The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Георгий Коновалов. Три адреса одного «Дома»[править]

Konovalov arch house.jpg

Институт большой и занимает аж два этажа в старом здании. Первый этаж выходит на две улицы – на Хагани и на проспект Кирова. А у пятого этажа занято только два блока. Один блок с окнами во двор и на Хагани, а другой – во двор и на проспект Кирова. И конечно же подвал.

Мне досталось место в узком коридорчике соединяющим сметный отдел и холл. Это уж попозже меня перевели в самую большую комнату. Рядом со столом начальника стоял и мой стол. И это совсем не было плюсом.

Комната, где мы сидели с начальником, напоминала помещение в фильме «Служебный роман» - один в один. Такая же большая и такая же «лабиринтоподобная» расстановка столов. Чтоб пробраться от дверей до угла нужна была смекалка и умение ориентироваться.
В этой комнате проходили все многозначащие мероприятия институтского масштаба. Это профсоюзные, комсомольские и партийные собрания.

А вечера обычно проходили в «Доме архитекторов». Это по-простому, а всерьёз в помещении «Союза архитекторов Азербайджана». Он располагался в доме «где дядька стоит на крыше».

Первый раз пришёл я туда вместе с моим покровителем Гаджи. Он ходил в молодых и очень перспективных архитекторах.

Лестница, гигантское зеркало, высоченнейшие потолки, огромные окна. Одним словом, красота. Отмечали в самом большом зале все праздники. Конечно самый главный Новый год, а также Первомай, Октябрьские. Ну и недавно рожденный день строителя. И собирался там по вечерам весь бомонд институтский. Приходили и «бакгипрогоровцы». В основном шары покатать. Там стоял прекрасный бильярдный стол. И, конечно, споры архитектурные.

Так было до тех пор, пока не закончили строительство здания на Басина. Тогда у нас появился свой актовый зал и даже с радиоузлом и кинопроекционной. Кино стали в перерыв показывать. На концерты звёзд приглашали. Муслим Магомаев пел. На нас испытывал свой талант ансамбль «Гая».

Киномехаником был мой товарищ Толян. Приходил к нему в проекционную и фильмы смотрел через окошечко. Удовольствие! Помогал Толику фильмы для перерыва заказывать, тексты читал. Диктором был. Попеременно с девочкой по имени Рена.

А потом вдруг «Дом архитекторов» вежливо попросили покинуть помещение. Турнули из великолепия на Полухина. И переместился «союз» в особняк на Хагани. Тоже, надо честно, сказать очень даже ничего. Только в разы меньше, да и в помещениях темновато было. Но это по моим восприятиям. И стол бильярдный с собой перенесли. Правда уже в тесном помещении стоял. Не было того простора как бывало.

Зато летом на веранде крутили кино. Вешали на стенку экран, ставили проектор «Украина» и было кино. И выбирали мы с Толиком фильмы и для вечернего показа. Только с разницей – для института на широкой плёнке, это в смысле на 35-ти миллиметровой, а для вечера - на шестнадцати. Выбор фильмов на узкой был куда шире, чем для показа в институте.

Начинался сеанс обычно, когда уже темнеть начинало. По улице машины бегали с зажжёнными фарам. Бибикали отвлекая от фильма. А в соседней комнате на столике стояли маленький чайник с заваркой и большой с кипятком. Хочешь наливай и смотри себе киношку и чаёк попивай.

Подошёл день, когда надо было заполнять требование на получение фильмов и в списке увидел фильм «Удивительное рядом». Я уже видел его и причем уже раза два, но упросил Толика и включили мы этот фильм в список. Заодно попросил разрешения у киномеханика прийти на сеанс с супругой. Хоть можно было и не спрашивать, но положено.

Фильм восторг! Хотя пересказать его невозможно, но он просто чудо. Всё-таки мастер делал. Но как говорится у блатных: "Недолго музыка играла…" Турнули «союз» и оттуда. Особняк понадобился МИДу. Стало там располагаться консульство Ирака.

А где обретался в это время сам «союз» не ведаю. У меня были уже другие интересы, другая работа.

Но однажды пришёл Гаджи к нам в Крепость. Это был праздник для моей тёти. Усадила она его за стол выставила всё, что было в доме. Любила она гостей. Посидели по-бакински, а уж потом и к делу перешли. Гаджи рассказал мне, что вступает в «Союз архитекторов», а для вступления нужны фотографии всех объектов, которые были созданы им. Вот он и попросил меня погулять с ним по городу. Договорились на ближайший воскресный день.

И мы пошли как когда-то. Два–три здания (немного у него сооружений зато памятников в городе четыре), а потом гуляли по алее Почётного захоронения. Вот здесь пришлось поработать. Много оказывается памятников создал мой друг. А ещё две фотографии, с которых надо было сделать репродукции. Это были фотографии памятников, которые были расположены в городах далёких. Аж где-то за Каспием были воздвигнуты памятники по его проектам. Много кадров отсняли мы тогда в тот день. И много пришлось мне печатать фотографий для Гаджи. Вступил Гаджи таки в «союз». Телефон зазвонил среди ночи. Ненавижу, когда он звонит ночью, разбивая сон. Всегда тревогу обещает. Так и в тот раз тоже. Звонила моя сослуживица. Она работала копировщицей в том же отделе что и я. Только сидели в разных комнатах.
- Гаджи умер.

И это было для меня ударом. Всё-таки с ним друзьями были, хоть и встречались не часто. Я всегда знал, что он где-то рядом, и что я всегда могу обратиться к нему.
- Завтра хоронят. Из "Дома архитекторов».

Отпросился у начальства и через город, короткими путями, на Полухина. Она теперь Муртузы Мухтарова называется. И в само здание не с главного входа попал, а почему-то с бокового. Это скорее всего «чёрный» был. Постоял у гроба друга, сочувствие его супруге выразил. А потом пошёл искать знакомые лица. Нашёл «азгопроектовцев» стоящих у окна, выходящего во двор дома. До чего же приятно было увидеть их.
Поговорили, повспоминали.

А гроб Гаджи вынесли всё-таки через парадный вход. И больше меня ничего не связывало с «Домом архитекторов».

Это была большая точка.

comments powered by Disqus