Строка 5: Строка 5:
 
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа  
 
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа  
  
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.  
+
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1683 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.  
  
 
[[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|thumb|center|400px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]]  
 
[[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|thumb|center|400px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]]  
Строка 13: Строка 13:
 
А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин Самуил Готлиб - немецкий путешественник и натуралист на русской службе|Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.  
 
А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин Самуил Готлиб - немецкий путешественник и натуралист на русской службе|Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.  
  
[[Image:Gmelin Baku-1772.jpg|thumb|center|500px|Gmelin Baku-1772.jpg]]  
+
[[Image:Gmelin Baku-1772.jpg|thumb|center|500px|Gmelin Baku-1770.jpg]]  
  
 
<br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
 
<br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
Строка 25: Строка 25:
 
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
 
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
  
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
+
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
  
 
<br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|thumb|center|400px]]  
 
<br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|thumb|center|400px]]  
Строка 50: Строка 50:
  
 
<gallery perrow="5">
 
<gallery perrow="5">
Файл:Панорама 1796.jpg|Г.С. Сергеев «Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи» (18 век)
+
Файл:Панорама 1796.jpg|Г.С. Сергеев «Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи» (1796)
 
Файл:Sergeev-Baku.jpg|Г.С. Сергеев "Баку. Крепость" (1796)
 
Файл:Sergeev-Baku.jpg|Г.С. Сергеев "Баку. Крепость" (1796)
 
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796)
 
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н.Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева. Иллюстрация к книге "Жизнь и приключения Артемия Араратского.(1796)
Файл:Baku 1800.jpg|(автор ? )Баку.1800
+
Файл:Baku 1800.jpg| "Баку со стороны моря". Рисунок -Гиппиус. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря".Баку.1861
 
Файл:Litograph 1850.jpg|Литография "Бакинская крепость со стороны форштадта". Рисунок - Гиппиус. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря". Литограф - А. Мюнстер.
 
Файл:Litograph 1850.jpg|Литография "Бакинская крепость со стороны форштадта". Рисунок - Гиппиус. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря". Литограф - А. Мюнстер.
 
Файл:Баку. 1858г. Художник Жан-Пьер Муанэ.jpg|Jean Pierre Moynet.Баку (Рисунок.1858)
 
Файл:Баку. 1858г. Художник Жан-Пьер Муанэ.jpg|Jean Pierre Moynet.Баку (Рисунок.1858)
Файл:Port_de_bakou_et_cap_bail_bourni_azerbaijan_original_wood_engraving_drawn_by_taylor_engraved_by_barbant_1878_.jpg‎|Port de Bakou et Cap Bail Bourni - Порт Баку и мыс Баилов (гравюра Брабанта, сделанная по рисунку Тейлора, по-видимому начало 1870-ых г.г.)
+
Файл:Port_de_bakou_et_cap_bail_bourni_azerbaijan_original_wood_engraving_drawn_by_taylor_engraved_by_barbant_1878_.jpg‎|Port de Bakou et Cap Bail Bourni - Порт Баку и мыс Баилов (гравюра Брабанта, сделанная по рисунку Тейлора, по-видимому начало 1870-ых г.г.)-с фотографии Зейдлица, 1860-е годы.
Файл:Port baku.jpg|Порт Баку и мыс Баилов. Рисунок - Т.Тейлор. Опубликована в знаменитом издании "Земля и люди. Всеобщая география" известного французского географа и историка Жана Жака Элизе Реклю, Париж, 1880-1881 г.  
+
Файл:Port baku.jpg|Порт Баку и мыс Баилов. Рисунок - Т.Тейлор. Опубликована в знаменитом издании "Земля и люди. Всеобщая география" известного французского географа и историка Жана Жака Элизе Реклю, Париж, 1880-1881 г.-с фотографии Зейдлица, 1860-е годы.  
 
Файл:William simpson 1886.jpg|В.Симпсон "Нефтяные скважины в Баку, на Каспии" (1886)
 
Файл:William simpson 1886.jpg|В.Симпсон "Нефтяные скважины в Баку, на Каспии" (1886)
 
Файл:Olaf Langer shixovo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер "Мечеть в Шихове" Баку.(1911)
 
Файл:Olaf Langer shixovo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер "Мечеть в Шихове" Баку.(1911)

Версия 06:42, 9 января 2013

Баку в изображении художников[править]

Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.

Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа

Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1683 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.

Kempfer baku graphura 1683.jpg


А представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен.

Файл:Gmelin Baku-1772.jpg
Gmelin Baku-1770.jpg


Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.

После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппиус.


Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".

Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.


Vereshagin baku 1872.jpg




Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.

Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.

Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада

Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".

Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.

В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.


Фотоальбом[править]


Фотоальбом.Художник Гагарин[править]



Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов[править]



Фотоальбом. Художник Ф.А.Модоров[править]

(1890, Мстеры - 1967, Москва)

  • Ф.А.Модоров.Белый город.Керосиновый завод.Баку

  • Ф.А.Модоров.Нефтяные промыслы.Баку.(1930)

  • Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). Центральный музей Вооруженных сил, Москва

  • Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева[править]

    Фотоальбом. Художник А.Куприн[править]



    Фотоальбом. Художник В.К.Богаевский[править]

    Фотоальбом Художник Е.С Кругликова (1865-1941)[править]


    Альбом Ивана Павловича Щеблыкина (1884- )[править]


    Альбом Георгия Васильевича Храпака[править]

    comments powered by Disqus