Jonka (обсуждение | вклад) |
Jonka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
В июле 1927 года в Баку с успехом выступила негритянская певица Коретти Арле-Тиц, певшая в знаменитом секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, ее музыка преподносилась как «негритянская», а не «джазовая». | В июле 1927 года в Баку с успехом выступила негритянская певица Коретти Арле-Тиц, певшая в знаменитом секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, ее музыка преподносилась как «негритянская», а не «джазовая». | ||
− | Первый в Баку джазовый оркестр был создан в конце 1920-х годов. Под руководством Михаила Рольникова этот оркестр играл в ресторанах гостиниц " (Старый) Интурист" и "Старая Европа". Просуществовал оркестр до середины 1950-х годов. | + | Первый в Баку джазовый оркестр был создан в конце 1920-х годов. Под руководством Михаила Рольникова этот оркестр играл в ресторанах гостиниц " (Старый) Интурист" и "Старая Европа". Просуществовал оркестр до середины 1950-х годов<ref>По воспоминаниям внука М. Рольникова</ref>. |
<gallery widths="200" heights="200"> | <gallery widths="200" heights="200"> | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
− | Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана.<br> | + | Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист [[Тофик Кулиев]] стал работать в оркестре Александра Цфасмана.<br> |
Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра. <br> | Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра. <br> | ||
− | Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Московской консерватории | + | Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Московской консерватории и возвращается в Баку. Здесь он вместе с другим корифеем азербайджанской музыки - маэстро Ниязи - при содействии известного писателя и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который в то время занимал пост начальника Управления по делам искусства при Совете народных комиссаров республики, создает первый в Азербайджане национальный джаз-оркестр.<br> |
− | + | Оркестр, созданный им, отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой.<br> | |
− | Оркестр, созданный им, | + | Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза - трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие.<br> |
− | Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза - трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие . | + | К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным.<br> |
− | + | Началась вторая мировая война. Весь оркестр стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Его музыканты получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время. | |
− | К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным. <br> | ||
− | Началась вторая мировая война. | ||
В оркестре Тофика Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. <br> | В оркестре Тофика Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. <br> | ||
Строка 63: | Строка 61: | ||
Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. В 1949 году его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а в декабре 1949 года его уже не было в живых… | Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. В 1949 году его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а в декабре 1949 года его уже не было в живых… | ||
− | Однако традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд. | + | Однако традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд. |
Конец 1950-ых – 1960-ые годы - остались в истории бакинского джаза, как годы подъема и создания целого ряда джазовых коллективов. <br> | Конец 1950-ых – 1960-ые годы - остались в истории бакинского джаза, как годы подъема и создания целого ряда джазовых коллективов. <br> | ||
Строка 69: | Строка 67: | ||
Мелодия из знаменитого американского фильма «Серенада Солнечной долины» была гимном азербайджанских джазменов. Каждый концерт начинался и заканчивался произведениями Гленна Миллера...» <ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az]</ref> | Мелодия из знаменитого американского фильма «Серенада Солнечной долины» была гимном азербайджанских джазменов. Каждый концерт начинался и заканчивался произведениями Гленна Миллера...» <ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az]</ref> | ||
− | Бакинский джаз продолжал жить в фойе бакинских кинотеатров – «Назами», «Араз», «Азербайджан» и др. Перед началом киносеансов оркестры играли джаз для зрителей, которые могли не только слушать полюбившуюся музыку, но и танцевать под нее. В «Низами» выступала запомнившаяся многим бакинцам певица Девис, в «Азербайджане» оркестр Рауфа Гаджиева... | + | Бакинский джаз продолжал жить в фойе бакинских кинотеатров – «Назами», «Араз», «Азербайджан» и др. Перед началом киносеансов оркестры играли джаз для зрителей, которые могли не только слушать полюбившуюся музыку, но и танцевать под нее. В «Низами» выступала запомнившаяся многим бакинцам певица Девис, в «Азербайджане» оркестр [[Рауфа Гаджиева]]... |
[[Файл:Jazz-kino Nizami.jpg|400px|center]] | [[Файл:Jazz-kino Nizami.jpg|400px|center]] | ||
::::''Перед сеансом в кинотеатре "Низами" - певица Девис''. | ::::''Перед сеансом в кинотеатре "Низами" - певица Девис''. | ||
− | В 1967г. в «Зеленом театре» проходил первый фестиваль джаза, на котором выступали квартет Рафика Бабаева, сборный оркестр кинотеатров и группа Арзу Гусейнова. | + | В 1967г. в «Зеленом театре» проходил первый фестиваль джаза, на котором выступали квартет Рафика Бабаева, сборный оркестр кинотеатров и группа [[Арзу Гусейнова]]. |
− | В 1968 г. фестиваль джаза проходил во Дворце ручных игр на бульваре. | + | В 1968 г. фестиваль джаза проходил во Дворце ручных игр на бульваре. На этом фестивале в дополнение к коллективам прошлого года выступило трио Вагифа Мустафазаде с Т. Джафпровым и Н. Адиляровым. Приехали и музыканты из других городов СССР. |
− | В 1969г. в «Зеленом театре» прошел 3- | + | В 1969г. в «Зеленом театре» прошел 3-й фестиваль джазовой и рок-музыки, на котором выступали музыканты не только из Баку (группы Вагифа Мустафазаде, Рафика Бабаева, квартет «Гая» и др), но и из других республик (группа "МЕНУЭТ" из Прибалтики). Именно этот фестиваль принес большую известность бакинским музыкантам, после него их стали часто приглашать на гастроли в др. города СССР. |
− | Джазовая жизнь стала из фойе кинотеатров перемещаться в ресторанные залы. Самым фешенебельным тогда считался ресторан «Дружба» в парке им. Кирова, в котором выступал оркестр под управлением Владимира | + | Джазовая жизнь стала из фойе кинотеатров перемещаться в ресторанные залы. Самым фешенебельным тогда считался ресторан «Дружба» в парке им. Кирова, в котором выступал оркестр под управлением [[Владимира Владимирова]]. <br> |
: Об этом ресторане знали музыканты из разных стран, которые давали концерты в Баку. После выступления они часто ехали в "Дружбу". И нередко там проходили, так сказать, стихийные джем-сейшны<ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az] </ref> | : Об этом ресторане знали музыканты из разных стран, которые давали концерты в Баку. После выступления они часто ехали в "Дружбу". И нередко там проходили, так сказать, стихийные джем-сейшны<ref>[http://jazzdunyasi.jazz.az/content/view/144/55/lang,ru сайт интернет-журнала jazzdunyasi.jazz.az] </ref> | ||
Строка 86: | Строка 84: | ||
::::''Оркестр ресторана "Дружба" (1962)'' | ::::''Оркестр ресторана "Дружба" (1962)'' | ||
− | Однако известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.<br> | + | Однако известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов [[Бабаев Рафик - музыкант, композитор|Рафика Бабаева]] и [http://www.jazz.ru/mag/69/reading.htm Вагифа Мустафазаде].<br> |
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза<ref> из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005) </ref>. | Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза<ref> из ст. Ровшана Сананоглу "Импровизация на заданную тему" ("Известия", 29.09.2005) </ref>. | ||
Зародившись в конце ХIХ – начале ХХ веков в США это музыкальное направление, безымянное поначалу, получило свое название – джаз - только в 1915г. от одной из газет Лос-Анжелеса. Оркестр Тома Брауна, выступавший в Чикаго, решил назвать себя этим именем. Его подхватили другие исполнительские коллективы, став «джаз-оркестрами», «джаз-ансамблями» и «джаз-бандами».[1]
16 октября 1923 нотный магазин Наркомпроса в «Бакрабочем»[2] дал объявление:
Действительно, Баку начала ХХ века пел, танцевал, играл и был открыт к тому, чтобы услышать и принять новую музыку и новых гастролёров.
В газете «Бакрабочий» за 20 июня 1922 года была опубликована афиша театра CHAT SAVAGE (Дикая кошка), который располагался на Молоканской 18. Афиша предлагала бакинцам вечерний спектакль, где будет исполняться «негитосский скетч» - "Чёрная Бетси".
Можно предположить, что 1922 г. стал для Баку годом проникновения «черноты» – негритянских ритмов, мелодий и танцев.
Именно тогда в цирке гастролируют американские "мраморные люди", танцуют танец модерн, в кинотеатре «Эдисон» показывается первый американский боевик «Тайны Нью-Йорка»; помимо театра CHAT SAVAGE, который удивляет бакинскую публику заграничными "новинками", открывается и новое кабаре "Чёртова перечница" .
Про «Перечницу» 15 августа 1922 г. в «Бакрабочем» сочиняют стишок:
Непонятная причина
непонятный адский спорт
что ни день, то чертовщина,
что ни день, то новый чёрт
в кино черти, в Кошке «черти»
черти здесь и черти там
ах, как хочется до смерти
всех чертей послать к чертям.
С «чертями» действительно, боролись, и об этом можно было судить по тому, как быстро исчезали скетчи из концертных репертуаров. Но американская музыка продолжала приходить вместе с кино.
К началу 20-х годов в Баку функционировало 9 кинотеатров, которые наперебой показывали американские фильмы – популярность их была невероятна среди Бакинской публики. Именно в это время молодёжь увлекается фокстротами, уан-степами, ту-степами.
В «Бакрабочем» за 27 декабря 1922 года было опубликовано объявление о приёме на курсы «современных салонных танцев – уанстеп, фокстрот и т.д.» в театре Агит-Сатиры.
И хотя первое упоминание об этих танцах в Бакинской периодике встречается только в 1922 году, существуют доказательства того, что эта музыка была известна здесь гораздо раньше.
В июле 1927 года в Баку с успехом выступила негритянская певица Коретти Арле-Тиц, певшая в знаменитом секстете "Джазовые короли" Фрэнка Уитерса с Сиднеем Беше, во время их гастролей в СССР. Однако, ее музыка преподносилась как «негритянская», а не «джазовая».
Первый в Баку джазовый оркестр был создан в конце 1920-х годов. Под руководством Михаила Рольникова этот оркестр играл в ресторанах гостиниц " (Старый) Интурист" и "Старая Европа". Просуществовал оркестр до середины 1950-х годов[3].
Оркестр под управлением М.М. Рольникова (контрабас), Баку, 1929г.
Азербайджанский джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана.
Во время работы у Цфасмана в душе Тофика Кулиева зародилась мечта о создании национального джаз-оркестра.
Загоревшись этой мыслью, он временно оставляет учебу в Московской консерватории и возвращается в Баку. Здесь он вместе с другим корифеем азербайджанской музыки - маэстро Ниязи - при содействии известного писателя и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который в то время занимал пост начальника Управления по делам искусства при Совете народных комиссаров республики, создает первый в Азербайджане национальный джаз-оркестр.
Оркестр, созданный им, отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой.
Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза - трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие.
К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным.
Началась вторая мировая война. Весь оркестр стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Его музыканты получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время.
В оркестре Тофика Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков.
В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку.
Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. В 1949 году его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а в декабре 1949 года его уже не было в живых…
Однако традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд.
Конец 1950-ых – 1960-ые годы - остались в истории бакинского джаза, как годы подъема и создания целого ряда джазовых коллективов.
«Центром джазовой жизни были студенческие вечера в АЗИИ, на которых собирался весь цвет бакинского джаза. Каждый год в один из весенних вечеров в актовом зале Азербайджанского интститута нефти и химии выступали джазовые коллективы Баку... Преимущественно играли свинг, диксиленд ...
Мелодия из знаменитого американского фильма «Серенада Солнечной долины» была гимном азербайджанских джазменов. Каждый концерт начинался и заканчивался произведениями Гленна Миллера...» [4]
Бакинский джаз продолжал жить в фойе бакинских кинотеатров – «Назами», «Араз», «Азербайджан» и др. Перед началом киносеансов оркестры играли джаз для зрителей, которые могли не только слушать полюбившуюся музыку, но и танцевать под нее. В «Низами» выступала запомнившаяся многим бакинцам певица Девис, в «Азербайджане» оркестр Рауфа Гаджиева...
В 1967г. в «Зеленом театре» проходил первый фестиваль джаза, на котором выступали квартет Рафика Бабаева, сборный оркестр кинотеатров и группа Арзу Гусейнова.
В 1968 г. фестиваль джаза проходил во Дворце ручных игр на бульваре. На этом фестивале в дополнение к коллективам прошлого года выступило трио Вагифа Мустафазаде с Т. Джафпровым и Н. Адиляровым. Приехали и музыканты из других городов СССР.
В 1969г. в «Зеленом театре» прошел 3-й фестиваль джазовой и рок-музыки, на котором выступали музыканты не только из Баку (группы Вагифа Мустафазаде, Рафика Бабаева, квартет «Гая» и др), но и из других республик (группа "МЕНУЭТ" из Прибалтики). Именно этот фестиваль принес большую известность бакинским музыкантам, после него их стали часто приглашать на гастроли в др. города СССР.
Джазовая жизнь стала из фойе кинотеатров перемещаться в ресторанные залы. Самым фешенебельным тогда считался ресторан «Дружба» в парке им. Кирова, в котором выступал оркестр под управлением Владимира Владимирова.
Однако известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза[6].
В 1970-е и в начале 1980-х годов прошли фестивали "Золотая осень", "Баку-83", посвященный памяти В.Мустафазаде и, пожалуй, самый знаменитый фестиваль тех лет «Баку-87».
Джаз – это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично – но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И всё потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами.
Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры – невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе всё точно так же – в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твоё мироощущение интересно для слушателя.[7]
Читайте и смотрите также статью Бакинские джазмены 1950ых - 1980ых годов (с фотоальбомом)
Примечание:
Источники:
Статья Джейхуна Наджафова «NEW ORLEAN НА КАСПИИ» на сайте интернет-журнала jazz dunyasi
http://www.jazz.az Джаз в Азербайджане
статьи Ф. Бабаевой на различных сайтах, на некоторые из которых, к сожалению, уже нет ссылок.
Kultura.Az
azpressa.com