Казарцева Анна Ивановна[править]

- скульптор, педагог по лепке
~1890 - ~1968

Журналист Анна Векшина

Мое знакомство с судьбой Анны Ивановны Казарцевой началось совершенно случайно. Разыскивая информацию для статьи о первых памятниках Ленину на территории России, я наткнулась на заметку о прижизненном изваянии вождю в селе Коротояк Воронежской области. Газета "Известия Коротоякского совета рабочих и крестьянских депутатов" за 1918 год сообщает, что к первой годовщине Октябрьской революции учительница рисования сельской школы Анна Казарцева изготовила бюст вождя мирового пролетариата. Именно он считается первым памятником Владимиру Ленину не только в Воронежской области, но и во всем мире.

Монумент В.И. Ленину в с. Коротояк, 2020 год, фото: Андрей Журавлев

До наших дней памятник Ленину, конечно, не сохранился. Гражданская война внесла свои коррективы. Через год после торжественного открытия монумента Коротояк перешел в руки деникинцев, которые местные революционные достопримечательности не пожалели. Затем — тяжелые бои во Второй мировой войне, оставившей от села лишь пару домов. В настоящее время в Коротояке представлена точная копия того самого первого памятника, за которой следят и ухаживают местные активисты, считая это одной из главных достопримечательностей своего маленького, но очень гордого села.

Также в газете упоминается, что Анна Казарцева причастна и к созданию первого в селе бюста Карла Маркса, который также до наших дней не дошел. Эти немногочисленные сведения я решила проверить и обнаружила, что история несколько глубже, чем может показаться на первый взгляд. История коротоякский памятников — не просто инициатива частного лица, опьяненного революционными идеями, а работа профессионального художника.

Личное дело художницы Анны Ивановны Казарцевой было найдено мною в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Там указан Воронежский адрес проживания, а также упоминание, что она обучалась в Императорском обществе поощрения художеств и МГХПА им. Строганова.

Благодаря Острогожскому краеведческому музею, а также инициативе местных активистов, удалось установить, что учительница рисования Анна Казарцева приехала преподавать в коротоякскую школу из Москвы. И после 1919 года уехала обратно. Среди учителей коротоякских школ за 1920 год не упоминается. Воронежский адрес после 1921 года за ней также не числится.

После месяцев пристального исследования, след Анны Ивановны мне удалось обнаружить в Баку. Примерно с 30-х годов она преподает лепку в Доме Пионеров и Доме Художественного Образования Детей. Среди ее учеников — скульпторы, режиссеры и художники с мировой славой: А.Н. Бурганов, Л.К Давидян, О. Эльдаров, Мир-Теймур Мамедов, С.В. Мирзоян.

Мое исследование продвигается очень медленно. Мало что сохранилось в Воронежском архиве — он почти полностью был уничтожен во время Великой отечественной войны, мало что удалось найти и в архиве Строгановской академии — документы по вольнослушателям особенно не сохранились, после 1917 года академия была преобразована в Государственные свободные художественные мастерские (по которым архива, в сущности, никакого нет), а в 1918 году — во ВХУТЕМАС, первые годы которого также слабо отражены в документации.

Так что восстановить творческий путь Анны Ивановны полностью не получается. Единственное, на что можно рассчитывать — воспоминания немногочисленных учеников, по которым можно собрать хоть какие-то крупицы ее биографии.

Вот краткий перечень сведений, которые удалось пока систематизировать:

Анна Ивановна Казарцева, предположительно, родилась в Санкт-Петербурге в 1890 году. До 1915 года Обучалась в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств.
С 1915 по 1917 - вольнослушальница живописно-рисовального отделения Императорского Строгановского Центрального Художественно-Промышленного Училища (МГХПА им. Строганова). Ездила совершенствовать свои навыки в Италию и Францию.
Примерно с 1933 по 1968 гг. - педагог по лепке в бакинском Доме Пионеров и в Доме Художественного Образования Детей г.Баку.
Проживала в Баку по адресу ул. Габышева, 62. (ныне - улица Ильгара Исмайлова).

Имела дочь Маргариту и сына, погибшего в Великой Отечественй Войне.
Предполагаемая дата смерти Анны Ивановны - 1968 год.

Учителя Анны Ивановны:[править]

Алешин С.С.: [1] Волнухин С.М. [2]

Выпускники и студенты кружка А. И. Казарцевой в бакинском Дворце пионеров и школьников
[править]

• Бурганов А.Н.: [3]
• Гусейнов Ага (Ариф Гусейнов): [4]
• Давидян Л. К.: [5]
• Кологривов Валентин
• Крошечкин Николай
• Курбанова Ф. А.: [6]
• Мамедов М.Т.: [7]
• Маркаров Н.Н.: [8]
• Мехтиева С.Г.
• Мирзоян С. В.: [9]
• Тасалов В.И.: [10]
• Телятников Леонид
• Червинакова Раина
• Эльдаров О.: [11]

Воспоминания учеников[править]

Анна Ивановна на занятиях кружка
Из документального фильма " Пiонерlәр Пионерия" (1938)[1]

Бурганов А.Н.[править]

- советский и российский скульптор, доктор искусствоведения, педагог, профессор. Член Президиума Российской академии художеств с 2007 года.

C Александром Николаевичем Бургановым мы встретились в марте 2023 года в его музее-мастерской. Он не только поделился своими воспоминаниями о своем первом учителе, но и предоставил фотографии из студии в Доме Художественного Образования Детей (пока это единственные фотографии А.И. Казарцевой, которыми я располагаю). Ко времени моего визита он также слепил по памяти два барельефа, которые хочет выставить в своем музее.

Вообще это все было что-то вроде детского сада. Дом художественного воспитания детей. На улице Лейтенанта Шмидта он располагался, кажется. Была и конкурирующая организация - Дворец Пионеров где-то рядом с памятником Борьбы. Помню это здание Дома Пионеров со скульптурами Эрьзя на крыше. Горняки какие-то, что-то такое. Мы, студийцы, конечно, не знали, кто такой Эрьзя. Просто видели, что скульптуры стоят. Только потом я понял всю мощь этого необычного художника.

Во Дворце Пионеров меня сначала отдали в студию живописи. Я все-таки был очень мал по возрасту, а там вобщем-то были уже почти взрослые люди. По моему я ходил туда два раза в неделю. И там-то мне встретилась Анна Ивановна Казарцева. Она вела лепку. Дала мне пластилинчик и сказала: «Ну, давай, мальчик, слепи птичку».

В общем, слепил я эту птичку, а Анна Ивановна сказала: «Ну, хорошо, а теперь еще что-нибудь слепи». Дала мне еще пластилин. А потом предложила перейти к ней на лепку в Дом Художественного Воспитания Детей. Это был первый этаж, полуподвальчик такой. Тоже были там студии: живописные, музыкальные, лепка. Анна Ивановна была такая высокая, активная, худая. Она была дама из Серебрянного века. Прическа, манеры. Такая интеллигентность, которая сразу чувствуется.

Потом я пошел в школу. А после школы всегда приходил к Анне Ивановне в студию. Приходил, расставлял мебель, садился лепить или рисовать. Я думаю, что моя необычность состояла в том, что я, как взрослый, брался лепить портреты с натуры. И у меня что-то получалось. И это, видимо, выделяло меня среди других. Анна Ивановна была очень высокого мнения обо мне. Говорила: «Шурик, ты пойдешь далеко. Ты будешь лепить».

Уже матери фактически не было.Только я один и бабушка. Старая, глухая. Отец на войне. А мать постоянно на работе. Она была чернорабочая на Рыбзаводе, потом в порту. Мама сгорела очень быстро. Через два года после окончания войны она умерла. Молодая. Она была абсолютно неграмотная. Мы с ней ходили в Ликбез. Сидели за одной партой и она выходила к доске, писала буквы. Такая жизнь была.

Студия у Анны Ивановны был моим вторым домом. Плана занятий у нас никакого не было. Все дети имели статус самостоятельных художников. К юбилеям мы иногда делали делали скульптуры из глины. Пушкина, Гоголя. Вот, например, была какая-то дата, связанная с Низами. Что мы знали о Низами? Ну, по радио что-то говорили. Персидский поэт. Я помню, что лепил скульптуру из глины по поэме Низами. Лепил Тараса Бульбу. Анна Ивановна не руководила, нет, она нам просто помогала. Что-то подправляла, но никогда не указывала, не ругала. Она не делала различий, азербайджанец ты или русский. Хорошо лепишь или плохо.
Очень много нас у нее было, она с нами возилась, как со своими детьми. Любила нас всех ужасно.

Анна Ивановна никогда о себе не рассказывала. Жила в ужасной бедности на окраине города. До сих пор помню адрес ее дома - Габышева, 62. Она не была нашим учителем, мне кажется, она была нашей мамой.

Помню, что у Анны Ивановны была дочка. Замечательная, красавица. Маргарита. И по-моему, как мне кажется, у нее был сын, который погиб на войне. Но я его никогда не видел. Каким-то образом, я уже не помню, конечно, какими именно словами она это говорила, что она была в Италии и в Париже, училась в Москве, в Строгановской Академии. У нее был набор инструментов для гипсовой формовки из Италии. Очень красивый, все там так красиво складывалось. Но я никогда не видел, чтобы Анна Ивановна что-то лепила для себя или рисовала, и ее работ никогда не видел.

Еще помню такой случай. Пришли к нам в студию пожарные. У них там какой-то профессиональный праздник намечался, и они хотели, чтобы мы в студии вылепили приз лучшим сотрудникам: Пожарный со шлангом. Анна Ивановна сказала: «Вот у меня есть ученик, он вам хорошо сделает». И я начал лепить. Мы вместе с Анной Ивановной эту скульптуру формовали. И потом эти пожарные пришли и принесли 300 рублей. Оплата за работу. Анна Ивановна все эти деньги отдала мне. Сказала, что это моя первая работа и мой первый заработок. Я уже не помню, что это были за деньги и что можно было на них купить. Все-таки это было послевоенное время, все были голодные, нищие. И вот я помню, что я дома показал эти деньги и все: «О, да не может быть! Да покажи!».

Бакинская студия Анны Ивановны - это удивительное место. Все крупные художники Азербайджана прошли через нее. Хорошо помню всех, с кем учился: Раина Червинакова, Леня Телятников, Владимир Тасалов, Омар Эльдаров, Валентин Кологривов, Николай Крошечкин, Николай Маркаров, Светлана Мирзоян

Главной красавицей нашей студии была Раина Червинакова. Моя первая любовь. Недостижимая, потому что была старше меня на 3 года.

Анна Ивановна упоминала фамилию Голубкиной. Они были примерно одних лет. Человек печальной судьбы. Голубкина училась у Родена. В ней чувствовался этот роденовский стиль. Анна Ивановна тоже считала Родена знаменем и ориентиром.

Еще помню, как я попал в мастерскую к Елизавете Родионовне Трипольской вместе с Анной Ивановной. Трипольская была действующим художником. Это ощущалось. Огромная мастерская. Везде скульптуры, скульптуры. Они были довольно близкими подругами, хотя совершенно были не похожи, как мне кажется, по складу характера. Мне было неуютно в этой мастерской. Я привык к нашему полуподвальчику. К домашней обстановке. А здесь было много света. Помню только смотрел на какой-то бюст в мастерской и думал: «Я могу лучше». Почему я так думал? Откуда это во мне было? Не знаю.

Анна Ивановна просто поставляла художников из Баку в Москву: сначала поехали Кологривов, Тасалов, Крошечкин, потом уже я. В Строгановке преподавал скульптор Сергей Семенович Алешин. Анна Ивановна у него училась. Еще она упомянула фамилии - Шадр, Волнухин. Думаю, что все это был круг ее людей.

Студийцы поддерживали отношения с Анной Ивановной после того, как разъехались из Баку. Я тоже с ней переписывался. Я помню, что приезжал в Баку уже учась в Москве, и мы с некоторыми студийцами навещали ее дома. Это были внезапные визиты с шампанским. с цветами. Очень радушные и теплые.

После 70-х годов, мне кажется, у меня связь с Баку как-то прервалась. О смерти Анны Ивановны я узнал очень поздно. Даже не помню от кого. Так она незаметно ушла.

Последний раз, когда я приехал в Баку, то Анны Ивановны уже не было. Но я помню, как я сел в машину и помчался по знакомому адресу. Я хотел просто взглянуть на ее двор. На этот родной дом. Но прямо с дороги нас вернули на встречу с какими-то большими Азербайджанцами. Я не успел. Не успел проститься с этим домом.

Омар Эльдаров[править]

- советский азербайджанский скульптор-монументалист.

Из интервью 2018 года: [12]

Что значит выбор профессии? Я с трех лет взял в руки карандаш и начал рисовать, как все маленькие дети. Мои родители, в особенности отец, поощряли это мое занятие. Даже скажу вам, отец как-то серьезно начал к этому относиться: привез мне из Москвы двухтомник итальянского живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари, который в своей книге описал всю эпоху Ренессанса; привез краски, альбом, много рассказывал о Ленинграде, где он учился. Затем мама определила меня в кружок одаренных детей. Но меня отказались брать, потому что группа оказалась переполненной. Мы уже хотели уйти и вернуться на следующий год, но тут к нам подошла высокая русская женщина Анна Ивановна Казарцева и сказала: «Мальчик, ты не хочешь лепить? Мы тебе дадим глину, а ты лепи, что хочешь: яблоко, зайчонка…» Так я был определен в скульптурный класс. Помню, когда я слепил какую-то фигурку, Анна Ивановна сказала мне: «Вот когда вырастешь, будешь ходить по городу и видеть свои скульптуры». Этими словами она зарядила меня на всю жизнь. Вот вам и случайность.

Людвиг Давидян[править]

- советский, российский скульптор

Из интервью 2012 года: [13]

Первым человеком, который научил меня рисовать, лепить, видеть глину, была Анна Ивановна Казарцева. Она была коренной петербурженкой, умной, тонкой, очень образованной. В первую волну эмиграции вместе с мужем – белым офицером – добирались до Турции. В Баку муж умер, и она так и осталась в этом городе. У нее была одна дочка – больше никого. Анна Ивановна преподавала во Дворце пионеров имени Гагарина. Это было знаменитое заведение – выпустило много известных шахматистов, писателей, художников. Бурганов, Шульц… перечислять можно долго. Во Дворце пионеров мы ходили не в кружок – это была настоящая семья. Так она нас воспитала. Воспитанники Анны Ивановны, все как один, мечтали продолжать обучение в Москве. Она очень хорошо готовила нас к этому шагу.

Франгиз Курбанова[править]

- актриса и режиссер, заслуженный деятель искусств Азербайджана.
(из воспоминаний для исследования)

Я после четвертого класса, пошла учиться у Анны Ивановны в Дом пионеров. Как давно это было. К сожалению, не могу сказать ничего о ее жизни, потому что была слишком мала...Училась у нее только 2 года. Осталась добрая память о ней. Помню, что Анна Ивановна была внимательна и мягка в общении. Она была спокойной, худенькая, с собранными на затылке волосами с проседью. Помню ее очки. Круглые небольшие стекла.Первым моим рисунком был стул, который она поставила передо мной, в виде задания по рисунку. По лепке она предоставляла свободный выбор. Каждый лепил что хотел. Вот все, что могла вспомнить. Но, общее воспоминание о ней теплое и благодарное.

Ага Гусейнов[править]

- советский, азербайджанский художник. Народный художник Азербайджана. Известный азербайджанский график-станковист, плакатист и иллюстратор книг для детей и взрослых.
(из воспоминаний для сайта “Наш Баку”):

И ещё, кажется Анна Ивановна преподавала мне тоже! В 1968-м году, когда я был в первом классе, бабушка записала меня во дворец пионеров, в центральный, в Нагорном парке. Жила бабушка рядом на улице Чкалова 16. Я помню, в то время Казарцевой было лет за 70. Внешне её помню и очень хорошо, мог бы даже нарисовать. Помню что педагог она была замечательный. Высокая и статная, точно как описывает её Омар Гасанович. Фамилию её не помнил и отчество тоже, но помню что что звали её Анна .
Через много лет, уже учась в Суриковском институте, думал о ней и мне казалось что она попала в Баку из Москвы. Кто-то мне об этом рассказывал и кто-то мне когда-то очень давно говорил, что была она художником - конструктивистом.
Это все что я помню, т.к. ходил я туда два или три месяца а потом уже занимался сам по себе и с папой. Вернулся в дворец пионеров только в восьмом классе перед поступлением в училище, но Анны Ивановны там уже не было.

Мир-Теймур Мамедов, художник, скульптор, керамист[править]

(из воспоминаний для сайта “Наш Баку”):

Учился у нее в Доме пионеров. Он был на ул. Хагани, рядом с Союзом Писателей. Это дом, на котором были фигуры Эрьзя. Вход был через двор и по диагонали вглубь двора. Была ветхая деревянная дверь и лестница каменная наверх, на 4 этаж. Был 1960 год, мне 13 лет-учился у нее 2 года. После нее пришел Ариф Казиев. Тоже 2 года был у нас учителем, после чего я в 1964 поступил в АГХУ имени А. Азим - заде. Который и закончил с отличием в 1968 году. После чего уехал в Питер. Поступил в Муху.
Ничего из личной жизни А. И. Казарцевой я не знаю.


  1. Материал получен благодаря Азаду Абасову

За мольбертом — юные[править]

Три часа дня. Как обычно в это время в республиканском Дворце пионеров имени Ю.Гагарина стоит тишина. И сегодня нигде не видно ребят, не слышна детская многоголосица. Эти часы посвящены любимой творческой работе. Заглянем к юным художникам.
…Склонившись над мольбертами, ребята увлеченно работают. Одни рисуют портреты, другие — пейзажи.
Руководитель кружка М.П.Агаева рассказывает, чем сейчас заняты ребята. Ко Дню Советской Армии они готовят тематическую выставку, параллельно с этим работают над композицией «Мой дом, моя страна», которая открывает перед пионерами широкие творческие возможности.
Рисунки будут изображать многое: от любимых улиц и уголков родного города до великих завоеваний нашей страны в науке, технике, в освоении космоса. Самое большое место займут работы, посвященные любимому Ильичу.
Кружок изобразительного искусства может по праву гордиться своими художниками. Их работы посылались на международные выставки в разные страны мира. Т.Шафиев, четвероклассник 41-й школы, участник выставок в Канаде, на Кубе. Некоторые рисунки юных художников демонстрировались в Америке, Японии, Польше, Чехословакии.
В сентябре нынешнего года в США откроется советская выставка детского творчества. Лучшие работы ребят нашего Дворца пионеров будут там экспонироваться.
Юные художники поддерживают тесную связь с кружком скульпторов. Вот и сейчас их объединяет общая работа ко Дню Советской Армии. Анна Ивановна Казарцева, руководитель скульпторов, любовно демонстрирует работы своих учеников, подготовленные к этой выставке: скульптурную группу И.Зейналова — «В атаку», «Санитарку» Э.Мамедова, «В дозоре» Т.Таирова и многие другие.

Многие питомцы Анны Ивановны — сейчас известные скульпторы, архитекторы. В кабинете юных скульпторов много изящно выполненных статуэток из рога и кости. Хороши работы А.Мамедова, ученика 190-й школы. Ахмед пришел в кружок к Анне Ивановне совсем маленьким, а сейчас он уже ученик 10-го класса. Рос мальчик, развивались его способности. Работы Мамедова «Воин побеждает дракона» и «Спутник» выполнены мастерски.
Приятно наблюдать за ребятами, полностью поглощенными любимой работой. И если не все из них станут художниками или скульпторами, то любовь к искусству, чувство красоты, стремление к творчеству они пронесут через всю жизнь.

Е.САФОНОВА, студентка,
общественный корреспондент «Бакинского рабочего». 1965: [14]

Фотоальбом[править]

  1. РГАЛИ. официальная копия разрешена для публикации

Заключение[править]

Благодарю за помощь в исследовании сайт “Наш баку” и лично Т.Б. Сперанскую за помощь в сборе информации среди бывших учеников А.И. Казарцевой.
Исследование продолжается, если вы что-либо знаете о жизни А.И. Казарцевой или учились у нее, просьба связаться с проектом через сайт «Наш Баку»


При использовании любых материалов Сайта как источника информации обязательно указание на непосредственный адрес статьи и имя ее автора. КОММЕРЧЕСКОЕ использование любых материалов сайта в журналистике и иных целях (воспроизведение целиком или частями, переработка и распространение и т.п.) возможно ТОЛЬКО с письменного разрешения администрации сайта. Запрос посылается по адресу info(at)ourbaku.com

© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!

comments powered by Disqus