(Новая страница: «== Зорин Леонид Генрихович - драматург, прозаик, сценарист == 3.11.1924 Родился 3 февраля 1924 в Бак…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
== Зорин Леонид Генрихович - драматург, прозаик, сценарист ==
 
== Зорин Леонид Генрихович - драматург, прозаик, сценарист ==
3.11.1924
+
'''''1924 - '''''
  
Родился 3 февраля 1924 в Баку, русский.
+
Родился 3 февраля 1924 в Баку.
В 1946 окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. Первая книга стихов Зорина (1934) была замечена Горьким (ст. Мальчик). С 1948 Зорин живет в Москве, где в 1949 на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – Молодость, а в 1953 – сатирическая пьеса Откровенный разговор. Пьеса Зорина Гости (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности.
+
 
 +
В 1946 окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького.  
 +
 
 +
Первая книга стихов Зорина (1934) была замечена Горьким (ст. "Мальчик").  
 +
С 1948 Зорин живет в Москве, где в 1949 на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – Молодость, а в 1953 – сатирическая пьеса Откровенный разговор. Пьеса Зорина Гости (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности.
  
 
В пьесе Чужой паспорт (1957), поднимающей вопрос о честности и правдивости как неотъемлемых качествах настоящего коммуниста, по сути, вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека и всего социума. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов (в т.ч. в пьесах В.С.Розова, «городской» прозе Ю.В.Трифонова и др.) проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса Конец и начало, другое название Светлый май, 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия Добряки, 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника (Увидеть вовремя, 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса Друзья и годы, 1961). Среди многочисленных последующих пьес Зорина – По московскому времени (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены Палуба (1963), Римская комедия (1964), подвергавшаяся цензурной редактуре из-за прозрачных намеков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании принципа их несовместимости; историко-документальные, отличающиеся «объективностью и терпимостью в показе противоборствующих лагерей, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы Декабристы, Энциклопедисты (обе 1966), Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова (1967), Коронация (1968), Стресс (1969), Медная бабушка (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; Театральная фантазия (1971); Транзит (1972); Покровские ворота (1974); Царская охота (1974, постановка 1977; по трем последним сняты одноименные кинофильмы); Незнакомец (1976); Измена (1978); Карнавал (1981); Счастливые строчки Николоза Бараташвили (1984); Пропавший сюжет, Цитата, обе 1985).
 
В пьесе Чужой паспорт (1957), поднимающей вопрос о честности и правдивости как неотъемлемых качествах настоящего коммуниста, по сути, вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека и всего социума. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов (в т.ч. в пьесах В.С.Розова, «городской» прозе Ю.В.Трифонова и др.) проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса Конец и начало, другое название Светлый май, 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия Добряки, 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника (Увидеть вовремя, 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса Друзья и годы, 1961). Среди многочисленных последующих пьес Зорина – По московскому времени (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены Палуба (1963), Римская комедия (1964), подвергавшаяся цензурной редактуре из-за прозрачных намеков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании принципа их несовместимости; историко-документальные, отличающиеся «объективностью и терпимостью в показе противоборствующих лагерей, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы Декабристы, Энциклопедисты (обе 1966), Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова (1967), Коронация (1968), Стресс (1969), Медная бабушка (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; Театральная фантазия (1971); Транзит (1972); Покровские ворота (1974); Царская охота (1974, постановка 1977; по трем последним сняты одноименные кинофильмы); Незнакомец (1976); Измена (1978); Карнавал (1981); Счастливые строчки Николоза Бараташвили (1984); Пропавший сюжет, Цитата, обе 1985).
Строка 12: Строка 16:
  
 
Зорин выступает также как киносценарист (главным образом по собственным пьесам, в т.ч. фильмов Мир входящему, 1961; Гроссмейстер, 1974), переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы Старая рукопись (1980), Странник (1984), Злоба дня (1992), повесть Главная тема (1981), книга мемуаров Авансцена (Записки драматурга, 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».
 
Зорин выступает также как киносценарист (главным образом по собственным пьесам, в т.ч. фильмов Мир входящему, 1961; Гроссмейстер, 1974), переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы Старая рукопись (1980), Странник (1984), Злоба дня (1992), повесть Главная тема (1981), книга мемуаров Авансцена (Записки драматурга, 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».
 +
 +
Фильмография - Сценарист
 +
*Тяжелый песок (2008) (сериал)
 +
*Царская охота / The Royal Hunt (1990)
 +
*Закон (1989)
 +
*Skapenis oinebi (1985)
 +
*Покровские ворота (1982)
 +
*Свидание (1982)
 +
*Транзит (1982)
 +
*Добряки (1979)
 +
*По улице комод водили... (1978)
 +
*Всегда со мною (1976)
 +
*Гроссмейстер (1972)
 +
*Melodie van Warschau (1970)
 +
*Секундомер (1970)
 +
*Скверный анекдот (1966)
 +
*Друзья и годы (1965)
 +
*Мир входящему (1961)
 +
*Человек ниоткуда (1961)
 +
 +
 +
 +
  
 
Член СП СССР (1942), Русского ПЕН-центра.
 
Член СП СССР (1942), Русского ПЕН-центра.

Версия 23:28, 24 января 2010

Зорин Леонид Генрихович - драматург, прозаик, сценарист[править]

1924 -

Родился 3 февраля 1924 в Баку.

В 1946 окончил Азербайджанский университет им. С.М.Кирова, в 1947 – заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького.

Первая книга стихов Зорина (1934) была замечена Горьким (ст. "Мальчик"). С 1948 Зорин живет в Москве, где в 1949 на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса – Молодость, а в 1953 – сатирическая пьеса Откровенный разговор. Пьеса Зорина Гости (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута широкомасштабной критике за «одностороннее» изображение советской действительности.

В пьесе Чужой паспорт (1957), поднимающей вопрос о честности и правдивости как неотъемлемых качествах настоящего коммуниста, по сути, вновь возникает проблема ответственности правящего слоя перед народом, но уже в аспекте, который отныне станет определяющим в творчестве Зорина – нравственном, этическом, диктующем, по мысли автора, весь строй мыслей и поведения человека и всего социума. В этом же русле – и постановка Зориным актуальной в отечественной литературе второй половины 1950–1970-х годов (в т.ч. в пьесах В.С.Розова, «городской» прозе Ю.В.Трифонова и др.) проблемы борьбы высоких моральных начал с «мещанством» и «вещизмом» в сознании «части» советских людей (пьеса Конец и начало, другое название Светлый май, 1957), и одно из первых литературных разоблачений беспринципности в научной среде (комедия Добряки, 1958), и лирические драмы – о становлении характера юного современника (Увидеть вовремя, 1960) и противостоянии честности и карьеризма в острый период 1934–1961 (пьеса Друзья и годы, 1961). Среди многочисленных последующих пьес Зорина – По московскому времени (1961), ряд лет не сходившая с советской сцены Палуба (1963), Римская комедия (1964), подвергавшаяся цензурной редактуре из-за прозрачных намеков, справедливо усмотренных в критической постановке проблемы взаимоотношения художника и власти «далекого прошлого» и обосновании принципа их несовместимости; историко-документальные, отличающиеся «объективностью и терпимостью в показе противоборствующих лагерей, а также нравоописательные, как на историческом, так и на современном материале, пьесы Декабристы, Энциклопедисты (обе 1966), Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова (1967), Коронация (1968), Стресс (1969), Медная бабушка (1970), запечатлевшая тягостные дни Пушкина в аспекте уже обозначенной Зориным дилеммы противостояния зависимого, опутанного бытом творца и власти; Театральная фантазия (1971); Транзит (1972); Покровские ворота (1974); Царская охота (1974, постановка 1977; по трем последним сняты одноименные кинофильмы); Незнакомец (1976); Измена (1978); Карнавал (1981); Счастливые строчки Николоза Бараташвили (1984); Пропавший сюжет, Цитата, обе 1985).

Поставленная в конце 1960–1970-х годов во всех театрах страны Варшавская мелодия (1966) явилась этапной в истории современной отечественной драматургии не только в силу своей относительной литературно-сценической новизны (действие с неослабевающим напряжением держится на монологах и диалогах двух персонажей), но и благодаря актуальности и остроте поднятой в ней проблемы – права полюбить человека иной государственной принадлежности (любовь польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которую они пронесли через всю жизнь, не смогла привести их к счастливой совместной жизни из-за закона, принятого в СССР после войны и запрещающего браки с иностранцами). Так обнажается лейтмотивная (и концептуально оптимистичная) мысль Зорина об искажении властью, системой естественной человеческой природы.

Мелодраматическое начало, тонкая (и в то же время «крупнокадровая» и конфликтно-контрастная) психологическая нюансировка, мягкая ностальгическая тональность, пронизанная печалью и юмором, особенно отличающая зрелое творчество писателя, способность драматурга чутко реагировать на «болевые точки» сегодняшнего бытия, его широкая эрудиция, склонность к свободным культурно-историческим реминисценциям и параллелям, к литературным новациям и жанровому разнообразию (что отчасти обозначил и сам автор, подразделяя свои пьесы на «исторический театр», «лирическую трилогию», «задумчивые комедии» и т.п.) обеспечили Зорину одно из ведущих мест в развитии современного отечественного театра.

Зорин выступает также как киносценарист (главным образом по собственным пьесам, в т.ч. фильмов Мир входящему, 1961; Гроссмейстер, 1974), переводчик, публицист и театральный критик. Его перу принадлежат романы Старая рукопись (1980), Странник (1984), Злоба дня (1992), повесть Главная тема (1981), книга мемуаров Авансцена (Записки драматурга, 1995), и ряд рассказов, в которых также основной является драматургически острая тема противостояния «естественного» человека (и народа) бесчеловечной системе управления, подкрепляемая неизменной верой Зорина в нравственную победу и окончательный (в исторической перспективе) приоритет «добра».

Фильмография - Сценарист

  • Тяжелый песок (2008) (сериал)
  • Царская охота / The Royal Hunt (1990)
  • Закон (1989)
  • Skapenis oinebi (1985)
  • Покровские ворота (1982)
  • Свидание (1982)
  • Транзит (1982)
  • Добряки (1979)
  • По улице комод водили... (1978)
  • Всегда со мною (1976)
  • Гроссмейстер (1972)
  • Melodie van Warschau (1970)
  • Секундомер (1970)
  • Скверный анекдот (1966)
  • Друзья и годы (1965)
  • Мир входящему (1961)
  • Человек ниоткуда (1961)



Член СП СССР (1942), Русского ПЕН-центра.

Награжден орденами "Знак Почета", Дружбы народов (1986). Лауреат конкурсов на лучшую комедию (1977). на лучшую пьесу о деловых людях России (1995), Всероссийского конкурса драматургов (1996). Премии "ЛГ" (1975, 1982), ж-ла "Крокодил" (1983), фонда “Знамя” (2001).

Source: http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007217/1007217a1.htm


Сайт: http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007217/1007217a1.htm , http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/048/610.htm


Yampolsky Dubulti Fidler.jpg
comments powered by Disqus