Строка 3: Строка 3:
 
'''''1896 - 1937'''''
 
'''''1896 - 1937'''''
  
[[Файл:Зейналлы.jpg|thumb|200px|справа]]Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.
+
[[Файл:Зейналлы.jpg|thumb|150px|справа]]Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.
  
 +
О его жизни нет почти никаких сведений, у семьи нет фотографий. "Биографию деда я знаю по статье Зии Буниятова, - говорит его внучка.- Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было."
  
 
Руководил учебно-литературным отделом Азгиза. Собирал образцы народного творчества и создал известный труд
 
 
Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида.  
 
Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида.  
 
При этом Зейналлы рассматривает социально-философскую сущность творчества Джавида, сопоставляя  произведения Джавида, Фикрета и Хамида.  
 
При этом Зейналлы рассматривает социально-философскую сущность творчества Джавида, сопоставляя  произведения Джавида, Фикрета и Хамида.  
  
Ханафи Зейналлы  занимался и народным творчеством, собрав образцы фольклора в книгу «Азербайджанские пословицы».
+
Ханафи Зейналлы  занимался и народным творчеством, собрав образцы азербайджанского фольклора в книгу «Азербайджанские пословицы», где впервые дал их тематическую классификацию.
 +
 
 +
Работал главным редактором в Азербайджанском государственном издательстве (1923-1929).
  
 +
В начале 1937 года Ханафи Зейналлы был арестован и обвинен в участии в пантюркистском движении (дело № 3404), а 9 декабря 1937 года его жена Сейяра ханум Шарифова была осуждена на 8 лет ИТЛ.
  
 +
Срок восьмилетнего заключения истекал  в 1945 году, но не выпустили никого, и только в  1946  году она получила свободу, и именно этот год  ожидания дался тяжелее всего.
  
; наиболее значит. его труд в этой области — , где впервые дана их тематическая классификация. В период культа личности Сталина был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.
+
По возвращении из лагеря Сейяре запретили жить в больших городах и работать по специальности. Она уехала в чайный совхоз под Закаталами
Лит.: Азә рбајҹ ан ә дә бијјаты тарихи, т. 3, Бакы, 1957.
 
А. Шариф.
 
  
 +
Их сына Азера и дочь Земфиру отправили в детприемник, но настоянию бабушки Досту ханум (мамы Сейяры ханум) ее сын Нияз и дочь Мяхбуба сумели вернуть детей и  она забрала детей к себе и до возвращения дочери воспитывала их.
  
Работал главным редактором в Азербайджанском государственном издательстве (1923-1929).
+
[[Азер Ханафиевич Зейналлы]]  стал крупным учёным-физиком. А с марта 1981 года - главным редактором первой республиканской газеты «Шахматы».  
  
Арестован в 27 января 1937 года, расстрелян в октябре того же года.
+
[[Земфира Ханафиевна Зейналлы]] закончила в 1955 году Педагогическое училище  физического воспитания при БОНО по специальности  преподаватель физкультуры, а затем  в 1959-м году – Азербайджанский Государственный институт Физической культуры.
  
  
  
  
Публикации:
+
Публикации Ханафи Зейналы:
*Статьи Зейналлы в журн. «Маариф вэ Меденийэт» (1923—1927), Баку;  
+
*Статьи в журн. «Маариф вэ Меденийэт» (1923—1927), Баку;  
 
*«Маариф-Ишчиси», Баку;  
 
*«Маариф-Ишчиси», Баку;  
 
*Рабочая книга по литературе, Баку, 1929.  
 
*Рабочая книга по литературе, Баку, 1929.  

Версия 02:23, 5 июня 2011

Зейналлы Ханафи Баба оглу - востоковед, литературный критик, репрессирован[править]

1896 - 1937

Зейналлы.jpg

Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.

О его жизни нет почти никаких сведений, у семьи нет фотографий. "Биографию деда я знаю по статье Зии Буниятова, - говорит его внучка.- Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было."

Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида. При этом Зейналлы рассматривает социально-философскую сущность творчества Джавида, сопоставляя произведения Джавида, Фикрета и Хамида.

Ханафи Зейналлы занимался и народным творчеством, собрав образцы азербайджанского фольклора в книгу «Азербайджанские пословицы», где впервые дал их тематическую классификацию.

Работал главным редактором в Азербайджанском государственном издательстве (1923-1929).

В начале 1937 года Ханафи Зейналлы был арестован и обвинен в участии в пантюркистском движении (дело № 3404), а 9 декабря 1937 года его жена Сейяра ханум Шарифова была осуждена на 8 лет ИТЛ.

Срок восьмилетнего заключения истекал в 1945 году, но не выпустили никого, и только в 1946 году она получила свободу, и именно этот год ожидания дался тяжелее всего.

По возвращении из лагеря Сейяре запретили жить в больших городах и работать по специальности. Она уехала в чайный совхоз под Закаталами

Их сына Азера и дочь Земфиру отправили в детприемник, но настоянию бабушки Досту ханум (мамы Сейяры ханум) ее сын Нияз и дочь Мяхбуба сумели вернуть детей и она забрала детей к себе и до возвращения дочери воспитывала их.

Азер Ханафиевич Зейналлы стал крупным учёным-физиком. А с марта 1981 года - главным редактором первой республиканской газеты «Шахматы».

Земфира Ханафиевна Зейналлы закончила в 1955 году Педагогическое училище физического воспитания при БОНО по специальности преподаватель физкультуры, а затем в 1959-м году – Азербайджанский Государственный институт Физической культуры.



Публикации Ханафи Зейналы:

  • Статьи в журн. «Маариф вэ Меденийэт» (1923—1927), Баку;
  • «Маариф-Ишчиси», Баку;
  • Рабочая книга по литературе, Баку, 1929.


Использованы материалы: Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.




comments powered by Disqus