м (Защищена страница «Дом пионеров» ([edit=sysop] (бессрочно) [move=sysop] (бессрочно)))
Строка 1: Строка 1:
[[Категория:Улицы и дома]]
 
 
[[Категория:Здания]]
 
[[Категория:Здания]]
  

Версия 16:04, 27 сентября 2009


Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову.

Эклектика. Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.

С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов) 1876-1959гг. Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середине 1923 г.

В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.

В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.

Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец" . Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики" и верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика , одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.

В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."

Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.

comments powered by Disqus