Егорова Лидия Николаевна – учитель музыки, известный методист, преподаватель Азербайджанской консерватории
[править]

1902 - 1991

Egorova 1.jpg


В тех немногих публикациях, где упоминается вскользь Лидия Николаевна, ее имя сопровождается эпитетами: известный, выдающийся, замечательный педагог, лучший учитель музыки Азербайджана и Советского Cоюза.

Но неизвестно ничего: ни годы рождения и смерти, где и у кого училась, в какой семье росла. И все таки хочется сохранить память о человеке, которого так тепло вспоминают ее ученики.

А теперь, благодаря нашим бакинцам, стало известно многое.


Л.Н.Егорова родилась 5 марта 1902 г.в Тифлисе в семье педагогов – отец и мать были преподавателями гимназии.

Отец Л.Н.Егоровой, Николай Михайлович Егоров был действительным членом Этнографического Общества академии Наук Российской Империи. Он был известным специалистом в области этнографии и археологии народов Северного Кавказа, автором многих научных работ. На склоне лет, в 1957 г.он передал в дар Киевскому Гос.Университету часть своей уникальной коллекцию редкостных бабочек Кавказа, в 1961 году преподнес в дар Ленинградскому Зоологическому Институту Академии наук СССР огромную коллекцию ( более 6 000 экземпляров). Также он передал Московскому Историческому Музею свою большую коллекцию археологических древностей, а часть – Пятигорскому краеведческому музею. Большую библиотеку ( в том числе редких издания по этнографии, истории и языковедению) он передал в 1957 году Музею истории Азербайджана.

Л.Егорова закончила гимназию в г.Батуми в 1917 году. Затем семья переехала в г.Баку, где Л.Егорова в 1919 году поступила в музыкальное училище. С 1922 года она уже преподает в музыкальном училище и поступает в Азербайджанскую Консерваторию в класс Г.Г.Шароева. В 1928 году Л.Егорова окончила Консерваторию и продолжала работать в музыкальном училище с 1922 г. по 1937 г.

В 1935 г. она была приглашена на работу в Муз. школу 10- летку при АГК В 1936 г. ей поручили организовать курс методики обучения игры на фортепиано, так как в АГК еще не было этого предмета. С 1938 года и до сего дня в АГК функционирует факультет фортепианной методики , созданный Егоровой, где вплоть до ухода на пенсию в 1957 г. Егорова была бессменным методистом. В течение многих лет Егорова была ведущим методистом г.Баку. Она оказывала постоянную помощь музыкальным заведениям г. Баку, курировала музыкальные учебные заведения других городов республики, проводила семинары, консультации, открытые уроки, читала лекции

Невозможно перечислить количество учеников в ее долголетней педагогической деятельности. Можно сказать ,что все пианисты, представляющие фортепианную школу Азербайджана в недавние времена, были ее учениками – если не в музыкальной школе, то в консерватории - изучая курс фортепианной методики. Из числа ее учеников отметим известные имена – это композитор Кара Караев, пианистка и композитор Эльмира Назирова, пианист и певец Рауф Атакишиев, пианист Никита Южанин, композитор Тертерян, дипломант всесоюзного конкурса Э.Алиева и многие другие.

Результатом плодотворной методической деятельности Егоровой стало создание учебника - «Пособие для начального обучения игре на фортепиано» в соавторстве с Р.И.Сирович. Работа над учебником велась более двух лет. После выхода в свет в 1949 году «Пособие» стало незаменимым классическим учебником для многих поколений детей, учебник выдержал множество переизданий, и по сей день пользуется большим спросом не только в Азербайджане, но и за пределами республики.

В 1980 годах, уже будучи очень больным, старым человеком, Егорова работает над новым вариантом учебника ( совместно с преподавателем С.Аскеровой). Этот труд, названный «Новое пособие для начального обучения игре на фортепиано» был издан в Баку в 1987 году. Л.Н.Егорова скончалась 13 июня 1991 г. в г. Баку







Лидия Николаевна родилась 5 марта 1902 года в Тифлисе в семье учителей. Работать начала в Музучилище (Музкомбинате) - с 1922 по 1937 год, в 1939 году окончила класс проф. Шароева.

С 1935 по 1957 года работала в специальной музыкальной школе при Консерватории, где тоже вела класс специального фортепиано. В 1957 году ушла на пенсию.


Вспоминает Дина Гусейнова:

Удивлена, что так мало сведений о Егоровой! Ведь она прожила в Баку долгую жизнь. Я помню хорошо ее внешность - полная, с благородной осанкой. Меня к ней привел папа, когда я уже была в 3-ем классе. Я с ней занималась всего два года, но когда мы переехали в Одессу, то меня там взяли в музшколу сразу в 5-ый класс. Но не потому, что я была талант, а потому, что этим талантом была Егорова.
За два года Лидия Николаевна обучила меня так, что мне хватило этой базы на многие годы. Больше такого учителя у меня не было. Егорова научила меня читать с листа, чего никто не делал тогда в советских музшколах. И главное - она научила меня любить фортепьяно, любить сам звук, слушать его долготу, а не просто играть ноты. После вынужденного ухода от Лидии Николаевны меня потом долго терзала вереница бездарных учителей музыки в разных городах...
А Егорова была необыкновенным учителем, очень строгая и требовательная. У нее была собственная, созданная ею самой система, которая закладывала фундамент на все дальнейшее обучение.
Входила я в ее обитель в страхе и волнении, но потом что-то происходило, и я как под гипнозом делала все, что она велела, и результат был. Поразительно, что после всех многочисленных школ и учителей, стертых в моей памяти годами, я до сих пор помню Егорову и даже ее голос - строгий и настойчивый. Моя мама сидела на уроке в благоговейном страхе и боялась ее не меньше меня. Но с каждым уроком я играла все больше вещей и стремительно перелистывала страницы сборника, написанного самой Егоровой.
Я также помню, что через несколько лет я по семейным обстоятельствам вновь оказалась в Баку в июне, и родители попросили Рауфа Атакишиева помочь мне с "Токаттой" Хачатуряна. Его бесценные уроки я тоже помню, и немудрено - он был блестящим учеником Лидии Николаевны и продолжал традиции, заложенные ею. Егорова буквально строила тот самый фундамент, на котором держалось все последующее.
После Егоровой я училась во многих школах, включая консерваторские десятилетки, но такого педагога на моем ученическом пути больше не встретилось. Безусловно, мое обучение нельзя назвать традиционным, потому что из-за переездов меня бросали из одного класса в другой, то выше, то ниже, калечили как могли, пока я не повзрослела и сама не осознала, что пора положить этому "обучению" конец.
Окончив в конце концов музшколу, я вернулась к музыке уже только в университете - брала факультатив по фортепьяно. И мне всегда казалось, что такая долгая, и порой безответная любовь к этому инструменту осталась у меня из-за моей первой учительницы - Егоровой. Как жаль, что я не помню ее метода, но зато помню, что после начальных "Бирюлек" Майкапара и Гедике, она мне давала разбирать все, что я хотела, включая сонаты Гайдна. Такого не делал больше ни один педагог.
Я думаю, что именно Лидия Николаевна "повинна" в том, что даже уже после того, как я достигла того возраста, в котором подводят жизненные итоги, и прожив жизнь с совершенно другой профессией, я продолжаю страстно любить фортепьяно, и не только трепетно слушать его, но и играть на нем почти ежедневно.
Спасибо Лидии Николаевне за такой подарок. Светлая ей память.


Вспоминает Наталья Калистратова:

Бабушку моей хорошей подруги детства звали Лидия Николаевна Егорова. Тем, кто занимался музыкой (фортепьяно), это имя должно ГОВОРИТЬ О МНОГОМ. Лидия Николаевна - один из лучших педагогов-пианистов не только в Азербайджане.
Можно вспомнить ее сборник для начинающих - знаменитый в Союзе УЧЕБНИК "Егорова - Сирович", который я до сих пор помню. Я думаю, что БАКУ МОЖЕТ гордиться ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Лидия Николаевна - это для меня очень "трепетная" тема. Немного соберусь с мыслями и постараюсь написать что-нибудь не очень "домашнее". Кстати, совсем недавно узнала, что одна из ее внучек опять живет в нашем дворе.
Я попыталась найти хоть какую-нибудь официальную информацию о Л.Н.Егоровой. Но НА САЙТЕ консерватории ВСЕГО ЛИШЬ упоминание о ней в связи с рассказом о кафедре теории. Мне кажется, в плане развития музыкального образования в республике она сделала очень много.


Лидия Николаевна была общепризнанным методистом и великолепным педагогом. В соавторстве с Региной Сирович Лидия Николаевна создала лучший и первый в СССР известный учебник - "Школа игры на фортепиано".

Среди ее учеников известные музыканты: Эльмира Сафарова, Ренара Ахундова, Рауф Атакишиев.

В 1980 году в Азгосконсерватории была организована Средняя специальная музыкальная школа-студия, которая до 1990 года работала на энтузиазме педагогов и студентов Консерватории.

«Школа-студия стала за эти годы, – говорил профессор Фархада Бадалбейли, – признанным центром музыкального воспитания детей… Здесь создана надежная база для педагогической практики студентов Азгосконсерватории, повышения квалификации педагогов музыкальных школ и училищ, ведется большая исследовательская и экспериментальная работа в области музыкальной педагогики».

И у истоков экспериментальной работы школы-студии стояла старейший методист начального фортепианного обучения Лидия Николаевна Егорова. Её последняя работа – «Новое пособие обучения игре на фортепиано» (в соавторстве с С.Аскеровой) - была опубликована в 1987 году, а подготовлена и апробирована в школе-студии.

От легендарного предыдущего учебника Егоровой и Сирович, известного каждому обучающемуся музыке у хорошего педагога, эта работа отличалась тем, что была совершенно оригинальна: к каждому уроку были даны четкие рекомендации не только ученику, но и его педагогу.

Можно назвать еще целый ряд имен высоких профессионалов своего дела, начавших работать в Азербайджанской консерватории со времени ее основания и в специальной школе-десятилетке - Цецилию Грушко, Регину Сирович и Майора Бреннера, но Лидия Николаевна Егорова занимает среди них особое место.

comments powered by Disqus