Sibor (обсуждение | вклад) |
Sibor (обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
<br>Под творческим влиянием своих учителей-поэтов Вахид с 18-19 лет начал писать первые лирические стихи и публиковаться. В своих ранних стихах он критиковал социальные недостатки в обществе, суеверия, предрассудки и несправедливость. <br>Не имея среднего образования, он обладал врожденной способностью сходу сочинять стихи. Поэтому в первые годы своего творчества Вахид часто участвовал в мейхане. <br>Позднее под влиянием произведений Физули, Сеид Азима он начал писать газели. По своей природе Алиага Вахид был больше лириком, чем сатириком, что не могло не найти отражения в его поэзии. Его завораживающие, мелодичные газели становились все более популярными среди народа, причем настолько, что Вахида прозвали "Газельхан". | <br>Под творческим влиянием своих учителей-поэтов Вахид с 18-19 лет начал писать первые лирические стихи и публиковаться. В своих ранних стихах он критиковал социальные недостатки в обществе, суеверия, предрассудки и несправедливость. <br>Не имея среднего образования, он обладал врожденной способностью сходу сочинять стихи. Поэтому в первые годы своего творчества Вахид часто участвовал в мейхане. <br>Позднее под влиянием произведений Физули, Сеид Азима он начал писать газели. По своей природе Алиага Вахид был больше лириком, чем сатириком, что не могло не найти отражения в его поэзии. Его завораживающие, мелодичные газели становились все более популярными среди народа, причем настолько, что Вахида прозвали "Газельхан". | ||
<br>После великого Физули одним из великих газельханов 20-го века считается Алиага Вахид. <br>Газели писали Низами, Хагани, Вагиф, Ширвани и много других азербайджанских поэтов, но, на уровню таланта с Физули может сравниться только Вахид... | <br>После великого Физули одним из великих газельханов 20-го века считается Алиага Вахид. <br>Газели писали Низами, Хагани, Вагиф, Ширвани и много других азербайджанских поэтов, но, на уровню таланта с Физули может сравниться только Вахид... | ||
+ | Вахид очень горячо принял новую власть в 1920-м, агитировал за нее в своих ранних произведениях, искренне считая, что она принесет народу благо. | ||
+ | <br>После установления советской власти и образования Азербайджанской ССР сотрудничал с газетой «Коммунист» и сатиристическим журналом «Молла Насреддин». В своих сборниках «Куплеты» (1924) и «Моллахана» (1938) использовал сатирический талант поэта для критики противников нового строя. | ||
+ | <br>Однако власть не особо отвечала ему взаимностью. Газеты и журналы не баловали поэта вниманием, и, следует признать, не отдавали должное его незаурядному таланту. <br>Статей, посвященных творчеству Вахида, было до обидного мало. Его газели издавались небольшими сборничками, | ||
+ | многие из которых, к сожалению, ныне потеряны. | ||
+ | |||
+ | Известна история дружбы Вахида с Сергеем Есениным. Этот факт описан в документальной повести «Балаханский май» писателя-публициста Гусейна Наджафова. <br>Знакомство двух больших поэтов, в дальнейшем перешедшее в крепкую дружбу, состоялось в 1924 году. | ||
+ | <br>Пока Есенин жил в Баку, он не мог усидеть на одном месте: ему нравилось ходить по старым кварталам города, бывать на базарах, в чайхане, знакомиться с жизнью людей, вникать в особенности и традиции восточного города. <br>Однажды, сидя в чайхане, поэт хотел расплатиться с чайханщиком, но ему сказали, что за «все уплачено». Так произошла первая встреча Есенина с Вахидом, переросшая затем в очень теплые отношения и дружбу. | ||
+ | <br>Вахид не раз приглашал Есенина на литературные меджлисы, где тот старался вникнуть в суть газелей. Музыку стихов он понимал, но смысл ускользал - это было очень трудно, не зная языка. <br>"Мне очень нравятся ваши стихи, но о чем они?", - спрашивал Есенин. <br>"О чем может писать поэт? О любви, жизни и смерти", отвечал Вахид. <br>Именно об этом были его газели, издававшиеся отдельными сборниками, но, к сожалению, малыми тиражами. | ||
+ | |||
+ | Вахид был и блестящим знатоком классической поэзии Востока, мастерски переводил с фарсидского на азербайджанский язык бессмертные произведения Низами, Хагани, Фелеки, Хафиза, Навои, и других классиков. | ||
+ | |||
+ | Как же власть использовала талант и популярность Вахида? Очень своеобразно... | ||
+ | <br>В 1938 году Управление по делам искусств при АзСНК направило его на работу в Государственный колхозно-совхозный театр (Приказ № 1074 от 17.10.1938 г.). | ||
+ | <br>А в 1941 году УДИ при АзСНК услало Вахида в Ленкорань на должность '''экспромтиста''' в Гостеатре (Приказ № 897 от 04.11. 1941 г.). | ||
+ | <br>Цель назначения - участие в концертах военно-патриотического содержания, проводимых для поднятия боевого духа в отдаленных районах Азербайджана. | ||
+ | |||
+ | Но полностью игнорировать творчество поэта и любовь народа власть не могла. | ||
+ | В 1943 году за книгу "Боевые газели", пронизаннyю любовью к Родине, ненавистью к врагу, и верой в победу, Вахид был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР". | ||
+ | |||
+ | Имея это скромное звание, Вахид до конца своей жизни был поистине Народным поэтом. Этим званием наградили его обычные люди - его почитатели, тот самый народ, которому он посвящал свое творчество. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
===<center>Продолжение ...</center>=== | ===<center>Продолжение ...</center>=== | ||
Родился Алиага 18 февраля 1895 года в семье столяра в посёлке Масазыр Бакинского уезда Бакинской губернии.
Чтобы помочь семье, Алиага с малых лет начал работать чернорабочим, затем помогал отцу.
Учился в медресе, но, не окончив его, вступил в литературный кружок "Меджмеюш-шюара", где познакомился со многими поэтами той эпохи - Мунири, Азером Имамалиевым и др.
"Учился Вахид у моего дедушки Азера Бузовналы (Азер Имамалиев). И дал псевдоним "ВАХИД" [2] Алиаге Искяндарову мой прадед..." [1]
Под творческим влиянием своих учителей-поэтов Вахид с 18-19 лет начал писать первые лирические стихи и публиковаться. В своих ранних стихах он критиковал социальные недостатки в обществе, суеверия, предрассудки и несправедливость.
Не имея среднего образования, он обладал врожденной способностью сходу сочинять стихи. Поэтому в первые годы своего творчества Вахид часто участвовал в мейхане.
Позднее под влиянием произведений Физули, Сеид Азима он начал писать газели. По своей природе Алиага Вахид был больше лириком, чем сатириком, что не могло не найти отражения в его поэзии. Его завораживающие, мелодичные газели становились все более популярными среди народа, причем настолько, что Вахида прозвали "Газельхан".
После великого Физули одним из великих газельханов 20-го века считается Алиага Вахид.
Газели писали Низами, Хагани, Вагиф, Ширвани и много других азербайджанских поэтов, но, на уровню таланта с Физули может сравниться только Вахид...
Вахид очень горячо принял новую власть в 1920-м, агитировал за нее в своих ранних произведениях, искренне считая, что она принесет народу благо.
После установления советской власти и образования Азербайджанской ССР сотрудничал с газетой «Коммунист» и сатиристическим журналом «Молла Насреддин». В своих сборниках «Куплеты» (1924) и «Моллахана» (1938) использовал сатирический талант поэта для критики противников нового строя.
Однако власть не особо отвечала ему взаимностью. Газеты и журналы не баловали поэта вниманием, и, следует признать, не отдавали должное его незаурядному таланту.
Статей, посвященных творчеству Вахида, было до обидного мало. Его газели издавались небольшими сборничками,
многие из которых, к сожалению, ныне потеряны.
Известна история дружбы Вахида с Сергеем Есениным. Этот факт описан в документальной повести «Балаханский май» писателя-публициста Гусейна Наджафова.
Знакомство двух больших поэтов, в дальнейшем перешедшее в крепкую дружбу, состоялось в 1924 году.
Пока Есенин жил в Баку, он не мог усидеть на одном месте: ему нравилось ходить по старым кварталам города, бывать на базарах, в чайхане, знакомиться с жизнью людей, вникать в особенности и традиции восточного города.
Однажды, сидя в чайхане, поэт хотел расплатиться с чайханщиком, но ему сказали, что за «все уплачено». Так произошла первая встреча Есенина с Вахидом, переросшая затем в очень теплые отношения и дружбу.
Вахид не раз приглашал Есенина на литературные меджлисы, где тот старался вникнуть в суть газелей. Музыку стихов он понимал, но смысл ускользал - это было очень трудно, не зная языка.
"Мне очень нравятся ваши стихи, но о чем они?", - спрашивал Есенин.
"О чем может писать поэт? О любви, жизни и смерти", отвечал Вахид.
Именно об этом были его газели, издававшиеся отдельными сборниками, но, к сожалению, малыми тиражами.
Вахид был и блестящим знатоком классической поэзии Востока, мастерски переводил с фарсидского на азербайджанский язык бессмертные произведения Низами, Хагани, Фелеки, Хафиза, Навои, и других классиков.
Как же власть использовала талант и популярность Вахида? Очень своеобразно...
В 1938 году Управление по делам искусств при АзСНК направило его на работу в Государственный колхозно-совхозный театр (Приказ № 1074 от 17.10.1938 г.).
А в 1941 году УДИ при АзСНК услало Вахида в Ленкорань на должность экспромтиста в Гостеатре (Приказ № 897 от 04.11. 1941 г.).
Цель назначения - участие в концертах военно-патриотического содержания, проводимых для поднятия боевого духа в отдаленных районах Азербайджана.
Но полностью игнорировать творчество поэта и любовь народа власть не могла. В 1943 году за книгу "Боевые газели", пронизаннyю любовью к Родине, ненавистью к врагу, и верой в победу, Вахид был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР".
Имея это скромное звание, Вахид до конца своей жизни был поистине Народным поэтом. Этим званием наградили его обычные люди - его почитатели, тот самый народ, которому он посвящал свое творчество.
Примечания: