Даты постройки гостиниц[править]

1820 - 1862гг.

На весь город была только одна гостиница - ее содержал русский и один духан (кабак), Однако “войти в него каждый боялся и стыдился”.

с 1864г.

В центральной части, где была сосредоточена торговая деятельность, доминировали ряды караван-сараев, каждый из которых занимал квартал, торговые лавки в первых этажах домов и пока еще свободные от застройки территории. Хотя двухэтажные здания не преобладали в общей объемно-пространственной структуре центра, но их роль на оживленных городских участках сказывалась все заметнее. Двухэтажные строения, решенные очень сдержанно, отвечали своему прямому назначению - размещению приезжающих купцов и свершению торговых операций.

Крупной постройкой архитектора Касым-бека Гаджибабабекова являлся большой караван-сарай (ныне кинотеатр «Араз»), запроектированный им в 1868 году. Проект караван-сарая был графически выполнен Мешади Мирзой Кафар Измайловым, впоследствии ставшим крупным зодчим.

1870 - 1877

Появились сотни трактиров, кабаков, портерных, публичных домов и публичных женщин. Некоторые заводчики открыли при заводах шинки и лавки.

1877г.

Лалаев на Парапете начал строительство огромного здания, выходящего на четыре улицы - Ольгинская, Врангельская, Милютинская (с 1923 г - Тройкого, с 1929 года - Мясникова, с 1990 – Тарлана Алиярбекова) и Лалаевский пер. (с 1924 года - Кнунянца, с 1991 г - Хуршуд Бану Натаван)

Недалеко от Парапета расположилась гостиница “Германия”

Строительный материал[править]

Местный строительный материал - камень-известняк, широко применявшийся в конструкциях, наложил отпечаток на архитектуру караван-сараев и торговых зданий. Первые-этажи, как правило, перекрытые сводами, составляли ритм самостоятельных ячеек на квадратных опорах, выраженных на фасадах слегка выступающими пилястрами. Междуэтажные несложного профиля тяги дополняли композицию фасадов. На фоне слегка обтесанных камней кладки стен основные декоративные и конструктивные элементы фасадов, доведенные до совершенства, превращали рядовое сооружение в художественную единицу застройки.


М. Сулейманов "Дни минувшие"[править]

Гостиницы, чайханы, курильни[править]

Гостиницы назывались не как-нибудь, а непременно «Метрополь», «Старая Европа», «Мадрид», «Новая Европа», «Тебриз», «Леон», «Марсель», «Дворцовые номера»… Столь же пышными были названия ресторанов и увеселительных заведений города: «Шамс» («Солнце»), «Мубарек» («Благословенный»), «Стамбул», «Исламийе», «Новый свет», «Чикаго», «Тегеран», «Чанах гала», «Новбахар», «Анатолия», «Греция», «Дарданеллы» и т. д. Не менее оригинальными были и названия бань: «Эрмитаж». «Фантазия», «Сархан», «Тоюг йеян». Часто бани назывались по имени владельцев: мироновская, ахундовская, кадыровская, молоканская и пр. Баку славился своими магазинами: «Драгоценности», «Блестящий», «Ковры», «Парча», «Шелк». Названия многих магазинов вызывали улыбку: «Назназы» («Кокетка»), «Гаджи, бери бах» («Гаджи, оглянись»), Молодежь проводила время в клубах- «Эдисон», «Эрмитаж», «Арманс».

В Баку было множество караван-сараев, и почти все они назывались именами владельцев: караван-сарай Гаджи Гаджиаги, караван-сарай Гаджи Мустафы, караван-сарай Захара, караван-сарай Ханум. А то еще были караван-сараи под названием «Чухур-карвансара» («Караван-сарай в яме»), «Старый караван-сарай». «Караван-сарай дагестанцев» и пр. Были в Баку и курильни опиума. Одна такая курильня находилась неподалеку от Губа-мейданы. Небольшие комнаты устилали паласы, стены были завешаны коврами, чтобы посетителей не отвлекал шум извне. Здесь же стояли мангалы с углем, кальян для курения опиума, щипцы и прочие «принадлежности»; для иностранцев комнаты обставляли тахтой, столом и стульями. По желанию клиента, в курительную приносили чай из чайханы, а из буфета соседнего ресторана - всевозможные восточные сладости и через [9] - халву, шекербура, пахлаву, шекер-чурек, гайси, леблеси, себзе, хош-гябяр, миянпур…

Была еще курильня опиума на Кемюр-мейданы, которую посещали аристократы. Приходили даже женщины. Комнаты аккуратные, богато убранные коврами. Кальяны из дорогого фарфора, мундштуки из сандалового дерева, слоновой кости, инкрустированные перламутром, нарядные щипцы из латуни. Сосуды для курения кальяна украшались миниатюрными узорами. Это был английский товар, его привозили в Иран из Англии, а оттуда отправляли в Баку и другие города. Опиум хранился в изящных коробках, завернутый в тонкие листы свинцовой бумаги.

Иногда обычную чайхану в квартале разделяли на две половины: снаружи ставили самовар и поили клиентов чаем, а внутри дома устраивали курильню опиума. Вокруг курильни и в ней самой царствовала тишина. Служители бесшумно разносили по комнатам подносы с чаем и сладостями, стараясь не нарушить блаженное оцепенение, в котором пребывали клиенты. Не приведи господь уронить тарелку, кашлянуть или громко рассмеяться - негодованию потревоженных курильщиков не будет конца. Некоторые курильщики, увлекаемые пагубной страстью к опиуму, закладывали свое состояние, становились нищими, готовы были пожертвовать последним ради порции наркотика. Многие превращались в инвалидов, лишенных сил и разума. Это было страшной трагедией, для них и для их семей.

В крепости находился караван-сарай под названием «Шишели». («Фонарный» или «Стеклянный»). Здесь вместо окон над некоторыми комнатами соорудили стеклянные фонари. Было в крепостной части города еще одно увеселительное заведение, которое называлось «Пилляканлы мейхана» («Погребок»). Надпись над входом, сделанная арабским шрифтом, гласила: «Кто с грузом придет, тот сбросит свой груз, с печалью придет - забудет печаль». Чтобы привлечь внимание клиентов, владельцы подобных увеселительных заведений водружали на крышах домов огромные фонари из разноцветного стекла. Яркий, призывный свет фонарей никого не оставлял равнодушным.


Плов с опием[править]

Одним из самых популярных заведений на Куба-мейданы был ресторан Гасана Первого под названием «Ислам». Правда, в то время лавки, магазины, рестораны больше знали по имени владельцев, нежели по названиям. Гасана благодарные клиенты торжественно нарекли Первым, признав его превосходство над всеми остальными кулинарами города. В этом заведении с утра до позднего вечера толпился народ. Блюда, которые подавали здесь, имели неповторимый вкус, и отведавший стряпню Гасана Первого становился его постоянным посетителем. В ресторан приезжали даже из окрестных поселков, с промыслов – Сабунчи, Сураханы, Раманы, Биби-Эйбата, из Черного города. Здесь назначались деловые встречи купцов, прасолов, коммерсантов разного рода. Одноколки, пролетки, фаэтоны выстраивались в ряд по обеим сторонам ресторана.

Однажды клиенты, приехавшие на обед, с удивлением обнаружили, что ресторан «Ислам» закрыт. Поднялся шум-гам, бросились искать Гасана Первого. Работники ресторана в недоумении разводили руками, мол, нам самим ничего неизвестно. Так закончилось существование этого популярного ресторана. Впоследствии один из подручных Гасана рассказывал, как тот готовил знаменитые блюда. Все нарезали, шинковали, очищали и, когда оставалось лишь разложить мясо и зелень по кастрюлям, горшкам, сковородкам, Гасан Первый выпроваживал всех из кухни. Войти разрешалось, когда все уже стояло на огне. Оказывается, хитрый владелец ресторана примешивал к пряностям незначительное количество опия. Потому-то отведавшего эти блюда неудержимо тянуло попробовать их вновь. А Гасан нажил на этом большие деньги. Происходил Гасан из иранского города Зенджан. (Многие зенджанцы работали в Баку пекарями.) Заработав деньги, он так же неожиданно, как и появился, исчез. По всей вероятности, отправился обратно на родину.

comments powered by Disqus