м (Защищена страница «Дом пионеров» ([edit=sysop] (бессрочно) [move=sysop] (бессрочно)))
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Категория:Улицы и дома]]
 
 
[[Категория:Здания]]
 
[[Категория:Здания]]
  
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым,  принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову.  
+
== Дом пионеров - Союз горнорабочих Азербайджана==
 +
[[Файл:Souzgornyakov.JPG|400px|center]]
  
Эклектика. Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
+
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру [[Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"|Тиграну Меликову]].  
  
С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов) 1876-1959гг.
+
Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середине 1923 г.  
 
  
В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.  
+
С 1922 г. принадлежало Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Тогда фасад был дополнен скульптурами выполнеными [[Эрьзя Степан - скульптор|Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов]] (1876-1959гг).
 +
<ref>Эрьзя называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку в середине 1923 г. В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.</ref>
  
В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
+
В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
  
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец" . Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики" и верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика , одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.  
+
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".<br>Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".<br>Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.<br>Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.
  
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."  
+
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.<br>
 +
 +
Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
 +
 
 +
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.<br>
 +
::"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть, - говорил он, - умереть в сознании исполненного перед революцией долга."  
  
 
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.
 
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.
 +
===Вспоминает Рафик Аскеров===
 +
Наш кружок - Автомодельный. Напротив был Судомодельный. Далее по коридору Радио кружок и ещё далее Авиомодельный. Прекрасное детство. Многому там учили, что в жизни сегодня пригодилось. Стали мастеровыми, правильно сами работали с инструментами и почти на всех станках.
 +
 +
--[[Участник:I am|I am]] 00:32, 1 июня 2011 (CEST)
 +
 +
== Фотоальбом ==
 +
<gallery widths="300" heights="250">
 +
Файл:Sad 26 Dom pionerov.JPG
 +
Файл:Dom pionerov.jpg
 +
Файл:Baku Miner Union pion house.jpg|Баку. Союз горнорабочих
 +
Файл:Baku pioner house.jpg|В скульптурной мастерской Центрального дома пионеров
 +
Файл:Pioneer house 1965.jpg|Дворец пионеров и школьников им.Ю.Гагарина. Автомодельный кружок - Виталик Давыдов, в центре Рафик Аскеров, Андрей...1965г. (фото от Рафика Аскерова)
 +
</gallery>
 +
 +
Примечание:
 +
<references/>
 +
--[[Участник:I am|I am]] 00:27, 1 июня 2011 (CEST)

Версия 15:36, 12 февраля 2019


Дом пионеров - Союз горнорабочих Азербайджана[править]

Souzgornyakov.JPG

Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым, принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову.

Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.

С 1922 г. принадлежало Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Тогда фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов (1876-1959гг). [1]

В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.

Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".
Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".
Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.
Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.

Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.

Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.

В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.

"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть, - говорил он, - умереть в сознании исполненного перед революцией долга."

Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.

Вспоминает Рафик Аскеров[править]

Наш кружок - Автомодельный. Напротив был Судомодельный. Далее по коридору Радио кружок и ещё далее Авиомодельный. Прекрасное детство. Многому там учили, что в жизни сегодня пригодилось. Стали мастеровыми, правильно сами работали с инструментами и почти на всех станках.

--I am 00:32, 1 июня 2011 (CEST)

Фотоальбом[править]

Примечание:

  1. Эрьзя называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку в середине 1923 г. В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.

--I am 00:27, 1 июня 2011 (CEST)

comments powered by Disqus