Строка 1: Строка 1:
 
==Джаз в Баку==
 
==Джаз в Баку==
  
'''В РАБОТЕ!'''
+
Зародившись в конце ХIХ – начале ХХ веков  в США это музыкальное направление, безымянное поначалу, получило свое название – джаз -  только в 1915г.  от  одной из газет Лос-Анжелеса.
 +
Оркестр Тома Брауна, выступавший в Чикаго, решил назвать себя этим именем. Его подхватили другие исполнительские коллективы,  став «джаз-оркестрами», «джаз-ансамблями» и «джаз-бандами».<ref>Н.Ямской «Весь тот джаз»  в газете  [http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/1790  «Совершенно секретно»]</ref>
  
В газете «Бакрабочий» за 20 июня 1922 года была опубликована афиша театра CHAT SAVAGE (Дикая кошка), который располагался на Молоканской 18. Афиша предлагала бакинцам  вечерний спектакль, где будет исполняться «негитосский скетч» - "Чёрная Бетси".
 
  
Можно предположить, что 1922 г. стал для Баку годом проникновения «черноты» –  негритянских ритмов, мелодий и танцев. Именно тогда в цирке гастролируют американские "мраморные люди", танцуют танец модерн, в кинотеатре «Эдиссон» показывается первый американский боевик «Тайны Нью-Йорка»; помимо театра CHAT SAVAGE, который удивляет бакинскую публику заграничными "новинками", открывается и новое кабаре "Чёртова перечница" с явно непролетарским настроем.<br>  
+
16 октября 1923 нотный магазин Наркомпроса в «Бакрабочем»<ref>Эти и некоторые другие сведения о  развитии джазового искусства в Баку базируются на статьях  музыковеда  Фаризы  Бабаевой , дочери знаменитого джазиста Рафика Бабаева</ref>  дал объявление: <br>
 +
: «ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ МОСКВЫ, БЕРЛИНА, ПЕТЕРБУРГА, ПАРИЖА! Везде поют и играют: Фокстроты, Танго, Ту-стэпы, Он-степы, Романсы, Оперетты и пр.»
 +
 +
Действительно, Баку начала  ХХ века  пел, танцевал, играл и был открыт к тому, чтобы услышать и принять новую музыку и новых гастролёров.<br>
 +
 
 +
В газете «Бакрабочий» за 20 июня 1922 года была опубликована афиша театра CHAT SAVAGE (Дикая кошка), который располагался  на  Молоканской 18.  Афиша предлагала бакинцам  вечерний спектакль, где будет исполняться «негитосский скетч» - "Чёрная Бетси".<br>
 +
Можно предположить, что 1922 г. стал для Баку годом проникновения «черноты» –  негритянских ритмов, мелодий и танцев. <br>
 +
Именно тогда в цирке гастролируют американские "мраморные люди", танцуют танец модерн, в кинотеатре «Эдисон» показывается первый американский боевик «Тайны Нью-Йорка»; помимо театра CHAT SAVAGE, который удивляет бакинскую публику заграничными "новинками", открывается и новое кабаре "Чёртова перечница" .<br>  
 
<br>
 
<br>
 
Про «Перечницу» 15 августа 1922 г. в «Бакрабочем» сочиняют стишок:
 
Про «Перечницу» 15 августа 1922 г. в «Бакрабочем» сочиняют стишок:
Строка 21: Строка 28:
 
С «чертями» действительно, боролись, и об этом можно было судить по тому, как быстро исчезали скетчи из концертных репертуаров. Но американская музыка продолжала приходить вместе с кино.  
 
С «чертями» действительно, боролись, и об этом можно было судить по тому, как быстро исчезали скетчи из концертных репертуаров. Но американская музыка продолжала приходить вместе с кино.  
  
К началу 20-х годов в Баку функционировало 9 кинотеатров, которые наперебой показывали американские фильмы – популярность их была невероятна среди Бакинской публики. Именно в это время молодёжь увлекается фокстротами, уан-степами, ту-степами.
+
К началу 20-х годов в Баку функционировало 9 кинотеатров, которые наперебой показывали американские фильмы – популярность их была невероятна среди Бакинской публики. Именно в это время молодёжь увлекается фокстротами, уан-степами, ту-степами. <br>
 +
В «Бакрабочем»  за  27 декабря 1922 года  было опубликовано  объявление о приёме на курсы «современных салонных танцев – уанстеп, фокстрот и т.д.» в театре Агит-Сатиры.  <br>
 +
И хотя первое упоминание об этих танцах в Бакинской периодике встречается только в 1922 году, существуют доказательства того, что эта  музыка была известна здесь гораздо раньше.
  
В «Бакрабочем» за 27 декабря 1922 года  можно встретить объявление о приёме на курсы «современных салонных танцев – уанстеп, фокстрот и т.д.» в театре Агит-Сатир.  
+
В июле 1927 года в Баку с успехом выступила негритянская певица Коретти Арле-Тиц, певшая в знаменитом  секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, ее музыка преподносилась как «негритянская», а  не «джазовая».  
  
И хотя первое упоминание об этих танцах в Бакинской периодике встречается только в 1922 году, существуют доказательства того, что музыка эта была известна здесь гораздо раньше.<br>
+
Первый в Баку джазовый оркестр был создан в конце 1920-х годов. Под руководством  Михаила  Рольникова этот оркестр играл в ресторанах гостиниц " (Старый) Интурист" и "Старая Европа"Просуществовал оркестр до середины 1950-х годов.
Так в архивах своей бабушки, коренной бакинки Лейлы Ахундовой<ref>из ст. Ф. Бабаевой</ref>, Ф. Бабаева, дочь знаменитого джазиста Рафика Бабаева, обнаружила ноты «Ту-стэп», датированные 1911 годом ("изданiе С.Я.Ямборъ Grand-Prix Римъ"), напечатанные в Москве. Удивление от первой встречи с этими нотами быстро прошло после того, как она стала вчитываться в Бакинскую периодику начала прошлого века, когда стало очевидным, что сюда совершались колоссальные торговые поставки из России и многих стран Европы, в том числе и музыкальной продукции.   
 
  
Уже в 1907 году в газете «Каспий» была помещена реклама «Акционерного общества граммофонъ..» предлагающая бакинцам свой ассортимент «в репертуаре которого 20.000 пластинок на 70 языках мира».<br>  
+
<gallery widths="200" heights="200">
Начиная с того же времени  постоянно встречаются заметки о магазинах нот и музыкальных инструментов.br>
+
Файл:Orkestr-Rolnikov-1929.jpg
А вот как рекламировал себя нотный магазин Наркомпроса в «Бакрабочем» 16 октября 1923: «ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ МОСКВЫ, БЕРЛИНА, ПЕТЕРБУРГА, ПАРИЖА! Везде поют и играют: Фокстроты, Танго, Ту-стэпы, Он-степы, Романсы, Оперетты и пр.»
+
Файл:Orkestr-Rolnikov-2.jpg
+
Файл:Orkestr-Rolnikov-3.jpg
Действительно, Баку начала прошлого века пел, танцевал, играл и был открыт к тому, чтобы услышать и принять новую музыку и новых гастролёров.<br>  
+
</gallery>
В июле 1927 года здесь с успехом выступает негритянская певица Коретти Арле-Тиц. Та самая, что пела в нашумевшем секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, музыка, исполняемая  Арле-Тиц,  преподносилась как «негритянская», но не «джазовая».  
+
''Оркестр под управлением М.М. Рольникова (Баку, 1929г.)''
  
Большая неоднозначность кружилась вокруг термина «джаз», о чём можно было судить и по выдержке из Московского журнала  «Музыкальная культура» (№1, стр. 45), присланного в Бакинскую библиотеку в 1924 году, где в статье «О реакционном и прогрессивном в музыке» вдруг появляется фраза: «Неожиданный успех «опростившегося» Гогена и негритянские ритмы джаз-банда – явления одного порядка, хотя и разной художественной ценности».<br>
 
Большая Неоднозначность, так старательно избегающая «чертовщины», наверняка усматривала в «джазе» больше реакционного, чем прогрессивного, за что и удерживала этот термин от широкой печати  до самого конца 20-х годов.<br>
 
Занавес для «джаза» открылся с приездом оркестров «теа-джаза» (театрализованного джаза) В. Ренского и В.Утёсова. Именно гастроли «теа-джазов» в Баку летом 1930 года и проложили тропу  джазменам 30-х, 40-х, 50-х… по ней и сейчас съезжаются на джазовый огонёк музыканты со всего мира.
 
  
Так и вершилась история джаза здесь, так он и пришёл в Баку , -  закончила бы я эту статью, не попадись мне на глаза книга замечательного исследователя-музыковеда Фиридуна Шушинского «Народные певцы и музыканты Азербайджана». Для своей книги он собирал материалы, исторические хроники в разных странах на протяжении 20-ти лет. И среди этого уникального собрания я вдруг обнаружила  парадоксальное свидетельство того, как «джаз» вышел из Баку… в 20-х годах прошлого века!
+
Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана.<br>
  
ГАСТРОЛИ ВОСТОЧНОГО ДЖАЗ-БАНДА - именно так объявляли афиши Москвы и Ленинграда в мае 1926 года первый на Кавказе «Восточный народный симфонический оркестр» созданный в Баку. Повторюсь ещё раз: это было время большой неоднозначности вокруг термина «джаз». Это было время, когда «психология европейца становилась всё более восприимчивой к культуре внеевропейских народов», - писала В.Конен в «Рождении джаза»,- время, когда «мир повернулся к Востоку» и благодаря этому оказался «способным услышать блюзы и проникнуть в их содержание».<ref>[http://kultura.az/articles.php?item_id=20080616010459052&sec_id=16 Статья Рауфа ФАРХАДОВА "Вся правда о джаз-мугаме?"]</ref>
+
Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра. <br>
 +
Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Московской консерватории и возвращается в Баку. Здесь он, при содействии известного писателя и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который в то время занимал пост начальника Управления по делам искусства при Совете народных комиссаров республики, создает первый в Азербайджане национальный джаз-оркестр.<br>  
  
 +
Оркестр, созданный им,  отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой. <br>
 +
Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза - трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие .
  
Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана.<br>
+
К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным. <br>  
 
+
Началась вторая мировая война.  Весь оркестр  стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Его музыканты  получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время.
В 1940-е годы по инициативе Узеира Гаджибекова группу молодых способных музыкантов направляют на учебу в Московскую консерваторию имени П.Чайковского, в том числе Кара Караева, Ниязи, Дж.Гаджиева, Тофика Кулиева и Закира Багирова. Во время экзамена на дирижерский факультет Тофик Кулиев привлек внимание своей игрой на пианино одного из создателей современной пианистической школы Генриха Нейгауза, который пригласил его в свой класс, где учились такие великие в будущем пианисты, как Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс.
 
 
 
В то время Тофик Кулиев начинает увлекаться джазовой музыкой. Однажды в классе он с одним студентом играл свою джазовую фантазию.<br>
 
Вот как вспоминал эту историю сам Тофик Алекперович:
 
<blockquote>
 
"Вдруг в класс вошел Генрих Густавович с нахмуренным лицом и назначил мне в четверг зайти в его класс. Придя в назначенное время, я ждал нагоняя, здесь уже находились все его студенты. Он велел мне при всех сыграть мою джазовую фантазию. Оказывается, она ему понравилась".
 
</blockquote>
 
  
Когда их направляли на учебу в Москву, то предполагалось, что Наркомпросс ежемесячно будет высылать им степендии. Но через несколько месяцев деньги из Баку перестали поступать, и студентам пришлось думать, как заработать на жизнь. И тут Тофику Алекперовичу помогло его умение играть на пианино.<br> В то время в Москве бурно развивалась музыкально-театральная жизнь. При модной гостинице "Националь" было кафе, где Тофик играл в небольшом оркестре. Это кафе было своеобразным вечерним клубом музыкантов, актеров, поэтов и художников. Тофик, играя на пианино, привлекал внимание исполнением своих сольных номеров, вклинивал в них азербайджанские национальные мелодии, что очень нравилось посетителям.<br>
+
В оркестре Тофика Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. <br>  
Однажды туда зашел известный в то время джазовый пианист, руководитель Всесоюзного джаз-оркестра Александр Цфасман, который сразу же оценил талант Тофика Кулиева и пригласил молодого музыканта в свой оркестр, что считалось очень престижным предложением.
 
<blockquote>
 
"Обычно, когда мы записывали на пластинку, я играл с оркестром всю аккомпанирующую часть. А сольные эпизоды играл сам Цфасман. Но я хорошо запомнил все, его соло. Как-то он опоздал на запись, тогда я спокойно сыграл за него сольный фрагмент. Когда он прибежал в студию и прослушал запись, то радостно обнял меня и сказал, что отныне все сольные фрагменты буду играть я", - рассказывал Т.Кулиев.<ref>[http://www.anl.az/down/medeniyyet2007/noyabr/medeniyyet2007_noyabr_608.htm  Шариф А. Песни моего поколения]</ref></blockquote>
 
  
Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра. Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Москве и возвращается в Баку. Здесь он при содействии известного писателя и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который в то время занимал пост начальника Управления по делам искусства при Совете народных комиссаров республики, создает первый в Азербайджане национальный джаз-оркестр.<br>
+
[[Файл:Parviz Rustambekov-Altaj Musaev.jpg|300px|center]]
 +
::::''Пярвиз Рустамбеков и Алтай Мусаев''
  
Оркестр, созданный им, значительно отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой. Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза. Трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие - все они воспитанники школы джаза Тофика Кулиева.
+
В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами:  восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку.<br>
 +
Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами.  В 1949 году  его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован  "как антисоветская и проамерикански настроенная личность",  а в декабре  1949 года  его  уже не было в живых…
  
К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным. Прошло не так много времени, как самая страшная трагедия ХХ столетия обрушилась с разрушительной силой.
+
Однако  традиция, заложенная Пиро,  продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд.<ref>См. статью "[[Бакинские джазмены 1950ых - 1980ых г.г.]]"</ref>
Началась вторая мировая война, во время которой раскрылись самые лучшие качества музыкантов, их преданность Родине, бесстрашие и отвага. Весь оркестр как один был на фронте и стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Музыканты оркестра получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время.
 
  
В оркестре Тофик Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку.<br>  
+
Конец 1950-ых – 1960-ые годы -  остались в истории бакинского джаза, как годы подъема  и  создания  целого ряда джазовых коллективов. <br> 
Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. Судьба отпустила Пярвизу слишком мало: в 1949 году он его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а уже в декабре того же, 1949 года, его не было в живых…
+
«Центром  джазовой жизни были студенческие вечера в АЗИИ, на которых собирался весь цвет бакинского джаза.  Каждый год  в один из весенних вечеров в актовом зале Азербайджанского интститута нефти и химии выступали джазовые коллективы Баку... Преимущественно играли свинг, диксиленд ... <br>
 +
Мелодия из знаменитого американского фильма «Серенада Солнечной долины» была гимном азербайджанских  джазменов. Каждый концерт начинался и заканчивался произведениями Гленна Миллера...» <ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru  сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az]</ref>
  
Но традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд.<ref>См. статью "[[Бакинские джазмены 1950ых - 1970ых г.г.]]"</ref>
+
Бакинский джаз продолжал жить в фойе бакинских кинотеатров – «Назами», «Араз», «Азербайджан» и др. Перед началом киносеансов оркестры играли джаз для зрителей, которые могли не только слушать полюбившуюся музыку, но и танцевать под нее. В «Низами» выступала запомнившаяся многим бакинцам певица Девис, в «Азербайджане» оркестр Рауфа Гаджиева...
  
Весь бывший Союз хорошо знал вокальный квартет "Гая", в котором собрались молодые ребята, впитавшие джаз с младых ногтей.  
+
[[Файл:Jazz-kino Nizami.jpg|400px|center]]
 +
::::''Перед сеансом в кинотеатре "Низами" - певица Девис''.
  
Но известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.<br>
+
В 1967г. в «Зеленом театре» проходил первый фестиваль джаза, на котором выступали квартет Рафика Бабаева, сборный оркестр кинотеатров и группа Арзу Гусейнова.
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза.<br>
 
  
<blockquote>
+
В 1968 г.  фестиваль джаза проходил во Дворце  ручных игр на бульваре. На этом фестивале в дополнение к коллективам прошлого года выступило трио Вагифа Мустафазаде с Т. Джафпровым и Н. Адиляровым. Приехали и музыканты из других городов СССР.
Джаз – это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично – но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И всё потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами.
 
Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры – невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе всё точно так же – в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твоё мироощущение интересно для слушателя.<ref>из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005)
 
</ref></blockquote>
 
  
Это был 1967 год - именно в это время и начинались первые эксперименты в области слияния западной музыкальной культуры с восточной, начатые великими Иегуди Менухином и Рави Шанкаром. Но в джазе одни из первых примеров сочетания Востока и Запада были продемонстрированы Вагифом и Рафиком Бабаевым именно в Таллинне, в 1967 году - почти одновременно с Джоном Колтрейном.
+
В 1969г. в «Зеленом театре» прошел 3-1 фестиваль джазовой музыки, на котором выступали музыканты не только из Баку (группы Вагифа Мустафазаде, Рафика Бабаева, квартет «Гая» и др), но и из других республик. Именно этот фестиваль принес большую известность бакинским музыкантам, после него их стали часто приглашать на гастроли в др. города СССР.
  
Они были разными - Рафик и Вагиф. Если музыка в исполнении Рафика Бабаева была ближе к европейской - но была окрашена цветами азербайджанских гармоний, то музыка Вагифа брала начало в корнях - в мугаме.<br>
+
Джазовая жизнь стала из фойе кинотеатров перемещаться в ресторанные залы. Самым фешенебельным тогда считался ресторан «Дружба» в парке им. Кирова, в котором выступал оркестр под  управлением Владимира (Вовы) Владимирова. <br>
Они были одинаковыми - безмерно талантливыми и требовательными к себе… И оба одинаково безвременно ушли из жизни: Рафик Бабаев погиб в результате теракта в бакинском метро 19 марта 1994 года, а Вагиф в возрасте 39 лет умер практически на сцене, от инфаркта.  
+
: Об этом ресторане знали музыканты из разных стран, которые давали концерты в Баку. После выступления они часто ехали в "Дружбу". И нередко там проходили, так сказать, стихийные джем-сейшны<ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru  сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az] </ref>
  
 +
[[Файл:Orkestr-restoran Druzhba.jpg|350px|center]]
 +
::::''Оркестр ресторана "Дружба" (1962)''
  
 +
Однако  известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.<br>
 +
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач  "Час джаза" "вражеской"  радиостанции "Голос Америки"  Уиллис Коновер.  "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза<ref> из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005) </ref>.
  
 +
В 1970-е и в начале 1980-х годов прошли фестивали "Золотая осень",  "Баку-83", посвященный памяти В.Мустафазаде и, пожалуй, самый знаменитый фестиваль тех лет  «Баку-87».
  
По материалам статьей ''Фаризы Бабаевой'' и ''Ровшана Сананоглу''
 
  
 +
<blockquote>
 +
Джаз – это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично – но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И всё потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами. <br>
 +
Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры – невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе всё точно так же – в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твоё мироощущение интересно для слушателя.<ref>из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005)
 +
</ref></blockquote>
  
  
Строка 98: Строка 103:
  
  
Источник:<br>  
+
Источники:<br>
 +
Статья Джейхуна  Наджафова «NEW ORLEAN НА КАСПИИ»  на сайте [http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru интернет-журнала  jazz dunyasi]<br>
 +
http://www.jazz.az Джаз в Азербайджане<br>
 +
статьи Ф. Бабаевой  на различных сайтах, на некоторые из которых, к сожалению, уже нет ссылок.<br>
 
[http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20100126115808127&sec_id=11 Kultura.Az]<br>
 
[http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20100126115808127&sec_id=11 Kultura.Az]<br>
 
[http://azpressa.com/?news_id=410 azpressa.com]
 
[http://azpressa.com/?news_id=410 azpressa.com]
  
  
[[Category:Музыка]][[Категория:В работе (5)]]
+
 
 +
 
 +
[[Category:Музыка]]

Версия 19:29, 20 мая 2012

Джаз в Баку[править]

Зародившись в конце ХIХ – начале ХХ веков в США это музыкальное направление, безымянное поначалу, получило свое название – джаз - только в 1915г. от одной из газет Лос-Анжелеса. Оркестр Тома Брауна, выступавший в Чикаго, решил назвать себя этим именем. Его подхватили другие исполнительские коллективы, став «джаз-оркестрами», «джаз-ансамблями» и «джаз-бандами».[1]


16 октября 1923 нотный магазин Наркомпроса в «Бакрабочем»[2] дал объявление:

«ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ МОСКВЫ, БЕРЛИНА, ПЕТЕРБУРГА, ПАРИЖА! Везде поют и играют: Фокстроты, Танго, Ту-стэпы, Он-степы, Романсы, Оперетты и пр.»

Действительно, Баку начала ХХ века пел, танцевал, играл и был открыт к тому, чтобы услышать и принять новую музыку и новых гастролёров.

В газете «Бакрабочий» за 20 июня 1922 года была опубликована афиша театра CHAT SAVAGE (Дикая кошка), который располагался на Молоканской 18. Афиша предлагала бакинцам вечерний спектакль, где будет исполняться «негитосский скетч» - "Чёрная Бетси".
Можно предположить, что 1922 г. стал для Баку годом проникновения «черноты» – негритянских ритмов, мелодий и танцев.
Именно тогда в цирке гастролируют американские "мраморные люди", танцуют танец модерн, в кинотеатре «Эдисон» показывается первый американский боевик «Тайны Нью-Йорка»; помимо театра CHAT SAVAGE, который удивляет бакинскую публику заграничными "новинками", открывается и новое кабаре "Чёртова перечница" .

Про «Перечницу» 15 августа 1922 г. в «Бакрабочем» сочиняют стишок:

Непонятная причина
непонятный адский спорт
что ни день, то чертовщина,
что ни день, то новый чёрт
в кино черти, в Кошке «черти»
черти здесь и черти там
ах, как хочется до смерти
всех чертей послать к чертям.


С «чертями» действительно, боролись, и об этом можно было судить по тому, как быстро исчезали скетчи из концертных репертуаров. Но американская музыка продолжала приходить вместе с кино.

К началу 20-х годов в Баку функционировало 9 кинотеатров, которые наперебой показывали американские фильмы – популярность их была невероятна среди Бакинской публики. Именно в это время молодёжь увлекается фокстротами, уан-степами, ту-степами.
В «Бакрабочем» за 27 декабря 1922 года было опубликовано объявление о приёме на курсы «современных салонных танцев – уанстеп, фокстрот и т.д.» в театре Агит-Сатиры.
И хотя первое упоминание об этих танцах в Бакинской периодике встречается только в 1922 году, существуют доказательства того, что эта музыка была известна здесь гораздо раньше.

В июле 1927 года в Баку с успехом выступила негритянская певица Коретти Арле-Тиц, певшая в знаменитом секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, ее музыка преподносилась как «негритянская», а не «джазовая».

Первый в Баку джазовый оркестр был создан в конце 1920-х годов. Под руководством Михаила Рольникова этот оркестр играл в ресторанах гостиниц " (Старый) Интурист" и "Старая Европа". Просуществовал оркестр до середины 1950-х годов.

Оркестр под управлением М.М. Рольникова (Баку, 1929г.)


Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана.

Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра.
Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Московской консерватории и возвращается в Баку. Здесь он, при содействии известного писателя и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который в то время занимал пост начальника Управления по делам искусства при Совете народных комиссаров республики, создает первый в Азербайджане национальный джаз-оркестр.

Оркестр, созданный им, отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой.
Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза - трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие .

К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным.
Началась вторая мировая война. Весь оркестр стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Его музыканты получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время.

В оркестре Тофика Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков.

Parviz Rustambekov-Altaj Musaev.jpg
Пярвиз Рустамбеков и Алтай Мусаев

В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку.
Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. В 1949 году его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а в декабре 1949 года его уже не было в живых…

Однако традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд.[3]

Конец 1950-ых – 1960-ые годы - остались в истории бакинского джаза, как годы подъема и создания целого ряда джазовых коллективов.
«Центром джазовой жизни были студенческие вечера в АЗИИ, на которых собирался весь цвет бакинского джаза. Каждый год в один из весенних вечеров в актовом зале Азербайджанского интститута нефти и химии выступали джазовые коллективы Баку... Преимущественно играли свинг, диксиленд ...
Мелодия из знаменитого американского фильма «Серенада Солнечной долины» была гимном азербайджанских джазменов. Каждый концерт начинался и заканчивался произведениями Гленна Миллера...» [4]

Бакинский джаз продолжал жить в фойе бакинских кинотеатров – «Назами», «Араз», «Азербайджан» и др. Перед началом киносеансов оркестры играли джаз для зрителей, которые могли не только слушать полюбившуюся музыку, но и танцевать под нее. В «Низами» выступала запомнившаяся многим бакинцам певица Девис, в «Азербайджане» оркестр Рауфа Гаджиева...

Jazz-kino Nizami.jpg
Перед сеансом в кинотеатре "Низами" - певица Девис.

В 1967г. в «Зеленом театре» проходил первый фестиваль джаза, на котором выступали квартет Рафика Бабаева, сборный оркестр кинотеатров и группа Арзу Гусейнова.

В 1968 г. фестиваль джаза проходил во Дворце ручных игр на бульваре. На этом фестивале в дополнение к коллективам прошлого года выступило трио Вагифа Мустафазаде с Т. Джафпровым и Н. Адиляровым. Приехали и музыканты из других городов СССР.

В 1969г. в «Зеленом театре» прошел 3-1 фестиваль джазовой музыки, на котором выступали музыканты не только из Баку (группы Вагифа Мустафазаде, Рафика Бабаева, квартет «Гая» и др), но и из других республик. Именно этот фестиваль принес большую известность бакинским музыкантам, после него их стали часто приглашать на гастроли в др. города СССР.

Джазовая жизнь стала из фойе кинотеатров перемещаться в ресторанные залы. Самым фешенебельным тогда считался ресторан «Дружба» в парке им. Кирова, в котором выступал оркестр под управлением Владимира (Вовы) Владимирова.

Об этом ресторане знали музыканты из разных стран, которые давали концерты в Баку. После выступления они часто ехали в "Дружбу". И нередко там проходили, так сказать, стихийные джем-сейшны[5]
Orkestr-restoran Druzhba.jpg
Оркестр ресторана "Дружба" (1962)

Однако известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза[6].

В 1970-е и в начале 1980-х годов прошли фестивали "Золотая осень", "Баку-83", посвященный памяти В.Мустафазаде и, пожалуй, самый знаменитый фестиваль тех лет «Баку-87».


Джаз – это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично – но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И всё потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами.

Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры – невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе всё точно так же – в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твоё мироощущение интересно для слушателя.[7]


Примечание:

  1. Н.Ямской «Весь тот джаз» в газете «Совершенно секретно»
  2. Эти и некоторые другие сведения о развитии джазового искусства в Баку базируются на статьях музыковеда Фаризы Бабаевой , дочери знаменитого джазиста Рафика Бабаева
  3. См. статью "Бакинские джазмены 1950ых - 1980ых г.г."
  4. сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az
  5. сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az
  6. из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005)
  7. из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005)


Источники:
Статья Джейхуна Наджафова «NEW ORLEAN НА КАСПИИ» на сайте интернет-журнала jazz dunyasi
http://www.jazz.az Джаз в Азербайджане
статьи Ф. Бабаевой на различных сайтах, на некоторые из которых, к сожалению, уже нет ссылок.
Kultura.Az
azpressa.com

comments powered by Disqus