигновала 10 тысяч рублей».  
  
 
В разработке бульвара под руководством Гаджинского принимал деятельное участие архитектор [[Адольф Эйхлер]]. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями «Олимпия» для синематографа (кинотеатра) и «Эльдорадо» (для ресторана).  
 
В разработке бульвара под руководством Гаджинского принимал деятельное участие архитектор [[Адольф Эйхлер]]. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями «Олимпия» для синематографа (кинотеатра) и «Эльдорадо» (для ресторана).  

Версия 04:10, 2 августа 2011

Бакинский бульвар[править]

Бакинцев, как и их предков, привычка всегда вела на общение - с соседями – по улице, кварталу или городу – благо сами создавали оазисы для таких встреч – разбивали возле дома цветники, сажали деревья, ставили скамейки.
А еще они устремлялись к берегу Хазара, который оказался частью обещавшего стать мегаполисом поселения лишь после того, как в 1860 году была снесена стена средневековой крепости, отделявшая Ичери шехер от морского побережья…

Подлинным местом притяжения бакинцев бульвар стал не в 1909 году, а значительно раньше. Когда? Что предшествовало высочайшему указу городских властей о его строительстве? По слухам – задолго до того, как наш любимый город стал нефтяной столицей, горожане по старинной привычке регулярно выходили на прибрежную полосу.

Те из них, кто не ленился преодолеть обходные пути, что вели жителей ограниченного пространства средневекового Ичери шехер. Кто, оставляя следы своего пребывания, достойные внимания археологов и этнографов, передавая из поколения в поколение эту традицию потомкам, которым довелось встретиться с бурным развитием промышленности в этих краях.

Конечно, есть в архивах старинные фотографии, переписка бывших собственников, свидетельства о местонахождении контор, складов и офисов многочисленных организаций, газетные заметки и статьи, по которым можно в какой-то степени судить о том, как выглядел берег моря, какие события происходили на этой территории… Но кто из нас способен сегодня, даже добравшись до сохранившихся документов, в комплексе представить, как это было в самом начале ХХ века?

Да и зачем, если за нас и для нас все это сделал выдающийся ученый – член-корреспондент НАН Азербайджана Шамиль Сейфулла оглы Фатуллаев-Фигаров
Вот уж поистине корифей науки, не только по крупицам собравший и изучивший исторический материал, но и самым увлекательным образом описавший события второй половины XIX и начала XX веков, позволяя нам и теперь представить, каким был в те времена и как развивался наш родной Баку.

Буквально зримо увидеть, как талантливые замыслы воплощались в архитектурные шедевры мирового уровня, которые по-хорошему тешат наше самолюбие по сей день…
Труд выдающегося архитектора позволяет нам представить, как прежде, чем приступить к строительству бульвара, специальные службы позаботились о благоустройстве набережных вдоль береговой полосы, подчеркнув, что работа эта была очень трудоемкой.

«Дело в том, что набережная оставалась самой неприглядной и неблагоустроенной частью города, - пишет Ш.Фатуллаев, - потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились на нет.
После разборки в 1860 году Крепостной стены со стороны моря городской архитектор Касым-бек Гаджибабабеков принял меры, чтобы в 1865 – 1868 гг. была создана набережная, ставшая прекрасной транспортной магистралью и, что особенно важно, объектом особой заботы городской управы.
Но роль Набережной, носившей тогда имя российского императора Александра II, в архитектурном облике города и его планировочной структуре повысилась, когда была расширена береговая полоса и на насыпном грунте появился великолепный бульвар… "

Рассказывая о том, как не просто складывался облик азербайджанской столицы, Шамиль Фатуллаев приводит примеры и высказывания о том, что большая борьба за обладание бакинской нефтью не оставляла места для поэтических раздумий и побуждала с выгодой использовать каждый клочок земли.

Однако, подчеркивает он, интересы горожан брали верх над прагматичными расчетами, и возведение объектов инфраструктуры, а также забота об озеленении мало-помалу набирали темпы.
Если в начале 1870-х годов в Баку еще не было ни садов, ни скверов, отвечающих общественным интересам, а Губернаторский (или Михайловский), Молоканский и другие сады не могли удовлетворить запросы даже нарождавшейся буржуазии, то можно себе представить, каким значимым событием стало решение городских властей построить на набережной бульвар.
То есть зеленой зоны отдыха протяженностью несколько километров, которая к тому же по значению в общегородском масштабе станет активным элементом городского пейзажа.

Есть свидетельства того, как энергично взялся за благоустройство бульвара руководитель строительного отдела Городской управы инженер и талантливый организатор М.Г.Гаджинский.
Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 год, «На устройство бульвара на набережной дума ассигновала 10 тысяч рублей».

В разработке бульвара под руководством Гаджинского принимал деятельное участие архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями «Олимпия» для синематографа (кинотеатра) и «Эльдорадо» (для ресторана).

Понимая, что бульвар является своеобразным морским фасадом города, городская управа пошла на то, чтобы расширить программу и украсить его величественными сооружениями, которых хорошо бы оформили берег. Было решено построить образцовую купальню с роскошным рестораном, которая «не только бы составили украшение города, но и дала бы городу весьма крупный доход».

Городские власти считали недостатком то, что «богатый город на берегу моря не имеет купальни, что это является крупным пробелом, который надо заполнить возможно скорее».
За конкурс на лучший проект ратовал М.Г.Гаджинский, который, выступая в думе, отмечал, что «это не рядовой проект. Тут может быть нужен специалист, обладающий изящным вкусом, любящий такую работу… Тут нужны фантазия, красота… Расход требуется небольшой, жалеть не следует»…

Яркое выступление Гаджинского, несомненно, возымело свое действие, и дума вынесла постановление об объявлении конкурса. Конкурс был объявлен на составление проекта купальни с рестораном, а также на 13 киосков различного назначения. Планировка бульвара и размещение зеленых насаждений возлагалось на усмотрение авторов проектов.

Рассмотрение проектов и присуждение премий взяло на себя Общество архитекторов в Петербурге. Для участия в конкурсе пригласили почти всех (30 человек) гражданских инженеров и архитекторов, проживавших в Баку, но к сроку было представлено всего три проекта, которые и были удостоены премий. Но построена купальня в виде изящного летнего дворца была позже – в 1914 году по проекту гражданского инженера Н.Г.Баева.

Это было деревянное строение на сваях в открытом море, связанное с берегом деревянной эстакадой, по которой потоки бакинцев устремлялись в это уникальное заведение круглый год. Почему, Да потому что там были созданы все условия для того, чтобы пользоваться услугами такого дара, как море. В теплые месяцы в трех разной глубины «бассейнах» - отдельно для женщин, мужчин и детей – плавали все желающие, а более подготовленные пловцы выходили в открытое море.

На крыше был сооружен благоустроенный солярий с душем, где не было отбоя от желающих позагорать и принять воздушные ванны. Важной составляющей купальни стали морские ванны – их могли принимать те, кому они были прописаны врачами, и эта процедура функционировала круглый год.

Жаль, что постоянные перепады уровня Каспия и другие климатические факторы привели в негодность строения купальни, и старожилам приходится с болью в сердце вспоминать его как одну из самых красивых, полезных и любимых достопримечательностей не только бульвара, но и Баку.

К началу сороковых годов ХХ века то и дело благоустраивавшийся и прибавлявший свою протяженность бульвар с разросшимися деревьями, образовавшими тенистые аллеи, стал не только самым излюбленным местом отдыха бакинцев, но и самым комфортным объектом культуры.

Особенно популярными были летний кинотеатр «Багар» и парашютная вышка, с которой прыгали многие смельчаки, восхищая окружающих. Уютно устроившихся на скамейках горожан радовал вид бухты с пристанями и оживленно курсировавшими кораблями, популярностью пользовались прогулочные катера и даже ресторан «Сахил», расположенный на устремившейся далеко в море эстакаде.

Когда-то на той части, которая примыкала к площади «Азнефти» играл духовой оркестр, и массовики затейники приглашали в хороводы ребятню. И при всем при этом граждане, не вникавшие в проблемы занимавшихся благоустройством города и бульвара руководителей, понятия не имели, как много хлопот приносит поведение норовистого Каспия, как трудно поддерживать там порядок и обеспечивать безопасность отдыхающих.

Но время брало свое, а для решения проблем не хватало средств и внимания. Но вот, Слава Богу, сегодня в нашей стране появились и средства, и возможности для коренного обновления самых важных объектов инфраструктуры и заботы о гражданах, и чувство гордости за национальное достояние. Потому-то свое 100-летие имеющий статус национального Приморский парк встречает как изысканное место отдыха, которым все мы может от души восхищаться.


Галина МИКЕЛАДЗЕ

Источник: ЗДЕСЬ


Вспоминает Георгий Коновалов[править]

А расскажу-ка я вам кино.

Это было как во сне.
Я уже и не надеялся увидеть эту плёнку, а она возникла. И главное искал металлическую коробку, а она оказалась в чёрном пакете из-под фотобумаги.

В пакете, заляпанном краской.
Во время ремонта видно извлекли из коробки, забрызгали краской и отложили куда-то до лучших времён.
И вот она возникла.

Совершено потрясающий запах (ведь сохранился), запах плёнки, который незнаком нынешним «цифровикам».

Ведь надо же – плёнка смотана, как полагается - фильм смотан на начало. Хоть сейчас ставь на проектор и начинай показ.

Знаю, не положено распускать фильм, но удержаться не могу и….

Вот заглавные титры – «Наш товарищ бульвар».

А может дальше посмотреть.Без приспособлений, без монтажного или просмотрового стола это тяжело. Вот и мотаю фильм от начала к концу вручную. Аж руки устали.

Смотрю на такие знакомые кадры. Хоть размер каждого кадрика семь на десять миллиметров, но всё вижу, и всё вспоминается.

Ещё бы как не помнить ведь фильм-то мы снимали почти два года. Задумывали мы его, тогда как фильм о городе, но вовремя поняли – не осилим. И решили делать фильм сериями – про стены города, про балконы, про сады и парки.

А больше всего было уже отснято про бульвар. Вот и остановили свой выбор на первом фильме серии – это о бульваре. Каждое воскресенье нагружались кино и фотоаппаратурой и на бульвар.

Постоянно ходили на съёмке так это трое – Рафик, Дима и я. Иногда появлялся и наш главный – Лёня. Хотя, что я говорю – не было у нас главного, все были на равных. Любая идея тут же принималась, обсуждалась и претворялась в съёмку.

И сам фильм уже тогда приобрёл какие-то очертания – бульвар с утра и до утра.

Вот и идёт утренняя панорама по самому бульвару. А потом то с чего начинается утро нашего города. С подметальщиков, в запускаемых фонтанов, детишек на скамеечках.
Обычное утро нашего города. И весь день его от спортсменов выходящих в море на своих судёнышках, до вечера, с гуляющими влюбленными.

А я подумал – подумал и решил показать вам этот фильм и если не смогу «крутануть» его живьём на кино экране, то хотя бы в «кадриках» на фотографиях.

Много кадриков получилось – аж сорок пять. В общем-то, кадров намного больше. А если б эти были бы склеены вместе, то на кино экране их показ длился бы целых две секунды.

Вот и посмотрите на эти кадрики, может, что-то разберёте – ведь я отобрал только средние и крупные планы.
И старался выбрать только нами всеми узнаваемое.

«Смонтировал» и самому понравилось.

Наш товарищ бульвар.jpg
Наш товарищ бульвар 2.jpg


Наш товарищ бульвар 3.jpg

Вот посмотрел я своё произведение, и мне так стало жаль наш старый, такой добрый бульвар.

Ведь это место где впервые (многие) назначали свидания, где впервые (некоторые) целовались на полутёмных аллеях. Бульвар был нашим другом, он был нашим товарищем, нашим наставником.

Ничего не имею против (а что толку) нового бульвара, но не побегаешь на его аллеях, не найдешь темную аллею.

Новенький и чистенький он не может не нравиться, но такой он чужой, такой далёкий.

И такой продуваемый всеми ветрами.

Прощай «наш товарищ бульвар» - здравствуй новый бульвар.

И как в нашем фильме после ночи (такой живой и такой тёплой) наступает новое утро, с выпускниками, идущими в новую жизнь, так пусть для нашего бульвара тоже начнётся новая, неведомая нам, жизнь.

А здесь титр должен быть - «КОНЕЦ».

А почему такое название я дал своему написанному. Помните, как мы в детстве пересказывали фильм, который вчера посмотрели. Ведь рассказать надо было со всеми подробностями и даже с интонациями персонажей. Сейчас разучились, не могут нонышние детишки пересказать фильм, а зачем - легче посмотреть его на DVD.

Бульвар спортивный[править]

Вспоминает Георгий Коновалов

Я, сейчас как волк под столом, ну этот из мультика – «Сейчас спою…». Вот я и собираюсь спеть. Не волнуйтесь - петь не буду, а вот во вспоминания свои забегу.
Это будет, как «По волнам своей памяти…», а у меня получится «Бегущий по волнам своей памяти». Вот и вспоминаю.

Меня восхитило: «Это «Феномен»… Да нет, это театр кукол…». Ну, это, наверное, с одной стороны театр «Феномен», а с другой театр кукол. Тогда с третий стороны будет армянский драматический театр, а с четвёртой сельскохозяйственный музей.
Но я побывал только в музее и в театре кукол. В музее как посетитель, а в театре кукол сугубо по работе.

Кстати музей позже переехал и находился в здании «Азгипроводхоза». Вход со двора.

И чтоб все точки расставить над «I», я рискну показать вам план бульвара сорок второго. Это и не план, а фотография и поскольку фото только до площади «Азнефть», дальше фашист не залетел, вероятно, то я добавил современным фрагментом плана.

В самом правом обрезе фотографии стадион «Динамо». Не только стадион, а весь комплекс. Стадион-залы-площадки. С номером «1» он.

В 1952 году, когда был открыт Республиканский стадион имени Сталина, то сам стадион снесли, а динамовцы построили для себя небольшой комплекс. «№2». Там были теннисные корты и невразумительная беговая дорожка. Почему «невразумительная»? А очень просто – её длина была всего метров двести пятьдесят. Очень крутые виражи, на которых бегуна просто выносит с дорожки, и очень короткие прямые (по-моему, метров шестьдесят-шестьдесят пять). Но всё равно динамовцы проводили не только тренировки, но и соревнования. И даже первенство ЦС.

Снимал и меня бегуны чуть не унесли с финишной прямой в стенку. Не стенку, а там ворота для транспорта были, решётчатые.

Почти каждый воскресный день заглядывал на этот комплекс в поисках чего-нибудь интересного. На этих съёмках познакомился и с «хозяином» этого хозяйства.

Там в работягах (это который убирает-выравнивает-заделывает) был молодой парень. Мы с ним если и не сдружились, то были товарищами на воскресенье. Временами он исчезал- говорил, что он парашютист и ездит на прыжки. Какой он был парашютист, не знаю, но рисовальщик был знатный. Показывал мне свои работы. Очень даже неплохие (на мой взгляд).

А однажды так получилось, что пришёл на комплекс, сел на трибуне, смотрю как на корте «старички» мяч гоняют. Ну, если и не старички, то уже не юноши – факт.

Приготовился снимать – оптику длиннофокусную прикрепил, это чтоб не беспокоить их, и снимаю потихоньку. В уме уже текстовка складывается – вот как проводят свободное время работники…. Дальше, уж потом, когда они закончат свою игру, надо подойти и взять несколько фактов – чтоб текстовка неголословной была.

Закончили они собрали мячи, ракетки и к калитке пошли,… догоняю и у того, который вторым идёт – «А не могли бы вы меня просветить, насчёт работы вашей и всего прочего?» А мне в ответ: «Нет-нет никаких интервью, никаких фотографий!»

А тут и товарищ мой подкатывает:«Ты хоть знаешь, кого ты снимал? Забудь, что эта плёнка у тебя есть!»
Потом разнесли и эту площадку, а динамовцам построили новую, прямо напротив нашей Башни. «№3» Не по делу это было конечно, да и не уютная он была.
Это на этой площадке «переворот с выходом в упор» делал автор «Бакинских тайн».

На другом конце бульвара, том который немцы сфотографировать не смогли, была площадка «Наука». Она у меня под номером «4».
Она позже «Буревестником» стала. Да не площадка стала «буревестником, а тогда было укрупнение спортивных обществ.
Тогда и я тоже стал членом общества «Буревестник». Тогда объединили «Буревестник», «Науку», «Медик» и почему-то «Искру».

Три первых оно понятно – связано со студенчеством, наукой, а при чём тут была «Искра»? Тайна. Мы давным-давно лазали в тех местах. Там были остатки каких-то сооружений. На них можно было в альпинистов поиграть, на остатки стен позабираться.

Чуть дальше, на пустыре построили, совершено необыкновенный «стадион ручных игр». Лёгкий, элегантный, без каких бы то ни было претензий. Одним словом замечательный стадиончик. К сожалению, погиб смертию храбрых переделанный в нечто сараеподобное. С номером «5» будет. Ну и, наконец, теннисные корты.

А ведь на этом месте была площадка в окружении зарослей олеандра (вот где можно было в «войнушку» поиграть) усыпанная гравием. Это номер «6».
Наш детский садик, с названием «Красные всходы» приводили сюда на прогулку.
Потом, на ней по вечерам стали играть в волейбол. Просто так. Перекидывали мяч по кругу, а ужжж потом кто-то догадался и врыл две трубы, прямо по оси аллеи – стали играть через сетку, которую приносили с собой. Эта идея видно кому-то здорово понравилась, и часть площадки обнесли сетчатой оградой, но сторона, которая ближе к «Азнефти» оставалась ещё не «окультуриной». Это уже совсем потом построили раздевалки и теннисный корт (тогда он был один). Под номером «7».

Вот и весь мой «бег волнам памяти».
Хотя в память о своих утренних пробежках отметил синеньким мою стартовую линию (у «Азнефти» и финишную – у стенки за «прашюткой»).
Был этот маршрут почти километр. Двух метров не хватило до полного.
Уффф! Вот теперь добежал.
И ещё отметил предполагаемую точку съёмки этой самой фотографии.

Фотоальбом[править]

comments powered by Disqus