Метка: замена
 
Строка 1: Строка 1:
== Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов ==
+
см. [[Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов]]
 
 
[[Файл:Souzgornyakov.JPG|800px|center]]
 
Трехэтажное здание по Молоканской улице, 37<ref>Впоследствии, после проведенной перенумерации домов в Баку в 1932 г., номер дома стал 27.</ref> (ныне ул. Хагани) построено в начале ХХ века и принадлежало местному миллионеру Рубену Лалаеву. Эклектика. Четырехколонный классический портик, украшенный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.
 
 
 
В 1920 году специальным декретом Азревкома, подписанным его председателем Нариманом Наримановым, это здание и два соседних, принадлежавшие Амбарцуму и Томасу Меликовым, были национализированы.<br><br>
 
С 1924 г. в здании располагался Азербайджанский отдел Союза горнорабочих СССР (впоследствии Азер. ЦП Союза горнорабочих СССР), называемый в просторечии Союзом горняков. <br><br>
 
Фасад здания был дополнен скульптурами, выполненными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов). Эрьзя - одно из самоназваний мордвы. Его называли "русским Роденом". Жил в эмиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середины 1923 г.
 
 
 
В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) он открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С. Есениным.
 
 
 
В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.
 
 
 
Нижняя - олицетворение силы и разума: "Кузнец " и "Молотобоец". Средняя - процесс производства: "Тартальщик" и "Бурильщики". Верхняя - пролетарское единство народов: двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее.<br>
 
Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки, а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.<br> 
 
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтяникам-труженикам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
 
 
 
В период работы в Баку С.Д. Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."<br> 
 
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Э рьзя уезжает из Баку навсегда.<br> 
 
 
 
Архитектор Вартан Степанович Саркисов - выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I (С-Пб.), также оставил в Баку памятники архитектуры.<br>
 
В одном из них разместился Союз писателей республики. Это здание, как и соседнее по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту.
 
Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской.
 
В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.
 
 
 
----<br>
 
<references/>
 

Текущая версия на 19:08, 26 июля 2021

comments powered by Disqus