Jonka (обсуждение | вклад) |
Jonka (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== История одного серебряного блюда == | == История одного серебряного блюда == | ||
− | [[Image:Bljudo.gif]] | + | [[Image:Bljudo.gif|400px|center]] |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | Этот серебряное блюдо было изготовлено где-то в восточной части Римской империи (предположительно — приморская часть провинции Сирия) во второй половине IV в. Затем оно в силу обстоятельств попало в Закавказье, где в конце концов оказалося в погребении какого-то воина (об этом говорят панцирь и шашка).<br> Дальнейшая судьба вещи известна. Интересна смена ее функций. Вначале — бытовой (пусть и роскошный) предмет, затем — часть погребального инвентаря, объект продажи, объект любования и вдохновения художника, объект судебного спора и, наконец, музейный экспонат.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Речь идет о большой серебряной чаше или небольшом блюде, хранящемся в отделе Востока Государственного Эрмитажа.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Императорская Археологическая комиссия<ref>Императорская археологическая комиссия — первое в Российской империи государственное учреждение по руководству археологическими изысканиями. Создано 2 февраля 1859 года. С 1889 комиссия стала единственным учреждением, выдававшим «открытые листы» — разрешения на раскопки на государственных, городских и крестьянских землях (то есть, повсюду, кроме помещичьих земель). Комиссия также занималась охраной и реставрацией памятников.</ref> внимательно следила за всеми известиями о случайных находках древних вещей.<br> '''В конце 1893 г.''' ей стало известно, что в Закавказье были найдены какие-то древности. Сразу же об этом был послан запрос бакинскому губернатору (должностным лицам вменялось в обязанность следить за подобными находками).<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | С ответа из канцелярии губернатора Бакинской губернии и начинается это дело (№ 230/1894), хранящееся теперь в архиве Санкт-Петербургского Института материальной культуры РАН.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | В этом документе, датированном '''30 ноября 1894 г'''., излагаются обстоятельства находки.<br> По сообщению геокчайского уездного начальника от 8 января 1894 г., жителями селения Енги-Кенд-2 Лагичского участка Геокчайского уезда три месяца тому назад во время раскопки земли неподалеку от указанного селения близ дороги были найдены следующие вещи: шашка, кинжал, панцирь, серебряное блюдо величиной со столовую тарелку, весом приблизительно три фунта, и золотая монета величиной в полуимпериал. На внутренней части этого блюда изображен конь с сидящей на нем нагой женской фигурой, сопровождаемой ангелами.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Нашедшие отправили блюдо и монету в Баку к табачному фабриканту Егору Романовичу Мирзабекянцу, у которого, как он заявил ныне, эти вещи кем-то похищены.<br> Шашка, кинжал и панцирь при нем сопровождаются в Императорскую Археологическую комиссию. Виновные в присвоении находки привлечены по статье 179 Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.<br> На листе имеется рисунок пером, сделанный сотрудником Археологической комиссии В. Г. Тизенгаузеном. Из него видно, что кинжал и шашка работы XIX в.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Археологическая комиссия немедленно откликается на это сообщение. В письме от '''28 декабря 1894 г.''' председатель А. А. Бобринский благодарит бакинского губернатора и просит разыскать блюдо. Нашедшему обещана премия — до 500 рублей, сумма по тем временам немалая.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | События развиваются дальше.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | В отношении от '''30 июня 1895 г.''' бакинский губернатор сообщает Археологической комиссии, что Е. Р. Мирзабекянц, «как достоверно дознано», отправил блюдо в Эчмиадзинскую синодальную контору. Дело его разбиралось в суде, но мировой судья оправдал Мирзабекянца.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | <br> '''18 июля 1895 г.''' Археологическая комиссия отправляет два новых отношения. В первом она просит Эчмиадзинскую синодальную контору выслать ей блюдо и монету. Во втором бакинский губернатор уведомляется, что в Эчмиадзин отправлено требование. Мирзабекянц же должен быть судим по статье 548 за присвоение казенной собственности. Уголовной ответственности подлежит и местное начальство, ибо вещь такова, что ее должно показать императору.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | '''11 декабря того же г.''' Археологическая комиссия снова отправляет две бумаги, так как, очевидно, обе стороны молчат. У бакинского губернатора запрашивается: какие меры приняты к наказанию виновных? У Эчмиадзинской синодальной конторы — почему до сих пор не высланы блюдо и монета? Оба запроса подписаны Тизенгаузеном. <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Между тем запрос в Эчмиадзин был напрасен, ответ, подписанный епископом Аристакесом и датированный '''9 декабря 1895 г.''', уже находился в пути. В нем сообщалось, что Мирзабекянц всегда утверждал, что вещи пропали, а предположение губернатора и полицмейстера, что он послал их католикосу, просто неправильно. Кроме того, на блюде изображены нагая женщина и не ангелы, а эроты, а такие сюжеты недопустимы для армяно-григорианского синода.<br> | ||
+ | <br> | ||
Угроза каторги (за хищение императорского имущества) подействовала. '''10 февраля 1896 г.''' бакинский губернатор направляет в Археологическую комиссию следующее объяснение: | Угроза каторги (за хищение императорского имущества) подействовала. '''10 февраля 1896 г.''' бакинский губернатор направляет в Археологическую комиссию следующее объяснение: | ||
<blockquote>«Бакинский купец Егор Романович Мирзабекянц, привлекавшийся к ответственности за присвоение блюда, после оправдания его судом, представил означенное блюдо и, объяснив, что раньше он не мог сделать этого потому, что по случаю горя и беспорядка в доме, долго не находил блюда, оказавшегося заброшенным между вещами, просил возвратить ему таковое, если Археологическое общество найдет блюдо это не имеющим большого археологического интереса или в его распоряжении окажутся такие экземпляры, в противном же случае заготовить для него в столице, через лучших мастеров, металлическую копию блюда». </blockquote> | <blockquote>«Бакинский купец Егор Романович Мирзабекянц, привлекавшийся к ответственности за присвоение блюда, после оправдания его судом, представил означенное блюдо и, объяснив, что раньше он не мог сделать этого потому, что по случаю горя и беспорядка в доме, долго не находил блюда, оказавшегося заброшенным между вещами, просил возвратить ему таковое, если Археологическое общество найдет блюдо это не имеющим большого археологического интереса или в его распоряжении окажутся такие экземпляры, в противном же случае заготовить для него в столице, через лучших мастеров, металлическую копию блюда». </blockquote> | ||
− | Итак, наконец-то искомая древность найдена. Но Археологическая комиссия не успокаивается и '''9 марта 1896 г.''' посылает бакинскому губернатору новый запрос:<br> какие причины побудили Мирзабекянца отдать блюдо, где золотая монета и нет ли следов могильника в месте находки? Одновременно, особым отношением, она требует у мирового судьи копию судебного дела. | + | Итак, наконец-то искомая древность найдена. Но Археологическая комиссия не успокаивается и '''9 марта 1896 г.''' посылает бакинскому губернатору новый запрос:<br> какие причины побудили Мирзабекянца отдать блюдо, где золотая монета и нет ли следов могильника в месте находки? Одновременно, особым отношением, она требует у мирового судьи копию судебного дела.<br> |
− | + | <br> | |
− | Бакинский губернатор, утомленный этим нескончаемым разбирательством, сообщает Археологической комиссии, что от геокчайского уездного начальника затребовано объяснение о месте находки. Мирзабекянц нашел блюдо в вещах покойного сына, монета украдена у него 7 мая 1894 г. на станции Екатеринодар; объяснительная записка Мирзабекянца прилагается к сему | + | Бакинский губернатор, утомленный этим нескончаемым разбирательством, сообщает Археологической комиссии, что от геокчайского уездного начальника затребовано объяснение о месте находки.<br> Мирзабекянц нашел блюдо в вещах покойного сына, монета украдена у него 7 мая 1894 г. на станции Екатеринодар; объяснительная записка Мирзабекянца прилагается к сему: |
<blockquote>«В 1893 г. в городе Баку блюдо мной было приобретено покупкой у одного частного лица. Блюдо на письменном столе исчезло во время моей поездки в Россию по делам.<br> Недавно, перебирая оставшиеся после моего покойного сына вещи, которые обыкновенно у нас удаляются от глаз скорбящей матери, я в узле среди бумаг и рисунков собственной работы покойного наткнулся на блюдо.<br> Егор Мирзабекянц. 1 декабря 1895 г.» </blockquote> | <blockquote>«В 1893 г. в городе Баку блюдо мной было приобретено покупкой у одного частного лица. Блюдо на письменном столе исчезло во время моей поездки в Россию по делам.<br> Недавно, перебирая оставшиеся после моего покойного сына вещи, которые обыкновенно у нас удаляются от глаз скорбящей матери, я в узле среди бумаг и рисунков собственной работы покойного наткнулся на блюдо.<br> Егор Мирзабекянц. 1 декабря 1895 г.» </blockquote> | ||
− | К этой записке приложено заявление Мирзабекянца в полицейский участок станции Екатеринодар о краже у него бумажника, датированное 12 августа 1894 г. | + | К этой записке приложено заявление Мирзабекянца в полицейский участок станции Екатеринодар о краже у него бумажника, датированное 12 августа 1894 г. <br> |
− | + | <br> | |
− | Казалось бы, что все закончено, блюдо находится в Археологической комиссии. Но канцелярская машина продолжает работать. | + | Казалось бы, что все закончено, блюдо находится в Археологической комиссии. Но канцелярская машина продолжает работать.<br> |
− | + | <br> | |
− | <br> '''3 апреля 1896 г.''' мировой судья сообщает в комиссию, что Мирзабекянц оправдан. Через полмесяца Археологическая комиссия извещает бакинского губернатора о прекращении судебного дела и запрашивает, сколько следует заплатить Мирзабекянцу, а также напоминает, что ждет сообщения об исследовании места находки. На это губернатор отвечает, что геокчайский уездный начальник обследовал место; там ничего нет — ни остатков древних укреплений, ни следов могильника; есть лишь каменная пирамидка, почитаемая аршинами. Жители этой местности ничего не знают об археологических памятниках. Место находки — в трехстах саженях от проселочной дорога в Енги-Кенд-2, расположено в гористой местности, в ста саженях от обрыва. | + | <br> '''3 апреля 1896 г.''' мировой судья сообщает в комиссию, что Мирзабекянц оправдан. Через полмесяца Археологическая комиссия извещает бакинского губернатора о прекращении судебного дела и запрашивает, сколько следует заплатить Мирзабекянцу, а также напоминает, что ждет сообщения об исследовании места находки. На это губернатор отвечает, что геокчайский уездный начальник обследовал место; там ничего нет — ни остатков древних укреплений, ни следов могильника; есть лишь каменная пирамидка, почитаемая аршинами. Жители этой местности ничего не знают об археологических памятниках. Место находки — в трехстах саженях от проселочной дорога в Енги-Кенд-2, расположено в гористой местности, в ста саженях от обрыва. <br> |
− | + | <br> | |
− | '''29 июня 1896 г.''' Е. Р. Мирзабекянц посылает в Археологическую комиссию заявление о том, что он дарит принадлежащее ему блюдо. | + | '''29 июня 1896 г.''' Е. Р. Мирзабекянц посылает в Археологическую комиссию заявление о том, что он дарит принадлежащее ему блюдо.<br> |
− | + | <br> | |
− | '''5 сентября этого же года''' бакинский губернатор, очевидно, отвечая на запрос комиссии от 18 апреля, сообщает, что Мирзабекянц не хочет оплаты, а просит изготовить копию вещи. Комиссия отвечает ему, что изготовление копии задерживается по причине болезни мастера Шарапова. | + | '''5 сентября этого же года''' бакинский губернатор, очевидно, отвечая на запрос комиссии от 18 апреля, сообщает, что Мирзабекянц не хочет оплаты, а просит изготовить копию вещи. Комиссия отвечает ему, что изготовление копии задерживается по причине болезни мастера Шарапова.<br> |
− | + | <br> | |
− | <br> '''В октябре 1896 г.''' председатель комиссии А. А. Бобринский отсылает в Тифлисский музей часть окислившейся железной кольчуги, кинжал и железную шашку. Музей благодарит за полученное. | + | <br> '''В октябре 1896 г.''' председатель комиссии А. А. Бобринский отсылает в Тифлисский музей часть окислившейся железной кольчуги, кинжал и железную шашку. Музей благодарит за полученное.<br> |
− | + | <br> | |
− | Наконец изготовлена гальванокопия блюда стоимостью в 75 рублей, и Археологическая комиссия отправляет ее бакинскому губернатору. | + | Наконец изготовлена гальванокопия блюда стоимостью в 75 рублей, и Археологическая комиссия отправляет ее бакинскому губернатору.<br> |
− | + | '''27 января 1897г.''' Мирзабекянц пишет расписку в получении копии, а '''7 февраля''' губернатор отсылает ее в комиссию. На этом, собственно, обязанности Археологической комиссии и заканчиваются.<br><br> | |
− | '''27 января 1897г.''' Мирзабекянц пишет расписку в получении копии, а '''7 февраля''' губернатор отсылает ее в комиссию. На этом, собственно, обязанности Археологической комиссии и заканчиваются. | + | '''24 марта 1898 г.''' Тизенгаузен отправляет блюдо в Эрмитаж, а '''13 апреля''' хранитель А. А. Куник подтверждает его поручение. Эта расписка составляет последний лист достаточно пухлого дела.<br><br> |
− | + | История, как известно, любит пошутить. После Октябрьской революции копия, принадлежавшая Мирзабекянцу, оказалась также в Эрмитаже. Каким образом и когда она поступила сюда? Документов об этом найти не удалось.<br> | |
− | '''24 марта 1898 г.''' Тизенгаузен отправляет блюдо в Эрмитаж, а '''13 апреля''' хранитель А. А. Куник подтверждает его поручение. Эта расписка составляет последний лист достаточно пухлого дела. | + | <br> |
− | + | Блюдо представляет собой плоский круглый сосуд с кольцеобразным поддоном, объемом более полулитра жидкости. Служило оно, вероятнее всего, чашей для вина. Диаметр — 24 см, поддона — 8,2 см. Вес памятника — 1030 г. Как видим, в донесении уездного начальника он был определен достаточно точно.<br> | |
− | История, как известно, любит пошутить. После Октябрьской революции копия, принадлежавшая Мирзабекянцу, оказалась также в Эрмитаже. Каким образом и когда она поступила сюда? Документов об этом найти не удалось. | + | Полукруглая, поднимающаяся стенка; заканчивается у края маленьким, изящным, резко профилированным валиком. Он занимает мало места и поэтому на фотографии почти не виден (как, впрочем, и многие другие детали).<br> Кольцевая ножка изготовлена из круглой (диаметр — 0,6 см) серебряной же проволоки. Все это придает блюду, созданному с замечательным мастерством, большую строгость форм и законченность. Сохранность памятника хорошая, имеются лишь небольшие царапины и отдельные выпадения позолоты.<br> |
− | |||
− | Блюдо представляет собой плоский круглый сосуд с кольцеобразным поддоном, объемом более полулитра жидкости. Служило оно, вероятнее всего, чашей для вина. Диаметр — 24 см, поддона — 8,2 см. Вес памятника — 1030 г. Как видим, в донесении уездного начальника он был определен достаточно точно. | ||
− | |||
− | Полукруглая, поднимающаяся стенка; заканчивается у края маленьким, изящным, резко профилированным валиком. Он занимает мало места и поэтому на фотографии почти не виден (как, впрочем, и многие другие детали).<br> Кольцевая ножка изготовлена из круглой (диаметр — 0,6 см) серебряной же проволоки. Все это придает блюду, созданному с замечательным мастерством, большую строгость форм и законченность. Сохранность памятника хорошая, имеются лишь небольшие царапины и отдельные выпадения позолоты. | ||
− | |||
Этот шедевр античного ювелирного искусства, датирующийся IV в., был сделан из двух серебряных листов, из которых нижний, образующий дно и бока, гладко отшлифован на токарном станке. | Этот шедевр античного ювелирного искусства, датирующийся IV в., был сделан из двух серебряных листов, из которых нижний, образующий дно и бока, гладко отшлифован на токарном станке. | ||
− | <br> (из ст. Р. В. Кинжалова "Грустная Нереида") | + | <br> ''(из ст. Р. В. Кинжалова "Грустная Нереида")'' |
− | |||
<br> | <br> | ||
<blockquote>"Знаменитое серебряное блюдо с Нереидой, — пишет К.Тревер*, — хранящееся в Государственном Эрмитаже является одним из интереснейших памятников римской торевтики II-III вв., равных которому по уровню технического мастерства и художественной выразительности из числа найденных в Закавказье почти не имеется<ref>К.В.Тревер - российский историк и искусствовед, член-корреспондент АН СССР с 1943 года. Автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана</ref>" </blockquote> | <blockquote>"Знаменитое серебряное блюдо с Нереидой, — пишет К.Тревер*, — хранящееся в Государственном Эрмитаже является одним из интереснейших памятников римской торевтики II-III вв., равных которому по уровню технического мастерства и художественной выразительности из числа найденных в Закавказье почти не имеется<ref>К.В.Тревер - российский историк и искусствовед, член-корреспондент АН СССР с 1943 года. Автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана</ref>" </blockquote> | ||
+ | |||
<br> Примечание:<br> <references /> | <br> Примечание:<br> <references /> | ||
Этот серебряное блюдо было изготовлено где-то в восточной части Римской империи (предположительно — приморская часть провинции Сирия) во второй половине IV в. Затем оно в силу обстоятельств попало в Закавказье, где в конце концов оказалося в погребении какого-то воина (об этом говорят панцирь и шашка).
Дальнейшая судьба вещи известна. Интересна смена ее функций. Вначале — бытовой (пусть и роскошный) предмет, затем — часть погребального инвентаря, объект продажи, объект любования и вдохновения художника, объект судебного спора и, наконец, музейный экспонат.
Речь идет о большой серебряной чаше или небольшом блюде, хранящемся в отделе Востока Государственного Эрмитажа.
Императорская Археологическая комиссия[1] внимательно следила за всеми известиями о случайных находках древних вещей.
В конце 1893 г. ей стало известно, что в Закавказье были найдены какие-то древности. Сразу же об этом был послан запрос бакинскому губернатору (должностным лицам вменялось в обязанность следить за подобными находками).
С ответа из канцелярии губернатора Бакинской губернии и начинается это дело (№ 230/1894), хранящееся теперь в архиве Санкт-Петербургского Института материальной культуры РАН.
В этом документе, датированном 30 ноября 1894 г., излагаются обстоятельства находки.
По сообщению геокчайского уездного начальника от 8 января 1894 г., жителями селения Енги-Кенд-2 Лагичского участка Геокчайского уезда три месяца тому назад во время раскопки земли неподалеку от указанного селения близ дороги были найдены следующие вещи: шашка, кинжал, панцирь, серебряное блюдо величиной со столовую тарелку, весом приблизительно три фунта, и золотая монета величиной в полуимпериал. На внутренней части этого блюда изображен конь с сидящей на нем нагой женской фигурой, сопровождаемой ангелами.
Нашедшие отправили блюдо и монету в Баку к табачному фабриканту Егору Романовичу Мирзабекянцу, у которого, как он заявил ныне, эти вещи кем-то похищены.
Шашка, кинжал и панцирь при нем сопровождаются в Императорскую Археологическую комиссию. Виновные в присвоении находки привлечены по статье 179 Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
На листе имеется рисунок пером, сделанный сотрудником Археологической комиссии В. Г. Тизенгаузеном. Из него видно, что кинжал и шашка работы XIX в.
Археологическая комиссия немедленно откликается на это сообщение. В письме от 28 декабря 1894 г. председатель А. А. Бобринский благодарит бакинского губернатора и просит разыскать блюдо. Нашедшему обещана премия — до 500 рублей, сумма по тем временам немалая.
События развиваются дальше.
В отношении от 30 июня 1895 г. бакинский губернатор сообщает Археологической комиссии, что Е. Р. Мирзабекянц, «как достоверно дознано», отправил блюдо в Эчмиадзинскую синодальную контору. Дело его разбиралось в суде, но мировой судья оправдал Мирзабекянца.
18 июля 1895 г. Археологическая комиссия отправляет два новых отношения. В первом она просит Эчмиадзинскую синодальную контору выслать ей блюдо и монету. Во втором бакинский губернатор уведомляется, что в Эчмиадзин отправлено требование. Мирзабекянц же должен быть судим по статье 548 за присвоение казенной собственности. Уголовной ответственности подлежит и местное начальство, ибо вещь такова, что ее должно показать императору.
11 декабря того же г. Археологическая комиссия снова отправляет две бумаги, так как, очевидно, обе стороны молчат. У бакинского губернатора запрашивается: какие меры приняты к наказанию виновных? У Эчмиадзинской синодальной конторы — почему до сих пор не высланы блюдо и монета? Оба запроса подписаны Тизенгаузеном.
Между тем запрос в Эчмиадзин был напрасен, ответ, подписанный епископом Аристакесом и датированный 9 декабря 1895 г., уже находился в пути. В нем сообщалось, что Мирзабекянц всегда утверждал, что вещи пропали, а предположение губернатора и полицмейстера, что он послал их католикосу, просто неправильно. Кроме того, на блюде изображены нагая женщина и не ангелы, а эроты, а такие сюжеты недопустимы для армяно-григорианского синода.
Угроза каторги (за хищение императорского имущества) подействовала. 10 февраля 1896 г. бакинский губернатор направляет в Археологическую комиссию следующее объяснение:
«Бакинский купец Егор Романович Мирзабекянц, привлекавшийся к ответственности за присвоение блюда, после оправдания его судом, представил означенное блюдо и, объяснив, что раньше он не мог сделать этого потому, что по случаю горя и беспорядка в доме, долго не находил блюда, оказавшегося заброшенным между вещами, просил возвратить ему таковое, если Археологическое общество найдет блюдо это не имеющим большого археологического интереса или в его распоряжении окажутся такие экземпляры, в противном же случае заготовить для него в столице, через лучших мастеров, металлическую копию блюда».
Итак, наконец-то искомая древность найдена. Но Археологическая комиссия не успокаивается и 9 марта 1896 г. посылает бакинскому губернатору новый запрос:
какие причины побудили Мирзабекянца отдать блюдо, где золотая монета и нет ли следов могильника в месте находки? Одновременно, особым отношением, она требует у мирового судьи копию судебного дела.
Бакинский губернатор, утомленный этим нескончаемым разбирательством, сообщает Археологической комиссии, что от геокчайского уездного начальника затребовано объяснение о месте находки.
Мирзабекянц нашел блюдо в вещах покойного сына, монета украдена у него 7 мая 1894 г. на станции Екатеринодар; объяснительная записка Мирзабекянца прилагается к сему:
«В 1893 г. в городе Баку блюдо мной было приобретено покупкой у одного частного лица. Блюдо на письменном столе исчезло во время моей поездки в Россию по делам.
Недавно, перебирая оставшиеся после моего покойного сына вещи, которые обыкновенно у нас удаляются от глаз скорбящей матери, я в узле среди бумаг и рисунков собственной работы покойного наткнулся на блюдо.
Егор Мирзабекянц. 1 декабря 1895 г.»
К этой записке приложено заявление Мирзабекянца в полицейский участок станции Екатеринодар о краже у него бумажника, датированное 12 августа 1894 г.
Казалось бы, что все закончено, блюдо находится в Археологической комиссии. Но канцелярская машина продолжает работать.
3 апреля 1896 г. мировой судья сообщает в комиссию, что Мирзабекянц оправдан. Через полмесяца Археологическая комиссия извещает бакинского губернатора о прекращении судебного дела и запрашивает, сколько следует заплатить Мирзабекянцу, а также напоминает, что ждет сообщения об исследовании места находки. На это губернатор отвечает, что геокчайский уездный начальник обследовал место; там ничего нет — ни остатков древних укреплений, ни следов могильника; есть лишь каменная пирамидка, почитаемая аршинами. Жители этой местности ничего не знают об археологических памятниках. Место находки — в трехстах саженях от проселочной дорога в Енги-Кенд-2, расположено в гористой местности, в ста саженях от обрыва.
29 июня 1896 г. Е. Р. Мирзабекянц посылает в Археологическую комиссию заявление о том, что он дарит принадлежащее ему блюдо.
5 сентября этого же года бакинский губернатор, очевидно, отвечая на запрос комиссии от 18 апреля, сообщает, что Мирзабекянц не хочет оплаты, а просит изготовить копию вещи. Комиссия отвечает ему, что изготовление копии задерживается по причине болезни мастера Шарапова.
В октябре 1896 г. председатель комиссии А. А. Бобринский отсылает в Тифлисский музей часть окислившейся железной кольчуги, кинжал и железную шашку. Музей благодарит за полученное.
Наконец изготовлена гальванокопия блюда стоимостью в 75 рублей, и Археологическая комиссия отправляет ее бакинскому губернатору.
27 января 1897г. Мирзабекянц пишет расписку в получении копии, а 7 февраля губернатор отсылает ее в комиссию. На этом, собственно, обязанности Археологической комиссии и заканчиваются.
24 марта 1898 г. Тизенгаузен отправляет блюдо в Эрмитаж, а 13 апреля хранитель А. А. Куник подтверждает его поручение. Эта расписка составляет последний лист достаточно пухлого дела.
История, как известно, любит пошутить. После Октябрьской революции копия, принадлежавшая Мирзабекянцу, оказалась также в Эрмитаже. Каким образом и когда она поступила сюда? Документов об этом найти не удалось.
Блюдо представляет собой плоский круглый сосуд с кольцеобразным поддоном, объемом более полулитра жидкости. Служило оно, вероятнее всего, чашей для вина. Диаметр — 24 см, поддона — 8,2 см. Вес памятника — 1030 г. Как видим, в донесении уездного начальника он был определен достаточно точно.
Полукруглая, поднимающаяся стенка; заканчивается у края маленьким, изящным, резко профилированным валиком. Он занимает мало места и поэтому на фотографии почти не виден (как, впрочем, и многие другие детали).
Кольцевая ножка изготовлена из круглой (диаметр — 0,6 см) серебряной же проволоки. Все это придает блюду, созданному с замечательным мастерством, большую строгость форм и законченность. Сохранность памятника хорошая, имеются лишь небольшие царапины и отдельные выпадения позолоты.
Этот шедевр античного ювелирного искусства, датирующийся IV в., был сделан из двух серебряных листов, из которых нижний, образующий дно и бока, гладко отшлифован на токарном станке.
(из ст. Р. В. Кинжалова "Грустная Нереида")
"Знаменитое серебряное блюдо с Нереидой, — пишет К.Тревер*, — хранящееся в Государственном Эрмитаже является одним из интереснейших памятников римской торевтики II-III вв., равных которому по уровню технического мастерства и художественной выразительности из числа найденных в Закавказье почти не имеется[2]"
Примечание:
Источник: Здесь