Егорова Лидия Николаевна – учитель музыки, известный методист, преподаватель Азербайджанской консерватории
[править]

В тех немногих публикациях, где упоминается вскользь Лидия Николаевна, ее имя сопровождается эпитетами: известный, выдающийся, замечательный педагог, лучший учитель музыки Азербайджана и Советского Cоюза.

Но неизвестно ничего: ни годы рождения и смерти, где и у кого училась, в какой семье росла. И все таки хочется сохранить память о человеке, которого так тепло вспоминают ее ученики.

Вспоминает Дина Гусейнова:

Удивлена, что так мало сведений о Егоровой! Ведь она прожила в Баку долгую жизнь. Я помню хорошо ее внешность - полная, с благородной осанкой. Меня к ней привел папа, когда я уже была в 3-ем классе. Я с ней занималась всего два года, но когда мы переехали в Одессу, то меня там взяли в музшколу сразу в 5-ый класс. Но не потому, что я была талант, а потому, что этим талантом была Егорова.
За два года Лидия Николаевна обучила меня так, что мне хватило этой базы на многие годы. Больше такого учителя у меня не было. Егорова научила меня читать с листа, чего никто не делал тогда в советских музшколах. И главное - она научила меня любить фортепьяно, любить сам звук, слушать его долготу, а не просто играть ноты. После вынужденного ухода от Лидии Николаевны меня потом долго терзала вереница бездарных учителей музыки в разных городах...
А Егорова была необыкновенным учителем, очень строгая и требовательная. У нее была собственная, созданная ею самой система, которая закладывала фундамент на все дальнейшее обучение.
Входила я в ее обитель в страхе и волнении, но потом что-то происходило, и я как под гипнозом делала все, что она велела, и результат был. Поразительно, что после всех многочисленных школ и учителей, стертых в моей памяти годами, я до сих пор помню Егорову и даже ее голос - строгий и настойчивый. Моя мама сидела на уроке в благоговейном страхе и боялась ее не меньше меня. Но с каждым уроком я играла все больше вещей и стремительно перелистывала страницы сборника, написанного самой Егоровой.
Я также помню, что через несколько лет я по семейным обстоятельствам вновь оказалась в Баку в июне, и родители попросили Рауфа Атакишиева помочь мне с "Токаттой" Хачатуряна. Его бесценные уроки я тоже помню, и немудрено - он был блестящим учеником Лидии Николаевны и продолжал традиции, заложенные ею. Егорова буквально строила тот самый фундамент, на котором держалось все последующее.
После Егоровой я училась во многих школах, включая консерваторские десятилетки, но такого педагога на моем ученическом пути больше не встретилось. Безусловно, мое обучение нельзя назвать традиционным, потому что из-за переездов меня бросали из одного класса в другой, то выше, то ниже, калечили как могли, пока я не повзрослела и сама не осознала, что пора положить этому "обучению" конец.
Окончив в конце концов музшколу, я вернулась к музыке уже только в университете - брала факультатив по фортепьяно. И мне всегда казалось, что такая долгая, и порой безответная любовь к этому инструменту осталась у меня из-за моей первой учительницы - Егоровой. Как жаль, что я не помню ее метода, но зато помню, что после начальных "Бирюлек" Майкапара и Гедике, она мне давала разбирать все, что я хотела, включая сонаты Гайдна. Такого не делал больше ни один педагог.
Я думаю, что именно Лидия Николаевна "повинна" в том, что даже уже после того, как я достигла того возраста, в котором подводят жизненные итоги, и прожив жизнь с совершенно другой профессией, я продолжаю страстно любить фортепьяно, и не только трепетно слушать его, но и играть на нем почти ежедневно.
Спасибо Лидии Николаевне за такой подарок. Светлая ей память.


Вспоминает Наталья Калистратова:

Бабушку моей хорошей подруги детства звали Лидия Николаевна Егорова. Тем, кто занимался музыкой (фортепьяно), это имя должно ГОВОРИТЬ О МНОГОМ. Лидия Николаевна - один из лучших педагогов-пианистов не только в Азербайджане.
Можно вспомнить ее сборник для начинающих - знаменитый в Союзе УЧЕБНИК "Егорова - Сирович", который я до сих пор помню. Я думаю, что БАКУ МОЖЕТ гордиться ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Лидия Николаевна - это для меня очень "трепетная" тема. Немного соберусь с мыслями и постараюсь написать что-нибудь не очень "домашнее". Кстати, совсем недавно узнала, что одна из ее внучек опять живет в нашем дворе.
Я попыталась найти хоть какую-нибудь официальную информацию о Л.Н.Егоровой. Но НА САЙТЕ консерватории ВСЕГО ЛИШЬ упоминание о ней в связи с рассказом о кафедре теории. Мне кажется, в плане развития музыкального образования в республике она сделала очень много.


В соавторстве с Региной Сирович Лидия Николаевна создала лучший и первый в СССР известный учебник - "Школа игры на фортепиано".

Среди ее учеников известные музыканты: Эльмира Сафарова, Ренара Ахундова, Рауф Атакишиев.

В 1980 году в Азгосконсерватории была организована Средняя специальная музыкальная школа-студия, которая до 1990 года работала на энтузиазме педагогов и студентов Консерватории.

«Школа-студия стала за эти годы, – говорил профессор Фархада Бадалбейли, – признанным центром музыкального воспитания детей… Здесь создана надежная база для педагогической практики студентов Азгосконсерватории, повышения квалификации педагогов музыкальных школ и училищ, ведется большая исследовательская и экспериментальная работа в области музыкальной педагогики».

И у истоков экспериментальной работы школы-студии стояла старейший методист начального фортепианного обучения Лидия Николаевна Егорова. Её последняя работа – «Новое пособие обучения игре на фортепиано» (в соавторстве с С.Аскеровой) - была опубликована в 1987 году, а подготовлена и апробирована в школе-студии.

От легендарного предыдущего учебника Егоровой и Сирович, известного каждому обучающемуся музыке у хорошего педагога, эта работа отличалась тем, что была совершенно оригинальна: к каждому уроку были даны четкие рекомендации не только ученику, но и его педагогу.

Можно назвать еще целый ряд имен высоких профессионалов своего дела, начавших работать в Азербайджанской консерватории со времени ее основания и в специальной школе-десятилетке - Цецилию Грушко, Регину Сирович и Майора Бреннера, но Лидия Николаевна Егорова занимает среди них особое место.

comments powered by Disqus