Строка 5: Строка 5:
 
[[Файл:Зейналлы.jpg|thumb|150px|справа]]Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.
 
[[Файл:Зейналлы.jpg|thumb|150px|справа]]Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.
  
О его жизни нет почти никаких сведений, у семьи нет фотографий. "Биографию деда я знаю по статье Зии Буниятова, - говорит его внучка.- Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было."
+
О его жизни нет почти никаких сведений, у семьи нет фотографий. "Биографию деда я знаю по статье Зии Буниятова, - говорит его внучка.- Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было.
 +
 
 +
Из Зейналлы я не слышала ни о ком. Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было. Что я знаю о родителях деда - его отец был известным кузнецом, сейчас бы сказали - мастером художественной ковки. Делал кованые решётки, детали интерьеров. Последнее место работы - дворец Мухтарова (нынешний дворец Счастья). Он делал для него чугунные решётки для каминов и окон. И сорвался с верхнего этажа во время установки. А мать деда была, по-моему, прачкой или уборщицей.
 +
 
 +
А сейчас я всё чаще думаю, что, возможно, родственники и были. Просто если они в 37-м отказались от деда, она бы этого не простила. Она была очень властная, крутая  женщина. Я уже говорила: она никогда не вспоминала о 37-м. Как отрезала. "
  
 
Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида.  
 
Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида.  

Версия 02:46, 5 июня 2011

Зейналлы Ханафи Баба оглу - востоковед, литературный критик, репрессирован[править]

1896 - 1937

Зейналлы.jpg

Ханафи Зейналлы — известный востоковед. Родился 24 марта 1896 года в городе Баку.

О его жизни нет почти никаких сведений, у семьи нет фотографий. "Биографию деда я знаю по статье Зии Буниятова, - говорит его внучка.- Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было.

Из Зейналлы я не слышала ни о ком. Бабушка говорила, что дед был один, никого из родных у него в живых не было. Что я знаю о родителях деда - его отец был известным кузнецом, сейчас бы сказали - мастером художественной ковки. Делал кованые решётки, детали интерьеров. Последнее место работы - дворец Мухтарова (нынешний дворец Счастья). Он делал для него чугунные решётки для каминов и окон. И сорвался с верхнего этажа во время установки. А мать деда была, по-моему, прачкой или уборщицей.

А сейчас я всё чаще думаю, что, возможно, родственники и были. Просто если они в 37-м отказались от деда, она бы этого не простила. Она была очень властная, крутая женщина. Я уже говорила: она никогда не вспоминала о 37-м. Как отрезала. "

Основой его творчества было просветительство, которое было необходимо его народу, а основной темой его критических статей было творчество писателя Джавида. При этом Зейналлы рассматривает социально-философскую сущность творчества Джавида, сопоставляя произведения Джавида, Фикрета и Хамида.

Ханафи Зейналлы занимался и народным творчеством, собрав образцы азербайджанского фольклора в книгу «Азербайджанские пословицы», где впервые дал их тематическую классификацию.

Работал главным редактором в Азербайджанском государственном издательстве (1923-1929).

В начале 1937 года Ханафи Зейналлы[1]. был арестован и обвинен в участии в пантюркистском движении (дело № 3404), а 9 декабря 1937 года его жена Сейяра ханум Шарифова была осуждена на 8 лет ИТЛ.

Срок восьмилетнего заключения истекал в 1945 году, но не выпустили никого, и только в 1946 году она получила свободу, и именно этот год ожидания дался тяжелее всего.

По возвращении из лагеря Сейяре запретили жить в больших городах и работать по специальности. Она уехала в чайный совхоз под Закаталами

Их сына Азера и дочь Земфиру отправили в детприемник, но настоянию бабушки Досту ханум (мамы Сейяры ханум) ее сын Нияз и дочь Мяхбуба сумели вернуть детей и она забрала детей к себе и до возвращения дочери воспитывала их.

Азер Ханафиевич Зейналлы стал крупным учёным-физиком. А с марта 1981 года - главным редактором первой республиканской газеты «Шахматы».

Земфира Ханафиевна Зейналлы закончила в 1955 году Педагогическое училище физического воспитания при БОНО по специальности преподаватель физкультуры, а затем в 1959-м году – Азербайджанский Государственный институт Физической культуры.



Публикации Ханафи Зейналы:

  • Статьи в журн. «Маариф вэ Меденийэт» (1923—1927), Баку;
  • «Маариф-Ишчиси», Баку;
  • Рабочая книга по литературе, Баку, 1929.


Использованы материалы: Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Репрессированное востоковедение


  1. В списке "Репрессированное востоковедение его имя указано неверно - Зейналлы Хамафи (1896—1937) - Азербайджанский литературовед, критик, фольклорист. Арестован в 1937, погиб



comments powered by Disqus