Зейдман Борис Исаакович - композитор, педагог[править]


В РАБОТЕ!



[[Файл:]]

1908-1981

Родился 28.1.(10.2.)1908г. в Петербурге.
В 1931 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора М.О.Штейнберга. Преподавал в классе композиции и инструментовки музыкального техникума при Ленинградской консерватории, заведовал компози¬торским отделением техникума.
В 1933-1936 гг. учился в аспирантуре Ленинград¬ской консерватории у профессора М.О.Штейнберга. Одновременно в 1935-1939 гг. преподавал композицию в Ленинградской консерватории, где преподавал Афрасиябу Бадалбейли. Тогда же у них завязалась личная и творческая дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

Письма Б. Зейдлина, написанные А. Бадалбейли в 1938 – 1970г.г.

С 1939 г. работал в Азер¬байджанской консерватории в Баку.
В 1949 г. утвержден в звании профессора и должности заведующего кафедрой композиции Азербайджанской консерватории.

Из воспоминаний композитора Мурата Кажлаева:

Представляете, послевоенное радио. Звучала музыка, ранее не известная. Впервые в таких масштабах мы слышим Дебюсси, Равеля, которые очень осторожно изучались в консерватории в те годы. Я уж не говорю о потоке джазовой музыки! Голова кружилась от звуков. И я, безусловно, был увлечен новым потоком.
Вступительные экзамены. Меня принимают без проблем, потому что до этого я занимался в классе т.н. "юного творчества" у своего же профессора – Бориса Исааковича Зейдмана, к которому и должен был поступать. Но случилось так, что Зейдман уехал из Баку на год в Среднюю Азию. И я как бы поступил к нему, но в его класс не попал.
А поступил я на "отлично". Потому что Зейдман меня держал в "ежовых рукавицах". Он знал, что вечером я могу играть в ресторане где-нибудь, он знал, что на лето я уезжаю работать на Рижское взморье с джазовым трио…

Зейдман говорил: "Там ты можешь делать, что хочешь. Но ты пришел ко мне, изволь делать то, что я требую".

В 1944—1949г.г. являлся заместителем председателя, в 1949—1953 ответственным секретарем правления Союза композиторов АзССР.
Автор статей, посвященных творчеству азербайджанских композиторов.

С 1957 г. и до конца жизни заведовал кафедрой композиции и инструментовки Ташкентской консерватории.
Одновременно участвовал в организации кафедры композиции во вновь открытом Ростовском музыкально-педагогическом институте и руководил ею, совершая длительные перелеты в 1967-1970 гг. И перподавал там класс композиции.

Из воспоминаний композитора, заслуженного деятеля искусств России, профессора Л. П. Клиничева:

Я еще учился в аспирантуре Московской консерватории, когда Баласанян, у которого я уже был ассистентом, сказал, что в Ростове-на-Дону открывается новый вуз — Музыкально-педагогический институт, где я сразу могу возглавить отделение композиции. А моя семья «болела» «Тихим Доном». Напутственные слова мне сказал тогда Шостакович, который возглавлял в то время Союз композиторов России — мол, вы едете туда, где есть хорошие музыкальные традиции, мы заинтересованы в молодых «на местах».

В Ростов пригласили и моего педагога из Ташкентской консерватории Зейдмана Бориса Исааковича. Он ездил сюда год. Но все-таки тяжело из Ташкента добираться, и он сказал: «Леня, ты прекрасно справляешься сам!»


Сочинения:

Оперы Гнев народный (совм. с А. Бадалбейли, Баку, 1941), Маскарад (по М. Лермонтову, Баку, 1945), Горе от ума (по А. Грибоедову, Баку, 1949), Сын полка (по В. Катаеву, Баку, 1955), Зайнаб и Омон (совм. с Т. Садыковым, Ю. Раджаби и Д. Закировым, Ташкент, 1958), Двенадцатая ночь (по В. Шекспиру, Ташкент, 1968),
Русские люди (по К. Симонову, Ташкент, 1970);

Балеты Золотой ключик (либретто – А. Бадалбейли, Баку, 1957),

(Фото письма А Бадалбейли)

Человек, который смеется (по В. Гюго, Ташкент, 1962),
Сорока-воровка (1965),
Дракон и солнце (Самарканд, 1967);

Музыкальные комедии Швейк на германской службе (1942),
Ферганский рассказ (совм. с Т. Джалиловым, Ташкент, 1959),
Сын женится (совм. с Ю. Раджаби и С. Юдаковым, Ташкент, 1964)

  • Произведения для оркестра

драм. симфония Хосров и Ширин (1941),
симфонии Песни борьбы (1966)
Дни весны — 1971 (для струн. орк.),
3 увертюры на азерб. нар. темы (1949, 1950, 1951),
Рапсодия (1954);
2 концерта (1963, 1970);

  • Концерты с оркестром

2 - для фортепиано(1931, 1935),
для скрипки (1968),
2 - для альта (1938, 1964),
для фагота (1938),
для виолончели (1949);
3 - струнных квартета (1945, 1963, 1971);
фортепианный квинтет (1965),

  • Для фортепиано

соната (1946),
2 сонатины (1970, 1971),
24 дет. пьесы (1945);

  • романсы;
  • хоры,
  • музыка для кино

художественный фильм "Подводная лодка Т-9"

Принимал участие в конкурсе на создание Гимна СССР (1943г.), за что в числе других композиторов, принявших участие в работе по написанию музыки получил благодарность от Совнаркома СССР и денежное вознаграждение в размере 4-х тысяч рублей.

И в Азербайджане, и в Узбекистане Зейдман создал композиторские школы, давшие ряд выдающихся композиторов, таких как М.Кажлаев, С.Гаджибеков, Р.Вильданов, Ф.Амиров, Э.Назирова, Э.Салихов, Д.Джангиров, Н.Мухатов и другие.

Заслуги Зейдмана отмечены званиями заслуженного деятеля искусств Азербайджанской (1956) и Узбекской (1964) ССР, народного артиста Узбекской ССР (1978), лауреата Государственной премии Узбекской ССР (1969), орденом «Знак Почета» (1959).

Умер Борис Исаакович Зейдман 1 января 1981г. Похоронен в Ташкенте.

comments powered by Disqus