Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск
[непроверенная версия][непроверенная версия]
Строка 39: Строка 39:
 
Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, [[Модоров Федор Александрович - художник|Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада  
 
Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, [[Модоров Федор Александрович - художник|Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада  
  
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе".  
+
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприн Александр Васильевич - художник|Куприна]] "Вечер в старом городе".  
  
 
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.  
 
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.  

Версия 02:58, 1 июня 2012

Баку в изображении художников

Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.

Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа

Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.

Kempfer baku graphura 1683.jpg


А представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.

Файл:Gmelin Baku-1772.jpg
Gmelin Baku-1772.jpg


Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.

После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппиус.


Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".

Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.


Vereshagin baku 1872.jpg




Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.

Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.

Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада

Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".

Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.

В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.


Фотоальбом


Фотоальбом.Художник Гагарин



Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов



Фотоальбом. Художник Ф.А.Модоров

(1890, Мстеры - 1967, Москва)

  • Ф.А.Модоров.Белый город.Керосиновый завод.Баку

  • Ф.А.Модоров.Нефтяные промыслы.Баку.(1930)

  • Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). Центральный музей Вооруженных сил, Москва

  • Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева

    Фотоальбом. Художник А.Куприн



    Фотоальбом. Художник В.К.Богаевский

    Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941)


    Альбом Ивана Павловича Щеблыкина (1884- )


    Альбом Георгия Васильевича Храпака

    comments powered by Disqus
    Рекомендация close

    Главная страница