Sibor (обсуждение | вклад) |
Sibor (обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Но уже в сезоне 1904 года она выступала в «Новой опере» — театре Петербургской консерватории, где в последующие годы спела ряд партий: Людмила («Руслан и Людмила»), Марфа («Царская невеста»), Снегурочка («Снегурочка»); Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда («Риголетто»), Лакме, Деспина («Так поступают все женщины»), Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Филина, Маргарита Валуа, Мюзетта («Богема»), Манон, Микаэла. | Но уже в сезоне 1904 года она выступала в «Новой опере» — театре Петербургской консерватории, где в последующие годы спела ряд партий: Людмила («Руслан и Людмила»), Марфа («Царская невеста»), Снегурочка («Снегурочка»); Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда («Риголетто»), Лакме, Деспина («Так поступают все женщины»), Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Филина, Маргарита Валуа, Мюзетта («Богема»), Манон, Микаэла. | ||
<br>Среди партнеров по сцене — выдающиеся певцы времени О. Камионский, Н. Фигнер, М. Долина, К. Дорлиак, Н. Кедров, М. Чупрынников. | <br>Среди партнеров по сцене — выдающиеся певцы времени О. Камионский, Н. Фигнер, М. Долина, К. Дорлиак, Н. Кедров, М. Чупрынников. | ||
− | + | <gallery widths="356" heights="250"> | |
+ | Файл:Aktseri2.jpg | ||
+ | Файл:Aktseri3.jpg | ||
+ | </gallery> | ||
Прекрасный голос, великолепная школа и продуманная сценическая игра певицы помогли ей снискать значительный успех в среде петербургских меломанов. Ее музыкальные интересы были обширны, и, кроме оперной музыки, она великолепно исполняла и камерные сочинения. | Прекрасный голос, великолепная школа и продуманная сценическая игра певицы помогли ей снискать значительный успех в среде петербургских меломанов. Ее музыкальные интересы были обширны, и, кроме оперной музыки, она великолепно исполняла и камерные сочинения. | ||
Строка 36: | Строка 39: | ||
Чтобы широкой публике было легче отличать Наталью (Константиновну) Ирецкую от Натальи (Александровны) Ирецкой, был найден простой и остроумный выход: Наталья Константиновна к основной фамилии прибавила анаграмму, и стала Ирецкой-Акцери. | Чтобы широкой публике было легче отличать Наталью (Константиновну) Ирецкую от Натальи (Александровны) Ирецкой, был найден простой и остроумный выход: Наталья Константиновна к основной фамилии прибавила анаграмму, и стала Ирецкой-Акцери. | ||
+ | Пробыв три года в «Новой опере», г-жа Акцери решила окончательно бросить оперу и всецело отдаться концертному пению. <br>Десять лет, с 1904 по 1914 год, проведены в бесконечных турне - Россия, Англия, Франция и Германия. | ||
+ | <br>Н. Акцери гастролировала с концертами по России и Туркменистану вместе с М. Долиной. | ||
+ | Авторитет Н. Ирецкой-Акцери был очень высок в артистической и педагогической среде. <br>Не случайно, в 1910 году, она была приглашена в Петербургскую консерваторию, где работала в течение 13 лет (с 1910 по 1923 год): сначала была преподавателем, с 1913 стала старшим преподавателем, а в 1917 году была избрана профессором консерватории. | ||
+ | <br>Учениками Акцери были М. Елизарова, К. Аленева, В. Емельянова, Н. Зайцева и др. | ||
+ | <br>В 1923 году профессор Н. Ирецкая вместе со своей ученицей В. Емельяновой выступала в Риге с концертной программой «История русского романса». | ||
+ | Профессионализм профессора Н. Ирецкой-Акцери высоко ценил Александр Глазунов - директор консерватории. <br>По его просьбе Ирецкая-Акцери стала автором и разработчиком программы вокального образования в консерваториях СССР. <br>По окончанию этой работы, осенью 1923 года, профессор испросила 8-месячный отпуск, фактически, на один учебный год, и уехала за границу, как объясняла, для лечения. <br>В Петроград она больше не вернулась, направилась во Францию, сделав неудачную попытку устроиться на работу в Парижской Русской консерватории. | ||
+ | <br>"Над составлением этих программ, — рассказывает проф. Н.К. Ирецкая-Акцери, — я работала с мая по сентябрь 1923 года. Закончив эту работу, я уехала за границу в 8-месячный отпуск, который затем продлила. Вернуться... мне до сих пор не удается, так как врачи находят петербургский климат для меня вредным и не разрешают мне туда ехать. | ||
+ | <br>В Париже, где я было поселилась, ко мне явилась бывшая моя ученица г-жа А. Вальман и предложила мне приехать в Ригу в качестве преподавательницы в ее школу пения. <br>Перспектива живой и деятельной работы соблазнила меня. К тому же виды на открытие и существование русской консерватории в Париже не казались блестящими..." | ||
+ | В конце 1924 года, по предложению своей бывшей ученицы по Петроградской консерватории, А. Вальман-Крумини, профессор Ирецкая-Акцери переехала в Ригу. | ||
+ | <br>Из архивных документов известно, что через год, в декабре 1925 года, Н. Ирецкая вышла замуж. <br>Об этой стороне ее жизни ничего не известно. Те же архивные документы только сообщают, что Наталья Ирецкая и Эмилс Годиньш в 1932 году этот брак расторгли... | ||
Наталья-младшая родилась 23 марта 1874 года в Баку. [1] Русского дворянского рода.
Род Ирецких внесен в III часть родословной книги Тверской губернии (Гербовник, VII, 115).
Отец - Константин Александрович. [2]
Мать - Наталья Александровна.
Семья была высокообразованной и очень музыкальной.
Дома в Баку, где Наталья-младшая родилась и выросла, она с раннего детства выказывала прекрасные музыкальные способности и проявила тягу к музыке.
Поэтому отец отправил ее в Петербург учиться именно музыке, под присмотр к своей сестре, Наталье Александровне Ирецкой - известной певице и педагогу консерватории. [3]
Наталья Александровна не только присматривала за племянницей, но позже и удочерила ее.
Наталья-младшая поступила в Петербургскую консерваторию, где одновременно занималась по классу фортепиано у профессора Софьи Александровны Малоземовой и классу вокала у своей тети.
"Оглянуться на годы учебы в консерватории — это значит увидеть целую галерею знаменитостей, окунуться в блестящие страницы музыкальной жизни Петербурга.
В доме своей тети Наталья имела возможность видеться и беседовать с Антоном Рубинштейном, Петром Чайковским и др.
Рубинштейн был в доме Ирецкой завсегдатаем, и еще теперь памятно певице, что великий музыкант самолично сопровождал танцевальные упражнения детей — для того, чтобы слух не портился от игры тапёра.
Чайковский приносил в дом Ирецкой свои романсы и, слыша исполнение их хозяйкой, всегда удивлялся, что это он написал такую чудесную музыку.
Но не только музыка царила в салоне Ирецкой: там бывал Достоевский; хорошо помнит г-жа Акцери и Апухтина. Детство было началом таких блестящих воспоминаний..."
Окончив курс консерватории в 1900 году, молодая певица уехала в Милан, где в течение трех лет (в 1900-1903) совершенствовалась в искусстве пения у непревзойденной Дезире Арто.
"По окончании Петербургской консерватории Наталья уехала в Милан, где сам великий Верди проходил с ней «Аиду» и Джильду из «Риголетто». Творчество Верди было тогда уже на закате, но он был еще полон сил своим последним произведением — «Фальстафом», так и оставшимся после его смерти непонятым и почти непризнанным.
После Италии последовала Франция, и в парижском салоне мадам Арто молодая певица познакомилась с Полиной Виардо, Дебюсси, Сен-Сансом и Масене. Для Дебюсси она должна была всегда петь Мусоргского — он бредил им и жил им."
По возвращении в Россию Наталья Константиновна была принята в труппу Московского Большого театра. Ее дебютом в 1903 году стала партия Джульетты в опере «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно.
Но уже в сезоне 1904 года она выступала в «Новой опере» — театре Петербургской консерватории, где в последующие годы спела ряд партий: Людмила («Руслан и Людмила»), Марфа («Царская невеста»), Снегурочка («Снегурочка»); Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда («Риголетто»), Лакме, Деспина («Так поступают все женщины»), Церлина («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине»), Филина, Маргарита Валуа, Мюзетта («Богема»), Манон, Микаэла.
Среди партнеров по сцене — выдающиеся певцы времени О. Камионский, Н. Фигнер, М. Долина, К. Дорлиак, Н. Кедров, М. Чупрынников.
Прекрасный голос, великолепная школа и продуманная сценическая игра певицы помогли ей снискать значительный успех в среде петербургских меломанов. Ее музыкальные интересы были обширны, и, кроме оперной музыки, она великолепно исполняла и камерные сочинения.
Певица нередко выступала в камерных и симфонических концертах, исполняя сольные партии в кантатах И. С. Баха, симфонических поэмах Ф. Листа, М. Мошковского, в квартетах И. Брамса.
Она пела в ансамбле с К. Дорлиак, Н. Кедровым, М. Чупрынниковым.
Чтобы широкой публике было легче отличать Наталью (Константиновну) Ирецкую от Натальи (Александровны) Ирецкой, был найден простой и остроумный выход: Наталья Константиновна к основной фамилии прибавила анаграмму, и стала Ирецкой-Акцери.
Пробыв три года в «Новой опере», г-жа Акцери решила окончательно бросить оперу и всецело отдаться концертному пению.
Десять лет, с 1904 по 1914 год, проведены в бесконечных турне - Россия, Англия, Франция и Германия.
Н. Акцери гастролировала с концертами по России и Туркменистану вместе с М. Долиной.
Авторитет Н. Ирецкой-Акцери был очень высок в артистической и педагогической среде.
Не случайно, в 1910 году, она была приглашена в Петербургскую консерваторию, где работала в течение 13 лет (с 1910 по 1923 год): сначала была преподавателем, с 1913 стала старшим преподавателем, а в 1917 году была избрана профессором консерватории.
Учениками Акцери были М. Елизарова, К. Аленева, В. Емельянова, Н. Зайцева и др.
В 1923 году профессор Н. Ирецкая вместе со своей ученицей В. Емельяновой выступала в Риге с концертной программой «История русского романса».
Профессионализм профессора Н. Ирецкой-Акцери высоко ценил Александр Глазунов - директор консерватории.
По его просьбе Ирецкая-Акцери стала автором и разработчиком программы вокального образования в консерваториях СССР.
По окончанию этой работы, осенью 1923 года, профессор испросила 8-месячный отпуск, фактически, на один учебный год, и уехала за границу, как объясняла, для лечения.
В Петроград она больше не вернулась, направилась во Францию, сделав неудачную попытку устроиться на работу в Парижской Русской консерватории.
"Над составлением этих программ, — рассказывает проф. Н.К. Ирецкая-Акцери, — я работала с мая по сентябрь 1923 года. Закончив эту работу, я уехала за границу в 8-месячный отпуск, который затем продлила. Вернуться... мне до сих пор не удается, так как врачи находят петербургский климат для меня вредным и не разрешают мне туда ехать.
В Париже, где я было поселилась, ко мне явилась бывшая моя ученица г-жа А. Вальман и предложила мне приехать в Ригу в качестве преподавательницы в ее школу пения.
Перспектива живой и деятельной работы соблазнила меня. К тому же виды на открытие и существование русской консерватории в Париже не казались блестящими..."
В конце 1924 года, по предложению своей бывшей ученицы по Петроградской консерватории, А. Вальман-Крумини, профессор Ирецкая-Акцери переехала в Ригу.
Из архивных документов известно, что через год, в декабре 1925 года, Н. Ирецкая вышла замуж.
Об этой стороне ее жизни ничего не известно. Те же архивные документы только сообщают, что Наталья Ирецкая и Эмилс Годиньш в 1932 году этот брак расторгли...
Примечания: