Jonka (обсуждение | вклад) м (Изменён уровень защиты страницы «Вилла Гаджинского (Мардакяны, Баку)» ([edit=autoconfirmed] (бессрочно) [move=autoconfirmed] (бессрочно))) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
− | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(1).jpg| | + | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(1).jpg|Слева|thumb|300px|Мардакяны. Вилла Гаджинского.]] |
− | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(3).jpg| | + | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(3).jpg|справа|thumb|300px|Мардакяны. Вилла Гаджинского.]] |
− | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(4) - 1912.jpg| | + | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(4) - 1912.jpg|слева|thumb|300px|Мардакяны. Вилла Гаджинского (1912]] |
− | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(2).jpg|center|thumb|400px|Мардакяны. Вилла Гаджинского.]] | + | [[Файл:Мардакяны-Вилла Гаджинского(2).jpg|справа|thumb|300px|Мардакяны. Вилла Гаджинского.]] |
+ | |||
+ | [[Файл:Baku Dom otdixa.JPG|center|thumb|400px|Мардакяны. Вилла Гаджинского.]] | ||
1912
К числу известных относилась и вилла Гаджинского, построенная в 1912 году. В отличие от предыдущих примеров здесь характер планировки более цельный и классически строгий - доминировала одна композиционно-планировочная ось.
Значительный уклон местности предопределил устройство нескольких террас на территории виллы.
На верхней отметке расположился дворец псевдороманской архитектуры со значительным налетом модерна.
От дворца - основного объемно-пространственного акцента - шла главная аллея, пересекая всю территорию в западном направлении. Перпендикулярная аллея завершала планировочную композицию, а в точке пересечения аллей находился низкий круглый бассейн.
С нижней террасы раскрывалась великолепная перспектива на сосновую аллею. Пластичный фасад дворца на фоне зелени парка создает особую выразительность, усиливаемую эффектным расположением виллы на высоком рельефе.
Согласованность общего и частного при разработке архитектурной и планировочной композиции виллы Гаджинского, несомненно, дала интересное решение и явилась определенной вехой в архитектуре Азербайджана на рубеже XIX-XX веков.
Крестообразная схема плана отличается ясностью архитектурной логики и имеет явное преимущество при раскрытии эстетических сторон зеленой архитектуры перед планировкой других вилл.
Со временем обширные виллы уступили место сравнительно небольшим владениям с камерной трактовкой планировки, без особых, поражающих масштабом, перспектив, без просторных водных поверхностей.
Если ранее рассмотренные виллы и отмечены огромными размерами своих площадей, то разработка их планировочной структуры не отличалась единством художественного замысла, не способствовала раскрытию всех архитектурных возможностей задуманной темы.
Источник: Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку