Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск
[непроверенная версия][непроверенная версия]
(Новая страница: «== Баку в изображении художников == Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых…»)
 
(Фотоальбом.Художник Гагарин)
 
(не показано 108 промежуточных версий 4 участников)
Строка 5: Строка 5:
 
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа  
 
Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа  
  
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач и путешественник из Швеции Энгельгард Кемпфер в 1684 году. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море. А представитель Российской академии наук академик [[Гмелин]] посетил Баку в 1770 году и по-своему представил город в виде геометрического треугольника с тремя рядами крепостных стен. Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
+
Можно сказать, что первым изобразил Баку врач Энгельберт Кемпфер, посетивший его в 1683 году в качестве секретаря шведского посольства, на пути в Персию. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.  
  
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - [[Гримм]] (1851 г.), [[Верещагин]] (1872 г.), [[Боголюбов]] (1861 г.), [[Гагарин]] (1853 г.), [[Гиппус]].
+
[[Image:Kempfer baku graphura 1683.jpg|800px|Kempfer baku graphura 1683.jpg]]  
  
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения [А.П.Богомолова] "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни.
+
<br>
  
Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
+
Представитель Российской академии наук академик [[Гмелин Самуил Готлиб - немецкий путешественник и натуралист на русской службе|Гмелин]] посетил Баку в 1770 году. В составе его экспедиции был живописец - рисовальщик Иван Борисов, который по-своему представил город в виде неправильного пятиугольника, окруженного двумя рядами крепостных стен. Справа от крепости изображен загородный дом бакинского хана, построенный восточноевропейском вкусе".
  
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
+
[[Файл:1770 Baku-Gmelin-Baur.jpg|800px]]
  
Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.  
+
<br> Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.  
  
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.  
+
После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), [[Боголюбов Алексей Петрович - моряк, русский художник, пейзажист, мастер русской батальной марины|Боголюбов]] (1861 г.), Гагарин (1853 г.), [[Гиппиус Карл Густавович - первый бакинский городской архитектор|Гиппиус]].  
  
Мастера тематической картины [[С.В.Герасимов,]] [[Б.Н.Яковлев]], [[Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада
+
[[Файл:Panorama Gippius.jpg|800 px]]  
  
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприна]] "Вечер в старом городе".
+
<br>
  
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.  
+
Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".  
  
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.  
+
Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.  
  
<br>  
+
<br> [[Image:Vereshagin baku 1872.jpg|800px]]
  
 
<br>  
 
<br>  
Строка 33: Строка 33:
 
<br>  
 
<br>  
  
<br>  
+
<br> Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.
  
<br>
+
Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.
 +
 
 +
Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, [[Модоров Федор Александрович - художник|Ф.А.Модоров]] также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада
 +
 
 +
Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа [[Куприн Александр Васильевич - художник|Куприна]] "Вечер в старом городе".
 +
 
 +
Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|И.П.Щеблыкина]]. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.
 +
 
 +
В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.
  
 
<br>  
 
<br>  
  
[[Category:Живопись]][[Category:В_работе_(5)]]
+
=== Фотоальбом ===
 +
 
 +
<gallery widths="300" heights="250">
 +
Файл:Панорама 1796.jpg|[[Сергеев Гавриил Сергеевич - художник-топограф|Г.С. Сергеев]]. Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи (1796)
 +
Файл:Sergeev-Baku.jpg|Г.С. Сергеев. Баку. Крепость (1796)
 +
Файл:Shelkovnik.jpg|Гравюра Н. Шелковникова по рисунку Г.С.Сергеева.<ref>Иллюстрация к книге "Жизнь Артемия Араратского"</ref>.(1796)
 +
Файл:Baku 1800.jpg| Гиппиус. Баку со стороны моря.  <ref>Рисунок. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря".1861</ref>
 +
Файл:Litograph 1850.jpg|Литография "Бакинская крепость со стороны форштадта". Рисунок - Гиппиус. <ref>Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря". Литограф - А. Мюнстер.</ref>
 +
Файл:Баку. 1858г. Художник Жан-Пьер Муанэ.jpg|Жан-Пьер Муанэ.Баку (Рисунок.1858)
 +
Файл:Port_de_bakou_et_cap_bail_bourni_azerbaijan_original_wood_engraving_drawn_by_taylor_engraved_by_barbant_1878_.jpg‎|Гравюра Брабанта по рисунку Тейлора. Порт Баку и мыс Баилов (начало 1870-ых гг.)<ref>Название оригинала - Port de Bakou et Cap Bail Bourni.</ref>
 +
Файл:Port baku.jpg|Т. Тейлор. Рисунок - Порт Баку и мыс Баилов.<ref>Опубликован в знаменитом издании "Земля и люди. Всеобщая география" известного французского географа и историка Жана Жака Элизе Реклю, Париж, 1880-1881 г.-с фотографии Зейдлица, 1860-е годы.</ref>
 +
Файл:William simpson 1886.jpg|В. Симпсон. Нефтяные скважины в Баку, на Каспии (1886)
 +
Файл:Gravura Blaxani.jpg|Неизвестный автор. Гравюра на дереве (1889)
 +
Файл:Juma mechet.jpg|Джума мечеть в Крепости. ~1890-е годы. Неизв. автор
 +
Файл:Olaf Langer shixovo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер. Мечеть в Шихове, Баку. (1911)
 +
Файл:Olaf vigo 1911.jpg|Вигго Петер Олаф Лангер. Нефтепромыслы в Баку (1911)
 +
Файл:Sadix zade.jpg|О. Садых-заде. Ширваншах Ахситан I в Баку после переноса столицы из Шемахи.
 +
Image:Yakusheva 1931.jpg|А.И. Якушева. Баку (бумага, акварель. 31х36. 1931)
 +
Файл:Sheblikin 1932.jpg|Н. Щеблыкин. Баку XII века. (Рисунок.1932)
 +
Файл:Baku night Lubimov.jpg|А.М. Любимов. Ночной Баку. 1940г.
 +
Файл:Iordansky.jpg|В.Б.Иорданский. В Баку
 +
Файл:Telingater 1958.jpg|С.Б. Телингатeр. Крепость Баку.
 +
Файл:Telingater old 1958.jpg|С.Б. Телингатeр. Старое и Новое. Баку.
 +
</gallery> <br>
 +
 
 +
<references/>
 +
 
 +
=== Фотоальбом.Художник Гагарин ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Gagarin Gerb 1.jpg|Огнепоклонник - гебр. Баку (1840 - 1847)
 +
Файл:Gagarin 32.jpg|Ханский дворец.Баку (1843)
 +
</gallery> <br>
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
=== Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов ===
 +
<gallery widths="355" heights="280">
 +
Файл:Боголюбов. Баку (1861).jpg|Баку (1861)
 +
Файл:Bogolubov baku 20naberezhnaya 1861.jpg|Баку (1861)
 +
Файл:Боголюбов. Девичья башня.jpg|Баку (1861)
 +
Файл:Боголюбов. Баку в 1861г.jpg|Баку (1861)
 +
Файл:Bogolubov baku ulica 20v polden 1861.jpg|Баку. Улица в полдень (1861)
 +
Файл:Bogoljubov-Karavan-saraj.jpg|Баку. Армянский караван-сарай (1861)
 +
</gallery>
 +
 
 +
<references/>
 +
 
 +
===Фотоальбом. Художник Сергей Васильевич Герасимов===
 +
<gallery widths="300" heights="250">
 +
Файл:Gerasimov Black city.jpg|Баку. Черный город
 +
Файл:Gerasimov 1930 towers.jpg|Баку. Нефтяные вышки
 +
Файл:Gerasimov tower.jpg|Баку. Нефтяная вышка
 +
</gallery>
 +
 
 +
=== Фотоальбом. [[Модоров Федор Александрович - художник|Художник Ф.А.Модоров]] ===
 +
 
 +
(1890, Мстеры - 1967, Москва)
 +
 
 +
::<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Modorov Belii gorod.jpg|Ф.А.Модоров. Белый город. Керосиновый завод. Баку
 +
Файл:Modorov neft 1900.jpg|Ф.А.Модоров. Нефтяные промыслы. Баку.(1930)
 +
Файл:3124094545 - Copy.jpg|Ф.А.Модоров. Баку.Новый нефтеперегонный завод.
 +
Файл:Modorov belveder.jpg|Ф.А.Модоров. Баку. Набережная (1930)
 +
Файл:Модоров Ф 1933.jpg|Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). <ref>Центральный музей Вооруженных сил, Москва</ref>
 +
Файл:Modorov Kirov Baku.jpg|С.М.Киров среди рабочих Баку
 +
</gallery>
 +
 
 +
<references/>
 +
 
 +
=== Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Ostroumova 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева.Нефтяные платформы Баку (1916)
 +
Файл:Ostroumova lebedeva baku bibi jpg 1916.jpg|А.Остроумова-Лебедева. Биби-Эйбат, Баку (1916)
 +
</gallery>
 +
 
 +
===Фотоальбом. Художник Н.Н.Купреянов===
 +
В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно.
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Kupriyanov Turchanka 1930.jpg|Турчанка (1930)
 +
Файл:Kupreyanov 1930.jpg|Осел (1930)
 +
</gallery>
 +
 
 +
=== Фотоальбом. [[Куприн Александр Васильевич - художник|Художник А.Куприн]] ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Kuprin vecher v starom gorode 1931.jpg|Вечер в Старом Городе. Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin baku stary gorod 1931.jpg|Старый город.Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin baku stary gorod minaret 1931.jpg|Старый город. Минарет. Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin baku stary gorod ulochka s kolodcem 1931.jpg|Старый город улочка с колодцем. Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin dobicha nefty 1931.jpg|Добыча нефти. Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin neftyanye pronysly bibi e jbat 1931.jpg|Нефтяные промыслы. Биби Эйбат.Баку (1931)
 +
Файл:Kuprin 1931 neftyanye promysly vid s morya.jpg|Нефтяные промыслы. Вид с моря.Баку (1931)
 +
</gallery> <br>
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
=== Фотоальбом. [[Богаевский Константин Фёдорович - художник|Художник В.К.Богаевский]] ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Богаевский Баку. Нефтевышки. 1931.jpg|Баку. Нефтевышки (1931)
 +
Файл:ПН)108115.jpg|Бакинские нефтяные промыслы (1930)
 +
Файл:Богаевский Биби-Эйбат. 1932.jpg|Биби-Эйбат (1932)
 +
</gallery>
 +
 
 +
=== Фотоальбом. Художник Е.С Кругликова (1865-1941) ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Кругликова Сураханы.jpg|"Баку. Сураханы" (1931) <ref>Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина</ref>
 +
Файл:Кругликова Старый город.jpg|"Баку.Старый город" (1934).<ref>Офорт</ref>
 +
</gallery>
 +
 
 +
<references/>
 +
 
 +
 
 +
=== Фотоальбом [[Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед|Ивана Павловича Щеблыкина]] (1884- ) ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Щеблыкин.jpg|Фасад дворца Ширваншахов.
 +
Файл:Щеблыкин 1932.jpg|Реконструкция средневекового Баку. (1932)
 +
Файл:Sheblikin 1932.jpg|Девичья башня. (1932)
 +
Файл:Щеблыкин 1937.jpg|Баку 12 века. (1937)
 +
</gallery>
 +
 
 +
 
 +
=== Фотоальбом [[Храпак Георгий Васильевич - художник|Георгия Васильевича Храпака]] ===
 +
 
 +
<gallery widths="222" heights="150">
 +
Файл:Храпак 2.JPG
 +
Файл:Храпак 3.JPG
 +
Файл:Храпак 4.JPG
 +
Файл:Храпак 5.JPG
 +
</gallery>
 +
 
 +
[[Category:Живопись]][[Категория:Фотоальбомы "Баку в картинах и рисунках"]]

Текущая версия на 17:23, 2 февраля 2019

Баку в изображении художников

Земля Азербайджана издавна привлекала внимание ученых, путешественников, политологов, можно сказать разного рода специалистов. Интересы были различные - наличие нефтяных месторождений, горящие священные огни на Абшероне, выгодное географическое положение, откуда проходил Великий шелковый путь.

Посетившие Азербайджан оставили много интересного не только о городе Баку, но так же много информации о городах Шамахе, Гяндже, Шуше. Все эти работы представляли большой интерес, являясь историческим документом, отражающим традиции, обычаи и обряды народа

Можно сказать, что первым изобразил Баку врач Энгельберт Кемпфер, посетивший его в 1683 году в качестве секретаря шведского посольства, на пути в Персию. В его изображении Баку имеет несколько вытянутую форму с множеством плоскокрыших домов, мощная крепостная стена опоясывает город и частично входит в море.

Kempfer baku graphura 1683.jpg


Представитель Российской академии наук академик Гмелин посетил Баку в 1770 году. В составе его экспедиции был живописец - рисовальщик Иван Борисов, который по-своему представил город в виде неправильного пятиугольника, окруженного двумя рядами крепостных стен. Справа от крепости изображен загородный дом бакинского хана, построенный "в восточноевропейском вкусе".

1770 Baku-Gmelin-Baur.jpg


Оба эти вида являются первоначальными и очень интересными, каждый из авторов преподнес их такими, каким видел город в собственном восприятии.

После похода Петра Первого на Баку в 1723 году, можно сказать, что интерес к природе Кавказа, его городам, обрядам и обычаям усилился. Несколько позже в XIX веке Баку и его окрестности изображали и другие авторы - Гримм (1851 г.), Верещагин (1872 г.), Боголюбов (1861 г.), Гагарин (1853 г.), Гиппиус.

Panorama Gippius.jpg


Тема панорамы Баку стала одной из излюбленных для живописцев. Так, произведения А.П.Боголюбов "Девичья башня" и "Набережная", написанные в 1861 году, несут в себе лиризм, его работы прекрасно передают состояние бушующей стихии у стен Девичьей башни. Национальным колоритом проникнуты его работы "Караван-сарай", "Улица в полдень".

Бессменным экспонатом в экспозиции Азербайджанского государственного музея искусств является работа Петра Верещагина "Вид гор. Баку с моря", написанная в 1872 г. Необходимо отметить, что Верещагин проявлял большой интерес к изображению исторических городов. Его смело можно назвать мастером жанра - ведута, который сложился в XVIII веке и отражает городские строения на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат виды городов Киева, Петербурга, Севастополя, Баку, отдельных городов Крыма. Будучи в Баку, он отразил в своем творчестве много любопытных деталей, зафиксировал любую мелочь, связанную с городом.


Vereshagin baku 1872.jpg




Живописное полотно "Вид гор Баку" поступило в музей в 1951 году из художественного фонда в Москве, безвозмездно было передано в Музей искусств. Здесь отражен интересный момент в истории города, когда Баку постепенно стал разрастаться как промышленный город и выходить за пределы крепостных стен, где можно видеть дополнительные пристройки.

Работа интересна и этнографически, так как на переднем плане изображено море, хорошо видна одежда, отдельные предметы утвари, образ жизни, занятие населения. Вызывают интерес не только вопрос построения композиции и художественные особенности картины, но и то, что это исторический документ, отражающий вид Баку второй половины XIX века. Варианты этой картины хранятся в частных собраниях, а также в Новосибирской картинной галерее.

Мастера тематической картины С.В.Герасимов, Б.Н.Яковлев, Ф.А.Модоров также посвятили Баку графические и живописные работы. Музей приобрел работы Модорова и можно сказать, что они относятся к этнографической линии. Его произведение "Вид старого Баку", 1929 г. находится в частной коллекции в Москве, оно очень реалистично, передает национальный колорит. Модоров оставил нам и другой вид города Баку 1929 г., где дается панорама города со стороны Губернаторского сада

Многие художники обращались к традиционной теме образа старого Баку. Историческая часть города поражала сочетанием суровой мощи с утонченной восточной поззией. Обычаи, быт, традиции вселяли какие-то романтические чувства. Узкие улочки древнего города придавали старинным постройкам мистический вид. Эта традиция продолжалась и в последующие годы, так в 1931 году была создана работа Куприна "Вечер в старом городе".

Бережной прорисовкой деталей, интересом к национальной культуре привлекают графические работы И.П.Щеблыкина. Часть его работ хранится в Музее истории Азербайджана, часть - в музее Низами. Запечатленный им вид города Баку по всей вероятности нарисован со стороны Баилово, где отлично видно расположение города на холме, его ведующие сооружения: Девичья башня, Дворец ширваншахов. Щеблыкин прекрасно передавал особенности памятников архитектуры, уголков города и районов Азербайджана. Одна из центральных мечетей Ичери шэхэр "Джума", исполненная им в 1937 году, в его изображении несколько необычна. Ее купол имеет конусообразную форму.

В заключение хочется отметить, что картины русских художников дают возможность прочувствовать историческую подлинность сотрудничества между нашими народами в различных аспектах. Культурное сотрудничество, которое продолжается и сегодня, ведет к совместному движению навстречу друг другу и процветанию наций.


Фотоальбом


  1. Иллюстрация к книге "Жизнь Артемия Араратского"
  2. Рисунок. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря".1861
  3. Опубликован в книге "Атлас к путешествию Б.А. Дорна по Кавказу и южному побережью Каспийского моря". Литограф - А. Мюнстер.
  4. Название оригинала - Port de Bakou et Cap Bail Bourni.
  5. Опубликован в знаменитом издании "Земля и люди. Всеобщая география" известного французского географа и историка Жана Жака Элизе Реклю, Париж, 1880-1881 г.-с фотографии Зейдлица, 1860-е годы.

Фотоальбом.Художник Гагарин



Фотоальбом. Художник А.П.Боголюбов


Фотоальбом. Художник Сергей Васильевич Герасимов

Фотоальбом. Художник Ф.А.Модоров

(1890, Мстеры - 1967, Москва)

  • Ф.А.Модоров. Белый город. Керосиновый завод. Баку

  • Ф.А.Модоров. Нефтяные промыслы. Баку.(1930)

  • Ф.А.Модоров. Баку.Новый нефтеперегонный завод.

  • Ф.А.Модоров. Баку. Набережная (1930)

  • Встреча бронепоезда "III Интернационал" в Баку в 1920.(1933). [1]

  • С.М.Киров среди рабочих Баку

    1. Центральный музей Вооруженных сил, Москва

    Фотоальбом.Художник А.Остроумова-Лебедева

    Фотоальбом. Художник Н.Н.Купреянов

    В 1930-31 художник создает серию «Пути́на». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно.

    Фотоальбом. Художник А.Куприн



    Фотоальбом. Художник В.К.Богаевский

    Фотоальбом. Художник Е.С Кругликова (1865-1941)

    1. Офорт. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
    2. Офорт


    Фотоальбом Ивана Павловича Щеблыкина (1884- )


    Фотоальбом Георгия Васильевича Храпака

    comments powered by Disqus
    Рекомендация close

    Главная страница