The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Борисоглебский Константин Аркадьевич - городской архитектор[править]

1869 -???

Константин Борисоглебский родился в 1861 году в Московской губернии. Потомственный дворянин.

Образование получил в Институте гражданских инженеров. После окончания учебы был направлен на службу в Астрахань – техником астраханского губернского правления.
С этой же специальностью в 1890 году он прибывает в Семиречье. Здесь, в краю семи рек, Борисоглебский строит мосты и занимается обустраиванием арычной системы - прокладывает магистральные каналы.
Вынужденный много разъезжать во время сезонных работ, зимой он рисует церкви, Московский кремль, родное поместье.

С 1896 по 1902 год он являлся Семиреченским областным архитектором строительного отделения. За двенадцать лет жизни в Семиречье он построил и спроектировал немалое количество зданий и сооружений, но остался в памяти горожан как архитектор, чьей лебединой песней стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в г. Верный (Алма-Аты) – центр туркестанской епархии.

В 1894 году военным губернатором Семиреченской области генерал-лейтенантом Г.И. Ивановым авторами проекта Туркестанского кафедрального собора назначены архитекторы Константин Аркадьевич Борисоглебский и Николай (?) Наранович.

В 1899 году архитектором Борисоглебским был предоставлен на утверждение Строительному комитету и Епархии проект для здания собора. Рассматривая его в 1900 году, Строительное отделение Семиреченского областного правления отметило, что "величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержания престижа русского имени и православной веры сея представителем в мусульманском крае".

В 1899 году Константин Борисоглебский предлагает к рассмотрению свой уникальный проект, который будет принят с некоторыми поправками только в 1903 году.

Гениальное творение архитектора Константина Борисоглебского и инженера Андрея Зенкова, пережившее в январе 1911 года разрушительное Верненское землетрясение, по праву считается одним из чудес Казахстана ! (Построить собор (1907г.)с уже внесенными новаторскими поправками и изменениями довелось другому человеку - А. Зенкову [1])

Алма-Аты. Свято-Вознесенский кафедральный собор

В 1902 году Борисоглебский навсегда покинул Семиречье.

В 1910г. К.А.Борисоглебский прибывает в Баку и назначается на должность городского архитектора.

Он сразу же приступил к проектированию сооружений общественного характера, которых так не доставало городу.
Его творческая деятельность в Баку представлена двумя монументальными сооружениями, которые в градостроительной структуре центра города заняли доминирующее место.

  • "Ольгинские ряды" (1910-1912) - четырехэтажное здание - первая постройка Борисоглебского - находится в среде исторического района на ул. Ольгинской 5 (Расулзаде).

Борисоглебскому были чужды новые идеи в архитектуре, и поэтому он занялся классическим направлением в своем творчестве. Впрочем, после краткого господства в архитектуре города стиля модерн вновь началось увлечение классикой.


"Ольгинские ряды". Портал входа.
"Ольгинские ряды". Магазин "Обон Марше"




Крупномасштабное здание «Ольгинских рядов» по фасаду расчленено на две пропорциональные части – нижняя отведена под торговые ряды с антресолями, а верхние предназначались под жилые квартиры. Фасад представлен боковыми ризалитами, в торжественных архитектурных приемах, а входы богато подчеркнуты архитектурными деталями.






  • Мужская гимназия (1911-1913) – вторая известная работа К.Борисоглебского – была построена на ул. Балаханской 61(Физули) на углу Красноводской (Самеда Вургуна).

Оно занимает активную градостроительную позицию монументальным объемом, классическими формами и сочно выполненными каменными деталями фасадов.


Boy school-Borisoglebsky-1911-13 (1970).jpg


Выдвинутая центральная часть главного фасада подчеркнута мощным портиком на два этажа ионического ордера. Профилированные колонны и классического типа карниз на фоне рустованного нижнего этажа показывают стремление автора к торжественности и арадности.

Здание мужской гимназии – один из немногих в дореволюционном Баку примеров солидного учебного строительства.

Деятельность Борисоглебского заканчивает эпоху «архитектуры строительного бума».

Постройки Борисоглебского и других поляков-архитекторов по праву считаются великими достижениями архитектуры и архитектурным наследием Азербайджана, а масштабы, в которых они творили, позволяют говорить о построенном ими «польском Баку».


Примечание:

  1. Об этом строительстве, но с не совсем неправильными данными об истории подготовки проекта, можно прочесть в романе Ю.О.Домбровского "Хранитель древностей"


Источники:
Шупейкин В. Звёздный час Борисоглебского
История архитектурно-строительных особенностей Свято-Вознесенского собора в Алма-Ате
Polonia Baku
Ш.Фатуллаев Градостроительство Баку в XIX - начале XX веков

comments powered by Disqus