Sibor (обсуждение | вклад) |
Sibor (обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Обосновавшись в Баку у родных, он перебивался случайными заработками. | Обосновавшись в Баку у родных, он перебивался случайными заработками. | ||
− | <br>"Мне и в Тифлисе хлеб давался тяжело (3 копейки за строчку), - рассказывал он потом. - В муссаватистском Баку пришлось еще труднее. Я работал в кабачках, сочиняя по договору пьеску в неделю, переделывал Андерсена, восточные сказки, устраивал выставки совместно с С. Сориным и С.Судейкиным." | + | <br>"Мне и в Тифлисе хлеб давался тяжело (3 копейки за строчку), - рассказывал он потом. - В муссаватистском Баку пришлось еще труднее. Я работал в кабачках, сочиняя по договору пьеску в неделю, переделывал Андерсена, восточные сказки, устраивал выставки совместно с С. Сориным и С. Судейкиным." |
<br>По рассказам Рогнеды (дочери Городецкого), жили они на те деньги, которые отец получал за переводы. Его перу принадлежат переводы произведений Коласа и Купалы, Туманяна и Зарьяна, Тычины и Важа Пшавелы, Мольера и Гауптмана, Золя и Гамсуна, переводил он также грузинских, армянских и польских поэтов. | <br>По рассказам Рогнеды (дочери Городецкого), жили они на те деньги, которые отец получал за переводы. Его перу принадлежат переводы произведений Коласа и Купалы, Туманяна и Зарьяна, Тычины и Важа Пшавелы, Мольера и Гауптмана, Золя и Гамсуна, переводил он также грузинских, армянских и польских поэтов. | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Хлебников появился в Баку в октябре 1920 года. <br>Зная, что в Кавказской РОСТА работают его знакомые, он сразу отправился туда, на Милютинскую улицу, 4. <br>Городецкий взял его на работу в КАВРОСТА писать подписи к плакатам. За это Хлебникову предоставлялся паек и ночлег. [http://fege.narod.ru/librarium/lifestory/starkina7.htm] | Хлебников появился в Баку в октябре 1920 года. <br>Зная, что в Кавказской РОСТА работают его знакомые, он сразу отправился туда, на Милютинскую улицу, 4. <br>Городецкий взял его на работу в КАВРОСТА писать подписи к плакатам. За это Хлебникову предоставлялся паек и ночлег. [http://fege.narod.ru/librarium/lifestory/starkina7.htm] | ||
+ | |||
+ | Сергей Судейкин и его жена Вера пробыли в Баку недолго - приехали в декабре 1919 года и уехали 12 марта 1920 года. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:GorSudejkin2.jpg|800px]] | ||
В Баку и у Крученых, и у Городецкого были хорошо налажены литературные связи - они сотрудничали в газетах «Коммунист» и «Бакинский рабочий». <br>Городецкий вел в Баку Цех поэтов (объединение существовало менее года, в 1920-м). Из воспоминаний С. Городецкого, опубликованных в журнале «Книга и революция» (№ 2, 1992 г.): "В “Цехе” в Баку соединились опять расколовшиеся в Тифлисе группы, и работа до революции шла интенсивно". <br>С. Городецкий под «революцией» имел в виду установление Советской власти в Баку 28 апреля 1920 года. <br>После установления Советской власти в Баку «Цех поэтов» продолжил свою работу. | В Баку и у Крученых, и у Городецкого были хорошо налажены литературные связи - они сотрудничали в газетах «Коммунист» и «Бакинский рабочий». <br>Городецкий вел в Баку Цех поэтов (объединение существовало менее года, в 1920-м). Из воспоминаний С. Городецкого, опубликованных в журнале «Книга и революция» (№ 2, 1992 г.): "В “Цехе” в Баку соединились опять расколовшиеся в Тифлисе группы, и работа до революции шла интенсивно". <br>С. Городецкий под «революцией» имел в виду установление Советской власти в Баку 28 апреля 1920 года. <br>После установления Советской власти в Баку «Цех поэтов» продолжил свою работу. |
Сергей Городецкий задумал написать большую автобиографическую книгу «Мой путь» и составил ее подробный «План книги ошибок и достижений».
Повествование, как и всякая биография, должно было начинаться с детства автора, которое прошло в Орле, жизни большой семьи писателя-этнографа М.И. Городецкого, знавшего Лескова, Микешина, Вл. Соловьева, Иоанна Кронштадтского и других примечательных людей второй половины XIX века; первых стихотворных и рисовальных опытов будущего поэта и художника и заканчиваться жизнью и работой автора в неожиданной Москве 1920-х годов, куда он, родившийся как поэт в Петербурге, благословленный Вяч. Ивановым и Александром Блоком, попал после долгих послереволюционных скитаний по России и Закавказью.
Десятую главу книги Городецкий намеревался озаглавить «Акмеизм. 1910–1913» и выстроить по следующему плану: «Разрыв с символизмом. Дружба с Гумилевым. Организация Цеха поэтов на принципе борьбы противоположных течений (Мандельштам, Ахматова, Зенкевич и др.). Борьба против символистов. Борьба внутри Цеха. Акмеизм, его идеология и ошибки. Критика акмеистов со стороны марксистов (Аксельрод)».
К сожалению, книгу воспоминаний Городецкий не написал, ограничившись в конце 1950-х годов несколькими главами о детстве, оставшимися в рукописи, и биографическим очерком «Мой путь» (1958), где скороговоркой рассказал о своей жизни, породив, из-за его краткости и умолчаний, еще больше вопросов в свой адрес.
Но на многие вопросы постепенно нашлись прямые или косвенные ответы...
В частности, и о бакинском периоде жизни и творческой деятельности Городецкого.
Городецкий — свидетель того, как в Баку вошли части XI армии РККА и в Азербайджане была установлена Советская власть, которую он принял с восторгом и сразу же включился в культурно-организационную работу.
Вот его план XV главы мемуаров — «Советское Баку. 1920»: «Организация Художественного отдела Баккавроста. Плакатные и скульптурные мастерские. Жизнь в редакции “Бакинского рабочего”. Первый съезд народов Востока открывается моими стихами. Бакинский Цех поэтов. Журнал “Искусство” на русском и тюркском языках. Отъезд в Персию в советский Гилян на культработу <…>».
XVII глава мемуаров тоже должна была быть посвящена Баку, но уже 1920–1921 годов: «Продолжение работы в Кавроста. Организация Сатирагиттеатра (Сахновский, Арапов). От Достоевского до Гастева. Мои агитпьесы. Мои листовки».
37-летний Городецкий - поэт, художник, прозаик, драматург, либреттист, литературный критик, и т.д. , и т.п. - работал в Баку так, что все его знавшие поражались невероятной энергии, трудоспособности и таланту Сергея Митрофановича.
Таким, закрученным массой дел, полным планов и начинаний, очень многие из которых Городецкий осуществил в Баку, увидел его О. Мандельштам.
Весной 1921 года Осип Мандельштам с женой Надеждой Яковлевной приехали в Баку. Мандельштам после встречи с Городецким в Баку писал, что узнал в бакинском Городецком того петербургского молодого поэта, который с энергией необычайной создавал новую поэзию, стремящуюся к вершинам.
В альбоме Городецкого сохранился адресованный ему автограф Мандельштама: «Вопреки всем — всему я утверждаю, что Городецкий остался верен себе. Узнаю во всем старого Городецкого времен Цеха и Акмеизма и с любовью жду и прозреваю будущего Городецкого. 26/V–21. О. Мандельштам».
Но не сразу все наладилось в жизни Городецкого, когда он с семьей оказался в 1919 году а Баку не своей воле.
В 1917 году Городецкий вернулся в Тбилиси и прожил там два года.
В автобиографии он писал: "После отхода наших войск я оказался в Тифлисе...
С П.Д. Меркуровым, братом известного скульптора, организовал сатирический журнал «Нарт», где на первой странице первого номера был изображен козел с лицом тогдашнего вождя грузинских меньшевиков Ноя Жордания и доящий козла несознательный рабочий. После пяти или шести номеров журнал закрыли.
А ко мне ночью явился красавец прямо с фресок эпохи Руставели и предложил мне альтернативу: или в Метехскую тюрьму, или вон, куда хочешь. Я был с семьей. Это решило мой выбор: уехать."
И Городецкий с семьей уезжает в Баку.
Обосновавшись в Баку у родных, он перебивался случайными заработками.
"Мне и в Тифлисе хлеб давался тяжело (3 копейки за строчку), - рассказывал он потом. - В муссаватистском Баку пришлось еще труднее. Я работал в кабачках, сочиняя по договору пьеску в неделю, переделывал Андерсена, восточные сказки, устраивал выставки совместно с С. Сориным и С. Судейкиным."
По рассказам Рогнеды (дочери Городецкого), жили они на те деньги, которые отец получал за переводы. Его перу принадлежат переводы произведений Коласа и Купалы, Туманяна и Зарьяна, Тычины и Важа Пшавелы, Мольера и Гауптмана, Золя и Гамсуна, переводил он также грузинских, армянских и польских поэтов.
28 апреля 1920 года в Баку вошли части Красной Армии. Городецкому было поручено написать и организовать перевод на тюркский и армянский языки воззвания к населению, отпечатать и расклеить его по городу.
С установлением в Баку советской власти в апреле 1920 г. Городецкого назначили заведующим художественным отделом Баккавроста.
"В день прихода в Баку Красной Армии в апреле 1920 года я был назначен заведующим художественным отделом Баккавроста. Нам отвели огромный чердак, и мы стали выпускать плакаты, портреты вождей — и все вручную. С нами работали азербайджанский художник Азим-Заде, Кочергин, скульптор В. Сергеев, все, кого я мог собрать. Моя страсть к организации выявилась тут вовсю. Ставили памятники, издавали журнал "Искусство" на русском и тюркском. Вышло два номера. Я был весел и молод, стихи летели." - вспоминал Сергей Митрофанович.
В 1920-1921 г.г. oн ведет разнообразную работу в культурных учреждениях Баку: редактирует журнал "Искусство", выходивший на русском и азербайджанском языках, руководит отделом художественной агитации и пропаганды в Закавказском отделении РОСТА, рисует плакаты, сочиняет к ним тексты и агитчастушки, непосредственно наблюдет за украшением города агитационными плакатами, читает для рабочих и красноармейцев лекции и стихи, возглавляет литературную часть Политуправления Каспийского флота.
Вместе с Городецким из Тбилиси в Баку перебираются Алексей Крученых, Татьяна Вечорка (Толстая), бакинка по происхождению, и “тбилисцы” Юрий Деген, Александр Порошин. Наездами бывает Игорь Терентьев. Позже в Баку оказываются и Велимир Хлебников, и Вячеслав Иванов. А кроме того, художники Сергей Судейкин и Савелий Сорин.
Хлебников появился в Баку в октябре 1920 года.
Зная, что в Кавказской РОСТА работают его знакомые, он сразу отправился туда, на Милютинскую улицу, 4.
Городецкий взял его на работу в КАВРОСТА писать подписи к плакатам. За это Хлебникову предоставлялся паек и ночлег. [1]
Сергей Судейкин и его жена Вера пробыли в Баку недолго - приехали в декабре 1919 года и уехали 12 марта 1920 года.
В Баку и у Крученых, и у Городецкого были хорошо налажены литературные связи - они сотрудничали в газетах «Коммунист» и «Бакинский рабочий».
Городецкий вел в Баку Цех поэтов (объединение существовало менее года, в 1920-м). Из воспоминаний С. Городецкого, опубликованных в журнале «Книга и революция» (№ 2, 1992 г.): "В “Цехе” в Баку соединились опять расколовшиеся в Тифлисе группы, и работа до революции шла интенсивно".
С. Городецкий под «революцией» имел в виду установление Советской власти в Баку 28 апреля 1920 года.
После установления Советской власти в Баку «Цех поэтов» продолжил свою работу.
Он писал Андрею Белому: "Я погружен в работу, заведую Изо, стариной, музеями, теперь наладил журнал..."
Городецкий в Баку возглавлял и редактировал журнал «Искусство»: журнал театра, литературы и живописи. «Искусство» - литературный журнал, выходивший в Баку в 1921 г. под редакцией поэта Сергея Городецкого, который определял журнал как "художественно-беспартийный по своему назначению". Всего вышло два номера: №1, №2-3, 1921.
Журнал издавался Отделом искусств Наркомпроса Азербайджанской ССР и предполагалось, что он будет посвящен исследованию и популяризации искусства Востока. Однако благодаря усилиям С. Городецкого к участию в его литературном отделе были привлечены литераторы не только из Азербайджана: в журнале публиковались Вяч. Иванов, А. Крученых, В. Хлебников, О. Мандельштам и др...
В октябре 1921 года в Баку вышел № 2-3 журнала «Искусство» со стихами Хлебникова и некрологами Блоку и Гумилеву, написанными С. Городецким.
Формулируя главную задачу, стоящую перед современной поэзией, прозой и драматургией, Городецкий в программной статье «От редакции» писал: "Все силы современного искусства должны быть отданы на то, чтобы создать поэзию труда и в художественных образах отразить и уяснить идеологию рабочего класса"[50 - «Искусство». Баку, 1921, № 2–3, с. 59.].
В журнале Городецкий публикует статьи о русской культуре, о художниках и писателях, критические заметки.