Строка 1: Строка 1:
 
==Гурбанова Тамилла Арифовна – волшебница кукольной страны==
 
==Гурбанова Тамилла Арифовна – волшебница кукольной страны==
 +
 +
[[Файл:Gurbanova-0.JPG|300px|center]]
 +
 +
''В Баку имя Тамиллы Гурбановой хорошо известно. Не случайно к ней обращаются с различными заказами, просьбами о создании портретных кукол известных людей...'' <br>
 +
''Она не только скульптор, но и дизайнер-модельер (Тамилла ханым сама создает одеяния для своих кукол), швея.''<br>
 +
''Тайна магнетической силы ее кукол еще и в том, что в каждой из них - частица ее души и сердца, полет поэтической мысли. Тамилла Гурбанова обладает и поэтическим даром, первые слушатели ее стихов – куклы, с которыми в процессе работы она разговаривает, как с живыми. Так куклы обретают живую энергетику. То, что она положительная, отмечают те, кому посчастливилось стать обладателем скульптурной авторской куклы. Именно так называется тот жанр, в котором работает Гурбанова.<ref>из статьи [http://www.regionplus.az/app/webroot/old/artic/54/kultura/k1.php Франгиз Ханджанбековой "Живые легенды"]</ref>''
  
 
===Творческая биография===
 
===Творческая биография===
  
 +
Бакинка.<br>
 
1976 - 1980 г. Окончила Аз.Гос. Худ .училище им. А. Азим-заде с дипломом Скульптор.<br>
 
1976 - 1980 г. Окончила Аз.Гос. Худ .училище им. А. Азим-заде с дипломом Скульптор.<br>
 
1981 - 1986 г. Окончила Аз.Гос.институт культуры и искусства с дипломом Художник-конструктор.<br>  
 
1981 - 1986 г. Окончила Аз.Гос.институт культуры и искусства с дипломом Художник-конструктор.<br>  
Строка 27: Строка 34:
 
Портретные  работы  Т.Гурбановой  являются собственностью Государственного Музея Театра Азербайджана и Музея Азербайджанской Государственной таможни, Фонда Г. Алиева, также находятся в частных коллекциях Европы и Америки.
 
Портретные  работы  Т.Гурбановой  являются собственностью Государственного Музея Театра Азербайджана и Музея Азербайджанской Государственной таможни, Фонда Г. Алиева, также находятся в частных коллекциях Европы и Америки.
  
===Тамилла Гурбанова о себе и ее творчестве (из различных интервью)===
+
===Тамилла Гурбанова о себе "Все мы родом из детства..."===
 +
 
 +
Это начиналось очень давно, когда я была еще маленькой девочкой…<br>
 +
Не то, чтобы я любила играть в куклы, как ни странно, но больше меня интересовало другое – как  у куклы  крепятся глазки и почему  старшая сестра  прячет от меня свою Козетту?! Я все пыталась добраться до нее, и, наконец, добилась своего – и проверила, наконец, – как же  крепятся глазки…<br>
 +
”Глазки упали в животик”  - позже плакала я…<br>
 +
Куклу, разумеется, починили…<br>
 +
<br>
 +
Но вот с этого и началось мое познание, а после уже - я  сама начала лепить и мастерить из пластилина маленьких чудиков. Обычная бельевая шпилька очень напоминала мне крокодила, я дополнила пластилином детали и была страшно рада, что сама сделала настоящего зеленого крокодила!<br><br>
 +
Это было началом пути …<br>
 +
Мечта, воплощенная в реальность, радость создания Нечто из ничего!<br>
 +
Любимой книжкой была “Буратино”, любимый образ – папа Карло, вдохнувший жизнь в кусок  безжизненного полена. Каморка папы Карло была для меня неким святилищем, а потайная дверь, ведущая в мир Чудес и приключений, – вообще Таинством!<br>
 +
.....Все это сродни жизни художника – поиски той самой двери и золотого ключика, а тайна создания Образа и самовыражение, перевоплощения, и магия сказки, остались со мной на всю жизнь.<br>
 +
<br>
 +
...Рождение Образа...<br>
 +
Оно каждый раз происходит по- разному.<br>
 +
...Иной раз он возникает в  воображении внезапно, вплоть до мельчайших деталей, и следует за мной неотступно, пока не начну  работу, почти запойно, на едином дыхании …<br>
 +
А иногда  вынашивание бывает длительным, и я, как  беременная, ношусь с этим образом, даже  во сне, где-то на подсознательном уровне ко мне приходит подчас Оно – единственно правильное решение! Не случайно, художники называют  кукол  – своими  детьми.<br>
 +
И, как  дети, они даются очень и очень непросто. Частенько, закончив  куклу, я подолгу вглядываюсь в нее, и думаю – все ли так, и меня начинают одолевать сомнения, и кажется, что здесь можно было сделать иначе, а там – и вовсе что-то не нравится... Наверное, эти сомнения – тоже закономерность…<br>
 +
Я не очень люблю слово - художник, это какое-то статичное понятие... предпочитаю слово Мастер, вот оно предполагает постоянный поиск, да и потом - это какая–то Вершина – название Кукольных дел Мастер, и  к этому надо стремиться.<br>
 +
<br>
 +
Поиск и сомнения, удовлетворение и  творческое “самоедство” - все это  моя жизнь…<br>
 +
Но ничто не сравнится с радостью понимания, когда его Величество Зритель, смотря  на  мою куклу, чувствует ее энергетику, видит то же, что я хотела вложить… или вдохнуть…! И даже больше иной раз !<br>
 +
В этом есть счастье понимания и разделенности! Так было с куклой “Осенний блюз”, “Шахматная  королева”, когда люди на выставке подходили  и  поздравляли...<br>
 +
Но я-то знаю, что – каждая работа – это всего лишь Миг, ибо  нет предела совершенству, и мне предстоит снова работа, работа… и снова  поиск,  и все это нормальная и счастливая жизнь! Ведь я занимаюсь своим любимым делом!<br>
 +
 
 +
 
 +
<gallery widths="200" heights="250">
 +
Файл:Gurbanova-14.jpg|''"Шахматная королева", 2009г.''
 +
Файл:Gurbanova-15.JPG|''"Осенний блюз", 2009г.''
 +
Файл:Gurbanova-16.JPG|''"Домовенок", 2010г.''
 +
</gallery>   
 +
...Но все еще сквозь препятствия и приключения, я ,как  Буратино, пытаюсь найти  тот самый золотой ключик и открыть ту самую потайную дверь, за которой будет Волшебный мир, где мои куклы  будут жить долго своей собственной  неповторимой  жизнью...
 +
 
 +
===Тамилла Гурбанова о ее творчестве (из различных интервью)===
  
 
Когда у художника богатый внутренний мир, тему долго искать не надо. Конечно, происходит и "подпитка" от жизни, например, от посещения концертов, выставок, просмотра хорошего фильма. Но необходимы свой мир и свое самовыражение.<br>  
 
Когда у художника богатый внутренний мир, тему долго искать не надо. Конечно, происходит и "подпитка" от жизни, например, от посещения концертов, выставок, просмотра хорошего фильма. Но необходимы свой мир и свое самовыражение.<br>  
Строка 40: Строка 80:
 
В последние годы во всем мире происходит кукольный бум. На Западе, в Америке, России куклы — суперпопулярный вид искусства.<br>
 
В последние годы во всем мире происходит кукольный бум. На Западе, в Америке, России куклы — суперпопулярный вид искусства.<br>
 
<br>
 
<br>
Я свои куклы не делаю из фарфора, потому что у нас он не производится. Каждую свою куклу, начиная с каркаса, я леплю сама, никогда не используя формовку, которая дает массовое тиражирование, тщательно продумываю каждую деталь. На работу уходит около двух месяцев, а некоторые думают, ну что такое кукла.<br>
+
Каждую свою куклу, начиная с каркаса, я леплю сама, никогда не используя формовку, которая дает массовое тиражирование, тщательно продумываю каждую деталь.  
 +
Кукла может просуществовать около 40 лет, а при условии хорошего хранения все 50, и все эти годы она будет хранить в себе тайны. Эти куклы - музейные экспонаты, которые просто не могут стоить дешево. Вторых таких кукол нет. Например, тем методом, которым я выполняю глаза кукол, больше никто не пользуется - это, можно сказать, эксклюзив. Глаза у меня живые, в которых видны даже слезы.
 +
 
 +
[[Файл:Gurbanova-13.jpg|250px|center]]
 +
:::::''Т. Гурбанова "Куда уходит детство" (2010)''
 +
 
 +
На работу уходит около двух месяцев, а некоторые думают - ну что такое кукла.<br>
 
Слава Богу, что есть понимающие люди...<br>
 
Слава Богу, что есть понимающие люди...<br>
 
<br>
 
<br>
 
Рождение куклы - это мистическое действо. Каждая моя кукла обладает своей энергетикой, аурой, потому что это не просто кукла, а образ, с которым в процессе работы я разговариваю, как с живым существом, и, живя в интерьере квартиры, музея, выставочного салона, всюду она приносит с собой заряд определенной энергии, той, которую в нее вложил художник.<br>  
 
Рождение куклы - это мистическое действо. Каждая моя кукла обладает своей энергетикой, аурой, потому что это не просто кукла, а образ, с которым в процессе работы я разговариваю, как с живым существом, и, живя в интерьере квартиры, музея, выставочного салона, всюду она приносит с собой заряд определенной энергии, той, которую в нее вложил художник.<br>  
 
И мне также не безразлично куда, в чьи руки уходит мое творение, какая энергетика в том доме, где оно будет находиться, жить, как если бы это касалось меня самой...<br>
 
И мне также не безразлично куда, в чьи руки уходит мое творение, какая энергетика в том доме, где оно будет находиться, жить, как если бы это касалось меня самой...<br>
 
+
<br>
 +
'''''Мне бы очень хотелось, чтобы люди полюбили и приняли этот вид искусства, чтобы он был признан равноценным живописи и скульптуpе'''''.
  
 
===Восточные мотивы в творчестве Т.А. Гурбановой===
 
===Восточные мотивы в творчестве Т.А. Гурбановой===
  
 
<gallery widths="300" heights="350">
 
<gallery widths="300" heights="350">
Файл:Gurbanova-5.JPG|"Чарующий Восток", 2010г.
+
Файл:Gurbanova-5.JPG|''"Чарующий Восток", 2010г.''
Файл:Gurbanova-1.jpg|«Капризная невеста», 2009
+
Файл:Gurbanova-1.jpg|''«Капризная невеста», 2009''
Файл:Gurbanova-2.jpg|"1001 ночь", 2010
+
Файл:Gurbanova-2.jpg|''"1001 ночь", 2010''
Файл:Gurbanova-3.jpg|"Сплетницы", 2012
+
Файл:Gurbanova-3.jpg|''"Сплетницы", 2012''
Файл:Gurbanova-4.jpg|"Султан и два его визиря", 2011
+
Файл:Gurbanova-4.jpg|''"Султан и два его визиря", 2011''
Файл:Gurbanova-6.JPG|"Мешади Ибад и тетушка", 2004
+
Файл:Gurbanova-6.JPG|''"Мешади Ибад и тетушка", 2004''
 +
Файл:Gurbanova 7.jpg|''"Шахризад" (1001 ночь), 2004г.''
 +
Файл:Gurbanova 8.jpg|''"Скупой султан", 2004г.''
 +
Файл:Gurbanova 9.jpg|''"Мешади Ибад и Гюльназ", 2004г. Из коллекции М. Ростроповича''
 +
Файл:Gurbanova 10.jpg|''"Невеста-неженка", 2008г.''
 +
Файл:Gurbanova 12.jpg|''"Нигяр", 2009г.''
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 66: Строка 118:
  
 
Большое спасибо Тамилле-ханум за любезное разрешение воспользоваться фотографиями кукол из ее [http://www.puppetaz.com/puppets/katalog альбома-каталога].
 
Большое спасибо Тамилле-ханум за любезное разрешение воспользоваться фотографиями кукол из ее [http://www.puppetaz.com/puppets/katalog альбома-каталога].
 +
 +
Примечание:
 +
<references/>
 +
 +
В статье использованы отрывки из интервью Т.А. Гурбановой:<br>
 +
[http://tinyurl.com/omxbaky сайт fcg.az]<br>
 +
[http://pda.br.az/articles.php?sec_id=4&item_id=20120622124119859 газета "Бакинский рабочий"]
 +
  
  
 
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 19:44, 23 сентября 2013 (CEST)
 
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 19:44, 23 сентября 2013 (CEST)
 +
 +
 +
[[Category:Все бакинцы]][[Category:Деятели искусства‎]][[Category:Понемногу о разном‎ ]]

Текущая версия на 17:54, 25 сентября 2013

Гурбанова Тамилла Арифовна – волшебница кукольной страны[править]

Gurbanova-0.JPG

В Баку имя Тамиллы Гурбановой хорошо известно. Не случайно к ней обращаются с различными заказами, просьбами о создании портретных кукол известных людей...
Она не только скульптор, но и дизайнер-модельер (Тамилла ханым сама создает одеяния для своих кукол), швея.
Тайна магнетической силы ее кукол еще и в том, что в каждой из них - частица ее души и сердца, полет поэтической мысли. Тамилла Гурбанова обладает и поэтическим даром, первые слушатели ее стихов – куклы, с которыми в процессе работы она разговаривает, как с живыми. Так куклы обретают живую энергетику. То, что она положительная, отмечают те, кому посчастливилось стать обладателем скульптурной авторской куклы. Именно так называется тот жанр, в котором работает Гурбанова.[1]

Творческая биография[править]

Бакинка.
1976 - 1980 г. Окончила Аз.Гос. Худ .училище им. А. Азим-заде с дипломом Скульптор.
1981 - 1986 г. Окончила Аз.Гос.институт культуры и искусства с дипломом Художник-конструктор.

C 1993 года занимается Авторскими куклами.

Член секции Декоративно-прикладного искусства Азербайджана с 2005 года.

Работает в технике лепки из полимерных материалов (самозастывающий пластик) и в области скульптурного текстиля.
Представитель академической школы, работает как в классической манере, так и в синтезе собственно куклы и скульптуры малых форм.

Участвовала в многочисленных выставках. Наиболее значительные из них:

  • 1997 г. - " Костюмы народов мира ". Фонд Культуры Аз-на (Баку)
  • 2000 г. - “Raf Line 2000 International “ Тематический фестиваль “Человек, костюм и окружающая среда“. Шоу – представление группы Аз.художников (Баку)
  • 2003г. - 1300-летний юбилей народного эпоса Деде Коркуд (Париж)
  • 2004г. - Фестиваль Ичери Шахер в Баку. Персональная выставка
  • 2007г. - Международная выставка, посвященная 200-летию Аз. Таможни (Брюссель) (портретные куклы видных деятелей)
  • 2009г. - участие в интернет–формате международного конкурса “Кукла года“ (Санкт-Петербург)
  • 2009г. - Фестиваль Декоративно-прикладного искусства Азербайджана
  • 2011г. - Первая Международная Биеннале кукол в Баку
  • 2012г. - персональная выставка “Тайны кукольной страны“ .
  • 2013г. - Международная выставка “Декоративно-прикладное искусство Азербайджана“ (Париж)

Портретные работы Т.Гурбановой являются собственностью Государственного Музея Театра Азербайджана и Музея Азербайджанской Государственной таможни, Фонда Г. Алиева, также находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

Тамилла Гурбанова о себе "Все мы родом из детства..."[править]

Это начиналось очень давно, когда я была еще маленькой девочкой…
Не то, чтобы я любила играть в куклы, как ни странно, но больше меня интересовало другое – как у куклы крепятся глазки и почему старшая сестра прячет от меня свою Козетту?! Я все пыталась добраться до нее, и, наконец, добилась своего – и проверила, наконец, – как же крепятся глазки…
”Глазки упали в животик” - позже плакала я…
Куклу, разумеется, починили…

Но вот с этого и началось мое познание, а после уже - я сама начала лепить и мастерить из пластилина маленьких чудиков. Обычная бельевая шпилька очень напоминала мне крокодила, я дополнила пластилином детали и была страшно рада, что сама сделала настоящего зеленого крокодила!

Это было началом пути …
Мечта, воплощенная в реальность, радость создания Нечто из ничего!
Любимой книжкой была “Буратино”, любимый образ – папа Карло, вдохнувший жизнь в кусок безжизненного полена. Каморка папы Карло была для меня неким святилищем, а потайная дверь, ведущая в мир Чудес и приключений, – вообще Таинством!
.....Все это сродни жизни художника – поиски той самой двери и золотого ключика, а тайна создания Образа и самовыражение, перевоплощения, и магия сказки, остались со мной на всю жизнь.

...Рождение Образа...
Оно каждый раз происходит по- разному.
...Иной раз он возникает в воображении внезапно, вплоть до мельчайших деталей, и следует за мной неотступно, пока не начну работу, почти запойно, на едином дыхании …
А иногда вынашивание бывает длительным, и я, как беременная, ношусь с этим образом, даже во сне, где-то на подсознательном уровне ко мне приходит подчас Оно – единственно правильное решение! Не случайно, художники называют кукол – своими детьми.
И, как дети, они даются очень и очень непросто. Частенько, закончив куклу, я подолгу вглядываюсь в нее, и думаю – все ли так, и меня начинают одолевать сомнения, и кажется, что здесь можно было сделать иначе, а там – и вовсе что-то не нравится... Наверное, эти сомнения – тоже закономерность…
Я не очень люблю слово - художник, это какое-то статичное понятие... предпочитаю слово Мастер, вот оно предполагает постоянный поиск, да и потом - это какая–то Вершина – название Кукольных дел Мастер, и к этому надо стремиться.

Поиск и сомнения, удовлетворение и творческое “самоедство” - все это моя жизнь…
Но ничто не сравнится с радостью понимания, когда его Величество Зритель, смотря на мою куклу, чувствует ее энергетику, видит то же, что я хотела вложить… или вдохнуть…! И даже больше иной раз !
В этом есть счастье понимания и разделенности! Так было с куклой “Осенний блюз”, “Шахматная королева”, когда люди на выставке подходили и поздравляли...
Но я-то знаю, что – каждая работа – это всего лишь Миг, ибо нет предела совершенству, и мне предстоит снова работа, работа… и снова поиск, и все это нормальная и счастливая жизнь! Ведь я занимаюсь своим любимым делом!


...Но все еще сквозь препятствия и приключения, я ,как Буратино, пытаюсь найти тот самый золотой ключик и открыть ту самую потайную дверь, за которой будет Волшебный мир, где мои куклы будут жить долго своей собственной неповторимой жизнью...

Тамилла Гурбанова о ее творчестве (из различных интервью)[править]

Когда у художника богатый внутренний мир, тему долго искать не надо. Конечно, происходит и "подпитка" от жизни, например, от посещения концертов, выставок, просмотра хорошего фильма. Но необходимы свой мир и свое самовыражение.

У каждой куклы своя тайна и своя судьба.
У меня есть куклы, выполненные по технологии скульптурного текстиля, фольклорные куклы в восточной тематике - шаржированный образ азербайджанских кумушек-сплетниц "Xəbərcilər" ("Сплетницы"), "Султан и два его визиря", "Мешади Ибад и тетушка" из знаменитого фильма "О олмасын, бу олсун".
На изготовление одной куклы требуется два месяца, а для создания портретной куклы - беру около трех месяцев времени, так как я изучаю человека, то здесь важно верно учесть и пропорции.

Первая мною созданная кукла называлась "Жадный султан", который сидел с деньгами в pуках и смотрел вперед. Эта кукла и дала мне путевку в жизнь.

Я начала работать над куклами. Этот жанр мне очень дорог, близок по духу, и бросать это направление я не собираюсь, наоборот, буду искать новые формы.
В последние годы во всем мире происходит кукольный бум. На Западе, в Америке, России куклы — суперпопулярный вид искусства.

Каждую свою куклу, начиная с каркаса, я леплю сама, никогда не используя формовку, которая дает массовое тиражирование, тщательно продумываю каждую деталь. Кукла может просуществовать около 40 лет, а при условии хорошего хранения все 50, и все эти годы она будет хранить в себе тайны. Эти куклы - музейные экспонаты, которые просто не могут стоить дешево. Вторых таких кукол нет. Например, тем методом, которым я выполняю глаза кукол, больше никто не пользуется - это, можно сказать, эксклюзив. Глаза у меня живые, в которых видны даже слезы.

Gurbanova-13.jpg
Т. Гурбанова "Куда уходит детство" (2010)

На работу уходит около двух месяцев, а некоторые думают - ну что такое кукла.
Слава Богу, что есть понимающие люди...

Рождение куклы - это мистическое действо. Каждая моя кукла обладает своей энергетикой, аурой, потому что это не просто кукла, а образ, с которым в процессе работы я разговариваю, как с живым существом, и, живя в интерьере квартиры, музея, выставочного салона, всюду она приносит с собой заряд определенной энергии, той, которую в нее вложил художник.
И мне также не безразлично куда, в чьи руки уходит мое творение, какая энергетика в том доме, где оно будет находиться, жить, как если бы это касалось меня самой...

Мне бы очень хотелось, чтобы люди полюбили и приняли этот вид искусства, чтобы он был признан равноценным живописи и скульптуpе.

Восточные мотивы в творчестве Т.А. Гурбановой[править]

О творчестве Т. Гурбановой (фильмы)[править]


Большое спасибо Тамилле-ханум за любезное разрешение воспользоваться фотографиями кукол из ее альбома-каталога.

Примечание:

В статье использованы отрывки из интервью Т.А. Гурбановой:
сайт fcg.az
газета "Бакинский рабочий"


--Jonka 19:44, 23 сентября 2013 (CEST)

comments powered by Disqus