Велиев Сейран "Мечеть Сыныг-Гала" (Ичери Шехер, Баку)[править]


Статья в работе!



Мечеть Мухаммеда, или Сыных-гала (Баку), 2008г.jpg


СЕЙРАН ВЕЛИЕВ
главный научный сотрудник Института географии НАНА
доктор географических наук

Что за именем твоим[править]

Откройте любое исследование по истории архитектуры Азербайджана в средние века, любую работу, посвящённую достопримечательностям Баку, и вы прочтёте, что древнейшим датированным памятником Баку и всего Азербайджана является минарет мечети «Сыныг-гала». При этом делается ссылка на надпись, помещённую в стене этой мечети слева от входа в неё. Она сообщает, что «это здание мечети приказал построить устад арраис Мухаммед сын Абубекра» в 471г. хиджры, то есть в 1078-1079 гг. По этой надписи официальным названием мечети считается «мечеть Мухаммеда», и именно его чаще всего употребляют в публикациях[1].

Казалось, нет ничего особенного в том, что возраст минарета определяется по надписи, установленной в мечети, к которой он примыкает. Но в данном случае исследователи уже давно установили, что слова надписи «это здание мечети» к мечети, на которой она находится сейчас, никакого отношения не имеет.

Установлено, что данное здание намного моложе XIв. В то же время камни из которых собран минарет, выглядят достаточно (для XIв.) древними. Возникает теория, которая совмещает приведённые противоречия.

Согласно ей в 1078-1079 гг. «устад ар-раис Мухаммед сын Абубекра» приказал построить обширную мечеть с минаретом. Но со временем здание самой мечети разрушилось.
Позже на её месте построили новую мечеть меньших размеров, и к её дверям перенесли надпись с предшествующей «мечети Мухаммеда». А минарет последней выдержал испытание временем и сохранился в первозданном состоянии до сих пор.
Так появилась возможность утверждать, что от «мечети Мухаммеда», построенной в 1078-1079 гг., уцелел один минарет, и к нему «приписать» датировку надписи, вмонтированной в прилегающую мечеть.

Довольно легко объясняют и происхождение народного названия мечети «Сыныг-гала», которое переводится, как «Разрушенная крепость (башня)».
Здесь на помощь приходит событие из не очень давней истории.
Как известно, в 1722-1723 гг. император Пётр I предпринял так называемый Персидский поход, завершившийся первым присоединением областей Прикаспия, в том числе и Апшерона, к России. Однако бакинцы вначале отказались от покровительства этой державы, заявив, что свою безопасность они в состоянии обеспечить сами. За этот ответ в июле 1723г. Баку в течение четырёх дней обстреливался снарядами артиллерийских орудий с кораблей русской флотилии. В числе орудий были и мортиры, чьи ядра были настоящими бомбами, которые могли пробивать мощные укрепления. Они проделали бреши в крепостных стенах города, а заодно повредили и минарет [2].

Файл:Example.jpg

В повреждённом состоянии минарет простоял долго. Русский востоковед Б. Дорн, посетивший Баку в 1860г., зарисовал его в этом положении. Судя по рисунку 1723г., была снесена верхняя часть (балкончик и выше) южной стены минарета, смотрящей на море.
На этом месте отчётливо показана внутренняя поверхность северной стены и её обломанные края. И сейчас разрушенная в 1723г. часть минарета хорошо выделяется своими облицовочными камнями, которые намного светлеё остальной поверхности минарета.
Таким образом, название «Сыныг-гала» отнесли к минарету, а его возникновение связали с событиями начала XVIIIв.

Приведённая история мечети Сыныг-гала (Мухаммеда) и её минарета принимается без каких-либо дискуссий. Она представляется вполне логичной и объясняющей все проблемы Сыныг-галы. Но это лишь на первый взгляд.
В действительности есть ряд моментов, которые не укладываются в изложенную схему. В их числе и само название мечети.
Как будто не может быть никаких сомнений в том, что «виновниками» его появления были артиллеристы, повредившие в 1723г. во время обстрела города его минарет. Но уже говорилось, «Сыныг-гала» означает «Разрушенная крепость (башня)», а повреждённый минарет должен был получить название «Сыныг-минарет» («Разрушенный минарет») или, как часть мечети, «Сыныг-мечеть» («Разрушенная мечеть»).

Вообще, вторая часть названия – «гала», которое переводится, как «крепость», «башня» и т.д., уже давно вынуждало исследователей искать связь между «Сыныг-гала» и башнями Апшерона. И.П. Щеблыгин писал:

«Своим внешним видом, общей массивностью силуэта минарет скорее напоминает наблюдательную крепостную башню, в которой пояс машикулей заменён сталактитами крупных членений, опоясывающих её верх. Сталактиты в данном случае выполняют роль своеобразных кронштейнов, поддерживающих каменный балкончик, предназначенный для муэдзина…
По всей вероятности, минарет, помимо своего прямого назначения, в случае нужды играл также роль наблюдательного пункта.

С его высоты, как берег, так и море, просматривалось на значительном расстоянии. При необходимости его балкончик, защищённой каменными плитами, мог служить надёжной защитой от стрел нападавших. Вполне вероятно, что минарет мечети Сыныг-гала представлял собою в прошлом и «минар», т.е. маяк»[3].

О сходстве говорил и Л.С. Бретаницкий, который заметил:

«По тяжеловесности пропорций, силуэту и трактовке форм он (минарет Сыныг-гала – С.В.) несколько напоминает донжоны замков и сторожевые башни Апшерона. Возможность функциональной и даже генетической связи между этими двумя видами сооружений неоднократно отмечалась» (подчёркнуто нами – С.В.).

Возможность того, что минарет Сыныг-гала «в случае нужды» мог использоваться в качестве наблюдательного пункта или маяка, отрицать невозможно. Но для наблюдательного пункта более удобна площадка на вершине Бакинского холма, которая расположена вблизи Сыныг-гала. Здесь сейчас стоит минарет Дворца ширваншахов, и оттуда просматривается более значительное расстояние, чем с минарета Сыныг-гала.
Для маяка же Сыныг-гала находится слишком далеко от моря. Мы уже показали, что под маяк успешно приспосабливали Девичью башню, возвышающуюся невдалеке от моря. А об оборонительной функции минарета и говорить нечего. Небольшой, предназначенный для муэдзина балкончик не лучшее место для организации какого-либо сопротивления, даже если его невысокая ограда может защитить от стрел.

По поводу же сходства с башнями Апшерона не случайно и И.П. Щеблыгин, и Л.С. Бретаницкий используют слово «напоминает». Минарет с башнями объединяет круглая форма, высота, окна-щели. Но эти признаки присущи ещё нескольким минаретам, которые никто с башнями Апшерона не сравнивает.

О минаретах «Ширванского типа» и их создателе МАХМУДЕ СЫНЕ СААДА[править]

Минарет Сыныг-гала далеко не единичное строение. Он относится к типу средневековых минаретов Ширвана – уникальных сооружений, имеющих довольно ограниченный ареал распространения: собственно Ширван, соседний Дербент в Дагестане и… Северная Осетия.
Эти минареты кратко и ясно охарактеризовал Л.С. Бретаницкий следующим образом:

«Распространённый в строительстве Ширвана тип минаретов представляет собой слегка сужающуюся вверху цилиндрическую башню, сложенную из тщательно тёсаного камня. В стволе её вьётся винтовая лестница с высокими ступенями.
Завершение минарета составляет значительно выступающий шэрэфэ – балкончик для муэдзина, подержанный более или менее развитым поясом сталактитов. Балкон обычно ограждён невысоким каменным парапетом, украшенным резным орнаментом, преимущественно геометрическим.

Над балконом возвышается небольшая покрытая куполком камера со скромным проёмом. Поверхность куполка обработана рубчатыми дольками».

Приведённое описание полностью соответствует минарету Сыныг-гала, и ещё более 10 минаретам, сооружённым в XII-XXвв.
Их можно разделить на две группы – более раннюю (XII-XIVвв.) и более позднюю (XV-ХХвв.). Здесь остановимся на первой группе.
Эта группа минаретов имеет относительно малые размеры – диаметр не более 3 м, а высота – менее 20 м.

До нас частично (без верхушек) дошли 3 минарета – в Ханегя (в Аджикабульском районе), у Минарет-мечети (в Дербенте) и так называемый «Татартупский минарет» (на северо-западе Северной Осетии). Ещё один подобный минарет простоял на пире Биби-Эйбат до 1937г. Об этом минарете мы писали в главе «Девичья башня. Первые века», отмечая, что её мечеть была построена по приказу ширваншаха Фаррухзада II в 680г. хиджры (1281-1282гг.) архитектором Махмудом сыном Саада, который двумя десятилетиями позже воздвиг ещё одну мечеть (Молла-Ахмеда в Ичери-шехер, в Баку) и башню в Нардаране. Минарет имел в высоту около 20 м, был без надписи, относился к древнейшей части комплекса и примыкал к данной мечети [4]. Наверняка его вместе с мечетью возвел Махмуд сын Саада.

(...)
Позже мы покажем, что минарет Сыныг-гала был построен не ранее XVIIв. Отсюда следует, что минареты Биби-Эйбата и Ханегя были древнейшими минаретами «ширванского типа», а бакинский архитектор Махмуд сын Саада – создателем этого типа минаретов.
Таким образом, Махмуд сын Саада был выдающимся архитектором, который, построил и последнюю башню и первый минарет, и таким образом осуществил переход от строительства башен к строительству минаретов. При этом он разработал такой тип минаретов, которому суждена была долгая жизнь вплоть до настоящего времени. Об этом мы поговорим в следующем разделе.

Минареты Баку и Абшерона XV-XXвв.[править]

Конечно, тип минаретов, разработанный (если говорить современным языком) Махмудом сыном Саада, со временем всё более и более совершенствовался.
К сожалению, до нас сохранилось не так много подобных минаретов. Принято считать, что их эволюция ясно проглядывается в ряду, который начинает минарет Сыныг-гала и продолжается минаретом Ханегя, а затем Биби-Эйбатом.
О минарете Сыныг-гала мы уже говорили, и ещё будем говорить. Минарет же Ханегя в его современном виде, как мы показали в предыдущем разделе, датируется 1294г., то есть 10-ю годами позже, чем минарет Биби-Эйбата. Да и сохранился он почти без верхней части. То же можно сказать и о минарете Дербента. А Татартупский минарет был сложен из кирпича, и сопоставлять его с остальными каменными минаретами, чтобы выявить их эволюцию, невозможно. Эта эволюция хорошо проявляется при сопоставлении минаретов, которые разделяют века.

К счастью такая возможность у нас есть, благодаря тому, что в самом Баку, в Ичери-шехер сохранилось два минарета второй трети XVв.[5]
Они находятся в нескольких сот метрах от Сыныг-гала – ниже (у Джума-мечети) и выше (во Дворце ширваншахов) неё. От описанных минаретов они отличаются большой высотой (у первого до 24,5м, у второго до 24м.) и диаметром (соответственно, 5,4 и 4-3,5м).
Кроме того, под балкончиками имеется не только пояс сталактитов, но ещё и сплошной пояс с надписью. У предыдущих минаретов их там или вообще нет, или они высечены на небольших каменных плитах, вмонтированных в разные участки, как, к примеру, у минарета Ханегя.
Надписи же на минаретах XVв. ниже пояса довольно многословны, содержат восхваления Аллаху, цитату из Корана, имя Халиллулаха I, а также даты. Судя по ним ширваншах вначале в 841г. хиджры (1437-1438гг.) пристроил минарет к Джума-мечети, а затем в 845г. хиджры (1441-1442гг.) построил его вместе с мечетью во Дворце ширваншахов около Тюрбе (Усыпальницы) своей матери и своих рано умерших детей.
Их архитектором был Али-ме’мар, который, можно сказать, усовершенствовал «проект минаретов» Махмуда сына Саада.

Минаретам, воздвигнутым при Халиллулахе I Али-ме’мар, суждено было сыграть особую роль в архитектуре Баку и его селений.
Их внешняя простота, стройность силуэтов, изящество балкончиков, изысканность сталактитов, вязь тонко прорисованных надписей привлекали внимание архитекторов и четыре столетия спустя, когда начался очередной бум строительства мечетей в Баку и вокруг него.
Как отмечает историк архитектуры XIX и ХХвв. Шамиль Фатуллаев, в то время зодчие в Баку использовали достижения, как и европейской, так и восточной архитектуры. Но это не касалось минаретов. Эталон для них служил минарет Дворца ширваншахов[6].

Первая «копия» этого минарета появилась при Бекской мечети, построенной между Дворцом ширваншахов и Сыныг-гала в 1895г. Только под поясом сталактитов были помещены не надписи, а орнаменты.
Затем аналогичный минарет появился за пределами Ичери-шехер по улице Карантинная (ныне Ази Асланова, 23) у пересечения с улицей Базарная (Гуси Гаджиева - пр. Азербайджана) при мечети Касым-бека, построенной в 1896-1899гг.
Её архитектор Мешади Мирза Кафар Измайлов тщательно исследовал «эталон» и практически повторил его, воспроизведя тонкие пропорции и масштаб оригинала, а также рисунок сталактитов и надписи.

Этим примерам последовали и другие архитекторы.
А. Эйхлер подобный минарет возвёл у мечети Имама Гусейна («мечеть Ашумова») на пересечении улиц Верхне-Нагорная (ныне Абдулла Шаика, 14) и Почтовая (позднее Островского, ныне Сулеймана Таги-заде, 32) в 1908г., а И.К. Плошко (автор знаменитых зданий, в которых сейчас размещаются Президиум Национальной Академии Наук Азербайджана и Дворец счастья - бракосочетания) у мечети Хаджи Султанали (Солтан-Али) по улице Каннитепинская (позднее Свердлова, сейчас С.Аскерова, 75) у пересечения с Персидской (позднее Полухина, сейчас Муртуза Мухтаров) улицей около современной станции метро «Низами».
Подобные минареты появились и у Джума-мечети селений Бинагады (в 1909-1914гг.), Нардаран (1900г., до сих пор не завершён) и Маштаги (сама мечеть датируется 1889г., минарет намного позже).

В строительстве нескольких минаретов принял участие Зивербек Ахмедбеков – первый азербайджанский архитектор с высшим европейским образованием.
В 1918-1925гг. он был главным архитектором Баку, но свою деятельность здесь начал он в 1902г. В 1912г. по его проекту была построена по улице Красноводская (сейчас Самеда Вургуна,76) мечеть Хаджи Аждар-бека Ашурбекова (или мечеть «Иттифак», в народе более известная, как «Гёй-мечети» – «Голубая мечеть») с минаретом, аналогичным предыдущим.
В те же годы он участвовал в возведении мечети Таза-пир (1904-1914гг.) и Муртуза Мухтарова в селении Амираджаны (1908г.). Они были оформлены двумя высокими минаретами (у «Таза-пира» их высота достигает 37,4м, а у мечети М. Мухтарова – 41,56м). При этом во втором было установлено два яруса балконов. Но, несмотря на это, и их минареты, в целом следуют канонам минаретов, построенных Али-ме’мар.

Мы остановились на этих минаретах еще и потому, чтобы показать что минареты XVв. были вне конкуренции у бакинских архитекторов даже в конце XIX и начале ХХ вв., хотя при строительстве других сооружений немного экспериментировали, стараясь применять различные архитектурные стили.
И если бы прошло бы ещё несколько веков, и нам было бы неизвестно время сооружений минаретов ХХв., то по данным элементам мы пришли бы к выводу, что они были возведены, не в ХХв., а ранее XVвека.
Этому не помешало бы и то обстоятельство, что они точными копиями минаретов ширваншахов не являются (пояс надписей у них чаще всего заменен орнаментом, а последний, как и сталактиты уступали по художественности и сложности орнаментам и сталактитам Дворца ширваншахов). Данные различия сочли бы не существенными.

Так сейчас поступают по отношению к Сыныг-гала, хотя имеются прямые свидетельства того, что его минарет намного моложе минаретов XVв. Прежде всего, это его размеры. По своей высоте (22,46м) и диаметру ствола (от 4,16 до 3,8м) минарет Сыныг-гала близок к минаретам XVв. У минаретов XII-XIVвв. высота не превышает 20м, а диаметр – 3м.
Кроме того, ниже пояса сталактитов у минарета Сыныг-гала протягивается вокруг всего ствола надпись, аналогичная тем, которые имеются на минаретах Джума-мечети и Дворца ширваншахов.
Приведённые факты показывают, что минарет Сыныг-гала ближе к минаретам Али-ме’мар, чем к минаретам Махмуда сына Сада, то есть он относится ко второй группе минаретов.
Имеются и другие доказательства этого.

Минарету Сыныг-Гала 320-330 лет[править]

Основным доказательством древности минарета Сыныг-гала считается его «древний» вид по сравнению с другими минаретами Ширвана.
Так Л.С. Бретаницкий отмечает, что минарету Сыныг-гала присущи «тяжеловесность пропорций и грубоватость форм», несложная схема «его сталактитов с уплощёнными и примитивными деталями», геометрический рисунок на балкончиках и «грубоватость строгого начертания куфической надписи». Другие минареты, по Л.С. Бретаницкому, отличаются, соответственно, «стройностью силуэта и изящностью… форм», сталактитами с «пластически богато» разработанными композициями, сочетанием «различных орнаментальных мотивов» на ограде балкончика и надписями, сделанные почерком несха «с затейливой надписью».
Однако «тяжеловесность и грубоватость форм» и сталактиты «с уплощёнными и примитивными деталями» присущи строениям не только ранних, но и поздних веков. В XVв., особенно при «оформлении» Дворца ширваншахов, техника резьбы по камню, в том числе исполнение сталактитов, достигла своей вершины.
Более примитивные сталактиты присущи сооружениям, построенных, как до XVв., так и после него. В числе последних и сталактиты минаретов XIX-ХХ вв. При этом некоторые из них не более сложные, чем сталактиты минарета Сыныг-гала. Но их никто к XIв. не относит.
По поводу же орнамента ограды балкона минарета «Сыныг-гала» уже И.П. Щеблыгин отмечал, что имеющиеся на них «мотивы геометрических сплетений, состоящие из шестиугольников звёзд», на Апшероне появляются в XVIIв. на могильных памятниках Нардарана, то есть намного позже XIв.
Содержание же надписи на минарете Сыныг-гала (цитата из Корана) сближает его с минаретом Джума-мечети. Правда, на последнем после цитаты из Корана упоминается Халиллулах I и приводится дата, а на минарете Сыныг-гала даже стих из Корана даётся без окончания.
Можно предположить, что из-за неверного расчёта для надписи на поверхности минарета была выделена меньшая площадь, чем полагалось. Это обстоятельство позволяет объяснить незавершённость цитаты, и отсутствие информации об имени заказчика минарета и даты его возведения. Но дело в том, что оставшийся неизвестным заказчик и не имел желания оставлять потомкам подобную информацию.

До сих пор никто не обратил внимание на одно обстоятельство. Ранее мы неоднократно приводили примеры того, как после очередной перестройки или даже простого ремонта, у входа (в мечеть, крепость и т.д.) появлялась новая надпись, прославляющего последнего благодетеля, а предыдущая надпись, или перемещалась в стену сооружения, или вообще исчезала.
В случае же с Сыныг-гала мы видим совершенно противоположное.

Строитель у входа в явно молодой мечети вставил камень с надписью, перенесённого с намного более древнего строения. Почему он (точнее заказчик) сделал это - непонятно. В средние века моды на удревнения еще не было, да и сами надписи предназначались для удовлетворения тщеславия современных, а не прежних «спонсоров».
Но так или иначе «спонсор» Сыныг-гала не только скрыл своё имя, но и решил удревнить данную мечеть, вмонтировав в неё камень с надписью XIв., составленную почерком «куфи». После этого заказчик мечети не мог надпись на пристроенном минарете выполнить в ином, чем «куфи» почерке.

Надо учесть, что от почерка «куфи» никогда не отказываются. Им пользуются до сих пор, хотя после XIв. относительно редко. А потому «грубоватость строгого начертания куфической надписи» на минарете могла появиться не только в XIв., но и намного позже.

Отсюда так же следует, что минарет и мечеть были построены одновременно – по одному заказу и одним архитектором.
Последнее подтверждают и дверные проёмы в минарете.
Их у него три. Наиболее верхний расположён на высоте 17,33 м в южной стороне его корпуса и выходит на балкончик для муэдзина. Он относительно узок (ширина 0,69м) и низок (высота 1,76м).
Следующий проём имеет почти в два раза меньшую высоту – 0,875м. Он находится в восточной стороне минарета, там, где к нему подходит мечеть, и предназначался для выхода из минарета на крышу мечети. Сам дверной проём более широк внутри, чем снаружи. Так его ширина уменьшается с 0,77 до 0,56м, а высота – с 1,7 до 1,6м.
Н. Рзаев по поводу этого проёма отмечает, что «нет никаких данных, говорящих о том, что проём минарета на уровне крыши пробит после его постройки. Обрамляющий проём камни ничем не отличаются от кладки минарета; поэтому можно предположить, что этот проём был предусмотрен при возведении минарета».
С этим выводом мы полностью согласны и полагаем, что он свидетельствует об одновременности возведения минарета и нынешней мечети. Но Н. Рзаев обратил внимание и на то, что основание проёма минарета на 0,28м ниже крыши современной мечети. Отсюда делается ещё один вывод, согласно которому нынешняя высота дверного проёма в средней части минарета соответствует высоте крыши более древней мечети Мухаммеда.
Но имеющаяся разница высот между основанием двёрного проёма и уровнем крыши минарета, скорее всего, вызвана тем, что именно там винтовая лестница внутри минарета подходила ближе всего к крыше мечети. Особой необходимости уравнивать между собою основание входа и уровень крыши не было. 28см – две-три ступеньки – не препятствовали проходу с крыши мечети в минарет и обратно. А, если бы цель уравнивания была бы поставлена, то проще было бы высоту крыши мечети подогнать под этот вход, особенно в том случае если мечеть была построена позже минарета.

Нижний дверной проём ведёт к началу внутренней каменной винтовой лестнице внутри минарета и является входом в минарет с земли. Последнее видимо, объясняет несколько большие размеры этого входа – ширина 0,81м, высота 2,17м.
В то же время этот проём располагался на высоте 2,12м от основания минарета. Н. Рзаев полагал, что минарет был вкомпован в более древнюю мечеть Мухаммеда и считал, что зал этой мечети и вход в минарет внутри мечети соединяла каменная лестница. Однако остаётся непонятным, зачем нужно было более чем на 2м поднимать вход в минарет над полом мечети.

В действительности основание нижнего входа в минарет Сыныг-гала находится на одном уровне с полом мечети, но не древней, а современной, которою поместили на второй этаж. Правда, вход в минарет был сделан не с северной стороны, как в мечеть, а с противоположной южной, точнее юго-восточной стороны.
При этом минарет вплотную пристроили к мечети, и, чтобы пройти к входу в минарет с севера, с улицы Тверской, надо обогнуть минарет с запада.

Но у входа в минарет сохраняется площадка, которая соединяет его с западной стороной мечети, где имеется второй вход в эту мечеть. Отсюда и проходил муэдзин в минарет Сыныг-гала, чтобы призвать верующих к молитве. Н. Рзаев об этом входе ничего не говорит. Видимо, он был тогда замурован.

Обобщая всё изложённое, мы можем утверждать, что минарет был построен не в XIв., как принято считать, а намного позже, одновременно с мечетью Сыныг-гала и, говоря современным языком, по единому заказу и, конечно, одним архитектором.
Последний, как мы покажем в следующем разделе, при строительстве мечети Сыныг-гала старался создать копию мечети Али-Шаха в Тебризе. Но при возведении минарета, он, как и его коллеги в конце XIX и начале ХХ вв., в качестве эталона взял минареты мечети Джума-мечети Дворца ширваншахов, которые уже стояли перед его глазами. В минарете Сыныг-гала зодчий в определённой степени синтезировал эти два минарета.

Таким образом, минарет Сыныг-гала из старейшего строения Баку и Апшерона переходит в разряд относительно молодых сооружений. Судя по геометрическим фигурам на ограде балкона, он не древнее XVIIв.
В то же время на рисунке Баку Э. Кемпфера, посетившего город в 1683г., чётко изображён минарет, стоящий внутри Бакинской крепости ниже Дворца ширваншахов, то есть там, где и находится минарет мечети Сыныг-гала.
Правда, он на рисунке Баку, кроме данного минарета, приводит ещё только минарет Джума-мечети. Минарет Дворца ширваншахов на этом рисунке отсутствует в отличие от рисунка Баку 1769г. С. Гмелина, где чётко показаны все три минарета.
Но в книге Э. Кемпфер прямо сообщает о том, что он видел и минарет Дворца. Можно полагать, что он данный минарет включил в комплекс Дворца, и поэтому отдельно не показал. Об этом в соответствующей главе.
Позже мы выясним, что минарет и мечеть Сыныг-гала были построены после Шемахинского землетрясения 1668г. Таким образом, оказывается, что эти два строения возводились в отрезке времени между 1668-1683 гг., а, значит, минарет Сыныг-гала стоит не 900 лет, как принято считать, а лишь 320-330 лет. Но и данный срок не умаляет его достоинства, как одного из выдающихся памятников средневекового Баку.

Копия Тебризской мечети Али-Шаха в Баку[править]

В отличие от минарета Сыныг-гала, её мечеть у историков средневековой архитектуры Азербайджана вниманием не пользуется. Её обследовал и замерил вместе с минаретом лишь один Ниязи Рзаев, который опубликовал результаты этих исследований в статье, опубликованной более полувека назад. В ней наиболее полно обосновывается изложенная в предыдущих разделах официальная история мечети и минарета Сыныг-гала. Однако одновременно в этой же публикации приводится материал, который позволяет усомниться в данной истории.

Примечания:

  1. Здесь и далее все сведения о Сыныг-гале, кроме особо оговорённых, приводятся по Рзаев Н., 1952, с.637-642
  2. Ашурбейли С., 1992, с.214-215
  3. Архитектура Азербайджана…, 1947, с.40
  4. Ашурбейли С., 1992, с.160
  5. Минареты Джума-мечети и Дворца ширваншахов описываются по Бретаницкий Л.С., 1966, с.158, 239; Щеблыгин И.П., 1943, с.13
  6. Сысоев В.М., 1928, с.22

Продолжение следует

comments powered by Disqus